Безукраинский старт

№35(785) 2 — 8 сентября 2016 г. 01 Сентября 2016 5

После длительного затишья и информационного вакуума вокруг одного из самых громких ракетно-космических проектов конца прошлого века — Sea Launch («Морской старт»), поставившего на поток запуски космических аппаратов с океанской платформы, участники рынка и массмедиа заговорили о возможности возрождения этого проекта.

Главным ньюсмейкером стало руководство российской ракетно-космической корпорации РКК «Энергия». В середине августа гендиректор РКК Владимир Солнцев заявил о подписании с Boeing предварительного соглашения, регулирующего спор вокруг Sea Launch основных участников консорциума.

По словам г-на Солнцева, этот документ предполагает формирование программы долгосрочного сотрудничества между «Энергией» и Boeing, позволяющей российской корпорации рассчитаться с американцами по долгам, оставшимся от «Морского старта», выполненными работами и с хорошим дисконтом.

По предварительной информации, в программу включены работы по созданию адаптера для стыковочного узла международной космической станции, позволяющего стыковаться к МКС не только российским перспективным кораблям «Федерация», но и разрабатываемому Boeing кораблю — CST-100 Starliner, проекты по освоению дальнего космоса, а также «создание совместных высокотехнологичных производств, где предусматривается обоюдное использование возможностей и достижений обеих сторон».

При этом часть долга РКК «Энергия» перед Boeing, утвержденного окружным судом центрального округа штата Калифорния в размере $320 млн., будет списана.

Широко растиражированная и подробная информация, естественно, предназначалась не только энтузиастам освоения космического пространства, но и правительству РФ, от которого зависит реализация этого соглашения.

Официальные лица Boeing не комментировали заявление г-на Солнцева. Однако позитивный знак от американской стороны был подан в виде решения того же окружного суда Калифорнии, постановившего приостановить процедуры взыскания долга и замораживания в США активов основного акционера консорциума Sea Launch — зарегистрированной в Швейцарии «внучки» РКК «Энергия» — Energia Overseas Limited (EOL) и связанных с ней компаний.

К этим активам прежде всего относятся стартовая платформа Odyssey и сборочно-командное судно Sea Launch Commander, приписанные к калифорнийскому порту Лонг-Бич. Ранее российские СМИ неоднократно заявляли о возможности перебазирования этих судов во Владивосток, вьетнамский порт Камрань или другие места на Тихоокеанском побережье.

Впрочем, из-за необходимости компенсации долга перед Boeing и соответствующих судебных решений российские акционеры Sea Launch были лишены этой возможности.

Оставшиеся от «Морского старта» долги не дают покоя и украинским участникам нашумевшего проекта.

В ходе банкротства Sea Launch в 2009—2010 гг. украинские акционеры консорциума — КБ «Южное» и «Южмаш», ранее сообща владевшие 15% акций «Морского старта» (в то время 40% принадлежали Boeing Commercial Space Company, 25% — РКК «Энергия» и 20% — норвежской Aker Kvaerner), перестали быть акционерами консорциума. Но не перестали быть должниками Boeing.

В процессе развода участников громкого космического проекта выяснилось, что соглашение о его создании (а именно «Соглашение о гарантиях и обеспечении») прописано таким образом, что когда одна из сторон проекта берет на себя ответственность по привлекаемому для него займу, то другие акционеры Sea Launch несут по нему ответственность, пропорциональную размеру участия в уставном капитале. Таким образом, на украинские предприятия легла примерно седьмая часть общего долга консорциума.

По данным отчета Boeing за 2011 г., общая задолженность «Морского старта» составляла $356 млн. — в виде банковских гарантий и кредитов участников, в том числе $147 млн. самой Boeing и еще $209 млн. — присоединенных кредитов.

Когда же американская корпорация решила полностью рассчитаться перед кредиторами, выплатив им в общей сложности $448 млн., долги участников по консорциуму, по версии американских менеджеров, распределились следующим образом: $223 млн. со стороны РКК «Энергия», $143 млн. — КБ «Южное» и «Южмаша» и $122 млн. — норвежской Aker Solutions.

На чем детально основаны подсчеты, фигурирующие в американском суде, доподлинно неизвестно. Ведь в любом случае теоретически украинские предприятия могут взять на себя ответственность не более чем за $67,2 млн. (15%-ная доля в консорциуме).

Тем не менее Aker свою часть долга перед Boeing выплатила, а российские и украинские компании все это время продолжали судиться с Boeing, не особо это афишируя.

Комментируя достижение соглашения об урегулирования конфликта вокруг Sea Launch, менеджеры РКК «Энергия» дали понять, что в немалой степени этому способствовали нормы американского законодательства, позволяющие обращать взыскание не только на непосредственных участников спора, но и на связанные с ними компании.

В дальнейшем это может послужить препятствием проектам КБ «Южное» и «Южмаша» на американской территории, на которые так рассчитывают наши ракетчики.

Украинские участники спора также прокомментировали последние события вокруг «Морского старта».

По информации анонимного представителя ПО «Южмаш», еще в июле украинская сторона подавала в окружной суд центрального округа штата Калифорния ходатайство об обеспечении одинаковых для всех сторон условий взыскания долга.

Поэтому решение о приостановке на неопределенный срок процедуры взыскания долга с украинских и российских участников делает неактуальной подачу встречного иска к американской компании. Кроме того, в настоящее время представители компаний — участников судебного процесса возобновили консультации «с целью определения оптимального пути решения вопроса погашения задолженности». Вместе с тем источник отказался назвать объем ущерба, который украинские предприятия могут понести, если процедура взыскания будет разморожена.

Конечно же, наилучшим способом достижения компромисса по консорциуму для украинцев стало бы возрождение программы Sea Launch, по которой, как сообщалось ранее, имеется 10 невыполненных заказов.

Представители КБ «Южное» неоднократно заявляли о переговорах с потенциальными инвесторами СП, равно как и о работах, которые ведутся по удешевлению стоимости ракет-носителей «Зенит», используемых при запусках с морской платформы. На последнем якобы настаивала российская сторона.

Но в нынешней экономической ситуации «Южмаш» не сможет самостоятельно финансировать производство ракет, а тем более за свой счет закупать под это в России ракетные двигатели, чтобы рассчитаться с Boeing. Тем временем российские СМИ, видимо, не без подачи кураторов космической отрасли, готовят почву к прекращению сотрудничества с Украиной, заявляя о том, что «сам проект «Морской старт» законсервирован, т. к. «Южмашзавод» больше не выпускает ракеты «Зенит».

В ответ «Южмаш» разместил заявление на сайте предприятия. В нем говорится, что «ЮЖМАШ обращает внимание, что уже неоднократно в СМИ звучит тезис о том, что программа «Морской старт», а также программа «Наземный старт» (осуществление коммерческих запусков ракет-носителей «Зенит» с космодрома Байконур, Республика Казахстан) остановлены из-за того, что якобы прекращено производство ракет-носителей «Зенит». Это не соответствует действительности. Изготовление ракет-носителей «Зенит» не прекращено, а приостановлено из-за проблем с финансированием со стороны операторов программ «Морской старт» и «Наземный старт».

Как говорится далее, на «Южмаше» приветствуют любые действия, которые могут разблокировать работу по программе «Морской старт», и утверждают, что «изготовление ракет-носителей «Зенит» будет продолжено немедленно после возобновления финансирования. При этом никаких дополнительных требований или условий по сравнению с установленным ранее порядком ЮЖМАШ не выдвигал». Тем не менее участие Украины в обновленном Sea Launch туманно, точнее сказать — маловероятно. Российские СМИ неоднократно писали, что инициатива продолжить участие в проекте после объявления о его банкротстве, выкупить стартовую платформу, командное судно и взять на себя львиную долю расходов по содержанию «Морского старта» принадлежала бывшему президенту РКК «Энергия» Виталию Лопоте. Однако Boeing настаивал на выплате долгов и заблокировал перемещение судов консорциума в другие порты базирования.

В «Роскосмосе» советовали закрыть проект, а когда Лопота не послушался, в 2014 г. на него открыли уголовное дело о причинении ущерба государству. В прошлом году Виталий Александрович находился под домашним арестом.

Нынешнее руководство РКК «Энергия» хотя и заявило, что не собирается полностью выходить из проекта, после урегулирования спора с Boeing рассчитывает значительно сократить свое участие в нем, передав контрольный пакет частному инвестору. Несколько месяцев назад переговоры об этом велись с неназванными австралийскими инвесторами. А одна из последних публикаций РИА «Новости» о судьбе Sea Launch, озаглавленная «РКК «Энергия» не планирует полностью выходить из проекта «Морской старт», и вовсе содержит прозрачный намек о том, кто станет будущим инвестором.

В статье говорится о выгодах «Роскосмоса» и «Энергии», которые, продав «Морской старт», смогут сконцентрироваться на финансовом оздоровлении корпорации. И внезапно всплывает упоминание о некоем Филеве (без упоминания имени, отчества или должности), для которого выгода менее очевидна: «он может приобрести крупную компанию-должника, которая в общей сложности за 16 лет (с 1999 по 2014) запустила всего 38 космических аппаратов». Весьма странное упоминание по канонам журналистики.

За таинственным Филевым скрывается новосибирский бизнесмен — владелец группы авиакомпаний S7 (бывшая «Сибирь») Владислав Филев.

В последнее время российские СМИ комплиментарно отзываются о его способностях вести бизнес в период кризиса. Во время экономического спада, вследствие падения цен на нефть и введения международных санкций, у S7 оказалось намного меньше долгов, чем у других российских авиакомпаний.

Кроме того, бизнесмен своевременно сделал ставку на развитие внутренних авиарейсов и теперь пожинает плоды, пока конкуренты терпят убытки из-за сокращения международных перелетов.

Уроженец Южно-Сахалинска Владислав Филев в 1985 г. окончил Академию военно-космических сил им. Можайского и до 1993 г. служил в Ракетных войсках стратегического назначения. Его уход из РВСН и дальнейшее занятие бизнесом российские массмедиа связывают с автокатастрофой.

С недавних пор Владислава Филева начали называть «российским Илоном Маском» или даже «Илоном Маском в квадрате». Такое прозвище бизнесмену дал упомянутый гендиректор РКК «Энергия» Владимир Солнцев, имея в виду практический опыт по обслуживанию ракетной техники, которого настоящий Маск не имеет.

Что ж, переговоры о продаже Владиславу Филеву контрольного пакета «Морского старта», видимо, можно считать делом решенным, как и возобновление стартовой деятельности. Однако участие в ней украинских предприятий остается под большим вопросом.

Как считает бывший управляющий директор СП Sea Launch, Герой Украины Владимир Команов, в нынешней политической ситуации РФ вряд ли будет сотрудничать с Украиной, а имея действующий стартовый комплекс, россиянам не составит труда изготовить для него новую ракету и переоборудовать под нее стартовую площадку.

«У «Роскосмоса» стоят недозагруженными НПО им. Хруничева и самарский ракетно-космический центр «Прогресс», которые вполне могли бы взять на себя задачу создания новой техники», — утверждает г-н Команов.

Одним из вариантов будущего базирования стартовой платформы Odyssey и командного судна Sea Launch Commander ранее называли Бразилию, связывая возможность размещения там инфраструктуры «Морского старта» в качестве компенсации за отказ бразильских властей развивать совместный с Украиной проект AlcantaraCycloneSpace.

Говорилось также о желании России наладить сотрудничество с Казахстаном по эксплуатации стартового комплекса для «Зенитов». Казахстан якобы мог получить технологии производства ракет с российскими двигателями в обмен на дальнейшие преференции для России на Байконуре.

Любой из этих вариантов ставит крест на дальнейших перспективах РН «Зенит» — некогда самой совершенной и надежной сначала советской, а затем украинской ракеты.

Будет ли перевернута эта славная страница развития ракетно-космической отрасли или книга еще осталась недочитанной, станет известно не ранее следующего года.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

ForBES попутал

Ракетно-космическая отрасль пока еще остается «нашим всем»

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка