Ryanair - прерванный полет

11 Июля 2017 5

Ryanair фото

История с несостоявшимся приходом ирландской авиакомпании Ryanair должна войти в учебники, как хрестоматийный пример современной украинской политики, когда любые благие начинания оказываются похороненными под грудой политических дрязг, политиканства, популизма и непонятных подковерных разборок.

Итак, для тех, кого не интересуют дешевые авиабилеты и лоукостеры (поскольку не хватит и на это), вкратце напомним суть проблемы. Переговоры с Ryanair с участием министерства транспорта и руководства аэропорта «Борисполь» шли не один месяц. В итоге в марте было сообщено, что соглашения все же удалось достичь. После этого гендиректор «Борисполя» Павел Рябикин заявил, что окончательно соглашение еще не подписано, и остаются технические моменты, но затем их вроде бы удалось утрясти, а авиакомпания Ryanair даже начала продавать билеты на украинском направлении.

Планировалось, что в 2017 году будут запущены рейсы по четырем направлениям из Киева и семи – из Львова. На первых порах самолеты должны были летать в Лондон, Эйндховен, Берлин, Мемминген, Краков, Вроцлав, Будапешт, Манчестер и Стокгольм 15 раз в неделю, а за год перевозить по 250 тысяч пассажиров.

И вот 9 июля глава «Борисполя» Павел Рябикин провел пресс-конференцию, на которой как гром среди ясного неба прозвучало следующее: требования Ryanair неосуществимы, их выполнение приведет к убыткам в размере двух миллиардов гривен в год, поэтому соглашение нужно пересмотреть.

Ответ Ryanair был не менее быстрым и жестким – авиакомпания заявила, что выход на украинский рынок вообще отменяется.

«Мы отменили запланированный приход в Украину после невыполнения киевским аэропортом соглашения, которое подписали в марте этого года с Министерством инфраструктуры, должностными лицами аэропорта и действующим генеральным директором аэропорта господином Рябикиным, - пишет официальный сайт Ryanair. - Киевский аэропорт решил защитить авиабилеты по высоким тарифам (включая Международные Авиалинии Украины) и лишить украинских потребителей доступа к самым низким авиапакетам в Европе и самой широкой маршрутной сети. Как следствие, у Ryanair нет другого выбора, кроме отмены 4 новых маршрутов Киева и 7 новых львовских маршрутов, что приведет к потере более 500 тысяч пассажиров и 400 рабочих мест».

«От имени украинских клиентов мы сожалеем, что киевский аэропорт продемонстрировал, что Украина еще не является достаточно зрелым и надежным местом для инвестиций. Невыполнение киевским аэропортом своих обязательств приведет к потере более 500 000 клиентов и 400 рабочих мест в аэропорту только в первый год, что обеспечило бы значительный рост экономики Украины», - также добавил коммерческий директор лоукостера Дэвид О'Брайен. 

Естественно, все тут же бросились выяснять, кто прав, кто виноват. Министр транспорта Владимир Омелян 10 июля разразился эмоциональным постом на своей странице в «Фейсбук», в котором обвинил директора «Борисполя» в намеренном срыве сделки с ирландским лоукостером и лоббировании интересов национального авиаперевозчика МАУ, связанного с олигархом Игорем Коломойским.

На следующий день Омелян заявил, что 12 июля внесет на рассмотрение Кабинета министров представление об увольнении руководителя аэропорта «Борисполь» Павла Рябикина из-за срыва соглашения.

Но винить в сложившейся ситуации одного только Рябикина или даже Коломойского кажется несколько странным. Во-первых, абсурдна сама ситуация, когда министр транспорта в своем «Фейсбуке» жалуется на то, как директор государственного аэропорта нагло не выполняет указы президента, распоряжения правительства и лично его, министра транспорта, указания. Получается, у нас глав госпредприятий уволить можно, а заставить следовать государственной линии – нельзя?

Кстати, сомнения в этом высказал и мэр Львова Андрей Садовый. «Связался с руководством Ryanair с вопросом о судьбе подписанного договора со Львовом. Получил ответ, что ключ в Киеве. Ко Львову претензий никаких, но компания входит не в города, а в страны. А из Киева их банально поперли. Я не склонен думать, что все дело в лоббировании интересов МАУ. Директор Борисполя не принимал бы такого скандального решения без согласия сверху», – написал Садовый, радуясь, что может чуть отвлечься от надоевшей ему мусорной темы. Он добавил, что «это уже второй гвоздь в спину со стороны центральной власти в бизнес-климат города», и если из скандалов не вырулить, можно отменять все последующие форумы а-ля «Invest in Ukraine». 

С последним тезисом поспорить трудно. Вся ситуация должна отпугнуть инвесторов, которые и так, мягко говоря, не стремятся вкладываться в Украину. И неправы тут практически все.

Возможно, требования компании Ryanair, как заявил Рябикин, действительно оказались грабительскими и даже противоречили украинскому законодательству. Директор аэропорта сообщил, что лоукостер требовал бесплатную аэронавигацию, стойки регистрации, стоянки такси, площади под рекламу, офисы продажи билетов, а также 60 дней кредитования со стороны аэропорта, выплаты 35% прибыли от деятельности магазинов дьюти-фри и закрепления пассажирского сбора в размере 7,5 долл. на пять лет.

Но дело в том, что Ryanair – это лоукостер, то есть весьма специфическая компания. Она предлагает клиентам действительно очень и очень дешевые билеты за счет максимальной операционной эффективности. И low cost на самом деле означает не низкую стоимость билетов, а низкие издержки. Ryanair добивается от аэропортов таких выгодных условий, о которых другие авиаперевозчики и не мечтают. Взамен они предоставляют пассажиропоток и рабочие места. Не случайно авиакомпания летает, как правило, не в главные аэропорты, а во второстепенные, которые более охотно соглашаются на требования.

Возможно, для «Борисполя» такие требования действительно были не приемлемы, но для чего выносить это обсуждение в публичную плоскость, а не продолжать переговоры в частном порядке. Ведь Рябикин, по сути, разгласил коммерческую тайну, причем не только по Ryanair, но и по другим перевозчикам, сборы которых он тоже озвучил. И какой инвестор после такого побежит вкладываться в Украину?

Вопросы вызывают и действия министра транспорта, который вместо того, чтобы обсуждать ситуацию с директором «Борисполя», то есть со своим фактически подчиненным, сначала дожидается публичного демарша, потом так же публично его критикует и обещает снять с должности. Не логичней ли было уволить несговорчивого Рябикина раньше?

Главная проблема, как представляется, в том, что чисто коммерческий вопрос, как у нас водится, вынесли в политическую плоскость. Ведь приход лоукостера связали с предоставлением безвиза, из которого тоже в свое время сделали священную корову. В Минтрансе и правительстве в целом, видимо, очень хотелось сделать такой политический жест и показать жителям Украины, насколько ближе к Европе они стали. Даже могут летать в Берлин и Лондон за 20 евро.

Но что-то не срослось, переговоры проходили сложно, и вместо их продолжения началось выяснение отношений в публичном пространстве. Судя по комментариям в соцсетях, на многих такая тактика подействовала. Пользователи обвиняют Рябикина в том, что он в единоличном порядке или совместно с Коломойским лишил украинцев дешевых полетов в Европу, и не видать им теперь Эйндховена с Меммингеном. О том, что вся эта ситуация была обставлена в «лучших» традициях украинской политики, уже мало кто задумывается.

Кстати, нынешний скандал с Ryanair не означает, что компания никогда не вернется на Украину. Даже в официальном заявлении сказано, что она еще надеется расширить круг своих клиентов за счет граждан Украины. Но возникшая шумиха, безусловно, станет еще одним сигналом для западных компаний о том, что наша страна «не является достаточно зрелым и надежным местом для инвестиций». И президент может сколько угодно рассказывать об инвестиционной привлекательности Украины где-нибудь в Давосе, глядя на заснеженные вершины, но если такие истории будут повторяться, что очень вероятно, там в Давосе все эти разговоры и останутся. 

Гройсман предлагает создать новый аэропорт для...

Премьер хочет Ryaniar и других лоукостеров выселить в аэропорт «Гостомель»

Омелян надеется, что переговоры с Ryanair успешно...

Для завершения переговоров необходимо несколько недель, добавил Омелян, и выразил...

Львовский аэропорт обставил «Борисполь»

В первый год они предлагают только базовый договор, все остальные требования, о...

Омелян намерен уволить руководителя «Борисполя» за...

Будет инициирована смена руководства «Борисполя» в связи со срывом...

В Европу за 15 евро: Wizz Air спешит на помощь

«Спасательная» акция с ценой авиабилета 15-35 евро касается исключительно рейсов...

Ryanair: полеты в Украину отменяются из-за аэропорта...

Компания возвращает деньги за проданные билеты и приносит извинения пассажирам

Загрузка...
Загрузка...

Как продать мясо в Тайване

Наша страна уже три года не осуществляет экспорт продовольствия по принципу...

Керченский мост с осадком

Мостовой переход из России в Крым оказался слишком узким для украинских портов...

Блеф Парубия как зеркало украинской дипломатии

Основной союзник США вне НАТО может рассчитывать на приоритетное снабжение...

Счет на полушария

Обучение образному счету «Соробан» намерен распространить на свои филиалы во...

Невидимые перспективы отрасли - привидения

У отечественных функционеров имеется странное слепое пятно, не позволяющее заметить...

Камера поиграет, похвалит — и даже накормит

Компания Petcube, основанная в 2013 г. тремя молодыми киевлянами, покупает канадский стартап...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка