Перевозчики допустили фальстарт

№18v(746) 15 — 21 мая 2015 г. 15 Мая 2015 3

Водители требуют повышение платы за проезд, а пассажиры — понижения
Водители требуют повышение платы за проезд, а пассажиры — понижения

Накануне Дня примирения и Дня Победы во многих регионах подорожал проезд в пригородном общественном транспорте. В среднем цены выросли на треть. Так, в Полтавской обл. губернатор Валерий Головко подписал распоряжение об увеличении стоимости одного пассажирокилометра с 35 коп. до 45 коп., мотивировав это существенным подорожанием горюче-смазочных материалов и автомобильных комплектующих.

В Сумской обл. аналогичный показатель, который перевозчики закладывают в стоимость проезда, увеличился с 34—36 коп. до 45—48 коп.

В Закарпатье руководитель региона Василий Губаль согласовал с перевозчиками новый тариф на уровне 45 коп. за 1 км маршрута вместо прежнего 0,375 коп.

Кое-где подорожание вызвало массовое недовольство жителей, для которых пригородные автобусы являются важнейшим средством сообщения с областными центрами, куда десятки тысяч людей ежедневно ездят на работу или учебу.

Так, в днепропетровском пригороде Подгородном больше сотни самых недовольных перекрыли на несколько часов трассу международного значения Знаменка — Луганск — Изварино — основной путь доставки грузов в зону АТО. Из-за того, что проезд до областного центра подорожал с 6 грн. до 9 грн.

Урегулировать конфликт перевозчиков и пассажиров удалось только обещанием снизить тариф до 7 грн. и созданием комиссии с участием местных депутатов и представителей транспортного предприятия, которые должны будут обосновать новую стоимость проезда. Представители транспортной отрасли региона говорят, что подорожания все же не избежать. Но когда и на сколько, говорить пока не готовы.

Увеличение стоимости проезда перевозчики оправдывают решением Кабмина о дерегуляции ценообразования на внутриобластных междугородних перевозках. Оно было принято еще в конце марта, но опубликовано на сайте правительства и вступило в силу 6 мая.

В сообщении пресс-службы Кабмина по этому поводу говорится, что тарифообразование на маршрутах, не выходящих за пределы регионов, приведено в соответствие с законом «О местном самоуправлении». Госрегулирование в этом формате перевозок, которым ранее занимались областные госадминистрации, теперь отменяется. И это одно из следствий проводимой в стране децентрализации. На межобластных перевозках свободное ценообразование действует еще с 1996 г.

Либерализация цен в этом сегменте перевозок должна способствовать созданию конкурентных тарифов, повышению качества обслуживания и привлечению транспортными предприятиями инвестиций на обновление автопарка.

По словам вице-президента Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков (ВААП) Петра Овчара, за последние два года ни одно из крупных транспортных предприятий Украины не обновляло автопарк, хотя по нормативам необходимо каждый год закупать не менее 10% новых автобусов. Из-за этого падает качество обслуживания и растут расходы на обслуживание устаревшего транспорта, снижается заинтересованность в работе. На рынке появляются «серые» перевозчики, контролировать деятельность которых властям будет очень непросто.

Предприятие, обслуживающее маршрут Подгородное — Днепропетровск, к «серым» явно не относится. Оно достаточно известно на рынке Украины. Компания «Північ Транс» одесского бизнесмена Сурена Сардаряна обслуживает маршруты сразу в нескольких регионах.

3 года назад предприятие засветилось и на столичном рынке перевозок. В 2012 г. одесская фирма выиграла 14 пригородных маршрутов из 200 выставленных на конкурс Киевской облгосадминистрацией. Но так и не смогла приступить к работе из-за забастовок местных предпринимателей, недовольных чужаком. После чего власти отменили результаты тендера, сославшись на то, что он был проведен с техническими ошибками.

Председатель Днепропетровской областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Андрей Берчук рассказал «2000», что в конце апреля губернатор региона Валентин Резниченко согласовал новый тариф на проезд в общественном транспорте — 53 коп./км. Это без стоимости страховки, провоза багажа и других побочных расходов. Но учитывая низкий материальный достаток населения, перевозчики согласились держать тариф в пределах 40—47 коп./км.

Поводом для уступок стала стабилизация стоимости дизтоплива на заправках. Но если горючее вновь подорожает, как это было в конце февраля, перевозчики поднимут вопрос о повышении транспортного тарифа.

Судя по всему, фирма одесского бизнесмена, которого СМИ ранее называли другом экс-губернатора и бывшего вице-премьера в правительстве Николая Азарова — Александра Вилкула, сознательно вышла за рамки установленных договоренностей, понадеявшись на либерализацию цен и на то, что люди, занятые празднованием Дня Победы, посчитают подорожание проезда незначительной неприятностью. Но этого не произошло. Впрочем, тот же Петр Овчар утверждает, что уже сегодня экономически оправданной является стоимость проезда 0,66 грн./км. А это несколько выше тарифа, установленного властями Днепропетровщины и других областей Украины.

Кроме того, по мнению вице-президента ВААП, решение Кабмина о дерегуляции внутриобластных междугородних перевозок уже сейчас позволяет перевозчикам устанавливать экономически обоснованные тарифы, в отличие от внутригородских перевозок, где стоимость проезда регулируется законом о местном самоуправлении. Т. е. в городах согласовывать цены с местными общинами необходимо, а на пригородных маршрутах — уже нет.

Однако прежде чем либерализация цен состоится, областные управления инфраструктуры должны разработать новые образцы паспортов маршрутов, в которых до сих пор присутствуют таблицы стоимости проезда, и другие параметры, которые перевозчики обязались соблюдать. В противном случае власти имеют повод лишить транспортников работы, отменив результаты тендеров на право пассажирских перевозок.

Если же украинские власти решат пойти по пути дерегуляции еще дальше, то как и в большинстве европейских стран, они неизбежно придут к новой модели отношений между местными общинами и перевозчиками, предполагающей, что заключаются договора на обслуживание не маршрутов, а конкретных территорий. А уже сами предприятия определяют оптимальный режим поездок, вместимости подвижного состава и меняют тарифы в зависимости от изменения накладных расходов.

Одним из главных последствий этих изменений для нашего рынка перевозок стало бы его укрупнение. Возможно даже, мы вернулись бы к старой советской модели, когда на всю Украину работало менее 1 тыс. транспортных предприятий, а не 48 тыс. лицензиатов, как сейчас.

Но пока европейская модель остается для нас недостижимой мечтой. В нынешней ситуации либерализация цен способствовала бы неоправданному завышению тарифов, а свобода перевозчикам, как и куда им ехать, была бы равносильна транспортному коллапсу.

Поэтому одной рукой власти подписывают решения, говорящие о децентрализации, а другой продолжают жестко контролировать пассажирские перевозки, опасаясь, как бы чего не вышло.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

«Декоммунизация» извести

Побелку деревьев известью, не только в столице, но и во всей Украине, запретили... 11 лет...

Гройсман жмет на газ

Газодобывающим компаниям отложили на неопределенный срок введение транспортного...

Замуровали, демоны

С понедельника 10 апреля возобновляются акции против российских банков

Николай Азаров: Украине угрожает «усталость...

«Чтобы спасти экономику, премьер-министру должна быть предоставлена вся полнота...

Национализировать. Не строить

Деолигархизация сверху, начатая Петром Порошенко в отношении днепровского олигарха...

Швондеры по вызову

Можно говорить о настоящей эпидемии «активизма»

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка