УкравтоЖор

№3–4(730) 10 — 16 июля 2015 г. 08 Июля 2015 4.4

УкравтоЖор

Украинские дороги и дорожники оказались невероятно прожорливыми. В 2015 г. на выплаты по кредитам, ранее взятым на ремонт дорог, пойдет в два раза больше денег, чем на дорожные работы.

Езда с препятствиями

Cостояние большинства дорог общегосударственного и местного значения продолжает ухудшаться, а о муниципальных и внутриквартальных дорогах, которые ремонтируются за счет местных бюджетов, лучше вообще не вспоминать.

Еще в апреле т. г., выступая на заседании правительства, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский признал, что 97% дорог в Украине находятся в неудовлетворительном состоянии. Но заверил, что к 2020 г. доля таковых уменьшится до 10%.

Улучшить их состояние власти хотят за счет строительства концессионных, т. е. платных дорог. Однако инвесторы готовы вкладываться далеко не во все дороги, а лишь в отдельные участки, отвечающие целому ряду требований. Как правило, это интенсивность движения в заданном направлении, превышающая 8—10 тыс. авто в сутки с перспективой увеличения, наличие землеотвода под строительство, чтобы были решены все спорные вопросы с владельцами земельных участков на месте будущей магистрали, альтернативная трасса для бесплатного проезда, совмещение дороги с международным транспортным коридором и т. д.

Именно по этим причинам из 6 анонсированных в 2013 г. проектов спустя два года к реализации готовится только один — участок дороги Львов—Краковец, совмещенный с международным транспортным коридором №3 (Берлин/Дрезден— Вроцлав—Львов—Киев), протяженностью 258 км.

Остальные приказали долго жить. Среди них платная трасса Новомосковск—Харьков до границы с Россией (КПП «Щербаковка») протяженностью 209 км, две дороги до Симферополя: Ульяновка— Николаев—Херсон—Красноперекопск—Симферополь (532 км) и Днепропетровск—Запорожье—Мелитополь—Джанкой—Симферополь (475 км), Одесса—Монаши с мостовым переходом через Днестровский лиман (81 км) и две очереди большой кольцевой дороги вокруг Киева от магистрали Киев—Чернигов —Новые Яриловичи до Киев—Ковель—Ягодин (151,6 км).

Нетрудно заметить, что потеря Крыма и ухудшение отношений с Россией негативно отразились на транзитном потенциале Украины. Если уж эти магистрали, ранее считавшиеся перспективными, теперь потеряли привлекательность, что тогда говорить о местных или внутриквартальных дорогах, которые всегда были интересны гораздо меньшему числу профессионалов и автолюбителей?

Ремонтировать или отстраивать такие дороги придется за бюджетные деньги. Однако в нынешнем году руководители отрасли констатировали полный крах системы дорожного строительства в Украине.

По данным Госагентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор»), по итогам прошлого года было открыто движение всего лишь на 102 км новых или реконструированных дорог. Занимались дорожники в основном текущими мелкими ремонтами, проконтролировать которые гораздо сложнее, чем строительство новых дорог.

Кредиты на нужды дорожного агентства были заморожены. Из запланированного объема кредитов в 6857 млн. грн. «Укравтодор» получил 708 млн. ранее привлеченных и неизрасходованных средств.

Бюджет «Укравтодора» за 2014 г. составил около 16,3 млрд. грн., из которых большая часть была израсходована на текущие мелкие ремонты и затраты самого предприятия на энергоносители, зарплату и т. д. На выплату старых кредитов бюджет направил 10,8 млрд. грн., т. е. больше, чем на ремонт и строительство самих дорог.

Расходы на финансирование дорожной отрасли, заложенные в бюджет 2015 г., за исключением затрат на обслуживание долговых обязательств, почти в два раза меньше, чем минимально необходимо для ее функционирования.

Таким образом, при наличии многомиллиардных долгов «Укравтодора» бюджет не в состоянии выделять надлежащие средства даже на поддержание дорог в эксплуатационном состоянии.

На прошлой неделе директор департамента автомобильного транспорта и дорог Министерства инфраструктуры Роман Хмиль сообщил, что бюджет «Укравтодора» в нынешнем году составит 8,6 млрд. грн., из которых 4,1 млрд. выделят из госбюджета и еще 4,5 млрд. составят банковские займы. На выплаты по старым кредитам и обслуживание еврооблигаций необходимо выделить 19 млрд. грн.

В паспорте бюджетной программы «Укравтодора» на 2015 г., опубликованном на сайте госагентства, немного другие цифры, но того же свойства: на выплату и обслуживание долговых обязательств — 17,4 млрд. грн., на текущий ремонт и содержание дорог государственного значения — 2,08 млрд. грн., местных — 1,03 млрд. грн.

Общие расходы на бюджетные целевые программы, включая надзор за выполненными ремонтными работами, НИР и т. д., — 3,4 млрд. грн. С учетом привлеченных кредитов планируется ввести в эксплуатацию 57,7 км новых и реконструированных дорог и 90,5 км отремонтированных.

Согласно годовому отчету «Укравтодора» за 2014 г. госагентство имеет долговых обязательств на 43 млрд. 452 млн. грн., включая 15 кредитов и 6 серий облигаций, две из которых на 4 млрд. грн. необходимо погасить до 27 декабря т. г.

Гореть в «АДУ»

Выходить из столь щекотливой ситуации власти собираются восстановлением дорожного сбора, передачей полномочий и ответственности за содержание существенной части общегосударственных и местных дорог на места и тотальной распродажей имущества ПАО «Автомобильные дороги Украины» (ПАО «АДУ»).

В нынешнем году местные бюджеты получили дополнительный акцизный сбор 5% на подакцизные товары, реализуемые на автозаправках, — алкоголь, сигареты, бензин и дизтопливо. Предположительно по итогам года он опустошит карманы автолюбителей на 7—8 млрд. грн. Но законодатели уже знают, куда направить эти деньги.

В настоящее время на подписи у президента закон о внесении изменений в некоторые законы Украины о софинансировании дорог общегосударственного значения, 11 июня принятый Верховной Радой.

Его авторами являются представители Блока Петра Порошенко Анатолий Матвиенко, Ярослав Дубневич и Михаил Довбенко.

Главная новация этого документа — передача местным бюджетам для реконструкции и ремонта участков дорог общегосударственного значения, пролегающих через населенные пункты. Делать это хотят за счет дополнительного акциза.

Кроме того, был принят в первом чтении и готовится ко второму законопроект о внесении изменений в законодательные акты о реформировании системы управления дорогами общего пользования, поданный в ВР еще два года назад Николаем Азаровым.

Законопроект предусматривает возврат дорожного сбора и передачу местным органам власти полномочий по управлению дорогами местного значения в пределах административно-территориальной единицы.

Составной частью контракта на ремонт или строительство дороги станет обязательство по ее поддержанию в надлежащем виде на срок до 7 лет. Предполагается, что дорожно-строительная организация будет заинтересована в качественном ремонте, чтобы затем меньше тратить на содержание дороги.

Для этого Кабмин должен утвердить типовой образец договора, в котором, помимо прочего, будут прописаны цена и сроки выполнения работ, требования к организации работ и порядок их сдачи-приемки, условия страхования рисков и привлечения субподрядчиков, порядок контроля заказчиком качества ресурсов и выполненных работ, порядок устранения недостатков и ответственность за ущерб, в том числе от ДТП.

Суть предстоящих изменений, в изложении того же Романа Хмиля, выглядит так. Правительство ликвидирует ПАО «АДУ» с передачей областных филиалов местным властям в коммунальную собственность для последующей приватизации, восстановит полноценный дорожный сбор вместо спецсчетов в казначействе, куда шли акцизы от бензина (около 15% его розничной стоимости в зависимости от класса горючего). Предварительно примерно 30% дорожного сбора направят в областные бюджеты. Туда же с 2016 г. пойдет половина 5%-ного дополнительного акциза.

Проблема в том, что перемена мест слагаемых — передача полномочий на места — не дает необходимой суммы для улучшения качества дорог, которое обещают чиновники.

В нынешнем году от акцизов на горючее и подакцизные товары на АЗС удастся получить примерно столько же, сколько в прошлом — 40 млрд. грн. при потребностях дорожной отрасли в 100 млрд. грн. и возросших расходах на обслуживание, ремонт и реконструкцию.

В ценах этого года стоимость строительства 1 км дороги первой категории (4—8 полос в обе стороны) обойдется в 70—100 млн. грн., реконструкция — в 20—30 млн. грн., а текущий средний ремонт — в 8—12 млн. грн.

Вырученных средств при таких расценках хватит в лучшем случае на ремонт 5 тыс. км существующих магистралей, тогда как для развития дорожной инфраструктуры страны необходимо ежегодно обновлять и строить не менее 10 тыс. км. По крайней мере именно на такой ритм настраивал дорожников предшественник нынешнего премьер-министра Николай Азаров.

По статистике, из 164,1 тыс. км дорог общего пользования с твердым покрытием (без учета муниципальных, ведомственных и внутрихозяйственных) 91,7%, или 155,6 тыс. км, относятся к дорогам местного значения — территориальным, районным и сельским. Остальные относятся к международным и национальным.

В выигрыше от такой децентрализации прежде всего окажутся центральные органы исполнительной власти, которые снимут с себя ответственность за содержание большей части существующих дорог.

Действия же областных администраций, получивших груз дорожных обязательств вкупе с местными автодорами для приватизации, предсказать нетрудно. Вопрос только в том, как скоро в украинской глубинке появятся сотни платных дорог и дорожек и начнет процветать узаконенный рэкет дорожных концессионеров.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Выпускники вузов не хотят работать по специальности

Они учились ради «корочки», а нужные навыки приобретали в процессе работы или...

Прощай, забой! Гуд-бай, мореходка!

Проблема не в профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных...

Сдутый сектор

Европейские финансисты не уверены в стабильности украинской валюты и не знают, каким...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Покажи свое IT

Все стали перепечатывать новости о масштабной акции протеста «Гройсман, не кошмарь...

Хозяйка железной горы и марганцевых руд

Занимая немногим более 5% территории Украины, Днепропетровская область может по праву...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка