Реальное кино

№5–6(731) 17 — 23 июля 2015 г. 15 Июля 2015 5

Главными звездами первого дня Одесского международного кинофестиваля стали композитор Майкл Найман и губернатор Михаил Саакашвили, а фильм-открытие французского режиссера Квентина Дюпье убедил публику в том, что реальность — это всего лишь сон, сон — это такое кино, а хорошее кино — это счастье

Для живущего в Нью-Йорке венгра Гезы Рёрига роль в фильма Ласло Немеша «Сын Саула» стала дебютом в кино
Для живущего в Нью-Йорке венгра Гезы Рёрига роль в фильма Ласло Немеша «Сын Саула» стала дебютом в кино

«Что-то в этом году на фестивале маловато народу!» — посетовала одна моя знакомая. «Ты заметил, с каждым годом народу на фестивале все больше и больше!» — час спустя радостно заявила другая. Даже не знаю, что и сказать, по моим субъективным ощущениям народу приблизительно как обычно. За первые три дня ОМКФ мне доводилось видеть и полупустой зал (на «Сивасе» Каана Мюждеджи), и переаншлаг (на «Лобстере» Йоргоса Лантимоса). Оба фильма не были предназначены для массового зрителя, но о каннской славе второго публика уже была осведомлена. Причем не только заезжая журналистская, но и пытливая местная — битком набитый зал на 1260 мест из журналистов собрать невозможно.

День первый

Я все думаю, когда уже наконец-то что-то в лесу сдохнет (или на горе рак свистнет) и церемония открытия ОМКФ (а может, столичной «Молодости»), пойдет как-нибудь иначе, чем по годами проторенной официозной дорожке. Одесса-2015 по части сценария стартового шоу особых сюрпризов не преподнесла — та же видеонарезка из киноклассики, тот же отчет о проделанной работе президента фестиваля Виктории Тигипко, те же речи государственных мужей, более или менее занудные. Как ни странно, самым лаконичным оказался одиозный министр культуры Вячеслав Кириленко. Наверное, он в курсе своей одиозности и понимает, что краткость в такой ситуации его главное достоинство.

Впрочем, если сюрпризов не случилось, то изюминки имели место быть. Одной из них стало выступление композитора Майкла Наймана, первого лауреата ОМКФ-2015, награжденного за вклад в киноискусство. Маэстро лично сел за рояль, сыграл пару своих известных композиций, сорвал бурю аплодисментов и многоголосое «браво».

Другой оказалась речь Михаила Саакашвили — грузинскому губернатору Одесчины устроили прием, который иначе как восторженным не назовешь. Конечно, ура-ура, если кто против, то я нет, но есть два вопроса. Первый: выступит ли Саакашвили в качестве главы областной администрации на церемонии открытия ОМКФ-2016? Второй: если таки да выступит, тот как его будут принимать? Поживем, что называется, увидим.

Третьей изюминкой можно считать фильм-открытие. Боюсь, со мной согласятся далеко не все — лента «Реальность» Квентина Дюпье значительную часть аудитории привела в состояние легкого, а то и тяжелого недоумения. Первые двадцать минут недоумевал и автор этих строк: несколько параллельных сюжетных линий не торопились сходиться, персонажи вели себя на экране с разной степенью придурковатости, зачем они это делают, было решительно непонятно. А потом произошло приблизительно то, что происходит, когда под бумажный листик с опилками подложить магнит. Буквально в одно чудное мгновенье в картине Дюпье проявились и рисунок, и смысл, и сумасшедшее обаяние.

Фильмы о том, как сновидения путаются с реальностью, реальность с кино, а кино со сновидениями, снимали многие (благодаря стилистическому сходству прежде всего вспоминаются «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля и «Малхолланд драйв» Дэвида Линча), но так далеко, как Дюпье, пожалуй, не заходил еще никто. В затеянную режиссером игру постепенно вовлекаются все герои без исключения: они сталкиваются друг с другом в реальности, они друг другу снятся, они смотрят кино друг про друга, и в результате подлинный, сновидческий и киношный миры перемешиваются до полного неразличения. Прелесть этой игры еще и в том, что слегка фриковатые персонажи «Реальности» убийственно серьезны и оттого еще более убийственно смешны.

Возможно, я забегаю вперед, но хочется думать, что удачный фильм-открытие задал тон всему фестивалю. По крайней мере в первые три дня киносмотра подборка лент, представленных в основных внеконкурсных секциях («Фестиваль фестивалей» и «Гала-премьеры»), произвела очень сильное впечатление.

Второй, третий, четвертый

Вот уж сюрприз так сюрприз — американо-германо-польско-российско-пуэрториканский фильм «Убрать из друзей» сделал Леван Габриадзе, Скрипач-клептоман из данелиевского «Кин-дза-дза!». «Гедевану Александровичу» уже 45 (как летит время!), но это его первая серьезная режиссерская работа — до сих пор он снимал в России только дурацкие комедии. По сюжету «Убрать из друзей» — заурядный хоррор о том, как девушка-самоубийца возвращается в мир живых, чтобы зверски отомстить всем, кто довел ее до смерти такой. Но штука в том, что это онлайн-хоррор — все действие ленты происходит исключительно на экране компьютера (задействованы скайп, фейсбук, ю-тьюб, гугл и другие популярные веб-сервисы), что превращает картину Габриадзе из обычного ужастика в уникальный авангардистский проект. Характерная деталь: вышедший в январе трейлер «Убрать из друзей» за один день собрал более 250 тысяч постов в Twitter, опередив ролик к гиперпопулярной ленте «Пятьдесят оттенков серого».

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» принесли 77-летнему Андрею Кончаловскому «Серебряного льва», приз за лучшую режиссуру Венецианского кинофестиваля. Через почти полвека после «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Кончаловский снова снял деревенский фильм с непрофессиональными актерами. Трогательную полудокументальную историю о сельских жителях русского севера можно рассматривать как притчу о России в целом — есть тут и простота нравов, и величественная природа, и экзистенциальная тоска, и пьянство, и воровство, и мздоимство. А еще разительный контраст между военной мощью государства и убогим бытом его рядовых граждан, главным развлечением для которых, если не считать пьянку после получения пенсии, служит телешоу «Модный приговор».

Молодой турецкий режиссер Каан Мюждеджи лично представил одесской публике свой дебютный фильм «Сивас», завоевавший в Венеции приз жюри. В этой картине два главных героя — потерпевший жестокое поражение в схватке и брошенный хозяевами на произвол судьбы бойцовый пес Сивас и 11-летний сельский мальчик Аслан, пожалевший собаку и решивший ее выходить вопреки воле родных. Лента Мюждеджи, как и многие другие фильмы режиссеров из Западной Азии, подкупает простотой, непосредственностью и первозданным образом жизни персонажей. Хотя, честно говоря, драматургии фильма все же не хватает плотности и оригинальности.

 

«Сын Саула» для Ласло Немеша тоже стал дебютом в полном метре. Говорят, именно поэтому картина венгерского режиссера осталась без Золотой пальмовой ветви — награждать главным призом новичков в Канне не принято. Зато ленте Немеша досталось сразу четыре других каннских награды, в том числе Гран-при. Фильм рассказывает о последнем дне в Аушвице венгерского еврея Саула — члена набранной из узников зондеркоманды, якобы узнающего среди выброшенных из газовой камеры трупов своего сына и решающего во что бы то ни стало похоронить его по иудейскому обряду. Конфликт состоит в том, что маниакальное желание Саула разрушает планы заключенных поднять в лагере вооруженное восстание. Немеш снял свой фильм длинными планами в сумасшедшем темпе, почти не отрывая объектива камеры от фигуры главного героя. Такая манера отчасти напоминает знаменитую ленту «Хрусталев, машину!» Алексея Германа-старшего, хотя сам Немеш признавался, что его вдохновлял другой русский фильм — «Иди и смотри» Элема Климова.

Раз уж вспомнили старшего Германа... «Под электрическими облаками» из всех фильмов Алексея Германа-младшего пока что самый тревожный и мрачный: война как предчувствие, разруха как норма жизни, бесприютность как неизбежность. Руины перемежаются недостроями, посреди пустырей торчат нелепые памятники советской эпохи, неприкаянные персонажи ведут типичные германовские диалоги — то о самых главных на свете вещах, то о бессмысленных пустяках. Два с четвертью часа с экрана изливается тоска — не острая, но тупая, монотонная, ноющая, словно больной зуб. Получается, картина о будущей России производит куда более гнетущее впечатление, чем лента о нацистском концлагере. Впрочем, ничего удивительного: будущее обычно страшнее прошлого. Особенно сейчас.

Постскриптум, он же анонс

Обо всех фильмах — участниках Международного конкурса можно будет прочесть по окончании фестиваля, в следующем номере «2000». Пока можно только констатировать два характерных момента. Во-первых, с приходом нового программного директора Антельма Видо фестивальные фильмы стали, извините за каламбур, гораздо более фестивальными. Во-вторых, несмотря на общий уклон в артхаус, первая половина основной конкурсной программы по традиции не впечатляет. О том, впечатлила ли автора этих строк вторая половина и кто выиграл битву за «Золотого Дюка», читайте через неделю.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Покажи свое IT

Все стали перепечатывать новости о масштабной акции протеста «Гройсман, не кошмарь...

Хозяйка железной горы и марганцевых руд

Занимая немногим более 5% территории Украины, Днепропетровская область может по праву...

Рейдерство под прикрытием реформ

Хаос и некомпетентность. Реформа здравоохранения по-херсонски

Индустрия питания убивает наших детей

В Полтаве ужаснулись педиатрической статистике и предложили естественный выход из...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка