Тысяча подделок под любовь

№1–2(729) 3 — 9 июля 2015 г. 01 Июля 2015 5

Премьера оперы «Кармен» в Харькове

«Любовь одна, но подделок под нее — тысячи». Этими словами французского философа Франсуа де Ларошфуко можно обозначить премьеру обновленной версии оперы Жоржа Бизе «Кармен», представленную 27 июня Харьковским национальным театром оперы и балета. Афиши со слоганом «Вечная классика грандиозное оперное шоу» можно было увидеть по всему городу.

Шоу действительно получилось, поскольку постановщики (после восьми лет отсутствия «Кармен» в репертуаре театра) обратились к жанру режиссерской оперы. Это определение предполагает, что режиссер привносит в спектакль свой смысл, который может в значительной мере расходиться с замыслом композитора. Часто это связано с той или иной степенью «осовременивания» оперы — со всеми вытекающими отсюда находками и потерями.

Можно понять, почему выбор пал именно на «Кармен». Постановка такого произведения при любой сценической форме практически обречена на успех — прежде всего благодаря обилию популярнейших во всем мире фрагментов. Увертюра, хабанера Кармен, куплеты Эскамильо, антракт (прелюдия) к четвертому акту — постоянно у публики на слуху и любимы ею. Что же касается заглавной героини оперы, то, как говорил Сергей Лемешев, «совсем плохих Кармен не бывает — очень уж хороша музыка и роль в целом».

Нельзя не оценить точную и выверенную исполнительскую подачу музыки и хоровых сцен (дирижер Виктор Плоскина, хормейстер Алексей Черникин). Порадовало и то, что театром наконец-то задействованы молодые голоса: солисты «Донбасс Оперы» Наталья Матвеева и Сергей Гонтовой (Кармен и Хозе), харьковчане Владимир Козлов и Юлия Пискун (Эскамильо и Микаэла). Может быть, в силу молодости главным героям недоставало актерской силы голоса, особенно необходимой в опере с такими сильными страстями. Н. Матвеева оказалась очень пластичной, органично выполнила все мизан-сцены; хотя ей и не хватало глубины диапазона.

«Кармен» и шоу

«Кармен» режиссера Армена Калояна и художника Александра Лапина помещена в символическую красно-черную чашу, отдельные части которой, раздвигаясь и перемещаясь по сцене по мере развития сюжета, образовывали то арену, то некий раскрытый цветок, то другие атрибуты условного пространства. В костюмах и реквизите традиционные элементы исторического стиля в соответствии с режиссерской трактовкой смешаны с современными: военным камуфляжем, пистолетами и наручниками, фотоаппаратом с магниевой вспышкой... Игрой света удачно подчеркнуты ключевые столкновения героев.

Другое дело — сама Кармен, но о ней чуть позже.

Режиссер в премьерном буклете высказал мысль, что в современной опере артисты «не только поют, но и играют, как в драматическом театре». В сцене с картами из третьего акта, где Кармен поет о неумолимости судьбы, вокруг цыганки постепенно собирается и нарастает толпа хора и миманса, почти прижимая ее к сцене. Это по-своему удачный образ, передающий неотвратимость роковых обстоятельств. Но если уж говорить о законах драматического театра, почему бы не передать ту же идею, ограничиваясь красками актерской игры певицы и доверяясь ее умению владеть голосом? Стоит ли делать акцент на применении внешних средств, отдавая им предпочтение перед внутренними? В этом, пожалуй, — одно из отличий режиссерских опер от традиционных.

Подобные вопросы можно продолжить. Оправданны ли, скажем, с художественной точки зрения некоторые слишком откровенные, как представляется, жесты Кармен? На какой уровень зрительского восприятия рассчитан такой «драматический театр»?

Справедливости ради нужно сказать, что харьковская опера — это всегда традиция, а не авангард, поэтому ничего особо скандального в «Кармен» не было. Обещанное «новое прочтение» свелось к внешней оболочке. По сути же наполнение и глубина персонажей, взаимная динамика их развития, внутрисюжетные отношения и ключевые идеи партитуры остались нетронутыми.

В конце концов, Харькову было обещано шоу, то есть зрелище, которое заведомо понравится широкой публике. А уж какова сегодня публика и каковы ее вкусы — за это, как говорится, администрация театра ответственности не несет. Несколько досадно, однако, что теперь и на сцене ХНАТОБ можно увидеть примерно то же, что и по телевизору. А так хочется, чтобы где-то еще оставалось место для чистого искусства.

«Кармен» и любовь

Как известно, на мировой премьере в 1875 г. «Кармен» провалилась со скандалом: парижская публика сочла сюжет непристойным. Отчасти ее можно понять: ведь в героях мало достойного для подражания. И только на первый взгляд «Кармен» — спектакль о любви.

Хотя здесь, вне сомнения, «любят», пусть по-разному, все герои, в этом сюжете, скорее просматривается идея о неподконтрольных разуму чувствах. Идея о том, как трудно обуздать порывы сердца; как легко забыть клятвы, честь, долг... О том, как приятно, но в то же время опасно следовать своим прихотям и как неминуемы их последствия. О том, как ревность и зависть ослепляют нас. О том, как далеко от реальности то, чего мы так страстно желаем, и как оно теряет свою привлекательность после того, как мы его вкусили. О том, что слишком часто словом «свобода» мы склонны прикрывать вседозволенность и беспринципность.

Не зря фоном для сюжета служит коррида. Бой тореро с быком — это вечная внутренняя борьба человеческого разума с человеческим сердцем.

Все мы постоянно боремся со своим быком, минотавром, драконом. Не случайно этот символ, эта мифологема нашла не одно воплощение в искусстве. Ведь Хозе пал жертвой не только Кармен, но и своего воспаленного ею воображения, с которым не смог совладать. В лабиринтах нашей души мы ведем войну с пожирающими нас собственными сильными, подчас свирепыми чувствами и влечениями. Все мы нуждаемся в том, чтобы постоянно преодолевать с трудом управляемые рассудком эмоции, страхи, страсти и стереотипы о себе самих. И все мы ищем любовь, которая бы помогла нам побороть плохое и сберечь лучшее, что в нас есть.

Поэтому не случайно убийство Кармен происходит под фанфары победы тореро над быком. Это напоминает о болезненном родстве любви и ненависти, о том, как быстро горячие заверения в любви сменяются полным отторжением. А еще о том, что любовь в нашей жизни неотвратима — так же, как и смерть.

«Кармен» и свобода

Поэтому хотя Кармен в постановке ХНАТОБ играет, флиртует, хочет понравиться, соблазняет, это ничего общего с любовью не имеет. Ведь любовь не «дитя свободы» как поет Кармен. Любовь стоит на взаимных обязательствах и нравственных ограничениях. Кармен же и другие герои ценят не любовь, а свободную любовь, т. е. отношения, не обязывающие к верности и уважению, отношения без ответственности, глубины и долговечности, без всего того, что необходимо для существования семьи и человеческого счастья.

Что такое свобода Кармен и к чему привели ее свободолюбие, прямота и независимость? Только к тому, что она в результате оказалась жертвой своих страстей и игрушкой — для чужих.

Как это все более чем современно сегодня, когда лозунги вроде «Я такой!», «Будь самим собой!» объявляются ценностью и возводятся в добродетель.

«Кармен» и сцена

При жизни Жоржа Бизе ни одна из шести его опер не имела успеха и признания. Композитор через три месяца после провала «Кармен» умер от сердечного приступа на 37-м году жизни.

Сегодня же его опера считается самой репертуарной в мире. Ее история иллюстрирует печальную и парадоксальную участь талантливого человека, чье творчество было не понято и не принято окружающими. Еще «Кармен» показывает нам, как что-то поначалу запретное, скандальное и даже шокирующее очень скоро становится для общества приемлемым и обыденным.

Может быть, и сам автор до конца не понимал, как многое он выразил в богатой, глубокой, музыкально роскошной, щедрой и изысканной и при этом доступной партитуре, — настолько многое, что это трудно выразить словами. Бизе написал оперу, к которой справедливо отнести высказывание композитора Эдварда Грига: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Выпускники вузов не хотят работать по специальности

Они учились ради «корочки», а нужные навыки приобретали в процессе работы или...

Прощай, забой! Гуд-бай, мореходка!

Проблема не в профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных...

Сдутый сектор

Европейские финансисты не уверены в стабильности украинской валюты и не знают, каким...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка