Утопия Гонтаревой

№7–8(732) 24 — 30 июля 2015 г. 22 Июля 2015 1 4

Валерия ГонтареваПока министр финансов Наталья Яресько говорит о дефолте страны как о весьма вероятном событии, Валерия Гонтарева и ее подчиненные не устают подливать украинцам меду в бочку дегтя.

16 июля глава НБУ встретилась с более чем 400 представителями иностранных компаний в Украине, которые являются членами «Европейской Бизнес Ассоциации» (ЕВА).

На этой встрече она объявила о переходе к следующему этапу реформирования финансового сектора — «этапу качественных изменений, целевыми ориентирами которого являются направленность монетарной политики на стабилизацию инфляции и формирование ее нисходящего тренда».

Уже в 2016 г. НБУ ожидает уменьшение потребительской инфляции до 13%, а в перспективе целевой ориентир для Нацбанка — 5% (+/- 1%).

От снижения уровня инфляции будет зависеть сокращение учетной ставки, по которой рефинансируются коммерческие банки. Ее еще называют ценой на деньги. В марте т. г. она была увеличена с 19,5% сразу до 30%. Однако г-жа Гонтарева полагает, что в ближайшие месяцы учетная ставка может быть снижена.

Одновременно глава НБУ дала понять, что большинство антикризисных мер на валютном рынке, принятых, чтобы избежать неконтролируемого оттока капитала из страны, осенью будут продлены. Пока что ограничения на выдачу валюты резидентам действуют до 3 сентября.

Сегодняшняя экономическая ситуация не позволяет отказаться от мероприятий усиленного валютного контроля, которые были согласованы с МВФ и могут быть отменены только после консультаций с представителями фонда.

Для иллюстрации наметившейся стабилизации на денежно-кредитном рынке Валерия Гонтарева использовала пример с гривневыми вкладами: с начала июня они увеличились на 1,9%, даже несмотря на «эффект» выведения с рынка неплатежеспособных банков. По валютным вкладам ситуация якобы близка к стабилизации. Их отток в июне составил менее 1%.

Тем не менее участники рынка говорят, что увеличению гривневых вкладов статистика обязана выплатам денег клиентам крупнейшего из банков, объявленного неплатежеспособным, — «Дельтабанка». Из выплаченных по состоянию на 16 июля Фондом гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) через «Ощадбанк» и «Приватбанк» 5,1 млрд. грн. (39% всех платежей) немалая часть осталась на депозитах в банках-агентах.

Это стало возможным, конечно же, благодаря повышению ставок на депозиты. «Приватбанк», например, поднял ставку гривневого вклада до рекордных для рынка 30%, из которых 2% идет в виде бонуса, отовариться за который можно в партнерских магазинах банка. Для валютных депозитов ставка 15%, в том числе 1% на бонусный счет.

Впрочем, на некоторых клиентов взвинчивание ставок на фоне разговоров о дефолте и понижения международных рейтингов самих банков действует угнетающе. Наверное, поэтому самым популярным июльским слухом в Украине была «утечка» секретной информации о том, что 24 июля Минфин откажется выплатить $120 млн. купонов по еврооблигациям, в результате чего будет объявлен технический дефолт. И гривня резко пойдет вниз.

На этом уже неплохо заработали валютные спекулянты. Курс доллара устойчиво растет. При официальном курсе 22,01 грн./$ купить американскую валюту дешевле 24,5 грн./$ проблематично.

И все же главным посланием руководителя Нацбанка представителям ЕВА и всему финансовому рынку было окончание первого, самого болезненного этапа реформирования финансовой системы.

В опубликованной месяц назад регулятором «Комплексной программе развития финансового сектора до 2020 г.» он был обозначен как «очищение финансового сектора — кардинальное решение проблемы «балластов» прошлого, выведение с рынка недобросовестных игроков, раскрытие владельцев участников финансового сектора». Завершение данного этапа означает, что НБУ прекращает кампанию по выведению с рынка коммерческих банков.

Таких «недобросовестных» за год с небольшим оказалось 55 банков, из которых 44 — в состоянии ликвидации и еще в одиннадцати работает временная администрация. Общий объем активов выведенных с рынка банков, по данным ФГВФЛ, — 320 млрд. грн. Выплатить вклады до 200 тыс. грн. необходимо сотням тысяч вкладчиков.

А еще неплохо бы выплатить более крупные вклады, тем более что их обладателями зачастую являются предприятия, в том числе государственные, и общественные организации.

16 июля ВР приняла закон (проект №2045а) об усовершенствовании системы гарантирования вкладов физических лиц и выведения с рынка неплатежеспособных банков. Он предполагает более трех десятков нововведений, которые облегчают ФГВФЛ процесс превращения активов банков-банкротов в живые деньги и ужесточают ответственность владельцев банков.

По словам первого замдиректора-распорядителя ФГВФЛ Андрея Оленчика, по аналогии с Федеральной корпорацией страхования депозитов США (Federal Deposit Insurance Corporation) вместо ликвидации банков отдельными уполномоченными от ФГВФЛ предусматривается функционирование с 2016 г. консолидированного офиса по работе с активами неплатежеспособных банков. По логике, это должно снизить риск коррупции и повысить эффективность работы чиновников с ликвидационной массой. По такой схеме будет реализовано имущество большинства банков, выведенных с рынка в прошлом и нынешнем годах.

По новому законодательству, кредиторы получат право самостоятельно подавать иски к владельцам банков-банкротов после завершения ликвидационной процедуры. И такие иски не будут иметь сроков давности.

Среди новаций также сокращение со 120 до 60 дней срока действия временной администрации, обязательство для банков вести базу данных о вкладчиках с ежедневным информированием о каждом из них и введение уголовной ответственности за порчу таких баз данных, запрет на арест имущества проблемных банков третьими лицами, чтобы вывести их из-под контроля ФГВФЛ, ускоренная распродажа имущества неплатежеспособных банков и т. д.

В тот же день ВР приняла еще два документа, ратификация которых входит в пакет изменений, необходимых для выделения Украине нового кредитного транша МВФ.

Законопроект №2873 о подследственности Национального антикоррупционного бюро разрешает детективам НАБ вести досудебные расследования в отношении чиновников, задекларировавших недостоверную информацию об имуществе. А №2029а «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг «предполагает отмену моратория на реализацию имущества компаний — должников НАК «Нафтогаз Украины». Принятие последнего может создать предпосылки для национализации и последующей перепродажи теплоснабжающих предприятий по всей Украине.

В ближайшие годы ведомство Гонтаревой прогнозирует неизбежную трансформацию финансового рынка, в том числе и по причине оперативного вмешательства по удалению неоперабельного «балласта», сделанного по требованию МВФ и других международных кредиторов.

Наиболее полно видение этого будущего представлено в опубликованной в июне окончательной версии «Комплексной программы развития финансового сектора до 2020 г.».*

Документ содержит много «ожидаемых результатов», которые отражают всего лишь желание составителей — те же параметры умеренной инфляции — 5% +/-1% или снижение к 2020 г. номинальной ставки по кредитам в национальной валюте до 12% годовых и ниже, т. е. более чем вдвое.

Среди ожидаемых к 2020 г. параметров — снижение долларизации депозитов и кредитов менее чем до 40% при нынешних 50%, рост золотовалютных резервов в 3,5 раза, как минимум до $38,7 млрд., сокращение на треть — до 12% доли наличных денег в экономике при одновременном увеличении безналичных платежей с 1,2% до 30% и т. д.

Маркерами прогресса экономики, по версии НБУ, должен стать рост позиций страны в международных рейтингах. В частности, в рейтинге экономической свободы американского исследовательского центра «Фонд наследия» (Heritage foundation) и Wall Street Journal Украина должна подняться с нынешнего 162-го места из 178 как минимум до 30-го.

По индексу глобальной конкурентоспособности, публикуемому исследовательской группой Всемирного экономического форума, украинский финансовый рынок должен вырасти со 107-го как минимум до 50-го места, а фондовый — войти в число первых 60 рынков мира.

Анализировать подобные декларации бессмысленно хотя бы потому, что Нацбанк в одиночку, в отрыве от экономического блока правительства не способен обеспечить финансовую стабильность. По мнению бывшего директора генерального экономического департамента НБУ Игоря Шумило, программные цели реформы финансового сектора требуют подробного изложения еще и бюджетной, налоговой реформы, а также реформы энергетического сектора, места которым в программе Нацбанка не нашлось.

Иначе говоря, макроэкономические показатели, озвученные ведомством Гонтаревой, являются всего лишь декларацией — за все хорошее против всего плохого. И даже если заданные параметры не дотянут до реальных, составителям программы всегда найдется на кого перевести стрелки. Зато ряд ее положений позволяют безошибочно определить направления трансформации, по которым поведут финансовый рынок.

Так, например, объем пенсионных сбережений к 2020 г. должен увеличиться с 1% до 15% ВВП. Причем до 10% сбережений от уровня ВВП должно храниться в непопулярных сейчас негосударственных пенсионных фондах. Это явно предполагает пенсионную реформу и введение многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Теперь это вопрос решенный.

К 2020 г. к обязательной солидарной системе в виде государственного пенсионного фонда добавится второй уровень — индивидуальная накопительная система — счета в банках на каждого вкладчика, на которые «капают» проценты. На третьем уровне — добровольное страхование в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Здесь средства вкладчиков также размещаются под проценты в банках или инвестфондах, за них приобретаются ценные бумаги, приносящие доход.

Если предположить, что на второй уровень пойдет 10% отчислений солидарной системы, то банки получат около 17 млрд. грн. вкладов. Однако это потребует соответствующей подпитки солидарной системы из госбюджета и будет способствовать социальному расслоению пенсионеров. В отличие от солидарной системы, вклады второго — третьего уровней пенсионной системы не должны индексироваться государством и не будут защищены от банкротства.

В разы должна вырасти роль страхования. Программа развития финансового сектора предполагает увеличение его проникновения в финансовую систему с нынешних 0,7% ВВП до 7%, а это невозможно без развития медицинского и агрострахования.

Хотя председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский считает, что заявленных программой целей — превратить Украину к 2020 г. во внутренний рынок ЕС «не получится достичь никак — ни институционно, ни технически, ни финансово. На это необходимо минимум 10—15 лет».

Пока что медицинские страховые полисы имеют не более 5% граждан. Здоровье своих сотрудников в основном страхуют работодатели. Но даже на добровольной основе застраховаться от многих серьезных и дорогостоящих в лечении заболеваний, той же онкологии, проблематично. Страховые компании предлагают недостаточно высокие лимиты покрытия — максимальную плату за наступление страхового случая.

В свою очередь развитие добровольного медицинского страхования сдерживается отсутствием обязательного медицинского страхования, финансируемого государством, а также доступного и недорогого медоборудования диагностики. Появится ли оно в ближайшую пятилетку? Не факт.

Сельхозриски страхуют не более 2% аграриев. В лучшие годы страховалось порядка 2,5% посевов. Хотя в 2012 г., при поддержке Международной финансовой корпорации группы Всемирного банка» был создан Украинский аграрный страховой пул, который получил право субсидировать аграриев за счет госбюджета.

Однако доступ к финансированию получили лишь компании, связанные с «семейным» бизнесом тогдашнего президента Виктора Януковича, — СК «Брокбизнес», «Украинская аграрно-страховая компания», «Страховые гарантии» и «Доминанта», которым удалось сконцентрировать около 60% рынка страхования сельхозрисков. Оставшиеся 40% аграриев страховались вне пула.

Развитие финансового сектора предполагает развитие фондов совместного инвестирования — инвесткомпаний, в которые будет проинвестировано до 10% ВВП. Если взять нынешние показатели, это более $17 млрд. Но финансовая грамотность большинства украинцев оставляет желать лучшего. Эти институты не пользуются достаточной популярностью.

Уже сейчас ясно, что зачисткой банковского рынка от учреждений олигархов средней руки воспользуются иностранные компании. Последний пример — покупка 100% ПАО «Астра-Банк» за 92 млн. грн. (по нынешнему курсу — $4,2 млн.) американским инвестфондом NCH Capital (New Century Holding), основная деятельность которого в Украине — выращивание и экспорт зерновых. Теперь «Астра-Банк» будет кредитовать аграриев, а его владелец — расширять земельные наделы, увеличивать и вывоз зерна.

Некоторые представители банковского бизнеса, оказавшиеся не у дел, откровенно говорят, что в будущем к крупным государственным и частным банкам перейдут и теневые операции, которые еще недавно были «прерогативой» малых и средних банков, — тот же «обнал».

Реформы в пенсионном и страховом сегментах финансового рынка можно провести административными методами. Для этого достаточно обязать работодателей переводить часть заработков своих работников на накопительные пенсионные счета и оплачивать их медицинские страховки.

Как мы уже говорили, задав направление реформ и нарисовав счастливое будущее в виде умеренной инфляции, дешевых кредитов, электронной экономики и диверсифицированного финансового рынка, ведомство Валерии Гонтаревой не будет нести персональную ответственность за реализацию программы.

Но главное — программа не отвечает на вопрос: станем мы за предстоящую пятилетку богаче или беднее, вырастет или сократится (и на сколько) ВВП, каким будет курс национальной валюты? Т. е. к 2020 г. нам готовят всего лишь фундамент для экономического роста, но самого роста не обещают.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Выпускники вузов не хотят работать по специальности

Они учились ради «корочки», а нужные навыки приобретали в процессе работы или...

Прощай, забой! Гуд-бай, мореходка!

Проблема не в профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных...

Сдутый сектор

Европейские финансисты не уверены в стабильности украинской валюты и не знают, каким...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
цзы лисицин
25 Июля 2015, цзы лисицин

В фантазии даме не откажешь! Правда Саакашвили назвал начало через 20 лет ,а за 5 ,тем более 20 лет неизвестно ,где кто будет. Наверное помните: -или эмир ,или ишак ,или я-. Меняется экономика,меняются экономические взгляды,меняются наши представления о себе, меняются границы государств,меняется распределение рабочего ресурса,всё меняется ,меняется состав населения.Всё в движении. А мы? А у нас дурдом с перспективой на 5 лет.

- 1 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка