Загадка дома на Ярославской

№26(778) 1 — 7 июля 2016 г. 29 Июня 2016 4.3

За чей счет «общественное здоровье»?

, Игорь КОНДЕНКО

«Кардинальне реформування системи охорони здоров'я та виведення української медицини на європейський рівень — це один із пріоритетів чинного Кабінету Міністрів України», — эти слова вице-премьера Павла Розенко, сказанные на недавнем заседании Кабмина, дают повод гражданам страны сделать вывод: в МЗ грядут перемены.

Судя по всему, один из этапов реформирования уже преодолен: Минздрав создал «Центр громадського здоров'я».

Дважды благополучие

За четверть века независимости Украины руководство Минздрава менялось 20 раз. 19-м министром был г-н Квиташвили. Сейчас же отрасль возглавляет г-н Шафранский в статусе «и. о.» — бывший замминистра, который еще недавно руководил тендерным комитетом МЗ.

В половине случаев министры здравоохранения пребывали на должности меньше года. И все без исключения, лишь только получали министерский портфель, уверяли, что начнут проводить реформы, а когда покидали пост, то говорили, дескать, им мешали осуществить задуманное.

Приказ Минздрава о создании «Центру громадського здоров'я», а также устав создаваемой структуры подписывал еще предшественник

г-на Шафранского в 2015-м.

И вот в начале июня нынешнего года на сайте министерства появилось сообщение о том, что этот центр таки создан. А вот чем он будет заниматься, разъяснено довольно обтекаемо:

«Діяльність має забезпечити реалізацію десяти основних оперативних функцій громадського здоров'я, серед яких: здійснення епіднагляду та оцінка стану здоров'я і благополуччя населення, моніторинг та реагування на небезпеки для здоров'я, у тому числі при надзвичайних ситуаціях, забезпечення стратегічного керівництва в інтересах здоров'я і благополуччя в галузі охорони здоров'я» (www.moz.gov.ua).

Поскольку в одном абзаце дважды употребляется слово «благополучие», то, надо так понимать, именно на этом и будет сконцентрировано внимание новой структуры.

Интересно, каким образом планируют оценивать этот критерий? И что при этом собираются предпринять, дабы обеспечить реализацию «стратегічного керівництва в інтересах благополуччя»?

Но даже если не зацикливаться на терминах, все равно остаются вопросы. К примеру, почему этой структуре вменяют в обязанность то, чем априори должно заниматься само министерство, в составе которого уже сейчас ни много ни мало — 21 подразделение?

А новый центр, получается, 22-м будет? Или он действует автономно? Если так, то почему его официальное название «Центр громадського здоров'я Міністерства охорони здоров'я України»?

Впрочем, любого гражданина больше интересует не название, а то, что изменится в его жизни в связи с появлением новой структуры.

Врачи станут более профессиональны, а за неправильно поставленный диагноз будут отвечать перед законом? «Скорые» начнут приезжать быстрее? Или в стране появятся вакцины, из-за многолетнего отсутствия которых Украине уже сейчас угрожают эпидемии смертельно опасных болезней, как, например, туберкулеза, бешенства, столбняка?

Мы обратились в Минздрав с вопросами, рассчитывая, что специалисты смогут прокомментировать саму идею создания структуры.

Ответ министерства, который мы и получили, занимал три абзаца:

«Наказом МОЗ Україна № 604 від 18.09.2015 «Про утворення державної установи «Центр громадського здоров'я Міністерства охорони здоров'я України» утворена ДУ «Центр громадського здоров'я Міністерства охорони здоров'я України» як окрему юридичну особу. Зазначений наказ розміщений на офіційному веб-сайті МОЗ України за посиланням: http://moz.gov.ua/ua/portal/dn_20150918_0604.html.

Також цим наказом затвержений Статут державної установи «Центр громадського здоров'я Міністерства охорони здоров'я України» (додається).

ДУ «Центр громадського здоров'я Міністерства охорони здоров'я України» як окрему юридичну особу утворено шляхом злиття державні підприємства, установи за переліком згідно з додатком 1 до цього наказу та приєднання державних підприємств та установ Державної санітарно-епідеміологічної служби України за переліком згідно з додатком 2 до цього наказу» (стилистика и орфография первоисточника сохранены. — Авт.).

В телефонном разговоре пресс-служба министерства уверяла, что в материалах, отправленных редакции, есть абсолютно все ответы на наши вопросы.

«Дублеры»

Но возьмем дополнение №1, присланное Минздравом. Это список из 33 «державних підприємств та установ Державної санітарно-епідеміологічної служби України», преимущественно региональных, которые реорганизуются путем «приєднання до Державної установи «Центр громадського здоров'я».

В дополнении №2 — перечень из 9 «закладів, установ та підприємств», которые «реорганізуються».

А поскольку центр — так сказано в информации МЗ — призван стоять на страже «громадського здоров'я», то неясно: чем теперь будет заниматься подразделение в составе самого министерства, которое так и называется «Управління громадського здоров'я»?

Или, например, что станет делать сектор «мобілізаційної роботи та цивільного захисту» министерства, при условии, что «Центр здоров'я» тоже намерен и мобилизационную работу вести, и гражданскую защиту осуществлять?

То же и с управлением аудита и аналитики МЗ: как этому подразделению дальше жить, на чем концентрироваться, если одна из главных задач центра — как раз аудит и аналитика в сфере здравоохранения?

Но, возможно, Минздрав, дабы избежать дублирования функций, решил закрыть свои подразделения, уступая дорогу центру? В списке из 9 реорганизуемых подразделений нет ни одного упоминания о том, что МЗ что-то у себя ликвидирует.

Ответы на вопросы не нашлись и в самом уставе: «талмуд» на 26 страницах, состоящий из 11 разделов, был отправлен редакции вместе с «додатками».

В уставе сказано, что местом дислокации определен адрес: Киев, ул. Ярославская, 41 — в админздании, которое ныне, судя по вывеске, является приемной граждан, обращающихся в Минздрав.

«...Центр є державною бюджетною неприбутковою установою, заснованою на державній власності», — записано в пункте 1.2, из чего следует, что любая помощь, оказываемая гражданам, должна быть бесплатной.

Но как это все сочетается с тем, что не так давно парламент принял в первом чтении законопроект № 2309а-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины для улучшения законодательства касательно здравоохранения», которым разрешает государственным лечебным учреждениям предоставлять платные услуги?

С одной стороны, возможно, новая структура и не планирует оказывать гражданам медпомощь, а будет заниматься, допустим, наукой? С другой — в преамбуле же сказано, что этот центр «є науково-практичною установою медичного профілю».

То есть все-таки практика предусмотрена? Тем более что в уставе в третьем разделе так прямо и сказано: «Надання спеціалізованої консультативної амбулаторно-поліклінічної допомоги», а пункт 3.1.3 гласит: «Здійснення групової та популяційної профілактики захворюваності інфекційними та неінфекційними хворобами...»

Или, допустим, пункт 3.1.2: «...проведення лабораторних досліджень у сфері санітарного та епідемічного благополуччя населення і вжиття спеціальних заходів на локалізацію та ліквідацію спалахів та епідемій, у тому числі пов'язаних з небезпечними, особливо небезпечними та новими інфекційними захворюваннями».

Лабораторные исследования тоже будут проводиться бесплатно? Верится с трудом. После того как в конце 2012-го в стране ликвидировали все санитарно-эпидемиологические станции (СЭС), а их функции поделили между собой Госсанэпидемслужба и областные лабораторные центры, то и тогда официально пользовались тарифами, утвержденными постановлением Кабмина от 27 августа 2003 г. (zakon2.rada.gov.ua)

К тому же в разделе устава, касающемся темы финансов, учитывается, что будет источник доходов: «...від плати за послуги, що надаються Центром згідно з його основною діяльністю; від орендної плати або іншої плати за використання майна, в тому числі нерухомого, орендодавцем якого є Центр; від реалізації в установленому порядку майна Центру (крім нерухомого майна)» и т. д., включая «благодійні внески, гранти».

[img:90183]

Государство ни при чем?

Указ бывшего министра здравоохранения Украины г-на Квиташвили «Про деякі питання придбання, перевезення, зберігання, відпуску, використання та знищення наркотичних засобів, психотропних речовин і прекурсорів у закладах охорони здоров'я» был подписан 7 августа 2015-го. Там утверждались новые правила выдачи потребителям, хранения, использования и т. д. этих средств.

Но меньше чем через полтора месяца — 18 сентября г-н Квиташвили подписывает устав центра, где эти функции уже являются прерогативой новой структуры: «...Здійснення діяльності, пов'язаної з придбанням, перевезенням, зберіганням, застосуванням, використанням і знищенням наркотичних засобів, психотропних речовин та прекурсорів у порядку, встановленому законодавством».

В следующей статье устава эти функции еще расширяются: помимо хранения, перевозки и т. д. наркотических средств, добавлено и «...реалізація (відпуск), ввезення на територію України, вивезення з території України...»

И поскольку чуть ниже в уставе сказано, что «Центр самостійно здійснює зовнішньоекономічну діяльність...», то снова возникает вопрос: весь этот «психотропный» рынок, надо понимать, теперь будет сконцентрирован в руках новой структуры?

В разделе «Правовий статус» сказано, что «...Центр є юридичною особою публічного права». Мало того, «...має самостійний баланс, реєстраційні (розрахунковий, валютний та інші) рахунки в органах Державної казначейської служби України, установах банків, печатку зі своїм найменуванням, печатки відокремлених структурних підрозділів, інші передбачені законодавством печатки та штампи, а також власні бланки зі своїм найменуванням та реквізитами».

То есть все-таки не «22-е подразделение», а структура абсолютно самостоятельная? Причем «Центр не несе відповідальності за зобов'язаннями держави та Уповноваженого органу управління (т. е. Минздрава. — Авт.). Центр має право укладати угоди, набувати майнових та особистих немайнових прав...»

А в следующем пункте устава сказано, что «Держава та Уповноважений орган управління не несуть відповідальності за зобов'язаннями Центру...», хотя «Центр здійснює свою діяльність відповідно до кошторису, затвердженого Уповноваженим органом управління».

Из чего следует, что новосозданная структура, финансируемая из госбюджета и существующая за счет средств, которые выделяет государство на охрану здоровья, будет вести хоздеятельность, заключать договора и т. д. по своему разумению.

А держава и Минздрав ответственности за это не несут.

Письмо депутатов

Отдельный раздел устава посвящен руководству: «...Керівництво господарською діяльністю Центру здійснює Генеральний директор, далі — Керівник, який призначається на посаду та звільняється з посади наказом Уповноваженого органу управління (читайте «министра здравоохранения».Авт.)». И хоть «керівник може мати не більше 5 заступників», но они тоже назначаются на должность или увольняются «за погодженням Уповноваженого органу управління».

Но если даже со своими пятью замами, если окажутся нерадивыми, будущий глава этого центра не сможет расстаться без согласования с Минздравом, то в чем же тогда самостоятельность структуры как таковой?

И все же, поскольку пункт 10.7 устава гласит, что «джерелом коштів на оплату праці працівників Центру є державні кошти», то, может, прежде чем создавать громоздкую структуру, да и с таким размахом (отдельным разделом устава предусмотрено еще и создание «відокремлених структурних підрозділів, філій»), стоило бы поговорить с самими налогоплательщиками? Например, устроить общественные слушания в Верховной Раде.

Весной нынешнего года на заседании профильного комитета ВР ставился вопрос о создании «Центру громадського здоров'я» и реорганизации госпредприятий в связи с появлением новой структуры.

«Необхідність вивчення цієї теми викликана надходженням численних звернень з цього питання від народних депутатів України, керівників державних установ, закладів та підприємств, які висловлюють занепокоєння з приводу обраного МОЗ України способу утворення Центру громадського здоров'я МОЗ, яким передбачено об'єднання в одну юридичну особу 42 різних за напрямами діяльності та рівнями виконання завдань закладів, установ і державних підприємств МОЗ України та Державної санітарно-епідеміологічної служби України, у тому числі 30 регіональних і відомчих лабораторних центрів Держсанепідслужби», — говорилось в информации, размещенной на веб-портале www.apteka.ua.

«Обговорюючи питання, народні депутати висловили занепокоєння, що сьогодні без обговорення з громадськістю, роботодавцями та профспілками відбувається ліквідація напрацьованої роками системи, а що буде отримано в результаті, так і не зрозуміло, — цитирую тот же источник. — З огляду на суспільний резонанс розпочатої МОЗ України реформи зі створення системи громадського здоров'я, що проводиться без відповідного попереднього законодавчого забезпечення, громадського обговорення та гарантування дотримання прав трудових колективів, народні депутати України — члени Комітету ухвалили рішення направити звернення до Президента України та КМУ про скасування наказу МОЗ України від 18 вересня 2015 р. № 604, а також звернутися до Генеральної прокуратури України стосовно порушення вимог Законів України «Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення» від 24 лютого 1994 р. № 4004-XII та «Про захист населення від інфекційних хвороб» від 06.04.2000 р. № 1645-III».

В верхнем углу документа — устава центра, присланного в редакцию пресс-службой Минздрава, как раз и написано: «Наказ Міністерства охорони здоров'я України 18.09.2015 №604».

Согласно главному финансовому документу страны, в бюджете нынешнего года на систему здравоохранения заложено более 57,2 млрд. грн., в том числе для местных бюджетов — около 44 млрд. грн. в качестве субвенций.

На медреформу в 2016-м собираются потратить 35% всего бюджета, заложенного на медицину, — такими планами в конце прошлого года делился г-н Квиташвили.

Однако, по словам экс-министра здравоохранения Олега Мусия, — цитирую сообщение на портале www.segodnya.ua/ukraine, — «ситуация с госсметой на медицину катастрофическая, и на реформу денег может просто не хватить, финансирование уменьшается до 2,8% от ВВП. А это более чем на 8 млрд. грн. меньше, чем в прошлом году».

Учитывая, что страна готовится так или иначе, но переходить на «платную медицину», то можно не волноваться: новосозданная структура с ее обширными функциями, расписанными на 26 страницах, вряд ли станет бедствовать, чего не скажешь о гражданах, на чьи средства, собственно, центр и будет существовать.

Спрашивается, зачем за счет бюджета создавать колоссальную структуру, которая будет делать по сути то же, что и Минздрав?

Ну, прямо-таки «загадка дома на Ярославской»! 

Справка «2000»

Министерство здравоохранения Украины: Киев, 01601, ул. Грушевского, 7. Тел. приемной (044)253-6194, http://www.moz.gov.ua

В министерстве работает «горячая линия» 0-800-801-333.

Тел. пресс-службы МЗ 253-6975, press@moz.gov.ua.

«Центр громадського здоров'я Міністерства охорони здоров'я України»: 04071, Киев, ул. Ярославская, 41.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Выпускники вузов не хотят работать по специальности

Они учились ради «корочки», а нужные навыки приобретали в процессе работы или...

Прощай, забой! Гуд-бай, мореходка!

Проблема не в профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных...

Сдутый сектор

Европейские финансисты не уверены в стабильности украинской валюты и не знают, каким...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Покажи свое IT

Все стали перепечатывать новости о масштабной акции протеста «Гройсман, не кошмарь...

Хозяйка железной горы и марганцевых руд

Занимая немногим более 5% территории Украины, Днепропетровская область может по праву...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка