Честное институтское

№5(758) 5 — 11 февраля 2016 г. 04 Февраля 2016 1 4

Большинство украинских вузов не интересует судьба их студентов, получивших образование за счет государства

Украинскую высшую школу хотят избавить от надзора за выпускниками, окончившими учебу в рамках госзаказа и обязанными отработать по распределению как минимум три года.

На минувшей неделе ВР приняла за основу проект закона «О внесении изменений в Закон Украины «О высшем образовании» (о трудоустройстве выпускников)» и отправила его на доработку для подготовки ко второму чтению. Такой исход событий кажется вполне естественным в рамках законодательного процесса. В то же время он служит подтверждением глубокого кризиса, в котором оказались Украина и ее государственные институты, частью которых является система образования.

Законопроект, который подготовили представители высшей школы, заседающие в Верховной Раде, — Алексей Скрипник (член наблюдательных советов Национального университета «Львовская политехника» и Национального Львовского университета им. И. Франко), Александр Спиваковский (профессор кафедры информатики Херсонского университета), Тарас Креминь (профессор Николаевского университета им. В. Сухомлинского), ректор Киевского национального университета культуры и искусств Михаил Поплавский, а также бывший спикер ВР Владимир Литвин, — предлагает лишить вузы полномочий по трудоустройству выпускников, обучавшихся за счет государства или местных органов власти.

Необходимость отработать по распределению хотят оставить только за военными вузами. Остальные университеты, институты и академии будут избавлены от распределения выпускников и обязанности следить за начальным этапом трудовой биографии своих вчерашних студентов-бюджетников.

Основанием для этого авторы документа считают нормы Международной организации труда (МОТ), ратифицированные Украиной. В частности, конвенции МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» и № 105 «Об отмене принудительного труда» обязывают отменить принудительный или обязательный труд и не прибегать к каким-либо формам мобилизации рабочей силы для нужд экономического развития.

Исключение МОТ делает лишь для воинской или альтернативной (не военной) службы, а также работ по приговору суда либо по законам о военном или чрезвычайном положении.

Украинское законодательство частично уже приведено в соответствие с требованиями МОТ. Но неоднозначные формулировки все еще встречаются как в законе «О высшем образовании», так и в некоторых подзаконных актах, в том числе в указе президента Украины № 77/96 от 23 января 1996 г. «О мероприятиях по реформированию системы подготовки специалистов и трудоустройству выпускников высших учебных заведений» и в постановлении Кабмина № 992 от 22 августа 1996 г., которым установлен порядок трудоустройства выпускников вузов, подготовленных по госзаказу.

Эти и другие документы предусматривают не только отработку вчерашних выпускников не менее трех лет в государственном секторе народного хозяйства, но и ответственность за отказ приступить к работе по распределению, преждевременное прекращение отработки или увольнение с работы за нарушение трудового законодательства. В этих случаях вчерашние выпускники обязаны возместить государству или местным бюджетам расходы на их обучение.

В настоящее время из гражданских вузов распределяют студентов только медицинские. Большинство технических заведений, в которых госзаказ на дефицитные специальности может достигать 50% обучающихся, не влияют на дальнейшую судьбу выпускников-бюджетников. А во многих случаях и не смогли бы никак повлиять, даже при большом желании.

Металлургическая отрасль в Украине полностью приватизирована, горнорудный комплекс — тоже. Государственными остаются лишь геолого-разведывательные предприятия. Не намного лучше, с точки зрения влияния государства, обстоят дела в нефтегазовом или химическом комплексе и т. д.

Конечно, экономистов и финансистов, обучившихся за счет государства, могли бы принимать на работу Государственная финансовая служба и другие госпредприятия и органы власти. Но здесь уже выпускники не горят желанием идти на работу из-за низких зарплат.

Точно так же вчерашние филологи, историки, а вместе с ними — физики и математики неохотно пополняют ряды школьных учителей, особенно в сельской местности.

Отдуваются за всех медики, для которых распределение по-прежнему является обязательным. Но даже в лучшие годы выпускниками-бюджетниками удавалось восполнять не более 70% персонала поликлиник и больниц, вышедшего на пенсию. Однако и такое положение вещей авторы законопроекта об изменениях к закону о высшем образовании считают проявлением принудительного труда и нарушением кодексов МОТ, а потому добиваются его отмены.

Хотя законопроект и был принят за основу, его дальнейшее наполнение все же является дискуссионным. Например, в заключении Главного научно-экспертного управления аппарата ВР сказано, что студенты, окончившие вузы по госзаказу, должны нести определенные обязательства перед государством или местными органами власти, оплатившими их учебу, которые могут выражены в форме трудоустройства по распределению.

По мнению экспертного управления ВР, отмена государственного распределения выпускников в современных условиях преждевременна из-за дисбаланса на рынке труда. Вероятно, это мнение будет учтено во время доработки документа.

Кроме того, только в пределах высшей школы на подготовку специалистов ежегодно расходуются вполне приличные деньги. Так, в 2016 г. в системе Минобразования на подготовку специалистов III—IV уровней аккредитации планируется направить 11,4 млрд. грн. бюджетных денег. Вузы, подчиненные Минобороны, на эти же цели получат около 1,9 млрд. грн., МВД — 730 млн., а мединституты — 800 млн. грн.

Нынешняя система распределения выпускников вузов не идет ни в какое сравнение с той, что существовала в СССР. Еще несколько десятилетий назад для выпускника, получившего специальность за государственный счет, совершенно естественным началом трудовой биографии было распределение на предприятие или в проектный институт.

Крупнейшие и передовые предприятия своих отраслей вправе были рассчитывать на лучших выпускников. Поэтому самые перспективные студенты зачастую получали назначение вдали от дома.

В нынешних реалиях пределом мечтаний большинства выпускников вузов является трудоустройство в крупную украинскую или зарубежную компанию, открытие собственного бизнеса или выезд за границу для поиска высокооплачиваемой работы. В случае реализации безвизового режима с ЕС отток украинцев за рубеж возрастет многократно, и плодами трудов украинских педагогов воспользуются другие страны. Все это прекрасно понимают.

И все же в нынешней экономической ситуации для большинства украинцев с низким и средним достатком возможность бесплатного обучения в вузах для их детей жизненно необходима. Вузам госзаказ дает возможность содержать существующую инфраструктуру.

Здесь же мы видим, как под флагом либерализации и избавления вузов от несвойственных им функций готовится сокращение высшей школы.

Ведь если будет отменен госзаказ, рано или поздно встанет вопрос и о существенном сокращении ассигнований на подготовку специалистов. Выиграет ли от этого система?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Анатолий Гонтар
05 Февраля 2016, Анатолий Гонтар

Верховна Рада де-факто утверждает закон, который уже давно в Украине действует - вузы не отвечают за трудоустройство своих выпускников буквально с первых дней независимости1 Я просто с ужасом думаю о том моменте когда ВР проголосует за ликвидацию государственного образования - Украина на карте мира!!???

- 2 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка