Тысяча подделок под любовь

№1–2(729) 3 — 9 июля 2015 г. 01 Июля 2015 5

Премьера оперы «Кармен» в Харькове

«Любовь одна, но подделок под нее — тысячи». Этими словами французского философа Франсуа де Ларошфуко можно обозначить премьеру обновленной версии оперы Жоржа Бизе «Кармен», представленную 27 июня Харьковским национальным театром оперы и балета. Афиши со слоганом «Вечная классика грандиозное оперное шоу» можно было увидеть по всему городу.

Шоу действительно получилось, поскольку постановщики (после восьми лет отсутствия «Кармен» в репертуаре театра) обратились к жанру режиссерской оперы. Это определение предполагает, что режиссер привносит в спектакль свой смысл, который может в значительной мере расходиться с замыслом композитора. Часто это связано с той или иной степенью «осовременивания» оперы — со всеми вытекающими отсюда находками и потерями.

Можно понять, почему выбор пал именно на «Кармен». Постановка такого произведения при любой сценической форме практически обречена на успех — прежде всего благодаря обилию популярнейших во всем мире фрагментов. Увертюра, хабанера Кармен, куплеты Эскамильо, антракт (прелюдия) к четвертому акту — постоянно у публики на слуху и любимы ею. Что же касается заглавной героини оперы, то, как говорил Сергей Лемешев, «совсем плохих Кармен не бывает — очень уж хороша музыка и роль в целом».

Нельзя не оценить точную и выверенную исполнительскую подачу музыки и хоровых сцен (дирижер Виктор Плоскина, хормейстер Алексей Черникин). Порадовало и то, что театром наконец-то задействованы молодые голоса: солисты «Донбасс Оперы» Наталья Матвеева и Сергей Гонтовой (Кармен и Хозе), харьковчане Владимир Козлов и Юлия Пискун (Эскамильо и Микаэла). Может быть, в силу молодости главным героям недоставало актерской силы голоса, особенно необходимой в опере с такими сильными страстями. Н. Матвеева оказалась очень пластичной, органично выполнила все мизан-сцены; хотя ей и не хватало глубины диапазона.

«Кармен» и шоу

«Кармен» режиссера Армена Калояна и художника Александра Лапина помещена в символическую красно-черную чашу, отдельные части которой, раздвигаясь и перемещаясь по сцене по мере развития сюжета, образовывали то арену, то некий раскрытый цветок, то другие атрибуты условного пространства. В костюмах и реквизите традиционные элементы исторического стиля в соответствии с режиссерской трактовкой смешаны с современными: военным камуфляжем, пистолетами и наручниками, фотоаппаратом с магниевой вспышкой... Игрой света удачно подчеркнуты ключевые столкновения героев.

Другое дело — сама Кармен, но о ней чуть позже.

Режиссер в премьерном буклете высказал мысль, что в современной опере артисты «не только поют, но и играют, как в драматическом театре». В сцене с картами из третьего акта, где Кармен поет о неумолимости судьбы, вокруг цыганки постепенно собирается и нарастает толпа хора и миманса, почти прижимая ее к сцене. Это по-своему удачный образ, передающий неотвратимость роковых обстоятельств. Но если уж говорить о законах драматического театра, почему бы не передать ту же идею, ограничиваясь красками актерской игры певицы и доверяясь ее умению владеть голосом? Стоит ли делать акцент на применении внешних средств, отдавая им предпочтение перед внутренними? В этом, пожалуй, — одно из отличий режиссерских опер от традиционных.

Подобные вопросы можно продолжить. Оправданны ли, скажем, с художественной точки зрения некоторые слишком откровенные, как представляется, жесты Кармен? На какой уровень зрительского восприятия рассчитан такой «драматический театр»?

Справедливости ради нужно сказать, что харьковская опера — это всегда традиция, а не авангард, поэтому ничего особо скандального в «Кармен» не было. Обещанное «новое прочтение» свелось к внешней оболочке. По сути же наполнение и глубина персонажей, взаимная динамика их развития, внутрисюжетные отношения и ключевые идеи партитуры остались нетронутыми.

В конце концов, Харькову было обещано шоу, то есть зрелище, которое заведомо понравится широкой публике. А уж какова сегодня публика и каковы ее вкусы — за это, как говорится, администрация театра ответственности не несет. Несколько досадно, однако, что теперь и на сцене ХНАТОБ можно увидеть примерно то же, что и по телевизору. А так хочется, чтобы где-то еще оставалось место для чистого искусства.

«Кармен» и любовь

Как известно, на мировой премьере в 1875 г. «Кармен» провалилась со скандалом: парижская публика сочла сюжет непристойным. Отчасти ее можно понять: ведь в героях мало достойного для подражания. И только на первый взгляд «Кармен» — спектакль о любви.

Хотя здесь, вне сомнения, «любят», пусть по-разному, все герои, в этом сюжете, скорее просматривается идея о неподконтрольных разуму чувствах. Идея о том, как трудно обуздать порывы сердца; как легко забыть клятвы, честь, долг... О том, как приятно, но в то же время опасно следовать своим прихотям и как неминуемы их последствия. О том, как ревность и зависть ослепляют нас. О том, как далеко от реальности то, чего мы так страстно желаем, и как оно теряет свою привлекательность после того, как мы его вкусили. О том, что слишком часто словом «свобода» мы склонны прикрывать вседозволенность и беспринципность.

Не зря фоном для сюжета служит коррида. Бой тореро с быком — это вечная внутренняя борьба человеческого разума с человеческим сердцем.

Все мы постоянно боремся со своим быком, минотавром, драконом. Не случайно этот символ, эта мифологема нашла не одно воплощение в искусстве. Ведь Хозе пал жертвой не только Кармен, но и своего воспаленного ею воображения, с которым не смог совладать. В лабиринтах нашей души мы ведем войну с пожирающими нас собственными сильными, подчас свирепыми чувствами и влечениями. Все мы нуждаемся в том, чтобы постоянно преодолевать с трудом управляемые рассудком эмоции, страхи, страсти и стереотипы о себе самих. И все мы ищем любовь, которая бы помогла нам побороть плохое и сберечь лучшее, что в нас есть.

Поэтому не случайно убийство Кармен происходит под фанфары победы тореро над быком. Это напоминает о болезненном родстве любви и ненависти, о том, как быстро горячие заверения в любви сменяются полным отторжением. А еще о том, что любовь в нашей жизни неотвратима — так же, как и смерть.

«Кармен» и свобода

Поэтому хотя Кармен в постановке ХНАТОБ играет, флиртует, хочет понравиться, соблазняет, это ничего общего с любовью не имеет. Ведь любовь не «дитя свободы» как поет Кармен. Любовь стоит на взаимных обязательствах и нравственных ограничениях. Кармен же и другие герои ценят не любовь, а свободную любовь, т. е. отношения, не обязывающие к верности и уважению, отношения без ответственности, глубины и долговечности, без всего того, что необходимо для существования семьи и человеческого счастья.

Что такое свобода Кармен и к чему привели ее свободолюбие, прямота и независимость? Только к тому, что она в результате оказалась жертвой своих страстей и игрушкой — для чужих.

Как это все более чем современно сегодня, когда лозунги вроде «Я такой!», «Будь самим собой!» объявляются ценностью и возводятся в добродетель.

«Кармен» и сцена

При жизни Жоржа Бизе ни одна из шести его опер не имела успеха и признания. Композитор через три месяца после провала «Кармен» умер от сердечного приступа на 37-м году жизни.

Сегодня же его опера считается самой репертуарной в мире. Ее история иллюстрирует печальную и парадоксальную участь талантливого человека, чье творчество было не понято и не принято окружающими. Еще «Кармен» показывает нам, как что-то поначалу запретное, скандальное и даже шокирующее очень скоро становится для общества приемлемым и обыденным.

Может быть, и сам автор до конца не понимал, как многое он выразил в богатой, глубокой, музыкально роскошной, щедрой и изысканной и при этом доступной партитуре, — настолько многое, что это трудно выразить словами. Бизе написал оперу, к которой справедливо отнести высказывание композитора Эдварда Грига: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

В Харькове снова появится Институт танковых войск

Институт, уничтоженный в 2007 году,  появится на базе факультета военной подготовки...

В Харькове рабочие потребовали восстановить...

Участники митинга на одном из харьковских заводов приняли обращение к Верховной Раде...

В Харькове СБУ со стрельбой задержала террористов...

Возникла перестрелка, в процессе которой один из террористов получил ранение в ногу

На зависть Львову: за выброшенный пластик...

Автоматы, принимающие ПЕТ-бутылки, устанавливаются во дворах домов 

Оперный Мазепа как сплошное телевидение

Прочитав на афише «П. И. Чайковский, «Мазепа» и зная современные тенденции...

Загрузка...
Загрузка...

Ryanair - прерванный полет

История с несостоявшимся приходом ирландской авиакомпании Ryanair должна войти в...

Как продать мясо в Тайване

Наша страна уже три года не осуществляет экспорт продовольствия по принципу...

Керченский мост с осадком

Мостовой переход из России в Крым оказался слишком узким для украинских портов...

Блеф Парубия как зеркало украинской дипломатии

Основной союзник США вне НАТО может рассчитывать на приоритетное снабжение...

Счет на полушария

Обучение образному счету «Соробан» намерен распространить на свои филиалы во...

Невидимые перспективы отрасли - привидения

У отечественных функционеров имеется странное слепое пятно, не позволяющее заметить...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка