Ryanair - прерванный полет

11 Июля 2017 4.8

Ryanair фото

История с несостоявшимся приходом ирландской авиакомпании Ryanair должна войти в учебники, как хрестоматийный пример современной украинской политики, когда любые благие начинания оказываются похороненными под грудой политических дрязг, политиканства, популизма и непонятных подковерных разборок.

Итак, для тех, кого не интересуют дешевые авиабилеты и лоукостеры (поскольку не хватит и на это), вкратце напомним суть проблемы. Переговоры с Ryanair с участием министерства транспорта и руководства аэропорта «Борисполь» шли не один месяц. В итоге в марте было сообщено, что соглашения все же удалось достичь. После этого гендиректор «Борисполя» Павел Рябикин заявил, что окончательно соглашение еще не подписано, и остаются технические моменты, но затем их вроде бы удалось утрясти, а авиакомпания Ryanair даже начала продавать билеты на украинском направлении.

Планировалось, что в 2017 году будут запущены рейсы по четырем направлениям из Киева и семи – из Львова. На первых порах самолеты должны были летать в Лондон, Эйндховен, Берлин, Мемминген, Краков, Вроцлав, Будапешт, Манчестер и Стокгольм 15 раз в неделю, а за год перевозить по 250 тысяч пассажиров.

И вот 9 июля глава «Борисполя» Павел Рябикин провел пресс-конференцию, на которой как гром среди ясного неба прозвучало следующее: требования Ryanair неосуществимы, их выполнение приведет к убыткам в размере двух миллиардов гривен в год, поэтому соглашение нужно пересмотреть.

Ответ Ryanair был не менее быстрым и жестким – авиакомпания заявила, что выход на украинский рынок вообще отменяется.

«Мы отменили запланированный приход в Украину после невыполнения киевским аэропортом соглашения, которое подписали в марте этого года с Министерством инфраструктуры, должностными лицами аэропорта и действующим генеральным директором аэропорта господином Рябикиным, - пишет официальный сайт Ryanair. - Киевский аэропорт решил защитить авиабилеты по высоким тарифам (включая Международные Авиалинии Украины) и лишить украинских потребителей доступа к самым низким авиапакетам в Европе и самой широкой маршрутной сети. Как следствие, у Ryanair нет другого выбора, кроме отмены 4 новых маршрутов Киева и 7 новых львовских маршрутов, что приведет к потере более 500 тысяч пассажиров и 400 рабочих мест».

«От имени украинских клиентов мы сожалеем, что киевский аэропорт продемонстрировал, что Украина еще не является достаточно зрелым и надежным местом для инвестиций. Невыполнение киевским аэропортом своих обязательств приведет к потере более 500 000 клиентов и 400 рабочих мест в аэропорту только в первый год, что обеспечило бы значительный рост экономики Украины», - также добавил коммерческий директор лоукостера Дэвид О'Брайен. 

Естественно, все тут же бросились выяснять, кто прав, кто виноват. Министр транспорта Владимир Омелян 10 июля разразился эмоциональным постом на своей странице в «Фейсбук», в котором обвинил директора «Борисполя» в намеренном срыве сделки с ирландским лоукостером и лоббировании интересов национального авиаперевозчика МАУ, связанного с олигархом Игорем Коломойским.

На следующий день Омелян заявил, что 12 июля внесет на рассмотрение Кабинета министров представление об увольнении руководителя аэропорта «Борисполь» Павла Рябикина из-за срыва соглашения.

Но винить в сложившейся ситуации одного только Рябикина или даже Коломойского кажется несколько странным. Во-первых, абсурдна сама ситуация, когда министр транспорта в своем «Фейсбуке» жалуется на то, как директор государственного аэропорта нагло не выполняет указы президента, распоряжения правительства и лично его, министра транспорта, указания. Получается, у нас глав госпредприятий уволить можно, а заставить следовать государственной линии – нельзя?

Кстати, сомнения в этом высказал и мэр Львова Андрей Садовый. «Связался с руководством Ryanair с вопросом о судьбе подписанного договора со Львовом. Получил ответ, что ключ в Киеве. Ко Львову претензий никаких, но компания входит не в города, а в страны. А из Киева их банально поперли. Я не склонен думать, что все дело в лоббировании интересов МАУ. Директор Борисполя не принимал бы такого скандального решения без согласия сверху», – написал Садовый, радуясь, что может чуть отвлечься от надоевшей ему мусорной темы. Он добавил, что «это уже второй гвоздь в спину со стороны центральной власти в бизнес-климат города», и если из скандалов не вырулить, можно отменять все последующие форумы а-ля «Invest in Ukraine». 

С последним тезисом поспорить трудно. Вся ситуация должна отпугнуть инвесторов, которые и так, мягко говоря, не стремятся вкладываться в Украину. И неправы тут практически все.

Возможно, требования компании Ryanair, как заявил Рябикин, действительно оказались грабительскими и даже противоречили украинскому законодательству. Директор аэропорта сообщил, что лоукостер требовал бесплатную аэронавигацию, стойки регистрации, стоянки такси, площади под рекламу, офисы продажи билетов, а также 60 дней кредитования со стороны аэропорта, выплаты 35% прибыли от деятельности магазинов дьюти-фри и закрепления пассажирского сбора в размере 7,5 долл. на пять лет.

Но дело в том, что Ryanair – это лоукостер, то есть весьма специфическая компания. Она предлагает клиентам действительно очень и очень дешевые билеты за счет максимальной операционной эффективности. И low cost на самом деле означает не низкую стоимость билетов, а низкие издержки. Ryanair добивается от аэропортов таких выгодных условий, о которых другие авиаперевозчики и не мечтают. Взамен они предоставляют пассажиропоток и рабочие места. Не случайно авиакомпания летает, как правило, не в главные аэропорты, а во второстепенные, которые более охотно соглашаются на требования.

Возможно, для «Борисполя» такие требования действительно были не приемлемы, но для чего выносить это обсуждение в публичную плоскость, а не продолжать переговоры в частном порядке. Ведь Рябикин, по сути, разгласил коммерческую тайну, причем не только по Ryanair, но и по другим перевозчикам, сборы которых он тоже озвучил. И какой инвестор после такого побежит вкладываться в Украину?

Вопросы вызывают и действия министра транспорта, который вместо того, чтобы обсуждать ситуацию с директором «Борисполя», то есть со своим фактически подчиненным, сначала дожидается публичного демарша, потом так же публично его критикует и обещает снять с должности. Не логичней ли было уволить несговорчивого Рябикина раньше?

Главная проблема, как представляется, в том, что чисто коммерческий вопрос, как у нас водится, вынесли в политическую плоскость. Ведь приход лоукостера связали с предоставлением безвиза, из которого тоже в свое время сделали священную корову. В Минтрансе и правительстве в целом, видимо, очень хотелось сделать такой политический жест и показать жителям Украины, насколько ближе к Европе они стали. Даже могут летать в Берлин и Лондон за 20 евро.

Но что-то не срослось, переговоры проходили сложно, и вместо их продолжения началось выяснение отношений в публичном пространстве. Судя по комментариям в соцсетях, на многих такая тактика подействовала. Пользователи обвиняют Рябикина в том, что он в единоличном порядке или совместно с Коломойским лишил украинцев дешевых полетов в Европу, и не видать им теперь Эйндховена с Меммингеном. О том, что вся эта ситуация была обставлена в «лучших» традициях украинской политики, уже мало кто задумывается.

Кстати, нынешний скандал с Ryanair не означает, что компания никогда не вернется на Украину. Даже в официальном заявлении сказано, что она еще надеется расширить круг своих клиентов за счет граждан Украины. Но возникшая шумиха, безусловно, станет еще одним сигналом для западных компаний о том, что наша страна «не является достаточно зрелым и надежным местом для инвестиций». И президент может сколько угодно рассказывать об инвестиционной привлекательности Украины где-нибудь в Давосе, глядя на заснеженные вершины, но если такие истории будут повторяться, что очень вероятно, там в Давосе все эти разговоры и останутся. 


Загрузка...

Бывшего консула Грузии задержали в аэропорту...

В Борисполе при пересечении границы с Украиной задержали Тимура Нишнианидзе

В Борисполе азербайджанцу помешали переправить в...

Это не первый случай его вербовки живого товара для заказчиков извне

Бельгия подала в суд на Ryanair

Министр по защите прав потребителей назвал недопустимыми отмены рейсов компанией Ryanair...

Еврокомиссия проверит факт нарушения прав пассажиров...

Выплата компенсаций может обернуться для Ryanair убытками в 25 млн евро

Загрузка...

Халатная диверсия или диверсионная халатность?

Взрывы на военных складах по масштабам последствий сопоставимы с интенсивным...

«Любіть Україну», чтоб вами не занялись

Программы воспитания гордости за происхождение по этническому принципу нет ни в...

Поражение в электронных правах

Эстония по праву считается мировым лидером в области внедрения электронного...

Карнавал в Майлине: «Будда» дозревает

На дереве, отдаленно напоминающем грушу, висели фигурки Конфуция, Будды и бюсты Мао...

Сел в такси — задолжал 70 гривен

В каждой стране к такси предъявляют собственные требования, а правила их пользованием...

Бесплатная приватизация земли. Проблема даже для...

Ажиотаж вокруг бесплатной приватизации в последнее время связан с обещаниями властей...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка