Воспаление легкой промышленности

№9–10(733) 31 июля — 6 августа 2015 г. 29 Июля 2015 4

Мы умеем делать хорошую одежду и обувь, но все еще не научились их правильно продавать. Иногда такое положение порождало маркетинговые химеры вроде выпуска вещей где-нибудь в Центральной Украине, но под биркой «сделано в Турции (Китае)». В этом случае у покупателя не возникало лишних вопросов, а производителю было проще реализовать свой товар.

Скачок валютного курса в 2014—2015 гг. сулил отечественной легкой промышленности начало производственного ренессанса. Импортные товары резко подорожали, а продажи украинской одежды весной этого года увеличились как минимум вдвое. Тем не менее, по данным ассоциации «Укрлегпром», падение выпуска продукции в отрасли в январе — апреле достигло 12,9%. Хотя реализация выросла на 0,1% и составила 0,9% в общем объеме проданных в нашей стране промышленных товаров.

Курс в помощь

Юлия Шилова«Дело в том, что отрасль включает не только пошив одежды и обуви, но и производство тканей, кожи, меха и даже ковровых изделий, — рассказывает директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique Юлия Шилова. — Кроме того, география легкой промышленности охватывает в том числе Луганскую и Донецкую области, предприятия которых по понятным причинам не могут нормально работать в сегодняшних реалиях».

Алексей Дорошенко«Производство упало в натуральном измерении, — поясняет директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей (УАПТС) Алексей Дорошенко, — однако выросло в денежном эквиваленте. И важно отметить, что количество украинской продукции на рынке одежды и обуви увеличилось. Это связано с тем, что общий спад в сегменте составил почти 50%. Соответственно доля отечественных товаров снизилась всего на 12,9%».

По информации г-жи Шиловой, «украинская одежда и обувь подорожали на 40% — 100%, в то время как зарубежные — в три раза. Объяснение простое — у наших производителей импортная составляющая может колебаться от 10% (изделия из хлопкового трикотажа) до 100% (пальто или обувь в сегменте средний плюс), но зарплаты персонала предприятий все равно зафиксированы в гривне».

«Продавцы иностранных товаров были вынуждены поднять стоимость продукции даже выше, чем вырос курс валют, так как они закладывали курсовые риски, — добавляет директор УАПТС. — По этой причине цены на импортные товары выросли даже в долларах и евро».

В большинстве своем наши изготовители одежды импортируют ткани, нитки и фурнитуру. Внутреннее производство закрывает только потребности в хлопковом трикотаже. По словам экспертов, ранее многие маленькие производства шили вещи под турецкими или даже китайскими бирками. Но уже с 2014 г. многие начали регистрировать собственные торговые марки и открыто указывать, что одежда изготовлена в Украине, поскольку это стало стимулом для покупок со стороны потребителей.

Андрей БатураАндрей Батура — совладелец небольшой киевской фирмы по производству модной одежды Lucky Humanoid (регланы, футболки с коротким и длинным рукавом) — вместе с компаньонами задумали организовать бизнес еще в 2012 г., но реализовать идею смогли только в 2014-м. «Хотя и время было выбрано не самое подходящее», — признает он.

«Наибольшая трудность в организации производства была и, к сожалению, остается — качественная ткань нужного цвета и себестоимость продукции, — продолжает Андрей. — Это уравнение приходится решать постоянно. Доля импортной составляющей у нас достаточно высокая. И даже если используется отечественная ткань, то пряжа, из которой ее делают, все равно импортная. Не говоря уж о нитках, иголках, красках. Качественная ткань украинского производства дефицитна, и очень тяжело найти материал интересного или нестандартного цвета. По сути в данный момент на нашем рынке есть только черная и белая ткань достойного качества».

Товары со склада

Эксперты отмечают, что за период бума на украинские товары (а он продолжается уже больше года) не произошло существенных сдвигов ни в развитии местных торговых марок, ни в плане организации продаж отечественных товаров легпрома. «Сильные продолжают развиваться. Те, кто не фокусировался на этих вещах, по-прежнему выезжают на волне интереса», — подчеркивает Юлия Шилова.

Директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique считает основным сдерживающим фактором развития отечественного легпрома недальновидную политику брендирования наших компаний. При этом эксперт классифицирует украинских производителей одежды и обуви по двум группам.

К первой она относит малоизвестные массовые производства, у которых и цены доступные, и вещи качественные. Часть их ассортимента составляют достаточно актуальные модели, но выпускается также и одежда, давно вышедшая из моды.

Вторую группу формируют производители штучных товаров с относительно высокой средней ценой. У таких фирм процесс брендирования поставлен на хорошем уровне, но существует проблема ассортимента. Ведь большинство из них могут произвести 10—50 артикулов с глубиной 2—3 единицы.

«Есть, конечно, компании, которые вовремя сориентировались, сумев и производство развить, и бренд построить. Среди них — L. Carvari, Anna Yakovenko, Must Have, Annabel Arto, Krisstel, — отмечает эксперт. — А ведь инвестиции в создание собственной торговой марки позволили бы украинским компаниям зарабатывать значительно больше».

К примеру, «безымянное» трикотажное платье отечественного производства в среднем продают по 300—500 грн. Если предприятие имеет более-менее сильный бренд, то аналогичный товар может стоить 1—2 тыс. грн.

«Если говорить о флагманах отрасли с точки зрения объема продаж, то рейтинг будет выглядеть по-другому, — продолжает г-жа Шилова. — По этому критерию среди лидеров — винницкая «Володарка», львовская «Троттола», первомайская «Санта-Украина», черновицкая «Трембита» и киевская «Дана».

«Многие крупные и средние швейные фабрики уже долгие годы работают с европейскими партнерами, получая от них ткани, модели и выпуская товары под иностранными торговыми марками, в том числе и для немецких компаний. Поэтому о высоком качестве украинской продукции говорить можно, — считает Алексей Дорошенко. — В качестве примера могу назвать производителя мужской деловой одежды «Арбер».

Еще одна проблема тянется с советских времен. Дело в том, что спрос на одежду в СССР был стабильным и прогнозируемым. А легкая промышленность УССР поставляла на общесоюзный рынок более половины произведенной продукции. В 1990-е отрасль не выдержала конкуренции со стороны сначала китайских, а потом и турецких производителей. К тому же в результате распада государства сильно усложнилась поставка сырья из бывших советских республик.

Сегодня в отечественном легпроме трудится около 72 тыс. человек. И очевидно, что без развития поставок товаров за рубеж развивать отрасль будет непросто.

«Любая украинская компания должна выстраивать свой маркетинг и товарную линию исходя из необходимости экспорта продукции, так как отечественный рынок всегда будет небольшим для производителей качественной одежды и обуви», — считает Алексей Дорошенко.

Магазин закрыт

Сегодня в нашей стране отсутствуют универмаги одежды и обуви, которые бы продавали коллекции отечественных производителей. И если для дорогих товаров еще можно отыскать мультибрендовые площадки, то продукция среднего ценового сегмента в подобных магазинах не встретишь.

«Украинские производители испытывают в этом плане определенную проблему. У большинства из них нет собственной развитой сети дистрибуции. И если ты хочешь купить что-то отечественное, реально приходится искать этот товар», — констатирует Юлия Шилова.

«У нас недостаточно профессиональных площадей для торговли одеждой и обувью, — солидарен с экспертом Алексей Дорошенко. — В последние годы объекты недвижимости строятся как многофункциональные торговые центры. Вероятно, это связано с тем, что девелоперы не уверены в устойчивом платежеспособном спросе наших граждан».

Кроме того, специалисты отмечают недостаточное количество известных украинских брендов, которые могли бы заполнить полки таких универмагов. «Именно поэтому торговые центры сами приглашают европейских производителей, привлекая их низкой ценой аренды. Хотя в условиях кризиса и неопределенности даже самые растущие международные компании не готовы открывать магазины в Украине. Но все может быстро измениться за два-три года», — подчеркивает Дорошенко.

Могут ли вещевые рынки стать теми самыми мультибрендовыми площадками, которых так не хватает сегодня отечественным производителям для реализации своих товаров?

«Украинцы, особенно в городах-миллионниках, уже привыкли совершать покупки в торговых центрах. Поэтому вещевые рынки, какими они были в 1990-х, точно не станут взлетной площадкой для отечественных производителей. Скорее тут нужно искать комбинацию форматов: интернет плюс мультибрендовые магазины плюс точки фирменной торговли», — полагает Юлия Шилова.

«Серийное производство — не совсем наша стихия, — поясняет Андрей Батура. — Мы шьем вещи ограниченными партиями, их не купишь в переходе, на оптовом рынке или в магазине. При этом мелкий производитель не всегда может оформить нормальную накладную, не говоря уж о соблюдении правил поставок в серьезные торговые точки. Но мы и не позиционируем себя как массовый продукт. А вот вещевые рынки и гаражные распродажи могут стать трамплином для начинающего небольшого бренда».

Справка «2000»

Украинская ассоциация поставщиков торговых сетей: 02660, Киев, ул. М. Расковой, 13, оф. 811, тел. +38 (044) 494-2524, uaptsoffice@gmail.com, www.uapts.org.ua

Шопинг-клуб LeBoutique. Продает одежду, обувь, косметику, аксессуары и товары для дома от модных брендов с огромными скидками, leboutique.com, pr@leboutique.com, тел. +38 (063) 144-2844.

Lucky Humonоid — молодой киевский бренд, производящий лимитированные партии одежды с нетривиальными рисунками, www.luckyhumanoid.com.ua, тел. +38 (097) 964-0179.

Где искать товары украинского производства?

Интернет-ресурс «Сделано в Украине» (www.madeinua.org) содержит постоянно пополняющийся каталог отечественных производителей. Справочник разбит на 16 тематических разделов, в т. ч. представлены сотни производителей белья, одежды, обуви и детских товаров.

Основные показатели работы легкой промышленности за январь — апрель 2015 г. по отношению к аналогичному периоду 2014 г.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Текстиль-Контакт подписала новый контракт на...

XII Международную хлопковую и текстильную ярмарку в Ташкенте посетили делегации из 43...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка