Борьба с нефтяными мельницами

№3(756) 22 — 28 января 2016 г. 21 Января 2016 5

Почему попытка Кабмина привязать цену украинских нефтепродуктов к мировым ценам на нефть обречена на поражение?

, УНИАН

После новогодних праздников вернувшиеся с каникул чиновники выяснили для себя одно неприятное обстоятельство. Цены на бензин и дизтопливо на отечественных АЗС никак не реагируют на сообщения с мировых бирж об обвальном снижении цен на черное золото.

13 января Арсений Яценюк на заседании правительства, сославшись на то, что цена на нефть — уже в районе $30, а заправки стоят на тех же ценовых параметрах, что и месяц назад, поручил министру энергетики Владимиру Демчишину вместе с главой Антимонопольного комитета (АМКУ) Юрием Терентьевым провести переговоры с операторами рынка о снижении цен в рознице.

«Это не административное давление. Есть экономические предпосылки уменьшения стоимости нефтепродуктов на АЗС», — заявил премьер-министр.

Дополнительно АМКУ поручили наработать формулу ценообразования на нефтепродукты в зависимости от цены на нефть, чтобы стоимость готового топлива двигалась вместе с мировыми нефтяными котировками.

Распоряжение главы правительства вызвало неоднозначную реакцию участников рынка. Нефтепродукты, как известно, не относятся к товарам и услугам, ценообразование на которые регулирует государство. Поэтому заявление премьера можно расценивать как вмешательство в коммерческие дела операторов рынка моторного топлива, среди которых много иностранных компаний.

В то же время операторы, связанные с группой «Приват», — АЗС под брендами «Укрнафта», Sentosa, ANP и др., работающие в нижнем ценовом сегменте, как по команде выполнили указание Яценюка.

Цены на этих АЗС в конце прошлой недели снизились на 50 коп. за литр и даже более. В результате на некоторых из них даже выстроились очереди автолюбителей. А вот остальные операторы пока никак не отреагировали на желание властей видеть на рынке подешевевшее топливо.

Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук рассказал «2000», что считает заявление Арсения Яценюка популистским и вызванным непониманием рыночных процессов. Он утверждает, что выполнить задание премьер-министра по разработке формулы цено-образования на нефтепродукты в зависимости от цен на нефть — нереально.

В подтверждение своих слов г-н Косянчук говорит, что названные премьером $30 за баррель — это не спотовая цена, а стоимость фьючерсного контракта на поставку нефти в марте, т. е. как минимум через полтора месяца.

Из купленной нефти необходимо произвести бензин или дизтопливо. На это уходит еще около месяца плюс 1—2 недели на доставку в Украину.

Например, нефтепродукты, реализуемые в настоящий момент на украинских АЗС, изготовлены из нефти, купленной еще по $42—46 за баррель.

Вдобавок нефть и нефтепродукты реализуются на разных биржах с различными принципами ценообразования. Контракты на поставку бензина и ДТ подписываются, исходя из средней цены за предыдущие 10—15 дней. Это еще более нивелирует тренд на понижение цен на черное золото. Поэтому когда купленный бензин пересекает границу, его цена может заметно отличаться от действующей спотовой.

«Учесть все эти особенности в одной формуле не удастся, — считает Леонид Косянчук. — Поэтому попытки чиновников управлять ценой нефтепродуктов в зависимости от мировых цен на нефть обречены на провал».

По мнению одного из участников ассоциации, нефтепродукты в Украине, как и в остальной Европе, подешевели вслед за нефтью. Впрочем, украинские потребители не увидели снижения цен из-за девальвации гривни и увеличения налогов на нефтепродукты.

В настоящее время в Украине, помимо НДС, действует акциз на реализацию бензина и дизтоплива в размере 202 евро за тонну. С нового года он проиндексирован на 13%, итого — более 226 евро. Однако это подорожание еще не отразилось в ценах, поскольку крупные сети АЗС торгуют топливом из запасов, ввезенных до нового года.

Кроме того, в прошлом году был введен 5%-ный розничный налог на товары, реализуемые на АЗС, который идет в местные бюджеты. С нового года его видоизменили, превратив в еще один валютный акциз — 0,042 евро за литр, т. е. более 1 грн. за каждый литр топлива, проданного в рознице.

Участники рынка считают несправедливым, что власти фиксируют в валюте бензиновые налоги, тем самым защищая от девальвации бюджетные поступления. А это негативно влияет на стоимость бензина и ДТ.

Падение доходов населения также негативно отражается на объеме реализации, особенно в верхнем ценовом сегменте. Доходы большинства операторов рынка падают, а затраты на содержание АЗС и налоги растут.

Как утверждает глава отраслевого объединения операторов рынка нефтепродуктов, в этом году налоги на нефтепродукты (46—47% в розничной стоимости) уже превысили цену самих нефтепродуктов (41%). На рознице маржа составляет не более 60 коп. за литр.

Есть и другие данные о рентабельности трейдеров. По словам аналитика компании Upeco Александра Сиренко, в январе в Киевской обл. можно было приобрести бензовоз белорусского или российского бензина по 16 грн. за литр, а дизтопливо — по 13 грн.

Таким образом, с учетом розничного местного акциза и расходов на хранение и логистику топлива на АЗС литр 95-го обходился владельцам заправок немногим более чем в 17 грн. Если сравнить эту цену с конечной стоимостью топлива, получается вполне приличная разница, позволяющая операторам расширять существующие сети и модернизировать АЗС, увеличивая спектр предоставляемых услуг продажей сопутствующих товаров. Еще один источник прибыли.

Но и здесь слабая реакция рынка нефтепродуктов на снижение мировых цен на черное золото имеет объективную причину.

По мнению Александра Сиренко, пока в стране работает лишь один из шести имеющихся нефтеперерабатывающих заводов — Кременчугский НПЗ группы «Приват», всего лишь 20% нефтепродуктов попадает на АЗС после переработки внутри страны отечественной или импортируемой нефти. Остальные 80% — это бензин, ввезенный из России, Беларуси, Литвы, Польши, Румынии, Венгрии и других стран.

В минувшем году бензин в Украину ввозили даже из Греции и Италии, а дизтопливо — из Израиля.

Хотя поблизости есть сразу несколько стран—производителей и экспортеров сырой нефти, Украина, имея прекрасное географическое положение, могла бы сама перерабатывать нефть и продавать в Европу готовый бензин. А отечественным мощностям вполне под силу не только насытить внутренний рынок, но и продавать излишки за границу.

До насыщения внутреннего рынка нефтью и восстановления деятельности отечественных НПЗ о низких ценах на топливо можно даже не мечтать. А вот обеспокоенность чиновников высокими ценами находит вполне разумное объяснение.

Если в ближайшие недели доллар продолжит рост по отношению к гривне, импортное топливо на АЗС с учетом возросших акцизов еще более подорожает. Это потянет за собой рост цен на товары первой необходимости, опять возникнет недовольство деятельностью правительства и на повестке дня окажется вопрос профпригодности Арсения Яценюка и его Кабинета.

В общем, говоря о том, что топливные трейдеры должны прислушаться к нефтяным котировкам, даже если для этого и нет объективных оснований, глава правительства заботится не только о нас с вами, но и о своем кресле.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Лунная деревня. Марс мне — дом родной

В Днепре стараются не отставать от последних тенденций освоения космоса

Дурная кровь

ВОЗ настаивает, чтобы к 2020 г. все доноры были добровольными и безоплатными.У нас таких...

Киевское водохранилище: Лучше зарыблять, чем...

21 ноября в Киевское водохранилище было выпущено более 100 тыс. мальков растительноядных...

Клубника, пчелы и кролики

«Иностранные специалисты постоянно пытаются уйти от ответственности. То у нас...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка