Весть о тарифном беспределе достигла ушей Еврокомиссии

№12(812) 24 -- 30 марта 2017 г. 22 Марта 2017 4.8

Приняв в сентябре 2016 г. закон о Нацкомиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), украинские власти так и не сделали этот орган независимым. За что получили досадный нагоняй от Еврокомиссии и задержку в предоставлении финансовой помощи на 600 млн. евро

Ручные комиссары

После того как МВФ без объяснения причин перенес на неопределенный срок заседание, на котором должен был рассматриваться вопрос о выделении Украине очередного транша, наши чиновники повели себя, как незаслуженно отставленные любовники. Они начали перебирать все свои грехи и гадать, какой именно из них стал причиной реакции международной финансовой организации.

В отличие от МВФ Еврокомиссия открытым текстом заявила о причине задержки предоставления второго транша макрофинансовой помощи в размере 600 млн. евро. По информации «Экономической правды», вице-президент ЕК Марош Шефчович направил письмо президенту Петру Порошенко и премьер-министру Владимиру Гройсману, в котором разъяснил суть претензий и мотивы повременить с выделением помощи.

Все они лежат в энергетической плоскости и связаны с деятельностью НКРЭКУ.

Вице-президент ЕК поставил в вину этому органу имплементацию непрозрачных энерготарифов за счет внедрения формулы «Роттердам+», согласно которой стоимость угля отечественной генерации, в том числе добытого на неконтролируемой территории Донбасса, определяется по цене в голландском международном порту с учетом затрат на доставку в Украину.

Г-н Шефчович также выразил неудовольствие по поводу утвержденной НКРЭКУ в конце января методологии расчета платы за подключение к электросетям, которая в несколько раз увеличивает затраты владельцев возобновляемых источников энергии. Он посетовал на непрофессионализм членов Нацкомиссии и их нежелание пользоваться европейской экспертной помощью.

В ЕК убеждены, что все эти просчеты самым непосредственным образом связаны с задержкой имплементации закона Украины о НКРЭКУ, который предусматривает ротацию нынешнего состава Нацкомиссии и образование независимого органа.

Примечательно, что еще 10 марта, одобрив выделение Украине второго транша макрофинансовой помощи, президент ЕК Жан-Клод Юнкер выразил надежду, что правительство и парламент Украины смогут оперативно выполнить основное требование ЕС — снять запрет на экспорт необработанной древесины. О проблемах в энергосекторе тогда ничего не говорилось.

Но, как видим, Петру Порошенко и Владимиру Гройсману припомнили, что еще в сентябре прошлого года послы стран G-7 были вынуждены сделать совместное заявление, размещенное на сайте посольства Японии. В нем они призывали украинские власти и парламентариев поскорее принять законы о НКРЭКУ и рынке электроэнергии. Спустя неделю после этого заявления ВР приняла первый из них, а второй — в первом чтении.

Однако даже после этого вступление в силу закона о НКРЭКУ растянулось на два месяца. Президент подписал его 22 ноября. А подготовка ко второму чтению закона о рынке электроэнергии в настоящее время приостановлена из-за политических разногласий в Верховной Раде.

Как уже писали «2000», закон о рынке электроэнергии предполагает замену действующей сейчас модели пула, или единого оптового продавца-покупателя произведенной в стране электроэнергии, которым является ГП «Энергорынок», — конкурентной многоуровневой моделью.

В нынешней модели все энергогенерирующие компании (НАЭК «Энергоатом», ПАО «Укргидроэнерго» и предприятия тепловой генерации) реализуют электроэнергию владельцу и оператору магистральных сетей напряжения 220—750 кВ — НЭК «Укрэнерго», которая осуществляет ее диспетчеризацию. Далее электроэнергия поставляется областным распределительным компаниям — облэнерго, снабжающим ею бытовых и промышленных потребителей.

При этом государственные участники этой схемы и многие частные компании работают с нулевой (или близкой к нулевой) рентабельностью. Тарифом покрываются лишь затраты на поддержание инфраструктуры в работоспособном состоянии и модернизацию. Поэтому практически все энергокомпании заинтересованы в завышении объема и тендерной стоимости закупок, что, конечно же, отражается на тарифе для конечного потребителя.

Ключевую роль в этом играет НКРЭКУ, утверждающая тарифы на генерацию и доставку электроэнергии до промышленных и бытовых потребителей, а также ее конечную стоимость. Вместе с тарифами Нацкомиссия утверждает инвестиционные планы и проверяет их реализацию. То же касается предприятий тепловой генерации.

Для областных распределительных энергокомпаний (облэнерго) в Украине в перспективе будет введено т. н. RAB-регулирование (Regulatory Asset Base — в переводе на русский «регулируемая база задействованного капитала»).

Это система долгосрочного тарифообразования, позволяющая обновлять основные фонды за счет собственной прибыли и заемных средств. Методология RAB-регулирования была утверждена НКРЭКУ в октябре 2015 г. и предполагает проведение аудита активов облэнерго. Это снижает риск манипуляций за счет завышения стоимости активов и амортизации. После чего предприятия получат возможность работать с рентабельностью 5%.

Пока же энергорынок в Украине является ареной борьбы между госкомпаниями, осуществляющими генерацию атомной и гидроэлектроэнергии, передачу электроэнергии и газа по магистральным сетям, и частными облэнерго и облгазами.

А поскольку «частники» заняли позиции, наиболее приближенные к денежным потокам конечных потребителей, во многих случаях им удается диктовать свои условия государству.

Наиболее явно это проявилось при утверждении формулы «Роттердам +», когда для расчета стоимости топлива, сжигаемого украинскими ТЭЦ, заложили цену угля в нидерландском порту, обычно доставляемого туда из ЮАР и Южной Америки.

По официальной версии, делалось это для диверсификации поставок угля, значительная часть которого доставлялась в Украину с неконтролируемых территорий Донбасса. Однако в реальности схема стимулировала вертикально интегрированный энергобизнес Рината Ахметова, в состав которого входят шахты, ТЭЦ и ряд облэнерго.

Уголь добывался в Восточной и Западной Украине, считался как доставленный в Украину из Роттердама, а маржа оседала у Рината Ахметова и, возможно, у военизированных формирований на неконтролируемых территориях. Бывший член НКРЭКУ Андрей Герус считает, что из-за этого украинцы переплатили около 10 млрд. грн. в виде завышенной стоимости электроэнергии.

Еще один скандал с участием НКРЭКУ связан с утверждением новых тарифов за присоединение к электросетям, которые были утверждены в конце января и, как считают участники рынка альтернативной энергетики, приведут к повышению стоимости подключения солнечных и ветроустановок в несколько раз и будут тормозить развитие этого рынка.

«Альтернативщиков» отнесли к нестандартным подключениям и ввели для них тариф за присоединение к сетям от 3 тыс. до 9 тыс. грн. за 1 кВт. При этом глава Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Алексей Оржель заявил, что дифференцированные ставки были установлены только для 11 облэнерго, тогда как для 29 других передающих организаций оговорено среднее значение — 6 тыс. грн./кВт.

Высокие тарифы за подключение к электросетям выгодны прежде всего владельцам облэнерго — тому же Ринату Ахметову (доли в 4 облэнерго), братьям Суркисам (доли в 3 энергокомпаниях), Игорю Коломойскому (частично контролирует 6 облэнерго), российским бизнесменам Александру Бабакову и Евгению Гинеру (доли в 10 облэнерго) и Константину Гигоришину (11 распределителей электроэнергии).

Получив высокую стоимость за подключение к сетям, облэнерго смогут сэкономить на развитии собственной инфраструктуры. Хотя это негативно повлияет не только на рынок альтернативной энергетики, но и на стоимость строящегося жилья в Украине. Застройщикам также придется изрядно раскошелиться.

А судьи кто?

Задержка в предоставлении макрофинансовой помощи со стороны Евросоюза и вполне понятно высказанные вице-президентом ЕК претензии, несомненно, должны ускорить процесс ротации членов НКРЭКУ.

Пока что этим органом руководит Дмитрий Вовк — выходец из компании Roshen, к которой президент Украины имеет самое непосредственное отношение, и группы «Инвестиционный капитал Украина», а ее основателем является соратница Петра Порошенко — глава НБУ Валерия Гонтарева.

Если верить биографии нынешнего главы Нацкомиссии, то мы имеем дело как минимум с молодым финансовым гением. В «Википедии» можно прочитать, что уже начиная с 20-летнего возраста Дмитрий Вовк в 2009—2013 гг. занимал должность сначала «ассоциата» (старшего специалиста), а затем и вице-президента по корпоративным финансам компании «Инвестиционный капитал Украина», основатель которой — нынешняя глава НБУ Валерия Гонтарева. В 2013—2014 гг. работал национальным менеджером в московском офисе Roshen.

Высокие карьерные достижения в столь юном возрасте предполагают, что мы имеем дело с незаурядной личностью. Но поразительный факт: в январе 2015 г., спустя две недели после назначения г-на Вовка врио главы Нацкомиссии на сайте корпорации Roshen появилось заявление, полностью развенчивающее тезис о гениальном менеджере.

«Дмитрий Вовк был нанят компанией на должность менеджера по развитию продаж в торговых сетях России в марте 2013 г. На этом посту он проработал менее двух лет и был уволен в ноябре 2014-го по причине неудовлетворительных результатов своей деятельности, не продемонстрировав высокую квалификацию на занимаемой должности менеджера», — заявили в корпорации, дав таким образом понять, что не имеют отношения к его продвижению на госслужбе. Поэтому можно сделать предположение, что скорее всего глава НКРЭКУ является протеже Валерии Гонтаревой.

Но и так понятно, что, назначив главой ответственнейшей Нацкомиссии амбициозного молодого человека, ни дня не проработавшего в энергетике, Петр Порошенко преследовал цель получить на этой должности полностью управляемую фигуру. Формировать же энергетическую политику будет пул, состоящий из крупных чиновников, топ-менеджеров государственного сектора генерации и владельцев частных энергокомпаний.

В этом контексте, по данным СМИ, в нынешнем составе НКРЭКУ то меньшей мере два из пяти ее членов лояльны к российскому бизнесмену запорожского происхождения Константину Григоришину и один — к Дмитрию Фирташу.

Член НКРЭКУ Борис Цыганенко перед назначением в комиссию занимал должность директора ООО «Энерджи-Консалтинг», одним из учредителей которого являлась компания Energy Standart Power Limited Константина Григоришина. И даже засветился в коррупционном скандале, связанном с получением крупных сумм при подключении к электросетям потребителей «Полтаваоблэнерго». Одним из учредителей ее опять-таки являются структуры Григоришина. Но это не помешало включить г-на Цыганенко в состав НКРЭКУ.

Лояльной к Григоришину СМИ называют также Викторию Морозову, до назначения членом НКРЭКУ работавшую начальником юрдепартамента упраздненной комиссии по регулированию коммунальных услуг.

Еще один член Нацкомиссии — Юрий Голляк имеет опыт работы в органах управления ПАО «Закарпатгаз», связанного с Дмитрием Фирташем.

Оставшихся двоих членов НКРЭКУ — Руслана Машляковского и Владимира Евдокимова в 2014 г. рекомендовал на эту должность экс-глава парламентского комитета по вопросам ТЭК Николай Мартыненко. Евдокимов ранее занимал должность первого замдиректора ГП «Энергорынок», а Машляковский — начальника управления энергорынка НКРЭ.

Впрочем, в одном из интервью бывший член Комиссии по регулированию в сфере коммунальных услуг Валерий Кальченко назвал обоих чиновников «своими учениками, профессиональными энергетиками, в квалификации которых он не сомневается».

Тем не менее после письма Шефчовича ротация НКРЭКУ может пройти даже быстрее, чем положено по закону. Как заявил в прошлом месяце нардеп от «Самопомочі» Лев Пидлисецкий, в Раде готовится проект, предполагающий не постепенную, а полную замену состава Нацкомиссии.

В МВФ, вероятно, тоже не будут против такой замены. Тем более что на днях министр финансов Александр Данилюк дал понять, что отложенное заседание совета директоров фонда также имеет некоторое отношение к энергетике.

«Перенос сроков проведения заседания вызван исключительно потребностью в уточнении расчетов по экономическим последствиям от мер, применяемых Украиной в ответ на блокаду и захват украинских предприятий на неподконтрольных правительству территориях Донецкой и Луганской областей, а также в связи с признанием российской стороной документов, выданных на этих территориях», — утверждает глава Минфина.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

«Декоммунизация» извести

Побелку деревьев известью, не только в столице, но и во всей Украине, запретили... 11 лет...

Гройсман жмет на газ

Газодобывающим компаниям отложили на неопределенный срок введение транспортного...

Замуровали, демоны

С понедельника 10 апреля возобновляются акции против российских банков

Николай Азаров: Украине угрожает «усталость...

«Чтобы спасти экономику, премьер-министру должна быть предоставлена вся полнота...

Национализировать. Не строить

Деолигархизация сверху, начатая Петром Порошенко в отношении днепровского олигарха...

Швондеры по вызову

Можно говорить о настоящей эпидемии «активизма»

Загрузка...

Унижай! Доминируй! Властвуй!

Кабмин проведет детенизацию бизнеса путем баснословных штрафов. Хорошо, что не с...

Больше, чем «кит»

Несформированная личность принимает решение «стать ангелом»: тогда, дескать, я...

Крохоборцы

Позорное отношение к ветеранам — одна из главных угроз национальной безопасности

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка