Украинские бронетанковые — не ржавый кулак?

№39(789) 30 сентября — 6 октября 2016 г. 28 Сентября 2016 1 4.1

Ничто не зависит до такой степени от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия находятся в прямой зависимости от данной степени развития производства и средств сообщения.
Ф. Энгельс

Т-84У «Оплот»

Украине достался большой сектор кадрового и производственного потенциала мощнейшего и высокоразвитого ВПК СССР. В него входили более 700 предприятий, которые выпускали непосредственно военные изделия и на которых работали 1,4 млн. чел. Если учесть предприятия двойного назначения, число работающих на них достигало 3 млн.

Броня крепка

На 1991 г. в Украине производилось 17% всей оборонной продукции СССР, что составляло около 20% советского ВПК. Эти предприятия могли выпускать практически любую технику. А по многим позициям отечественные предприятия стали монополистами на постсоветском пространстве: тяжелые баллистические межконтинентальные и космические ракеты, авианосцы, тяжелые военно-транспортные самолеты, вертолетные двигатели и газотурбинные — для судов, некоторая сложная электроника.

В СССР танки сходили с конвейеров четырех промышленных предприятий тысячами, неудивительно, что танковый парк Советской армии под занавес составлял свыше 60 тыс. танков — больше, чем во всех армиях мира вместе взятых.

В цехах танковых заводов иногда собирали и близкие к танкам самоходные установки (они относятся по характеру задач и бронированию к артиллерии). Например, на Кировском заводе в Ленинграде собирали одно из самых мощных самоходных орудий в мире — 203-мм гаубицу 2С7 «Пион», способную вести огонь ядерными снарядами. Их досталось Украине около 100 единиц. На харьковском тракторном заводе им. С. Орджоникидзе в придачу к тракторам выпускались легкий бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ и САУ 2С1«Гвоздика» (122-мм самоходная гаубица). Их производство было свернуто в начале 1990-х.

БМП украинских ВС в строю. 2015 г.

Кроме собственно танков, производством бронетанковой техники (БМП, БТР, БРМ и т. д.) занимались и другие заводы, в большинстве своем с мирными названиями. Советский Союз был родиной БМП (боевой машины пехоты), в середине 60-х гг. военные инженеры создали первую в мире такую машину.

Очевидно, что предприятия украинского ОПК, кроме экспорта, в первую очередь должны обеспечивать собственную армию. Надо сказать, что с задачей внутреннего госзаказа на оборонную продукцию ни одно правительство и ни один президент за 20 лет вплоть до 2014 г. не справились. В активе за все годы были лишь 10 новых танков, несколько БТР для своей армии, один военный корабль, остальное — капитальный ремонт или модернизация — самолетов, вертолетов, ЗРК и пр.

Украинская военная мощь образца 1991—1992 гг. через 20 лет превратилась просто в железный кулак (еще много было бронетехники), а точнее, в ржавый кулак. Большое количество техники в 1992—2012 гг. либо пропадало в ангарах или под дождем, либо было распродано. Немалая тайна, как за постсоветский период наша страна вошла в число ведущих мировых экспортеров оружия. За это время на отечественных предприятиях для экспорта произвели 285 танков и 430 БТР, и за те же годы из военного арсенала армии было продано за рубеж 1162 танка, 1221 ББМ (БРДМ, БМП, БТР), 529 артсистем, 134 боевых самолета, 112 боевых вертолетов, немало средств ПВО.

Флагман советского танкостроения ПО им. В. Малышева (Завод транспортного машиностроения) с собственным производством дизельных двигателей находился на территории Украины и долгое время выпускал собственную разработку — Т-64. А были в Советском Союзе еще три танковых завода — Кировский в Ленинграде, Омский, построенный после войны, и крупнейший Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, так он мирно назывался (грузовые полувагоны были его побочной продукцией).

На последнем в начале семидесятых на базе харьковского основного боевого танка Т-64 был разработан и пошел в производство один из самых массовых и лучших танков в мировом танкостроении — Т-72. В 1976 г. был принят на вооружение суперсекретный Т-80, первый в мире серийный танк с газотурбинной силовой установкой, разработка СКБ №2 в Ленинграде. В 1985 г. его модернизировали до модели Т-80 У (СКБ №3 в Омске), и было принято решение выпускать серийно эти танки на харьковском заводе. Он должен был заменить основной боевой танк Т-64, считавшийся сложным в эксплуатации и менее надежным, в любом случае уже морально устаревшим.

115-й Харьковский БТРЗ. Здесь под открытым небом более 20 лет стояли свыше 600 танков, в том числе Т-64А и Т-80, прибывшие из ГСВГ в 1991 г. В 2014 г. на ожившем заводе началось восстановление того, что можно восстановить

Харьков был законодателем мод и в танковом дизельном двигателестроении. Т-80 решили делать не со стандартной газовой турбиной, а с дизельным двигателем воздушного охлаждения собственного производства. Танк получил индекс Т-80УД, и за 1986—1992 гг. было выпущено около 500 машин. В 1991 г., уже в период начавшегося разоружения СССР и конверсии, Харьковский завод им. Малышева на излете своей мощи выпустил рекордные 800 танков (большинство Т-80УД), которые в основном пошли на экспорт.

Т64 БМ «Булат»

Потеря рынков

После обретения независимости украинскую бронетанковую промышленность охватил кризис, а потом наступил и полный провал, который заключался в потере рынков, отсутствии госзаказа, а значит, и финансов. Налицо была и технологическая катастрофа, оказалось, что независимая страна самостоятельно не может выпускать танки. Вопрос главным образом упирался в российские комплектующие.

Пять лет труда специалистов Министерства машиностроения, ВПК и конверсии Украины, «малышевцев» и «морозовцев» привели к результату. Появился танк Т-84 — упрощенная версия советского Т-80 УД, на 90—95% состоящая из отечественных компонентов. Недоставало комплекса управления вооружением, в том числе стабилизатора пушки, что было минусом, но были и плюсы — более мощный двигатель и улучшенные пушечные стволы, хотя и сложные и дорогие в производстве.

Россия отказалась поставлять пушки, и производство стволов наладили на сумском ПО им. Фрунзе, сборка проходила на заводе им. Малышева, тем самым северный сосед сам в одночасье толкнул Украину на решение проблемы импортозамещения, как сегодня говорят. Изначально пришлось выходить из ситуации установкой на первые 145 «пакистанских» танков башен, имеющихся у Т-80УД. Оптико-электронное, приборное оборудование, которое изготавливал подмосковный Красногорский завод, заменили украинским или импортным.

Танк, в общем-то, имел неплохие характеристики: 1200-сильный дизель, высокоскоростной, на выставках его называли «летающим», адаптированный к жаре и пыли пустынь (американские и российские газотурбинные двигатели теряли в 50-градусную жару 30% своей мощности, харьковский — 8—10%), способность преодолеть брод в 1,8 м и прыгнуть с трамплина на 10 м. Осталось только его продать, что было очень трудно. На рынке уже предлагались российские Т-90 «Владимир» (модернизированный Т-72, удачная, простая в эксплуатации и популярная тогда в мире машина) и Т-80У-М1 «Барс», американские М1А1 «Абрамс», немецкий «Леопард», французский «Леклерк», английский «Челленджер Мк II» и другие. Все эти страны могли позволить себе некоторые маркетинговые, финансово привлекательные ходы навстречу покупателям.

Если бы не удачно подписанный контракт с Пакистаном на 320 танков Т-84 (Т-80УД) на сумму более 550 млн. долл. в 1996 г., украинскому бронетанкопрому можно было бы закрываться. Тем более что страна «пролетела» по тендерам на заказы от Греции (500 машин), Малайзии (200—300) и Турции (более 1100 танков и лицензионный выпуск). Для последней предлагаемый им вариант с натовской 12-мм пушкой даже назвалиТ84-120 «Ятаган», что не помогло и очевидно удивило Грецию. Цена 1,6 млн. долл., что в 1,5—2 раза ниже, чем у конкурентов, не помогла.

Впрочем, вряд ли две страны из блока НАТО выбрали бы украинскую разработку, там у них свои правила и традиции. В 1999 г. Пакистану были поставлены все машины, и производство танков вновь замерло. Был создан уже под натовский стандарт танк Т-84У «Оплот». Его в 2001 г. отечественное МО закупило для Сухопутных войск в количестве 10 штук (78,8 млн. грн.).

Цепочка отечественных разработок танков выглядит так: Т-80 УД, выпускаемый под занавес СССР в Харькове, его усовершенствованный вариант Т-84 (1994 г.), официально принят на вооружение нашей армии в 2000 г. («Керн», экспортный вариант «Ятаган»), Т-84У «Оплот» (принят на вооружение в 2001 г., всего произведено и закуплено для войск 10 единиц) на базе Т-84 и самый современный украинский основной боевой танк БМ «Оплот», в мае 2009 г. принятый на вооружение.

Заключенный контракт на его поставку войскам на 2013 г. не был выполнен, 50 «Оплотов» должны были быть к 2018 г. Эта машина, которую можно считать первой украинской разработкой (разработана Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. А. А. Морозова на базе Т-80 УД), отличается от предыдущих лучшей системой управления огнем и прицеливания и другими техническими характеристиками по защищенности (одними из самых высоких в мире среди аналогов), огневой мощи и подвижности. Эти качества позволяют конкурировать с российскими и немецкими машинами.

Экспортная цена одного танка в 2011 — 2013 гг. составляла в среднем 4,9 млн. долл. В 2011 г. был подписан контракт на 54 машины БМ «Оплот» с Таиландом. Ранние «Оплоты» (Т-84) в АТО на востоке не участвовали. И это целесообразное решение военного командования. 10 танков погоды не делают, а вместо этого лучше продать вновь произведенные (их экспортная цена больше 4,5 млн. долл.) и на эти средства отремонтировать или модернизировать несколько десятков Т-64 до уровня «Булата» или Т-72.

В конце 90-х и в середине 2000-х гг. завод осуществлял экспортные заказы на модернизацию Т-72, которых в мире до 10 тыс., и доводил Т-64 (Б/БВ), остававшийся долгое время основным танком украинской армии, до уровня Т64БМ «Булат» (в 2004 г принят на вооружение). В 2011 г. стоимость модернизации одного Т-64Б до уровня «Булата» составляла 7,2 млн. грн. (в 2014 г. увеличилась до 14—16 млн. грн. ($0,5 млн.). На вооружении армии на 2012 г. находилось около 700 танков, в основном Т-64, еще больше — на хранении, и постепенно осуществлялось доведение их до Т-64БМ «Булат» (76 на 2012 г.). Более глубокая модернизация Т-64 — машина Т-64Е.

Уже к 1997 г. количество предприятий отечественного ОПК сократилось в 5 раз. Надвигались необратимые процессы. Если на несколько лет остановить танковое производство, к примеру, на заводе им. Малышева в Харькове, а потом заказать новую машину, то для этого потребуется в 2—3 раза больше времени, чем предприятие стояло. Для приборостроения временные критерии еще жестче. И количество денег не поможет. Допустим, полный цикл изготовления боевого танка «Оплот» — 14,5 месяца, высокоточной ракетной системы— 24 месяца.

Новый виток

Украинский БТР-4Е

Бронетанковая отрасль, очевидно, правильно сделала ставку на разработку и производство легкой бронетехники для развивающихся стран, в основном ББМ массой до 15—20 т. Здесь учитывалась сильная, почти непреодолимая для новичков конкуренция на рынке танков. Первой ласточкой был харьковский (разработка 2002 г. КБ им. Морозова, производство с 2008 г. — ГП им. Малышева) БТР-4 и дальнейшие модификации, в том числе с 30-миллиметровой пушкой украинского производства. Такая переориентация, с одной стороны, «смазывает» производство основной продукции (танков), с другой — и спасает. Особенно если БТРами занимается не танковый, а ремонтные (бронетанковые) заводы.

Из 22 танковых ремонтных заводов министерства обороны СССР в Украине было пять — Киевский, Львовский, Житомирский и Харьковский бронетанковые ремонтные и Николаевский ремонтно-механический, они могли ремонтировать и модернизировать практически все виды советской бронетанковой техники.

В последнее время и особенно с ухудшением отношений с РФ и войной некоторые из них занялись разработкой и производством БМ. Бронетранспортеры в Украине разрабатывает Харьковский бронетанковый ремонтный завод, выпускает — завод им. Малышева. Конструированием и производством занимался и Николаевский ремонтно-механический завод, в середине 2000-х переименованный в бронетанковый. Среди образцов — боевые машины пехоты БМПТ-64, БМП-55, ЮТМП-84, бронетранспортер БТР-7, бронеавтомобиль «Дозор-Б» производства ХКБМ.

Украинский БТР-3Е1 с универсальным модулем «Штурм»

В БТР-3Е1 киевской сборки (КРЗ) используются импортные двигатели (США), корпуса завода «Азовмаш» в Мариуполе, он оснащен боевым модулем «Штурм» (КБ им. Морозова, ХКБМ), включающим 30-миллиметровую пушку, 30-мм автоматический гранатомет, 7,62-мм пулемет и две противотанковые ракеты комплекса «Барьер». На БТР-3Е1 установлена оптико-электронная система наблюдения, прицеливания и управления огнем (СУО) «Трек-М».

По состоянию на 2016 г. количество бронетехники (БМП, БТР) в Вооруженных силах резко изменилось, что связано с потерями в боях на востоке страны и снятием с вооружения в случае невозможности восстановления. В мае 2014-го был заключен контракт на поставку 154 БТР-4 украинского производства (Харьков), принятых на вооружение в 2012 г., до середины 2015 г. в армию были переданы более 20 этих неплохих машин. В это же время в Вооруженных силах насчитывалось около 50 БТР-3Е производства Киевского бронетанкового завода (разработка Харьковского КБ им. Морозова).

С началом боевых действий на Донбассе многократно увеличились потери военной техники в боевых условиях (сожжена, взята противником, вышла из строя), их число, конечно, не такое, как писали некоторые СМИ РФ или мятежных районов.

Например, интернет-издание «Взгляд» (5.11.2015) констатировало: «за время конфликта в Донбассе украинские силовики безвозвратно потеряли уничтоженными более 3000 единиц техники основных видов, еще около 2000 единиц перешло к ВСН (так называемые вооруженные силы Новороссии. — Авт.) в качестве трофеев. В числе уничтоженного: 929 танков разных типов, 887 ББМ, 238 единиц РСЗО БМ-21 «Град», 836 автомобилей, 21 самолет, 32 вертолета, 46 беспилотников». Цифры явно завышены, по некоторым позициям в несколько раз, к примеру, столько танков и ББМ, возможно, даже не прибыли до позиций, то же по авиации.

Когда потеря Крыма стала реальностью, а в Донбассе начались боевые действия, руководство страны развернуло военный вектор: развертывание армии и перевод насколько возможно оборонного комплекса на военные рельсы, в срочном и даже аварийном порядке стали восстанавливать мощности отрасли, что интересно — стали поднимать и предприятия совсем забытые.

В октябре 2014 г. советник президента Ю. Луценко рассказывал: «Все четыре бронетанковых завода работают в три смены. Несколько сотен бронированной техники, с нуля отремонтированных, поступило в зону АТО за это время. Есть предприятия ВПК, которые ждут государственного заказа и готовы поставлять модернизированное оружие в украинские войска». Больше всего «закрутилось» на бронетанковых заводах. Именно среди бронемашин были самые большие потери, попытки массового, некомпетентного применения их на позициях вели к уничтожению или захвату, большая часть техники просто ломалась.

ГП «Киевский бронетанковый завод» за 2015 г. в 4 раза увеличило производство военной техники (данные концерна «Укроборонпром», куда входит предприятие), на конец августа завод изготовил (в т. ч. капитально отремонтировал) 78 единиц военной техники — 25 танков и 53 бронетранспортера, больше, чем за весь 2014 г. Ниша завода — текущий ремонт и восстановление танков Т-64, бронетранспортеров БТР-70 и БТР-80, а также производство БТР-3, темпы выпуска которых планировалось довести до 30 машин ежемесячно.

Получили повышенные задания Львовский, Николаевский и Харьковский бронетанковые заводы.

БМ «Дозор-Б» (разработка ХКБ им. Морозова), 2015 г.

Харьковскую разработку — бронеавтомобиль «Дозор-Б» производили на ХЗТМ им. Малышева и Львовском бронетанковом заводе. Автомобиль массой 6,3 т (4х4) с экипажем 3 человека вмещает десант 6—8 человек. Вооружение — 12,7-мм пулемет НСВТ («Утес»). Стоимость одного «Дозора-Б» — 4 млн. грн. Николаевский бронетанковый завод в начале 2015 г. передал военным первые бронемашины своей разработки «Свитязь». Это восьмиколесная плавающая бронированная машина управления и связи со всеми ведущими колесами.

БМ «Свитязь», (разработка ХКБ им. Морозова), 2015 г.

За 9 месяцев 2015 г. предприятия ГК «Укроборонпром» передали украинской армии рекордные 2019 единиц военной техники и вооружения (данные концерна), в том числе 688 единиц новой и 1331 единицы восстановленной и модернизированной техники. Говорилось и о «системных» поставках новых образцов военной техники и оружия, что на самом деле правда, но с некоторой натяжкой. Многие образцы во многом сырые и требуют испытаний, другие были разработаны ранее (ПТРК «Стугна-П», бронеавтомобиль «Дозор-Б») и пришлись кстати. Восполнить в несколько раз возросшие потребности в пожарном режиме военного времени не так просто.

Откуда же рост количества броне- и другой техники после таких потерь? Дело в том, что с мая 2014 г. начались массовая расконсервация ББМ и другого вооружения со складов и ремонт находящихся на вооружении. За три месяца боев армия получила из ремонта и со складов более 200 танков.

САУ 2С1 «Гвоздика» выпускалась на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) в 1971—1992 гг., ими вооружались артиллерийские дивизионы мотострелковых полков, сменяя 122-мм гаубицы М-30 и Д-30

Подверглись подготовке и САУ — их было достаточно в армии, но с боеготовностью было также плохо. Тактика применения самоходных установок — это поддержка огнем с дальних от противника позиций, им противопоказаны прямые атаки, поэтому вероятность быть уничтоженными или достаться противнику малая, но в реальности было не так. К примеру, с июля по сентябрь 2014 г. 26-я артиллерийская бригада из имевшихся в наличии 54 САУ «Мста» и «Гиацинт» потеряла 10 установок (почти 20%), сюда входят уничтоженные, захваченные или требующие капитального ремонта.

Переживая кризисное, порой катастрофическое состояние, когда некоторые заводы и КБ годами не имели заказов и практически простаивали, украинская бронетанковая отрасль, сокращаясь, как шагреневая кожа (тот же завод им. Малышева за 25 лет независимости сократил свой персонал почти в 7 раз — до 13 тыс. человек в 2000 г. и 7,5 тыс. в 2006-м), в основном сохранила свои уникальные возможности в мире (замкнутый цикл производства имеют всего несколько стран) и осталась самым сильным сегментом отечественного ВПК.

В арсенале разработчиков и производителей есть новый танк БМ «Оплот», модернизированные Т-64БМ «Булат» с новыми системами динамической и активной защиты и новейшим управляемым вооружением, а также боевые машины поддержки танков и пехоты, как на базе танков (Т-72), БМП (БМП-1У), так и БТРы (БТР-4Е/МВ), линейка модернизированных БТР, например на базе БТР-70, с установкой боевых модулей (БТР-3 и БТР-7).

Это дает возможности для экспорта и оснащения собственной армии. Структурные изменения в экспорте наблюдаются. Если в 2006—2010 гг. было продано за рубеж 186 БТР 70/80, 363 танков Т-72, 105 единиц Т-55, то в 2011—2015 гг. такой техники почти нет (кроме Т-72, их 289), на экспорт пошла продукция, изготовленная в Украине: 10 танков Т-84, БТР-3 (198 ед.), БТР-4 (151). До 2017 г. уйдут все 49 танков БМ «Оплот» Таиланду (на 2015 г. поставили 10).

Танки ожидают ремонта на одном из бронетанковых заводов.

СПРАВКА «2000»

Украинские бронетанковые «киты»

ГП «Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению». Разработка дизельных двигателей.

ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. А. Морозова». Разработка бронетехники.

ГП «Завод им. В. А. Малышева». Производство бронетехники.

Государственные предприятия: Житомирский, Киевский, Львовский, Николаевский, Харьковский бронетанковые заводы (ранее они назывались ремонтными заводами), на некоторых из них налажено производство ББМ.

Танковые и механизированные войска ВС Украины (две танковые и восемь механизированных бригад, на 1.01.2014 г.):

1-я отдельная танковая бригада 8 АК, место дислокации — пгт Гончаровское, Черниговская обл.;

17-я отдельная танковая бригада 6 АК, Кривой Рог, Днепропетровская обл.;

51-я отдельная механизированная бригада 13 АК, Владимир-Волынский, Волынская обл.; расформирована осенью 2014 г., на ее базе сформирована 14-я отдельная механизированная бригада;

24-я отдельная механизированная бригада 13 АК, Яворов, Львовская обл.;

28-я отдельная механизированная бригада 6 АК, пгт Черноморское, Одесская обл.;

30-я отдельная механизированная бригада 8 АК, Новоград-Волынский, Житомирская обл.;

72-я отдельная механизированная бригада 8 АК, Белая Церковь, Киевская обл.

92-я отдельная механизированная бригада 6 АК, Башкировка, Харьковская обл.;

93-я отдельная механизированная бригада 6 АК, пгт Черкасское, Днепропетровская обл.

В марте 2015 г. с решением об увеличении численности Вооруженных сил Украины до 250 тыс. человек были сформированы новые танковые и механизированные соединения (бригады), в частности 14-я отдельная танковая бригада (в составе 4-го корпуса резерва), 53-я отдельная механизированная бригада, последние с местами дислокации в Луганской и Донецкой обл.

Бронетехника украинской армии, только цифры:

В наследство от Советской армии Украине досталось более 6000 танков, больше, чем у всего блока НАТО без США. На вооружении Сухопутных войск ВСУ на начало 2000 г. оставалось 4060 танков, в т. ч. 2200 Т-64, 1300 Т-72, более 300 Т-80, некоторое количество Т-55 (из более чем 2700 на 1992 г.).

В ноябре 2013 г. численность ВС составляла 168 тыс. человек, в т. ч. 125 тыс. военнослужащих, то есть в 4 раза меньше, чем в начале 1992 г. По официальным данным ДОВСЕ, на 1 января 2013 г. Украина имела 2311 танков, 3782 ББМ, 3101 артсистему, 507 боевых самолетов, 121 ударный вертолет. То есть сокращения за 20 лет оказались очень масштабными, 2—3-кратными. Цифры оставшегося на этот период формально оставляли ВС Украины в числе самых мощных армий в Европе, но боеспособность этой техники уже была под вопросом.

На вооружении Сухопутных войск имелся (на начало 2014 г.) танковый парк более чем из 1100 средних танков Т-64 различных модификаций (Т-64Б, Т-64БВ), из которых

76 — модернизированые до уровня Т-64БМ «Булат». Самыми современными являются 10 танков Т-84 У «Оплот». Около 650 Т-64, а также примерно 273 Т-80 (Т80БВ) и 474 танков Т-72 (Т-72АВ, Т-72Б), не являющиеся основными боевыми танками украинской армии, находились на хранении.

По состоянию на 2016 г. (Militaribalancy) имелось танков Т-64 всех модификаций 1350 единиц, в т. ч. 710 на вооружении (среди них Т-64 БМ «Булат» и Т64 БВ) и 640 на хранении, 600 танков Т-72 различных модификаций, из них 70 поставлены на вооружение и 530 осталось на хранении, и 158 танков Т-80 БВ.

Боевые бронированные машины (ББМ) на 2013 г. включали более тысячи боевых разведывательных машин (БРМ), свыше 2 тыс. боевых машин пехоты (719 БМП-1, среди них 12 машин, украинский вариант БМП-1У «Шквал», 1363 БМП-2) и боевых машин десанта (БМД), до 3,5 тыс. БТР, среди них старенькие БТР-60 (136), 996 БТР-70, более 400 БТР-80, свыше 2060 тягачей МТ-ЛБ (на хранении их еще больше), 44 БТР-Д.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
engy

"а с дизельным двигателем воздушного охлаждения собственного производства" - неточость, если о Т-80. Система охлаждения там жидкостная. Любые жидкостные радиаторы принудительно обдуваются забортным воздухом. В КБ Морозова такой обдув осущ. не вентиляторами, а за счет эжекции потока выхлопных газов. Вот и вся особенность, можно сказать, фирменный знак. Стволы от Фрунзе, конечно, еще то импортозамещение, но маемо тэ що маемо.

- 3 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка