Чистая прибыль на грязном воздухе

№27 (468) 3 - 9 июля 2009 г. 03 Июля 2009 0

По Конституции «обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины является обязанностью государства» (ст. 16). Впрочем, мы прекрасно знаем, что многие конституционные положения — как в части прав граждан, так и в части обязанностей державы — в ближайшие годы останутся практически невыполнимыми. Но чтобы государство лишало себя возможности выполнять свой конституционный долг, да еще в сфере экобезопасности...

Именно такое положение вещей открылось аудиторам Счетной палаты. В частности, при подготовке проектов госбюджета Минфин последние три года занижал прогнозные показатели сборов, которые пользователи природных ресурсов и предприятия-загрязнители платят в государственный и местные фонды охраны окружающей среды (из этих фондов, собственно, и финансируются природоохранные мероприятия). Указанные махинации вели к значительному превышению фактических поступлений от сборов (в 2007 г. — на 23%, 2008 г.— на 26,8%). Но деньги эти пошли не в Государственный фонд охраны окружающей среды, не на счет Минприроды и даже не в госбюджет. Минфин на средства, к которым не имеет никакого отношения, создал собственный резервный фонд, который на конец 2008 г. составил почти 379 млн. грн.!

Не случайно Минфин все эти годы инициировал приостановку статей 46 и 47 закона «Об охране окружающей природной среды». В первой шла речь о распределении сборов за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, а во второй — о формировании и деятельности природоохранных фондов. Этим, а также внешне неоправданным и бессистемным внесением изменений к законам о государственном бюджете Украины на 2007—2009 гг. в части формирования Государственного фонда нивелировался как экологический, так и экономический смысл последнего.

Зато распределение между центральными органами исполнительной власти в 2007—2008 гг. средств фонда осуществлял Минфин, а не правительство, как это предусмотрено законом об охране окружающей среды. Это привело к тому, что из 1 млрд. 373 млн. грн. ассигнований фонда Минприроды получило только 29% этой суммы. Остальные 951 млн. были направлены на бюджетные программы, финансирование которых намечалось по другим источникам поступлений.

Как следствие — бюджетные программы, выполнявшиеся Минприроды и другими главными распорядителями средств фонда на протяжении 2007—2008 гг., не выполнены. Один из главных принципов устойчивого развития государства — равенство трех составляющих (экономической, экологической и социальной) в Украине не обеспечивается. Состояние же природной среды ухудшается.

Впрочем, и теми средствами, которые Минприроды все же получило, оно рационально распорядиться не смогло. К такому выводу пришла коллегия Счетной палаты, рассмотрев результаты аудита эффективности использования бюджетных средств на обеспечение деятельности министерства в 2008 г. По мнению председателя Счетной палаты Валентина Симоненко, к этому привела не только система управления Минприроды и подведомственных ему органов, но и отсутствие контроля со стороны Кабмина: определенные распоряжениями правительства приоритеты не нашли отражения в годовом плане мероприятий.

В итоге в 2008 г. не выполнен план по приросту запасов таких стратегически важных энергоносителей, как природный газ, каменный уголь, полностью отсутствует прирост запасов нефти.

Еще более удручающая картина — в направлениях, непосредственно касающихся граждан. Так, не обеспечивается надлежащее выполнение требований закона «О пестицидах и агрохимикатах» о проведении госиспытаний и регистрации пестицидов и агрохимикатов, установлении регламента их применения. Постоянный рост количества новых препаратов, отсутствие методик определения их соответствия сертификатам качества влечет непредсказуемые последствия как для здоровья людей, так и для состояния окружающей среды.

Неудовлетворительно осуществляется госуправление относительно охраны атмосферы. Вопреки требованиям закона «Об охране атмосферного воздуха» министерство не контролирует выдачу разрешений на выбросы загрязняющих веществ.

Как видим, в деятельности правительства по охране окружающей среды нежелание подкрепляется неумением.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Обувательские настроения

Одна за другой Украину покидают сети по продаже недорогой обуви

Золотая чесотка

Нет, наверное, более убыточного бизнеса в Украине, чем добыча золота: еще ни одной...

Позволит ли Запад доминировать России на ядерном...

Уже этой осенью в Нью-Йорке одному из американских федеральных судей,...

Westinghouse — спасти нельзя банкротить

Наше правительство неустанно твердит о важности диверсификации поставок...

Рокировка монополистов

В Украине в ядерной энергетике происходит замена российского монополиста...

Евроинтеграция с секонд-хендом

Государство развернуло борьбу с подержанными иномарками

Загрузка...

Колумбия хочет взимать налоги с пользователей...

Правительство хочет “приложить” свою руку к биткоинам, смотря на то как сильно...

Страсти по кластерам

Традиционными украинскими кластерами являются села, жители которых заняты...

Олигархи как тормоз реиндустриализации

Во многих селах Закарпатья, куда четверть века не заезжал общественный транспорт,...

Закон уменьшения энергии

Эпоха гигантомании закончилась. Если вы считаете, что крупную индустрию УССР...

Очередная революция в энергетике: плюсы и минусы...

Новые технологии хранения избыточной энергии стимулируют появление «наносетей»

Травить — и никаких снастей!

В последнее издание Красной книги Украины выпуска 2009 г. вошло 70 видов отечественной...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка