Село за цифровой пропастью

№25(824) 23 -- 29 июня 2017 г. 21 Июня 2017 4.5

Отсутствие кабеля формирует класс новых бедных

Мнение о том, что интернет в Украине — один из самых дешевых и качественных в мире, распространено так широко, что его вполне можно считать национальным мифом. Мифом — потому что дело обстоит не совсем так.

Услуги доступа к сети интернет в крупных городах Украины действительно чрезвычайно дешевы — особенно по сравнению с Европой или США. В то же время доступность услуги для всех жителей страны вызывает большие сомнения.

Почему это важно? Дело в том, что возможность всех граждан иметь широкополосный (обеспечивающий достаточную для современных потребностей скорость) доступ к интернету уже очень давно является фактором, самым прямым образом влияющим на качество жизни и многие ее аспекты — от деловой активности до права на независимую информацию, от возможности учиться до удовлетворения потребности в общении с родными.

Неудивительно, что ряд государств и международных организаций признали доступ в интернет неотъемлемым, фундаментальным правом человека. В Финляндии, например, государство обязало провайдеров проложить сети абсолютно ко всем домам в стране — не считаясь с затратами, ведь нельзя отказать человеку в праве, скажем, на жизнь только потому, что его жизнь экономически нецелесообразна.

Согласно докладу ООН 2011 г., именно государство должно нести ответственность за доступность интернета для своих граждан, а также за соблюдение этого базового права человека. В 2016 г. уже совет ООН по правам человека принял резолюцию, запрещающую кому бы то ни было (в т. ч. государству) ограничивать доступ к сети. Европейский суд по правам человека в ряде своих решений отмечал, что необходимо признать право человека на беспрепятственный доступ к интернету.

Учитывая все это, а также несомненный положительный экономический и социальный эффект от сетевой доступности, Европейский Союз поставил целью обеспечить к 2020 г. 100% населения возможностью доступа к интернету на скорости не менее 30 Мбит/с и 50% населения — на скорости не менее 100 Мбит/с. Ряд европейских стран ставят планку повыше: Германия, например, намерена уже к 2018 г. дать абсолютно всем своим гражданам возможность доступа к интернету на скорости не менее 50 Мбит/с.

В Украине ситуация весьма неоднозначна. Мобильный интернет мы здесь рассматривать не будем — он для полного обеспечения сетевых потребностей человека все еще для многих дорог, да и до адекватного покрытия далеко. Что касается городов, особенно крупных, ситуация может показаться радужной. Из-за близости к европейским дата-центрам, равномерной населенности страны и легкости географического доступа (нам не приходится покрывать, например, сотни удаленных островов) широкополосный доступ в интернет со вполне хорошей скоростью в 100 Мбит/с можно получить примерно за 100 грн. в месяц. Возможен и бесплатный доступ — например, в библиотеках.

А вот в сельских районах ситуация иная. Многим тысячам населенных пунктов широкополосный кабельный доступ в интернет в обозримом будущем не светит — затраты провайдеров не окупятся, а системы господдержки не существует.

Согласно данным Госстата, в Украине лишь 16,6 млн. человек являются абонентами, подключенными к сети интернет (из них широкополосный доступ имеют более 89%). Офис эффективного регулирования (BRDO), анализируя данные в этой сфере, приводит иные цифры, ссылаясь на данные Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации: только 5 млн. абонентов.

Обеспеченность населения интернет-доступом в расчете на 100 жителей крайне низка: средний показатель по стране — 39,1. Особенно невысок он в Закарпатской, Черновицкой и Луганской обл. — там меньше четверти жителей имеют доступ в сеть.

Для сравнения: во всех странах ЕС лишь 16% домохозяйств не имеют широкополосного доступа.

27% всех абонентов, имеющих у нас доступ к широкополосному интернету, находятся в Киеве — хотя здесь живут всего 7% населения страны.

По доступу к широкополосному интернету мы, согласно данным Международного союза электросвязи, занимаем лишь 77-е место в мире. Для примера: даже не слишком цифровая Беларусь — 23-е.

При этом, по данным аналитической группы Akamai, регулярно публикующей отчеты о состоянии интернета во всем мире, в Украине средняя скорость доступа в сеть невысока — на уровне чуть выше 12 Мбит/с. Это выше, чем в среднем по миру (7,0 Мбит/с), но раза в два меньше, чем у лидеров (Южная Корея — свыше 26 Мбит/с, Норвегия — более 23 Мбит/с).

BRDO приводит данные, свидетельствующие о крайне низком росте абонентской базы, — в 2016 г. прирост составил всего 0,7%. Этот парадокс имеет свои объяснения — дальнейший охват населения услугой связан с движением в сельские регионы с малой плотностью населения, ведь все сливки в крупных городах уже сняты. Вместе с тем ситуация с условиями работы на рынке неоднозначна. Как говорится в «Зеленой книге» офиса, анализирующей широкополосный доступ к интернету в стране, разовые платежи за право доступа операторов к опорам линий электропередачи могут в разных регионах достигать 27-кратной разницы (от 425 грн. во Львовской обл. до 8300 грн. в Полтавской).

Та же ситуация и с регулярными платежами — за пользование одной опорой в Херсонской обл. придется платить 2,5 грн. в месяц, а в Черновцах — 20 грн. Другой индикативный платеж: за 1 км опор в Ивано-Франковской обл. плата 167 грн. в месяц, а в Киевской — 651 грн. Естественно, такая грандиозная разница не имеет никакого отношения к реальной экономике.

Проблемы у операторов продолжаются вплоть до порога квартир потребителей. Мало кто из граждан знает, что жэки и правления ОСМД не только ограничивают доступ к внутридомовым сетям «не своим» компаниям, но и регулярно взимают плату с тех, кому такой доступ предоставлен. Часто дискриминация ничем не мотивирована, а плата берется негласно, в т. ч. неоплачиваемыми услугами.

По оценке BRDO, если бы рынок доступа к внутридомовым сетям был прозрачен и конкурентен, его годовой объем был бы в среднем 357,7 млн. грн.!

Ограничение недобросовестной конкуренции и коррупции вообще могло бы значительно встряхнуть рынок, придать ему небывалый импульс. В целом объем рынка широкополосного доступа к интернету в прошлом году составил 6,1 млрд. грн. Если бы стране удалось выйти на показатели охвата аудитории, сопоставимой, скажем, со Швейцарией, объем рынка мог бы взлететь до 23 млрд. грн.

Ситуация с регулированием этого стратегического рынка не слишком радужная. До сих пор не приняты 10(!) нормативно-правовых актов, которые предусмотрены законом «О доступе к инфраструктуре объектов строительства, транспорта, электроэнергетики для развития телекоммуникационных сетей». Самое интересное, что цифровая сфера, которая должна, по идее, легко поддаваться оценке, чрезвычайно темна: отсутствует огромный пласт достоверной информации, которая бы позволила определить эффективность государственного регулирования рынка. Так, BRDO признало условно эффективным госуправление лишь в двух регуляторных кейсах из девяти рассмотренных.

Но самая главная проблема — государство не признало право на интернет правом человека. Более того, у нас в нормативных документах нет даже определения широкополосного доступа, а также нет нижней границы скорости, по которой провайдер может оказывать услугу абоненту.

Между тем попытки совершить прорыв были. Еще в 2014 г. народный депутат Украины Александр Фельдман зарегистрировал законопроект «О гарантировании права физлица на доступ к Интернету», которым это право признавалось базовым правом человека. К сожалению, проект носил популистский характер и после громкого представления был тихо отозван автором без объяснения причин уже в ноябре того же года.

Но проблема остается, и она даже порождает более широкую: цифровое неравенство. Этим термином определяют ограничение экономических, культурных, образовательных возможностей социальной группы — из-за отсутствия у нее доступа к современным средствам коммуникации. В Украине модно говорить о построении «электронного государства» — в понимании широкого спектра услуг госаппарата, доступных для граждан удаленно. Это, конечно, важнейшая задача. Но при этом мало кто говорит о том, что изрядная доля сельского населения фактически оказывается в «цифровом гетто», в «офлайн-концлагере»: людям недоступны многие сервисы и услуги, в т. ч. государственные, — просто потому, что нет нормального доступа к сети. А ведь проблема цифрового неравенства усугубляется еще и тем, что у такой дискриминированной части населения не формируются навыки и умения для использования современных средств коммуникации, то есть пропасть растет.

Преодоление этой пропасти становится государственной задачей — если мы не хотим получить новые депрессивные территории и новый класс «лишних людей».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

БПП и НФ лоббируют новый закон о блокировании сайтов

Депутаты фракций БПП и НФ хотят обязать провайдеров покупать дорогостоящее...

В «Укртелекоме» готовы платить тем, кто поможет...

В текущем году только на Днепропетровщине совершено более 4 тысяч таких краж

Из-за блокировок станем больше платить за интернет

В Интернет-ассоциации Украины рассказали, кто расплатится за оборудование для...

Загрузка...

Россия «искалечила» наши отходы

Общий объем перечислений в фонд составляет более 4,5 млрд. грн. Но фонда при этом нет!

Ажиотажные сборки

Малоизвестный житель Полтавщины стал обладателем госпакета межгосударственной...

Мах на сонце — ляп на землю

Київські євросмітники — символ наших мертвонароджених реформ

Экс-лидер СПУ Александр Мороз: «Наша кадрированная...

Как можно говорить о реформах и вести агитацию через телевидение, если Конституция...

Кому Bugatti по карману

Французская компания выпустила всего 500 суперкаров модели Chiron, а цена одного авто лишь...

«Шатун» высшего образования

В одном только Днепре дети шахтеров отсуживают у украинских вузов миллионы гривен...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка