Весть о тарифном беспределе достигла ушей Еврокомиссии

№12(812) 24 -- 30 марта 2017 г. 22 Марта 2017 4.8

Приняв в сентябре 2016 г. закон о Нацкомиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), украинские власти так и не сделали этот орган независимым. За что получили досадный нагоняй от Еврокомиссии и задержку в предоставлении финансовой помощи на 600 млн. евро

Ручные комиссары

После того как МВФ без объяснения причин перенес на неопределенный срок заседание, на котором должен был рассматриваться вопрос о выделении Украине очередного транша, наши чиновники повели себя, как незаслуженно отставленные любовники. Они начали перебирать все свои грехи и гадать, какой именно из них стал причиной реакции международной финансовой организации.

В отличие от МВФ Еврокомиссия открытым текстом заявила о причине задержки предоставления второго транша макрофинансовой помощи в размере 600 млн. евро. По информации «Экономической правды», вице-президент ЕК Марош Шефчович направил письмо президенту Петру Порошенко и премьер-министру Владимиру Гройсману, в котором разъяснил суть претензий и мотивы повременить с выделением помощи.

Все они лежат в энергетической плоскости и связаны с деятельностью НКРЭКУ.

Вице-президент ЕК поставил в вину этому органу имплементацию непрозрачных энерготарифов за счет внедрения формулы «Роттердам+», согласно которой стоимость угля отечественной генерации, в том числе добытого на неконтролируемой территории Донбасса, определяется по цене в голландском международном порту с учетом затрат на доставку в Украину.

Г-н Шефчович также выразил неудовольствие по поводу утвержденной НКРЭКУ в конце января методологии расчета платы за подключение к электросетям, которая в несколько раз увеличивает затраты владельцев возобновляемых источников энергии. Он посетовал на непрофессионализм членов Нацкомиссии и их нежелание пользоваться европейской экспертной помощью.

В ЕК убеждены, что все эти просчеты самым непосредственным образом связаны с задержкой имплементации закона Украины о НКРЭКУ, который предусматривает ротацию нынешнего состава Нацкомиссии и образование независимого органа.

Примечательно, что еще 10 марта, одобрив выделение Украине второго транша макрофинансовой помощи, президент ЕК Жан-Клод Юнкер выразил надежду, что правительство и парламент Украины смогут оперативно выполнить основное требование ЕС — снять запрет на экспорт необработанной древесины. О проблемах в энергосекторе тогда ничего не говорилось.

Но, как видим, Петру Порошенко и Владимиру Гройсману припомнили, что еще в сентябре прошлого года послы стран G-7 были вынуждены сделать совместное заявление, размещенное на сайте посольства Японии. В нем они призывали украинские власти и парламентариев поскорее принять законы о НКРЭКУ и рынке электроэнергии. Спустя неделю после этого заявления ВР приняла первый из них, а второй — в первом чтении.

Однако даже после этого вступление в силу закона о НКРЭКУ растянулось на два месяца. Президент подписал его 22 ноября. А подготовка ко второму чтению закона о рынке электроэнергии в настоящее время приостановлена из-за политических разногласий в Верховной Раде.

Как уже писали «2000», закон о рынке электроэнергии предполагает замену действующей сейчас модели пула, или единого оптового продавца-покупателя произведенной в стране электроэнергии, которым является ГП «Энергорынок», — конкурентной многоуровневой моделью.

В нынешней модели все энергогенерирующие компании (НАЭК «Энергоатом», ПАО «Укргидроэнерго» и предприятия тепловой генерации) реализуют электроэнергию владельцу и оператору магистральных сетей напряжения 220—750 кВ — НЭК «Укрэнерго», которая осуществляет ее диспетчеризацию. Далее электроэнергия поставляется областным распределительным компаниям — облэнерго, снабжающим ею бытовых и промышленных потребителей.

При этом государственные участники этой схемы и многие частные компании работают с нулевой (или близкой к нулевой) рентабельностью. Тарифом покрываются лишь затраты на поддержание инфраструктуры в работоспособном состоянии и модернизацию. Поэтому практически все энергокомпании заинтересованы в завышении объема и тендерной стоимости закупок, что, конечно же, отражается на тарифе для конечного потребителя.

Ключевую роль в этом играет НКРЭКУ, утверждающая тарифы на генерацию и доставку электроэнергии до промышленных и бытовых потребителей, а также ее конечную стоимость. Вместе с тарифами Нацкомиссия утверждает инвестиционные планы и проверяет их реализацию. То же касается предприятий тепловой генерации.

Для областных распределительных энергокомпаний (облэнерго) в Украине в перспективе будет введено т. н. RAB-регулирование (Regulatory Asset Base — в переводе на русский «регулируемая база задействованного капитала»).

Это система долгосрочного тарифообразования, позволяющая обновлять основные фонды за счет собственной прибыли и заемных средств. Методология RAB-регулирования была утверждена НКРЭКУ в октябре 2015 г. и предполагает проведение аудита активов облэнерго. Это снижает риск манипуляций за счет завышения стоимости активов и амортизации. После чего предприятия получат возможность работать с рентабельностью 5%.

Пока же энергорынок в Украине является ареной борьбы между госкомпаниями, осуществляющими генерацию атомной и гидроэлектроэнергии, передачу электроэнергии и газа по магистральным сетям, и частными облэнерго и облгазами.

А поскольку «частники» заняли позиции, наиболее приближенные к денежным потокам конечных потребителей, во многих случаях им удается диктовать свои условия государству.

Наиболее явно это проявилось при утверждении формулы «Роттердам +», когда для расчета стоимости топлива, сжигаемого украинскими ТЭЦ, заложили цену угля в нидерландском порту, обычно доставляемого туда из ЮАР и Южной Америки.

По официальной версии, делалось это для диверсификации поставок угля, значительная часть которого доставлялась в Украину с неконтролируемых территорий Донбасса. Однако в реальности схема стимулировала вертикально интегрированный энергобизнес Рината Ахметова, в состав которого входят шахты, ТЭЦ и ряд облэнерго.

Уголь добывался в Восточной и Западной Украине, считался как доставленный в Украину из Роттердама, а маржа оседала у Рината Ахметова и, возможно, у военизированных формирований на неконтролируемых территориях. Бывший член НКРЭКУ Андрей Герус считает, что из-за этого украинцы переплатили около 10 млрд. грн. в виде завышенной стоимости электроэнергии.

Еще один скандал с участием НКРЭКУ связан с утверждением новых тарифов за присоединение к электросетям, которые были утверждены в конце января и, как считают участники рынка альтернативной энергетики, приведут к повышению стоимости подключения солнечных и ветроустановок в несколько раз и будут тормозить развитие этого рынка.

«Альтернативщиков» отнесли к нестандартным подключениям и ввели для них тариф за присоединение к сетям от 3 тыс. до 9 тыс. грн. за 1 кВт. При этом глава Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Алексей Оржель заявил, что дифференцированные ставки были установлены только для 11 облэнерго, тогда как для 29 других передающих организаций оговорено среднее значение — 6 тыс. грн./кВт.

Высокие тарифы за подключение к электросетям выгодны прежде всего владельцам облэнерго — тому же Ринату Ахметову (доли в 4 облэнерго), братьям Суркисам (доли в 3 энергокомпаниях), Игорю Коломойскому (частично контролирует 6 облэнерго), российским бизнесменам Александру Бабакову и Евгению Гинеру (доли в 10 облэнерго) и Константину Гигоришину (11 распределителей электроэнергии).

Получив высокую стоимость за подключение к сетям, облэнерго смогут сэкономить на развитии собственной инфраструктуры. Хотя это негативно повлияет не только на рынок альтернативной энергетики, но и на стоимость строящегося жилья в Украине. Застройщикам также придется изрядно раскошелиться.

А судьи кто?

Задержка в предоставлении макрофинансовой помощи со стороны Евросоюза и вполне понятно высказанные вице-президентом ЕК претензии, несомненно, должны ускорить процесс ротации членов НКРЭКУ.

Пока что этим органом руководит Дмитрий Вовк — выходец из компании Roshen, к которой президент Украины имеет самое непосредственное отношение, и группы «Инвестиционный капитал Украина», а ее основателем является соратница Петра Порошенко — глава НБУ Валерия Гонтарева.

Если верить биографии нынешнего главы Нацкомиссии, то мы имеем дело как минимум с молодым финансовым гением. В «Википедии» можно прочитать, что уже начиная с 20-летнего возраста Дмитрий Вовк в 2009—2013 гг. занимал должность сначала «ассоциата» (старшего специалиста), а затем и вице-президента по корпоративным финансам компании «Инвестиционный капитал Украина», основатель которой — нынешняя глава НБУ Валерия Гонтарева. В 2013—2014 гг. работал национальным менеджером в московском офисе Roshen.

Высокие карьерные достижения в столь юном возрасте предполагают, что мы имеем дело с незаурядной личностью. Но поразительный факт: в январе 2015 г., спустя две недели после назначения г-на Вовка врио главы Нацкомиссии на сайте корпорации Roshen появилось заявление, полностью развенчивающее тезис о гениальном менеджере.

«Дмитрий Вовк был нанят компанией на должность менеджера по развитию продаж в торговых сетях России в марте 2013 г. На этом посту он проработал менее двух лет и был уволен в ноябре 2014-го по причине неудовлетворительных результатов своей деятельности, не продемонстрировав высокую квалификацию на занимаемой должности менеджера», — заявили в корпорации, дав таким образом понять, что не имеют отношения к его продвижению на госслужбе. Поэтому можно сделать предположение, что скорее всего глава НКРЭКУ является протеже Валерии Гонтаревой.

Но и так понятно, что, назначив главой ответственнейшей Нацкомиссии амбициозного молодого человека, ни дня не проработавшего в энергетике, Петр Порошенко преследовал цель получить на этой должности полностью управляемую фигуру. Формировать же энергетическую политику будет пул, состоящий из крупных чиновников, топ-менеджеров государственного сектора генерации и владельцев частных энергокомпаний.

В этом контексте, по данным СМИ, в нынешнем составе НКРЭКУ то меньшей мере два из пяти ее членов лояльны к российскому бизнесмену запорожского происхождения Константину Григоришину и один — к Дмитрию Фирташу.

Член НКРЭКУ Борис Цыганенко перед назначением в комиссию занимал должность директора ООО «Энерджи-Консалтинг», одним из учредителей которого являлась компания Energy Standart Power Limited Константина Григоришина. И даже засветился в коррупционном скандале, связанном с получением крупных сумм при подключении к электросетям потребителей «Полтаваоблэнерго». Одним из учредителей ее опять-таки являются структуры Григоришина. Но это не помешало включить г-на Цыганенко в состав НКРЭКУ.

Лояльной к Григоришину СМИ называют также Викторию Морозову, до назначения членом НКРЭКУ работавшую начальником юрдепартамента упраздненной комиссии по регулированию коммунальных услуг.

Еще один член Нацкомиссии — Юрий Голляк имеет опыт работы в органах управления ПАО «Закарпатгаз», связанного с Дмитрием Фирташем.

Оставшихся двоих членов НКРЭКУ — Руслана Машляковского и Владимира Евдокимова в 2014 г. рекомендовал на эту должность экс-глава парламентского комитета по вопросам ТЭК Николай Мартыненко. Евдокимов ранее занимал должность первого замдиректора ГП «Энергорынок», а Машляковский — начальника управления энергорынка НКРЭ.

Впрочем, в одном из интервью бывший член Комиссии по регулированию в сфере коммунальных услуг Валерий Кальченко назвал обоих чиновников «своими учениками, профессиональными энергетиками, в квалификации которых он не сомневается».

Тем не менее после письма Шефчовича ротация НКРЭКУ может пройти даже быстрее, чем положено по закону. Как заявил в прошлом месяце нардеп от «Самопомочі» Лев Пидлисецкий, в Раде готовится проект, предполагающий не постепенную, а полную замену состава Нацкомиссии.

В МВФ, вероятно, тоже не будут против такой замены. Тем более что на днях министр финансов Александр Данилюк дал понять, что отложенное заседание совета директоров фонда также имеет некоторое отношение к энергетике.

«Перенос сроков проведения заседания вызван исключительно потребностью в уточнении расчетов по экономическим последствиям от мер, применяемых Украиной в ответ на блокаду и захват украинских предприятий на неподконтрольных правительству территориях Донецкой и Луганской областей, а также в связи с признанием российской стороной документов, выданных на этих территориях», — утверждает глава Минфина.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Поражение в электронных правах

Эстония по праву считается мировым лидером в области внедрения электронного...

«Любіть Україну», чтоб вами не занялись

Программы воспитания гордости за происхождение по этническому принципу нет ни в...

Халатная диверсия или диверсионная халатность?

Взрывы на военных складах по масштабам последствий сопоставимы с интенсивным...

Сел в такси — задолжал 70 гривен

В каждой стране к такси предъявляют собственные требования, а правила их пользованием...

Карнавал в Майлине: «Будда» дозревает

На дереве, отдаленно напоминающем грушу, висели фигурки Конфуция, Будды и бюсты Мао...

В «Планете кино» — «Злопамятные мытари»

Самым громким скандалом недели, стала попытка столичных налоговиков обложить...

Загрузка...

Зло-качественное образование

Днепропетровский облсовет принял решение о ликвидации лучшего в стране областного...

Krab вместо «Гвоздики»

Ежегодно 3 ноября принято поздравлять украинских артиллеристов с их профессиональным...

Гнать в шею или Нобеля?

За последние полтора месяца Владимир Гройсман сделал по крайней мере три разных...

Бесплатная приватизация земли. Проблема даже для...

Ажиотаж вокруг бесплатной приватизации в последнее время связан с обещаниями властей...

Новые ракеты Турции

12 сентября 2017 г. Турция подписала соглашение стоимостью в $2,5 млрд. на приобретение у РФ...

Фальшивая сенсация

Есть ли превышение предложения над спросом на рынке? Безусловно! Это результат...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка