Броня легка, крепка и быстра

№19–20(738) 4 – 10 сентября 2015 г. 05 Февраля 2015 2

Генеральный директор компании «АвтоКрАЗ» Роман ЧЕРНЯК рассказывает о новинках флагмана отечественного автопрома, о том, почему в условиях фактически войны бедствуют государственные оборонные предприятия и от чего пухнет голова.

— Вас в последнее время журналисты не сильно терроризируют? — искренне интересуюсь я, входя ровно в 10.00 (как и было договорено) в кабинет руководителя предприятия, являющегося визитной карточкой Кременчуга.

— Нет, — слегка улыбается генеральный. — А вот губернатор области вчера приезжал.

Справка «2000»
ПАО «АвтоКрАЗ»: 39631, Полтавская обл., Кременчуг, ул. Киевская, 62. Тел.: (0536) 766-200, 766-208; info@kraz.ua; www.autokraz.com.ua

Равнение на «Шрек»

Заглядывая в будущее предприятия, Роман Черняк видит его в основном на внешних рынках— Роман Евгеньевич, за последний год ваше предприятие очень много сделало для Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии, для повышения общей обороноспособности страны. И если раньше КрАЗ ассоциировался с грузовиками, то теперь все говорят о ваших новых бронемашинах...

— Да, 22 июля прошлого года мы презентовали два бронеавтомобиля — КрАЗ «Кугуар», на шасси внедорожника Toyota Land Cruiser, и КрАЗ «Спартан» — на базе Ford F550. Первый — это машина класса APC (Armored Personal Carrier, бронированный перевозчик персонала), второй — класса LAV (Light Armored Vehicle, легкий бронированный автомобиль).

— Какие еще новинки появились за последние годы?

— КрАЗ-5401, автомобиль с газовым двигателем, соответствующим экологическому стандарту «Евро-5». У него малотоннажное шасси грузоподъемностью до 8 т, под установку любого коммунального оборудования: рефрижераторов, мусоровозов, пылесосов.

КрАЗ-6511 грузоподъемностью 26 т. Автомобиль КрАЗ-7136 с колесной формулой 8х8 (все восемь колес — ведущие. — Авт.). Такие машины разрабатывались еще в конце 80-х — начале 90-х гг., но СССР распался, а украинскому руководству подобные машины были не нужны. И еще — «Шрек», многоцелевой бронированный автомобиль высокой проходимости с противоминной защитой, а также бронированный грузовик КрАЗ-6322 «Раптор».

— В 2011 г. я видел вашу экспозицию в столице ОАЭ Абу-Даби на IDEX — крупнейшей на Ближнем Востоке и в Северной Африке выставке вооружений и военной техники. Никакой бронетехники у вас тогда не было и в помине. Когда вы начали заниматься бронированными автомобилями?

— Работа над ними началась давно, лет 7 назад. Но вплотную стали заниматься перед IDEX-2013. Мы состыковались с ООН, узнали необходимые требования, выписали все технические регламенты и буквально за два месяца до выставки совместно с одной компанией из ОАЭ изготовили опытный образец, он назывался «Пантера». Вот с нее и пошло движение.

Вообще лучше всего заниматься бронетехникой в Эмиратах. У нас же, с нашей эффективностью работы госаппарата это дело длительное и хлопотное. Лицензия на выпуск бронированной продукции, разрешение транспортного контроля, разрешение внешней разведки, СБУ, согласования, сертификаты конечного пользования. Голова пухнет. А там это намного проще, все делается гораздо быстрее.

— Что вы, если не секрет, представите 16—20 февраля на IDEX-2015?

— Не вдаваясь в подробности — наши новые броневики с колесными формулами 8х8 и 6х6.

— В каких еще странах есть бронемашины вашего производства?

— Их использует ООН в международных миротворческих миссиях. Есть в Египте, Ираке, Афганистане и Индии, но это небольшие серии.

— Насколько мне известно, стоимость бронированного автомобиля КрАЗ «Кугуар» составляет порядка $215 тыс. Западные аналоги насколько дороже?

— Цена зависит от исполнения и комплектации, но в целом она выше на 30—100%.

— Один мой товарищ (у него отец, кстати, когда-то работал начальником цеха на КрАЗе) сказал, что у «Кугуара» есть серьезный недостаток: чтобы перезарядить пулемет, надо высовываться из люка, а в это время и подстрелить могут...

— Извините, но на танках и другой бронетехнике крупнокалиберный пулемет ДШК стоит. Он что, сам перезаряжается? Точно так же из люка необходимо высовываться. Это дилетанты такое пишут, а другие потом повторяют. А возможно, и не дилетанты, а под заказ: происки врагов, сепаратистов.

Бронированный автомобиль КрАЗ «Кугуар» создан на базе популярного внедорожника Toyota Land CruiserБронированный автомобиль КрАЗ «Кугуар» создан на базе популярного внедорожника Toyota Land Cruiser

Трехосная ниша

— В Советском Союзе у каждого производителя большегрузных автомобилей была своя ниша. БелАЗ, к примеру, специализировался в основном на карьерных самосвалах, Урал — на бортовых грузовиках. В чем была изюминка КрАЗов?

— Действительно, каждый завод имел ту или иную специализацию. «Прародителем» многих предприятий был Ярославский автомобильный завод, ЯАЗ. На определенном этапе советское руководство, столкнувшееся с тем, что грузовиков нужно все больше и больше, решило разделить производство двигателей и автомобилей.

В 1958 г. ЯАЗ был реорганизован в Ярославский моторный завод и с тех пор стал специализироваться на разработке и производстве дизельных двигателей. Производство тяжелых двухосных автомобилей передали на МАЗ (Минский автозавод), а трехосных — в Кременчуг. Первые два самосвала КрАЗ-222 были собраны 10 апреля 1959 г. из привозных узлов и деталей (по сути они являлись автомобилями ЯЗ-222) и представлены на первомайской демонстрации в Кременчуге.

Первые самосвалы были 8-тонными, затем появились 12-тонные. Они были очень востребованны: в те годы велось активное жилищное строительство, промышленное. Так называемые стройки века... Ангару, в частности, перекрывали, строили БАМ. Мы также производили и карьерные самосвалы.

— Автомобили для армии завод тогда тоже выпускал?

— Конечно! В Советском Союзе ничего не делалось просто так. Кто-то изготавливал карандаши, а предприятие одновременно приспосабливали для военных нужд. Насчет таких заводов, как КрАЗ, — наоборот, во главе угла стояла основная продукция, то есть военные грузовики, потом — для народного хозяйства.

В советские времена завод, относящийся к Министерству автомобильной промышленности, выпускал большое количество наименований оборонной продукции. Многотонные понтонные парки, тяжелые механические мосты, большие радиолокационные станции, заправщики, артиллерийские тягачи в составе комплексов С-200 и С-300, системы залпового огня — все это были КрАЗы.

В настоящее время у нас есть несколько базовых шасси и еще около 50 видов вооружений, которые мы представляем в виде логистического автомобиля, артиллерийского тягача, военного автомобиля для перевозки личного состава, а также двух- и трехосные прицепы и полуприцепы.

— Многие предприятия оборонной промышленности сейчас не в лучшей ситуации. Приостановил работу Южмаш, там задолженность по зарплате уже 80 млн. грн. Не очень хорошо чувствует себя завод им. Малышева... При этом на АвтоКрАЗе дела обстоят более-менее нормально. Как это можно объяснить?

— Государство никогда не было эффективным собственником и управленцем. Посмотрите: у «Укроборонпрома» — одни проблемы. Государственный аппарат по сути так и остался советским. Для эффективного управления необходима возможность принятия важных решений очень быстро. Для этого у человека должны быть полномочия, должна быть воля, стимул.

Но на государственных предприятиях, а особенно в оборонке, все настолько заформализовано... Сидит директор, и все, что он может, — принять какое-то количество из тысяч решений. Остальное он должен отдать на концерн, концерн — на наблюдательный совет, наблюдательный совет — на министерство. И пошла волокита: кто-то где-то что-то недопонял, задал вопрос. Этот маховик открутился назад, затем — опять вперед. А время прошло, другие уже опередили.

Мы же сейчас входим в состав крупной финансово-промышленной группы, КрАЗ — коммерческое предприятие, ее индустриальное крыло. Решения принимаются быстро (по крайней мере я так считаю), работаем не только на внутреннем рынке, но и на зарубежном. Это произошло не за один час или день, все нарабатывалось годами.

Мы исколесили много стран, стучались в двери не одного министерства обороны. Разговаривали с разными воюющими сторонами, смотрели на результаты тех или иных вооруженных конфликтов. Изучали опыт армий различных государств и работу миротворческих миссий. И вот так случилось, что сейчас наш опыт оказался нужнее всего здесь, в Украине.

— С какими иностранными государствами сотрудничает ваше предприятие?

— Каждый год это разные страны. Но у нас уже есть постоянные, классические партнеры. Это Египет, ОАЭ, Вьетнам, Куба, Туркмения, Азербайджан, Грузия. Таиланд, наверное, уже можно назвать постоянным партнером. Когда больше, когда меньше заказывают машины Ангола и Нигерия.

Виды на экспорт

Если закрыть глаза на броню, то в основе атомобиля КрАЗ «Спартан» можно увидеть Ford F550Если закрыть глаза на броню, то в основе атомобиля КрАЗ «Спартан» можно увидеть Ford F550

— Сейчас по стране идет четвертая волна мобилизации. Ваши сотрудники под нее подпадают?

— Конечно. Работает, например, человек слесарем, а военно-учетная специальность у него радист, минометчик или артиллерист. У нас есть бронь, и завод до определенной степени не трогают, но тем не менее на сегодняшний день более 30 наших работников находятся в зоне АТО. Но это не такое большое количество для предприятия.

Мы стараемся находить общий язык с сотрудниками военкоматов, но есть люди, которые хотят идти служить. И тут мы им никак не запретим. Кому-то пришла повестка, и он ищет, куда бы спрятаться, а кто-то молча берет повестку и идет служить.

— Сколько людей работает сейчас на предприятии?

— Около 4 тысяч. В советские времена — 21 тысяча. Но на самом деле это не значит, что все работали на заводе: при КрАЗе была огромнейшая инфраструктура. На балансе завода были детские сады, школы, дома, жэки, общежития, ремонтно-строительное управление, транспортное предприятие, управление производства товаров народного потребления, колхозы, свинокомплексы... Много чего тогда было. Поликлиника, пансионат «Березка», базы отдыха. У нас был железнодорожный цех, вагонный парк, только тепловозов более десятка.

— То есть от всего, так сказать, балласта (хотя свои колхозы — дело, безусловно, нужное) вы избавились?

— Да. Теперь осталось только производство. Хотя, конечно, у нас на территории 7 столовых, хлебопекарня. Местные жители наш хлеб с удовольствием покупают. При предприятии, конечно, есть базы отдыха: в Железном Порту, Приморске и Скадовске.

— Какое количество автомобилей производится на КрАЗе?

— В советские времена выпускали до 30 тысяч машин в год. В 2013-м было выпущено всего 930 автомобилей, а в 2014-м — 1388. Есть рост, будем стараться увеличить производство и в этом году.

— Сколько выпущено броневиков?

— Небольшое количество. До сотни «Спартанов», чуть более сотни «Кугуаров» и несколько десятков «Шреков».

— Какая часть продукции реализуется на внутреннем рынке, а какая — на внешнем?

— По итогам прошлого года — поровну. Хотя до мая включительно мы работали только на экспорт.

— Заработная плата на заводе большая, если сравнивать с другими предприятиями Кременчуга?

— Средняя — одна из самых высоких в городе среди промышленных предприятий, около 3,5 тыс. При этом мы всегда платим «белую» зарплату.

— Насколько КрАЗ зависит от России в поставках двигателей, комплектующих?

— Связи с Россией еще остались, но сложившаяся политическая ситуация, я так думаю, приведет к тому, что они скоро полностью разрушатся. Но что делать? Мы готовы. Если еще 5 лет назад 80% нашей экспортной продукции шло в Россию, то сегодня данная цифра составляет 15—20%.

Опять же: 5 лет назад российских комплектующих было свыше 25%, сейчас — не более 10%. Львиную долю составлял двигатель. На сегодняшний день мы работаем с «Дойцем», «Фордом», «Тойотой», «Вейчай». А тогда ЯМЗ был монополистом.

— Каким вы видите будущее Кременчугского автомобильного завода?

— Мы будем продолжать работать на внешние рынки. Они более интересные, стабильные. Наш сегодняшний украинский кризис — доморощенный. В Европе чуть-чуть пошатнулось, но кризиса нет. И в Америке нет, там растет спрос на автомобильную технику. То же самое в странах—производителях нефти. Мы думаем о создании машин с колесной формулой 10x10 и 12x12 — для установки мощных кранов, нефтяного добывающего оборудования. Работаем над созданием малотоннажных коммерческих автомобилей грузоподъемностью от 1 до 5 т. Кроме того, идет перевооружение, а наши автомобили есть в армиях многих государств.

О том, что происходит в цехах «АвтоКрАЗа», и о новейших разработках предприятия читайте, пожалуйста, в следующем номере

КрАЗ

Киев — Кременчуг — Киев

ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПАО «АВТОКРАЗ»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка