Броня легка, крепка и быстра

№19–20(738) 4 – 10 сентября 2015 г. 05 Февраля 2015 2

Генеральный директор компании «АвтоКрАЗ» Роман ЧЕРНЯК рассказывает о новинках флагмана отечественного автопрома, о том, почему в условиях фактически войны бедствуют государственные оборонные предприятия и от чего пухнет голова.

— Вас в последнее время журналисты не сильно терроризируют? — искренне интересуюсь я, входя ровно в 10.00 (как и было договорено) в кабинет руководителя предприятия, являющегося визитной карточкой Кременчуга.

— Нет, — слегка улыбается генеральный. — А вот губернатор области вчера приезжал.

Справка «2000»
ПАО «АвтоКрАЗ»: 39631, Полтавская обл., Кременчуг, ул. Киевская, 62. Тел.: (0536) 766-200, 766-208; info@kraz.ua; www.autokraz.com.ua

Равнение на «Шрек»

Заглядывая в будущее предприятия, Роман Черняк видит его в основном на внешних рынках— Роман Евгеньевич, за последний год ваше предприятие очень много сделало для Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии, для повышения общей обороноспособности страны. И если раньше КрАЗ ассоциировался с грузовиками, то теперь все говорят о ваших новых бронемашинах...

— Да, 22 июля прошлого года мы презентовали два бронеавтомобиля — КрАЗ «Кугуар», на шасси внедорожника Toyota Land Cruiser, и КрАЗ «Спартан» — на базе Ford F550. Первый — это машина класса APC (Armored Personal Carrier, бронированный перевозчик персонала), второй — класса LAV (Light Armored Vehicle, легкий бронированный автомобиль).

— Какие еще новинки появились за последние годы?

— КрАЗ-5401, автомобиль с газовым двигателем, соответствующим экологическому стандарту «Евро-5». У него малотоннажное шасси грузоподъемностью до 8 т, под установку любого коммунального оборудования: рефрижераторов, мусоровозов, пылесосов.

КрАЗ-6511 грузоподъемностью 26 т. Автомобиль КрАЗ-7136 с колесной формулой 8х8 (все восемь колес — ведущие. — Авт.). Такие машины разрабатывались еще в конце 80-х — начале 90-х гг., но СССР распался, а украинскому руководству подобные машины были не нужны. И еще — «Шрек», многоцелевой бронированный автомобиль высокой проходимости с противоминной защитой, а также бронированный грузовик КрАЗ-6322 «Раптор».

— В 2011 г. я видел вашу экспозицию в столице ОАЭ Абу-Даби на IDEX — крупнейшей на Ближнем Востоке и в Северной Африке выставке вооружений и военной техники. Никакой бронетехники у вас тогда не было и в помине. Когда вы начали заниматься бронированными автомобилями?

— Работа над ними началась давно, лет 7 назад. Но вплотную стали заниматься перед IDEX-2013. Мы состыковались с ООН, узнали необходимые требования, выписали все технические регламенты и буквально за два месяца до выставки совместно с одной компанией из ОАЭ изготовили опытный образец, он назывался «Пантера». Вот с нее и пошло движение.

Вообще лучше всего заниматься бронетехникой в Эмиратах. У нас же, с нашей эффективностью работы госаппарата это дело длительное и хлопотное. Лицензия на выпуск бронированной продукции, разрешение транспортного контроля, разрешение внешней разведки, СБУ, согласования, сертификаты конечного пользования. Голова пухнет. А там это намного проще, все делается гораздо быстрее.

— Что вы, если не секрет, представите 16—20 февраля на IDEX-2015?

— Не вдаваясь в подробности — наши новые броневики с колесными формулами 8х8 и 6х6.

— В каких еще странах есть бронемашины вашего производства?

— Их использует ООН в международных миротворческих миссиях. Есть в Египте, Ираке, Афганистане и Индии, но это небольшие серии.

— Насколько мне известно, стоимость бронированного автомобиля КрАЗ «Кугуар» составляет порядка $215 тыс. Западные аналоги насколько дороже?

— Цена зависит от исполнения и комплектации, но в целом она выше на 30—100%.

— Один мой товарищ (у него отец, кстати, когда-то работал начальником цеха на КрАЗе) сказал, что у «Кугуара» есть серьезный недостаток: чтобы перезарядить пулемет, надо высовываться из люка, а в это время и подстрелить могут...

— Извините, но на танках и другой бронетехнике крупнокалиберный пулемет ДШК стоит. Он что, сам перезаряжается? Точно так же из люка необходимо высовываться. Это дилетанты такое пишут, а другие потом повторяют. А возможно, и не дилетанты, а под заказ: происки врагов, сепаратистов.

Бронированный автомобиль КрАЗ «Кугуар» создан на базе популярного внедорожника Toyota Land CruiserБронированный автомобиль КрАЗ «Кугуар» создан на базе популярного внедорожника Toyota Land Cruiser

Трехосная ниша

— В Советском Союзе у каждого производителя большегрузных автомобилей была своя ниша. БелАЗ, к примеру, специализировался в основном на карьерных самосвалах, Урал — на бортовых грузовиках. В чем была изюминка КрАЗов?

— Действительно, каждый завод имел ту или иную специализацию. «Прародителем» многих предприятий был Ярославский автомобильный завод, ЯАЗ. На определенном этапе советское руководство, столкнувшееся с тем, что грузовиков нужно все больше и больше, решило разделить производство двигателей и автомобилей.

В 1958 г. ЯАЗ был реорганизован в Ярославский моторный завод и с тех пор стал специализироваться на разработке и производстве дизельных двигателей. Производство тяжелых двухосных автомобилей передали на МАЗ (Минский автозавод), а трехосных — в Кременчуг. Первые два самосвала КрАЗ-222 были собраны 10 апреля 1959 г. из привозных узлов и деталей (по сути они являлись автомобилями ЯЗ-222) и представлены на первомайской демонстрации в Кременчуге.

Первые самосвалы были 8-тонными, затем появились 12-тонные. Они были очень востребованны: в те годы велось активное жилищное строительство, промышленное. Так называемые стройки века... Ангару, в частности, перекрывали, строили БАМ. Мы также производили и карьерные самосвалы.

— Автомобили для армии завод тогда тоже выпускал?

— Конечно! В Советском Союзе ничего не делалось просто так. Кто-то изготавливал карандаши, а предприятие одновременно приспосабливали для военных нужд. Насчет таких заводов, как КрАЗ, — наоборот, во главе угла стояла основная продукция, то есть военные грузовики, потом — для народного хозяйства.

В советские времена завод, относящийся к Министерству автомобильной промышленности, выпускал большое количество наименований оборонной продукции. Многотонные понтонные парки, тяжелые механические мосты, большие радиолокационные станции, заправщики, артиллерийские тягачи в составе комплексов С-200 и С-300, системы залпового огня — все это были КрАЗы.

В настоящее время у нас есть несколько базовых шасси и еще около 50 видов вооружений, которые мы представляем в виде логистического автомобиля, артиллерийского тягача, военного автомобиля для перевозки личного состава, а также двух- и трехосные прицепы и полуприцепы.

— Многие предприятия оборонной промышленности сейчас не в лучшей ситуации. Приостановил работу Южмаш, там задолженность по зарплате уже 80 млн. грн. Не очень хорошо чувствует себя завод им. Малышева... При этом на АвтоКрАЗе дела обстоят более-менее нормально. Как это можно объяснить?

— Государство никогда не было эффективным собственником и управленцем. Посмотрите: у «Укроборонпрома» — одни проблемы. Государственный аппарат по сути так и остался советским. Для эффективного управления необходима возможность принятия важных решений очень быстро. Для этого у человека должны быть полномочия, должна быть воля, стимул.

Но на государственных предприятиях, а особенно в оборонке, все настолько заформализовано... Сидит директор, и все, что он может, — принять какое-то количество из тысяч решений. Остальное он должен отдать на концерн, концерн — на наблюдательный совет, наблюдательный совет — на министерство. И пошла волокита: кто-то где-то что-то недопонял, задал вопрос. Этот маховик открутился назад, затем — опять вперед. А время прошло, другие уже опередили.

Мы же сейчас входим в состав крупной финансово-промышленной группы, КрАЗ — коммерческое предприятие, ее индустриальное крыло. Решения принимаются быстро (по крайней мере я так считаю), работаем не только на внутреннем рынке, но и на зарубежном. Это произошло не за один час или день, все нарабатывалось годами.

Мы исколесили много стран, стучались в двери не одного министерства обороны. Разговаривали с разными воюющими сторонами, смотрели на результаты тех или иных вооруженных конфликтов. Изучали опыт армий различных государств и работу миротворческих миссий. И вот так случилось, что сейчас наш опыт оказался нужнее всего здесь, в Украине.

— С какими иностранными государствами сотрудничает ваше предприятие?

— Каждый год это разные страны. Но у нас уже есть постоянные, классические партнеры. Это Египет, ОАЭ, Вьетнам, Куба, Туркмения, Азербайджан, Грузия. Таиланд, наверное, уже можно назвать постоянным партнером. Когда больше, когда меньше заказывают машины Ангола и Нигерия.

Виды на экспорт

Если закрыть глаза на броню, то в основе атомобиля КрАЗ «Спартан» можно увидеть Ford F550Если закрыть глаза на броню, то в основе атомобиля КрАЗ «Спартан» можно увидеть Ford F550

— Сейчас по стране идет четвертая волна мобилизации. Ваши сотрудники под нее подпадают?

— Конечно. Работает, например, человек слесарем, а военно-учетная специальность у него радист, минометчик или артиллерист. У нас есть бронь, и завод до определенной степени не трогают, но тем не менее на сегодняшний день более 30 наших работников находятся в зоне АТО. Но это не такое большое количество для предприятия.

Мы стараемся находить общий язык с сотрудниками военкоматов, но есть люди, которые хотят идти служить. И тут мы им никак не запретим. Кому-то пришла повестка, и он ищет, куда бы спрятаться, а кто-то молча берет повестку и идет служить.

— Сколько людей работает сейчас на предприятии?

— Около 4 тысяч. В советские времена — 21 тысяча. Но на самом деле это не значит, что все работали на заводе: при КрАЗе была огромнейшая инфраструктура. На балансе завода были детские сады, школы, дома, жэки, общежития, ремонтно-строительное управление, транспортное предприятие, управление производства товаров народного потребления, колхозы, свинокомплексы... Много чего тогда было. Поликлиника, пансионат «Березка», базы отдыха. У нас был железнодорожный цех, вагонный парк, только тепловозов более десятка.

— То есть от всего, так сказать, балласта (хотя свои колхозы — дело, безусловно, нужное) вы избавились?

— Да. Теперь осталось только производство. Хотя, конечно, у нас на территории 7 столовых, хлебопекарня. Местные жители наш хлеб с удовольствием покупают. При предприятии, конечно, есть базы отдыха: в Железном Порту, Приморске и Скадовске.

— Какое количество автомобилей производится на КрАЗе?

— В советские времена выпускали до 30 тысяч машин в год. В 2013-м было выпущено всего 930 автомобилей, а в 2014-м — 1388. Есть рост, будем стараться увеличить производство и в этом году.

— Сколько выпущено броневиков?

— Небольшое количество. До сотни «Спартанов», чуть более сотни «Кугуаров» и несколько десятков «Шреков».

— Какая часть продукции реализуется на внутреннем рынке, а какая — на внешнем?

— По итогам прошлого года — поровну. Хотя до мая включительно мы работали только на экспорт.

— Заработная плата на заводе большая, если сравнивать с другими предприятиями Кременчуга?

— Средняя — одна из самых высоких в городе среди промышленных предприятий, около 3,5 тыс. При этом мы всегда платим «белую» зарплату.

— Насколько КрАЗ зависит от России в поставках двигателей, комплектующих?

— Связи с Россией еще остались, но сложившаяся политическая ситуация, я так думаю, приведет к тому, что они скоро полностью разрушатся. Но что делать? Мы готовы. Если еще 5 лет назад 80% нашей экспортной продукции шло в Россию, то сегодня данная цифра составляет 15—20%.

Опять же: 5 лет назад российских комплектующих было свыше 25%, сейчас — не более 10%. Львиную долю составлял двигатель. На сегодняшний день мы работаем с «Дойцем», «Фордом», «Тойотой», «Вейчай». А тогда ЯМЗ был монополистом.

— Каким вы видите будущее Кременчугского автомобильного завода?

— Мы будем продолжать работать на внешние рынки. Они более интересные, стабильные. Наш сегодняшний украинский кризис — доморощенный. В Европе чуть-чуть пошатнулось, но кризиса нет. И в Америке нет, там растет спрос на автомобильную технику. То же самое в странах—производителях нефти. Мы думаем о создании машин с колесной формулой 10x10 и 12x12 — для установки мощных кранов, нефтяного добывающего оборудования. Работаем над созданием малотоннажных коммерческих автомобилей грузоподъемностью от 1 до 5 т. Кроме того, идет перевооружение, а наши автомобили есть в армиях многих государств.

О том, что происходит в цехах «АвтоКрАЗа», и о новейших разработках предприятия читайте, пожалуйста, в следующем номере

КрАЗ

Киев — Кременчуг — Киев

ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПАО «АВТОКРАЗ»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Две руки одного фонда

Те, кому осталось год-два до пенсии, читают сообщения чиновников, как сводки с фронта, и...

Солнечная энергетика не для бедных

Пока комплект крышных панелей и сопутствующего оборудования для производства...

Батареи: огонь по карманам

Тепловики обманывают население: в хрущевках можно установить недорогие...

Гадание об огурцах по металлу

Чтобы понять, почему не стоит верить депрессивным стонам агрохолдингов-миллиардеров,...

Фосфорная бескормица

Импортная рыбная продукция — иногда откровенный суррогат

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка