Первые признаки стихийной регионализации

№37–38(747) 6 — 12 ноября 2015 г. 05 Ноября 2015 4

Администрация Президента, по-видимому, окончательно упустила шанс выступить в качестве влиятельного политического игрока. Такую возможность предоставляли выборы глав наиболее значимых городов страны — Киева, Харькова, Одессы, Николаева, Львова, Запорожья, — которые являются центром сразу для нескольких регионов. Причем от общественных настроений в Киеве (в котором сочетаются общенациональный и городской уровень экономической и политической жизни), Львове, Одессе и Харькове напрямую зависит политическая стабильность в стране.

В большинстве региональных центров президентская партия не сумела выставить кандидатов, способных выйти во второй тур выборов. Исключения составили только Запорожье и Киев. Но Николай Фролов практически не имеет шансов выиграть борьбу за пост запорожского мэра у Владимира Буряка, самовыдвиженца, представляющего интересы Рината Ахметова. А Виталий Кличко, которому гарантирована победа во втором туре киевских выборов, ничем не обязан центральной власти, которая за все время избирательной кампании не сделала ни одного значимого жеста в его поддержку (например, можно было бы объявить о готовности направить средства на улучшение городской инфраструктуры или на модернизацию киевских больниц).

Благодарность киевский мэр может испытывать разве что к Сергею Левочкину, который, как утверждают, помог Бориславу Березе обрести политическую самостоятельность (ранее он ориентировался на Игоря Коломойского) и найти средства на проведение собственной избирательной кампании. В результате Береза практически полностью закрыл электоральную нишу, на которую претендовал Геннадий Корбан, набравший, несмотря на обилие разнообразной рекламной продукции, только 2,6% голосов. Сам Береза, занимавшийся не столько борьбой за мэрское кресло, сколько формированием образа общенационального политика, получил почти 9%. Однако с таким результатом нельзя надеяться переиграть главу города, которому досталось 40,5% голосов.

Впрочем, у Виталия Кличко не было бы особых проблем, если бы Борислав Береза и не принимал участия в выборах. Кстати, нет никакой уверенности, что в таком случае соперником мэра во втором туре стал бы Геннадий Корбан. Вполне возможно, что ему не удалось бы получить голоса тех сторонников радикальных взглядов, которые поддержали Березу. А на то чтобы привлечь симпатии умеренно настроенных киевлян, у него просто не было времени: начинать борьбу за популярность в столице нужно было задолго до старта избирательной кампании.

Но все же теоретические шансы выйти во второй тур у Геннадия Корбана были. Если бы это произошло, то группировка Коломойского получила бы возможность лишний раз продемонстрировать свою политическую значимость. Да и сам Корбан в таком случае избежал бы ареста (скорее всего, он был бы отложен), последовавшего сразу же после его провала на киевских выборах.

Что же касается Виталия Кличко, то он убедительно продемонстрировал, что его личный электоральный рейтинг значительно превосходит уровень поддержки президентской партии, набравшей на выборах в Киевсовет 27,6%. Причем этот результат обеспечили прежде всего усилия самого киевского мэра. Он убедительно доказал, что сохраняет хорошие электоральные перспективы, а потому является потенциальным соперником главы государства на президентских выборах. До очередных выборов пока еще далеко (вариант с досрочными выборами, кстати говоря, вполне вероятный, мы сейчас не рассматриваем).

Однако по мере их приближения вокруг киевского мэра будет естественным образом формироваться альтернативный центр влияния и в партии, и в государстве.

Но дело не только в отсутствии в наиболее значимых городах успешных кандидатов, опиравшихся на поддержку президентской партии. Главная проблема центральной власти в том, что она не сумела заключить публичный союз с одним из наиболее вероятных победителей, тем самым гарантировав его лояльность в условиях усиливающегося кризиса.

Неформальные договоренности с отдельными проходными кандидатами, скорее всего, заключались. Есть все основания предполагать, что в окружении президента ничего не имели против победы в Одессе действующего мэра Геннадия Труханова, который получил 52,7% голосов. Об этом свидетельствуют высказывания одесского губернатора Михаила Саакашвили, сперва обвинившего городское руководство БПП «Солидарность» в распространении «заведомо сфальсифицированных результатов», а затем заявившего, что без поддержки «киевских кланов» «беспредел в Одессе» был бы невозможен. Нужно заметить, что Саакашвили неожиданно быстро отказался от борьбы за пересчет голосов и проведение второго тура, смирившись с поражением своего кандидата Саши Боровика.

Вполне вероятно, что какие-то договоренности с президентской администрацией существуют и у действующего мэра Львова Андрея Садового, который во время избирательной кампании избегал резкой критики государственной власти. Это, по всей видимости, во многом предопределило успех кандидата от «Свободы» Руслана Кошулинского, набравшего более 12%, — он сумел воспользоваться протестными настроениями, которые все сильнее чувствуются в городе. И с недовольством горожан политикой государственного руководства после окончания выборов вынужден будет считаться и действующий мэр, который после выборов может сформировать лояльное большинство в горсовете (партия Садового «Самопоміч» получила 31,7%, а подконтрольная городской власти Украинская галицкая партия — 5,7%).

Неформальные договоренности, наверное, хороши, когда речь идет о защите экономических интересов или разделе собственности. Но для того чтобы обеспечить политическую лояльность главы крупного города, президентскому окружению нужно было демонстрировать взаимодействие с ним в публичном пространстве.

Но главная проблема президентской администрации в том, что она не любит и не умеет заниматься публичной политикой.

Между тем ситуация в стране складывается явно не в пользу центральной власти, которая вступила в конфликт с тремя наиболее влиятельными группировками — Коломойского, Ахметова и Левочкина. Причем группа Коломойского после ареста Корбана должна будет перейти к активному сопротивлению, чтобы не утратить свой статус влиятельного политического игрока и сохранить свои позиции в экономическом пространстве.

Вполне вероятно, что сам Игорь Коломойский, чтобы не вызывать раздражения Вашингтона и Берлина, которое может ему дорого обойтись, дистанцируется от политической активности своих приближенных. Но у них и без того достаточно сил, чтобы серьезно ослабить позиции государственного руководства. Не стоит забывать, что Геннадий Кернес, шедший на выборы мэра Харькова от партии «Возрождение», тесно связанной с группой Коломойского, получил уже в первом туре почти две трети голосов. Это позволяет без труда превратить Харьков в центр сопротивления политике президента.

Но независимо от того, насколько решительной и сплоченной окажется группа Коломойского, объективные экономические и политические тенденции будут подталкивать не только Кернеса, но и других вновь избранных мэров крупных региональных центров (в том числе и главу Киева) к конфликту с центральной властью. Нет никаких признаков того, что экономическая ситуация в стране в ближайшее время улучшится. Это значит, что уровень жизни будет и дальше снижаться, причем все более быстрыми темпами. На социальную ситуацию все сильнее будет воздействовать падение промышленного производства и вызванный им рост безработицы, который уже перекинулся с производственной сферы на другие отрасли экономики: торговлю, транспорт, строительство, общественное питание. Причем протестные настроения будут быстрее нарастать в крупных городах, жители которых привыкли к более высокому потребительскому статусу и отличаются большей экономической активностью, чем остальное население страны.

Очевидно, что мэрам крупных региональных центров, которые к тому же будут сталкиваться с трудностями, обусловленными отсутствием средств в городском бюджете, проще всего будет направить недовольство горожан против центральной власти.

Администрация Президента могла бы помешать формированию подобной тенденции, если бы еще во время избирательной кампании установила взаимодействие с мэрами крупных городов и заинтересовала их в сохранении такого сотрудничества после выборов. Но она отказалась от создания собственных каналов влияния на политическое поведение глав ведущих региональных центров. В результате их фактическими хозяевами окажутся группировки, объективно заинтересованные в ослаблении президента.

Возникновение конфликтных линий между мэрами наиболее значимых городов и центральной властью неизбежно запустит процесс стихийной регионализации. Причем наиболее острые противоречия у государственного руководства, скорее всего, возникнут с мэрами Харькова и Николаева (там во втором туре победа практически гарантирована лидеру местной организации «Оппозиционного блока» Игорю Дятлову). Скорее всего, будет сохраняться высокий уровень напряженности и в отношениях между Саакашвили и Трухановым в Одессе. Поскольку многие жители этих городов с раздражением относятся к новой власти, группировки, противостоящие центральному руководству, смогут опереться на массовую поддержку.

Соответственно у них появится возможность начать перераспределение в свою пользу политических полномочий и приступить к проведению самостоятельной экономической политики. Центральная власть, сталкивающаяся с экономическими трудностями, вызванными кризисом, не имеющая в своем распоряжении свободных ресурсов, не сможет этому помешать. При этом уровень самостоятельности того или иного регионального центра будет тем выше, чем сильнее будет конфликт между его мэром и государственным руководством (в этой связи можно предположить, что в Киеве некоторое время еще будет сохраняться относительное спокойствие).

И трудно сказать, сумеет ли Администрация Президента прийти к соглашению со своими оппонентами прежде, чем страна утратит внутреннее единство.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Выпускники вузов не хотят работать по специальности

Они учились ради «корочки», а нужные навыки приобретали в процессе работы или...

Прощай, забой! Гуд-бай, мореходка!

Проблема не в профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных...

Сдутый сектор

Европейские финансисты не уверены в стабильности украинской валюты и не знают, каким...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка