УкравтоЖор

№3–4(730) 10 — 16 июля 2015 г. 08 Июля 2015 4.4

УкравтоЖор

Украинские дороги и дорожники оказались невероятно прожорливыми. В 2015 г. на выплаты по кредитам, ранее взятым на ремонт дорог, пойдет в два раза больше денег, чем на дорожные работы.

Езда с препятствиями

Cостояние большинства дорог общегосударственного и местного значения продолжает ухудшаться, а о муниципальных и внутриквартальных дорогах, которые ремонтируются за счет местных бюджетов, лучше вообще не вспоминать.

Еще в апреле т. г., выступая на заседании правительства, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский признал, что 97% дорог в Украине находятся в неудовлетворительном состоянии. Но заверил, что к 2020 г. доля таковых уменьшится до 10%.

Улучшить их состояние власти хотят за счет строительства концессионных, т. е. платных дорог. Однако инвесторы готовы вкладываться далеко не во все дороги, а лишь в отдельные участки, отвечающие целому ряду требований. Как правило, это интенсивность движения в заданном направлении, превышающая 8—10 тыс. авто в сутки с перспективой увеличения, наличие землеотвода под строительство, чтобы были решены все спорные вопросы с владельцами земельных участков на месте будущей магистрали, альтернативная трасса для бесплатного проезда, совмещение дороги с международным транспортным коридором и т. д.

Именно по этим причинам из 6 анонсированных в 2013 г. проектов спустя два года к реализации готовится только один — участок дороги Львов—Краковец, совмещенный с международным транспортным коридором №3 (Берлин/Дрезден— Вроцлав—Львов—Киев), протяженностью 258 км.

Остальные приказали долго жить. Среди них платная трасса Новомосковск—Харьков до границы с Россией (КПП «Щербаковка») протяженностью 209 км, две дороги до Симферополя: Ульяновка— Николаев—Херсон—Красноперекопск—Симферополь (532 км) и Днепропетровск—Запорожье—Мелитополь—Джанкой—Симферополь (475 км), Одесса—Монаши с мостовым переходом через Днестровский лиман (81 км) и две очереди большой кольцевой дороги вокруг Киева от магистрали Киев—Чернигов —Новые Яриловичи до Киев—Ковель—Ягодин (151,6 км).

Нетрудно заметить, что потеря Крыма и ухудшение отношений с Россией негативно отразились на транзитном потенциале Украины. Если уж эти магистрали, ранее считавшиеся перспективными, теперь потеряли привлекательность, что тогда говорить о местных или внутриквартальных дорогах, которые всегда были интересны гораздо меньшему числу профессионалов и автолюбителей?

Ремонтировать или отстраивать такие дороги придется за бюджетные деньги. Однако в нынешнем году руководители отрасли констатировали полный крах системы дорожного строительства в Украине.

По данным Госагентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор»), по итогам прошлого года было открыто движение всего лишь на 102 км новых или реконструированных дорог. Занимались дорожники в основном текущими мелкими ремонтами, проконтролировать которые гораздо сложнее, чем строительство новых дорог.

Кредиты на нужды дорожного агентства были заморожены. Из запланированного объема кредитов в 6857 млн. грн. «Укравтодор» получил 708 млн. ранее привлеченных и неизрасходованных средств.

Бюджет «Укравтодора» за 2014 г. составил около 16,3 млрд. грн., из которых большая часть была израсходована на текущие мелкие ремонты и затраты самого предприятия на энергоносители, зарплату и т. д. На выплату старых кредитов бюджет направил 10,8 млрд. грн., т. е. больше, чем на ремонт и строительство самих дорог.

Расходы на финансирование дорожной отрасли, заложенные в бюджет 2015 г., за исключением затрат на обслуживание долговых обязательств, почти в два раза меньше, чем минимально необходимо для ее функционирования.

Таким образом, при наличии многомиллиардных долгов «Укравтодора» бюджет не в состоянии выделять надлежащие средства даже на поддержание дорог в эксплуатационном состоянии.

На прошлой неделе директор департамента автомобильного транспорта и дорог Министерства инфраструктуры Роман Хмиль сообщил, что бюджет «Укравтодора» в нынешнем году составит 8,6 млрд. грн., из которых 4,1 млрд. выделят из госбюджета и еще 4,5 млрд. составят банковские займы. На выплаты по старым кредитам и обслуживание еврооблигаций необходимо выделить 19 млрд. грн.

В паспорте бюджетной программы «Укравтодора» на 2015 г., опубликованном на сайте госагентства, немного другие цифры, но того же свойства: на выплату и обслуживание долговых обязательств — 17,4 млрд. грн., на текущий ремонт и содержание дорог государственного значения — 2,08 млрд. грн., местных — 1,03 млрд. грн.

Общие расходы на бюджетные целевые программы, включая надзор за выполненными ремонтными работами, НИР и т. д., — 3,4 млрд. грн. С учетом привлеченных кредитов планируется ввести в эксплуатацию 57,7 км новых и реконструированных дорог и 90,5 км отремонтированных.

Согласно годовому отчету «Укравтодора» за 2014 г. госагентство имеет долговых обязательств на 43 млрд. 452 млн. грн., включая 15 кредитов и 6 серий облигаций, две из которых на 4 млрд. грн. необходимо погасить до 27 декабря т. г.

Гореть в «АДУ»

Выходить из столь щекотливой ситуации власти собираются восстановлением дорожного сбора, передачей полномочий и ответственности за содержание существенной части общегосударственных и местных дорог на места и тотальной распродажей имущества ПАО «Автомобильные дороги Украины» (ПАО «АДУ»).

В нынешнем году местные бюджеты получили дополнительный акцизный сбор 5% на подакцизные товары, реализуемые на автозаправках, — алкоголь, сигареты, бензин и дизтопливо. Предположительно по итогам года он опустошит карманы автолюбителей на 7—8 млрд. грн. Но законодатели уже знают, куда направить эти деньги.

В настоящее время на подписи у президента закон о внесении изменений в некоторые законы Украины о софинансировании дорог общегосударственного значения, 11 июня принятый Верховной Радой.

Его авторами являются представители Блока Петра Порошенко Анатолий Матвиенко, Ярослав Дубневич и Михаил Довбенко.

Главная новация этого документа — передача местным бюджетам для реконструкции и ремонта участков дорог общегосударственного значения, пролегающих через населенные пункты. Делать это хотят за счет дополнительного акциза.

Кроме того, был принят в первом чтении и готовится ко второму законопроект о внесении изменений в законодательные акты о реформировании системы управления дорогами общего пользования, поданный в ВР еще два года назад Николаем Азаровым.

Законопроект предусматривает возврат дорожного сбора и передачу местным органам власти полномочий по управлению дорогами местного значения в пределах административно-территориальной единицы.

Составной частью контракта на ремонт или строительство дороги станет обязательство по ее поддержанию в надлежащем виде на срок до 7 лет. Предполагается, что дорожно-строительная организация будет заинтересована в качественном ремонте, чтобы затем меньше тратить на содержание дороги.

Для этого Кабмин должен утвердить типовой образец договора, в котором, помимо прочего, будут прописаны цена и сроки выполнения работ, требования к организации работ и порядок их сдачи-приемки, условия страхования рисков и привлечения субподрядчиков, порядок контроля заказчиком качества ресурсов и выполненных работ, порядок устранения недостатков и ответственность за ущерб, в том числе от ДТП.

Суть предстоящих изменений, в изложении того же Романа Хмиля, выглядит так. Правительство ликвидирует ПАО «АДУ» с передачей областных филиалов местным властям в коммунальную собственность для последующей приватизации, восстановит полноценный дорожный сбор вместо спецсчетов в казначействе, куда шли акцизы от бензина (около 15% его розничной стоимости в зависимости от класса горючего). Предварительно примерно 30% дорожного сбора направят в областные бюджеты. Туда же с 2016 г. пойдет половина 5%-ного дополнительного акциза.

Проблема в том, что перемена мест слагаемых — передача полномочий на места — не дает необходимой суммы для улучшения качества дорог, которое обещают чиновники.

В нынешнем году от акцизов на горючее и подакцизные товары на АЗС удастся получить примерно столько же, сколько в прошлом — 40 млрд. грн. при потребностях дорожной отрасли в 100 млрд. грн. и возросших расходах на обслуживание, ремонт и реконструкцию.

В ценах этого года стоимость строительства 1 км дороги первой категории (4—8 полос в обе стороны) обойдется в 70—100 млн. грн., реконструкция — в 20—30 млн. грн., а текущий средний ремонт — в 8—12 млн. грн.

Вырученных средств при таких расценках хватит в лучшем случае на ремонт 5 тыс. км существующих магистралей, тогда как для развития дорожной инфраструктуры страны необходимо ежегодно обновлять и строить не менее 10 тыс. км. По крайней мере именно на такой ритм настраивал дорожников предшественник нынешнего премьер-министра Николай Азаров.

По статистике, из 164,1 тыс. км дорог общего пользования с твердым покрытием (без учета муниципальных, ведомственных и внутрихозяйственных) 91,7%, или 155,6 тыс. км, относятся к дорогам местного значения — территориальным, районным и сельским. Остальные относятся к международным и национальным.

В выигрыше от такой децентрализации прежде всего окажутся центральные органы исполнительной власти, которые снимут с себя ответственность за содержание большей части существующих дорог.

Действия же областных администраций, получивших груз дорожных обязательств вкупе с местными автодорами для приватизации, предсказать нетрудно. Вопрос только в том, как скоро в украинской глубинке появятся сотни платных дорог и дорожек и начнет процветать узаконенный рэкет дорожных концессионеров.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Поражение в электронных правах

Эстония по праву считается мировым лидером в области внедрения электронного...

«Любіть Україну», чтоб вами не занялись

Программы воспитания гордости за происхождение по этническому принципу нет ни в...

Халатная диверсия или диверсионная халатность?

Взрывы на военных складах по масштабам последствий сопоставимы с интенсивным...

Сел в такси — задолжал 70 гривен

В каждой стране к такси предъявляют собственные требования, а правила их пользованием...

Карнавал в Майлине: «Будда» дозревает

На дереве, отдаленно напоминающем грушу, висели фигурки Конфуция, Будды и бюсты Мао...

В «Планете кино» — «Злопамятные мытари»

Самым громким скандалом недели, стала попытка столичных налоговиков обложить...

Загрузка...

Зло-качественное образование

Днепропетровский облсовет принял решение о ликвидации лучшего в стране областного...

Krab вместо «Гвоздики»

Ежегодно 3 ноября принято поздравлять украинских артиллеристов с их профессиональным...

Гнать в шею или Нобеля?

За последние полтора месяца Владимир Гройсман сделал по крайней мере три разных...

Бесплатная приватизация земли. Проблема даже для...

Ажиотаж вокруг бесплатной приватизации в последнее время связан с обещаниями властей...

Новые ракеты Турции

12 сентября 2017 г. Турция подписала соглашение стоимостью в $2,5 млрд. на приобретение у РФ...

Фальшивая сенсация

Есть ли превышение предложения над спросом на рынке? Безусловно! Это результат...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка