Детские деньги — взрослые проблемы

№39(789) 30 сентября — 6 октября 2016 г. 28 Сентября 2016 5

Постоянные негаразды украинской экономики ощущает на себе каждый. Легче всего объяснить их недобросовестными действиями политиков. На самом деле корни экономических неудач — зачастую в отсутствии и у власть предержащих, и у нас даже базовой финансовой грамотности, в то время как в цивилизованных странах детей учат экономическому мышлению с самых юных лет. Формировать такое мышление — значит, формировать будущее страны.

Дети проявляют свое отношение к деньгам уже с раннего детства. Одни отличаются стремлением к накопительству, другие транжирят карманные деньги без толку, покупая мороженое и конфеты даже малознакомым детям.

В классической психологии детское отношение к деньгам является самым простым тестом на принадлежность личности к экстравертам или интровертам.

Экстраверт — тот самый детский транжира. Интроверт — ходячая копилка. Но оба эти типа используют свои первые деньги для освоения окружающего мира.

Экстраверт с помощью денег стремится оказать влияние на окружающих, расширить свою привлекательность и могущество. И в этом такие дети мало чем отличаются от взрослых, разбрасывающихся деньгами, чтобы показать собственное богатство, или бизнесменов, набирающих долги с целью увеличения оборота.

Для интроверта накопительство — способ внутренней работы с энергией денег. Такие люди почти всегда будут скрупулезно изучать самые выгодные депозиты и держать деньги в банке.

Но в любом случае отношение к деньгам — это отношение к будущему. И чем раньше ребенок начнет понимать суть денег как универсального эквивалента обмена одних благ на другие и усилий, необходимых для приобретения вещей, тем лучше будет и для ребенка, и для его родителей.

Возраст от 0 до 6 лет: «ворочайте» первыми деньгами

Вероятно, каждому родителю приходится пройти в отношениях с ребенком этап истеричного желания обладания игрушками или монетами, необходимыми на их приобретение.

Уже к двум годам, наблюдая за совершением покупок в супермаркете, многие дети понимают, что на самом деле имеет власть в мире взрослых, и пытаются любой ценой добиться исполнения своих материальных желаний.

Роль родителей заключается в том, чтобы объяснить детям, что деньги предназначены не только для расходов, но и для сбережения, а также предоставления в долг. При этом важно научить ребенка избегать «денежной истерики».

Как один из самых простых способов комфортного обращения с деньгами главный редактор канадского издания о личных финансах Moneysense Джулия Каззин советует взрослым поощрять в маленьких детях желание сортировать монеты.

Помогите им разделить полный карман медных и никелированных монет и вместе посчитайте, сколько монет каждого достоинства составляет доллар, рекомендует Джулия Каззин. В нашем случае можно обойтись монетами достоинством 10, 25 и 50 копеек.

Дайте ребенку прозрачную банку или керамическую посуду, чтобы он мог наблюдать, как растут его деньги.

Вносите денежные вопросы в повседневную жизнь ребенка, обсуждая стоимость товаров во время посещения магазина, рынка или состояние финансовых счетов с банковским экспертом. Это один из ключевых моментов детского обучения.

Следующим этапом является выдача ребенку небольшой еженедельной ссуды в качестве пособия для обучения управлению деньгами. Для начала с условием: 50% — сохранить и 50% — израсходовать. По мере взросления условия могут быть изменены, и ребенок сможет сам решать, сколько отложить, а сколько потратить немедленно.

Одним из дискуссионных вопросов является привязка такого пособия к работам по хозяйству. Одни финансовые эксперты утверждают, что оно должно быть увязано с выполнением ребенком домашних работ, другие считают, что работа по дому выполняется всеми членами семьи безотносительно к выдаче пособия. Третьи предлагают часть денег давать безусловно, увеличивая пособие в зависимости от хорошего поведения или активности.

Как поступить в каждом конкретном случае, решать родителям. Ведь конечная цель совместных занятий с ребенком — выработать у него хорошие финансовые привычки.

Вот несколько советов от журнала Moneysense, которые помогут прививать детям финансовую грамотность в самом раннем возрасте.

— Дайте ребенку копилку. Пластмассовая банка, позволяющая вашему чаду наблюдать, как растут его финансы, будет идеальной.

— Установите еженедельное пособие. Небольшое, чтобы это не отражалось на вашем семейном бюджете, но позволило ребенку часть сохранять, часть тратить на его цели.

— Определите некоторые ограничения. Должны быть четкие требования. Если ребенок должен делать работу по дому, то в какой день ему будет выплачиваться пособие и сможет ли он потратить его так, как ему нравится?

— Практика ожидания. Для этого не требуется денег. Предложите малышу одно печенье сейчас или два, если он сможет подождать 10 минут. Обучение задержке удовлетворения — одно из ключевых умений в обращении с деньгами.

Игровой магазин. Попросите ребенка разложить монеты разного достоинства по кучкам. Объясняйте, сколько монет разного достоинства составляет эквивалент понятного ему товара.

Выбираем крупы. Используйте поездку в продуктовый магазин как обучающий момент. Пусть ребенок выберет между двумя злаками. Какой из них стоит меньше? Дайте малышу возможность самостоятельно определить вид покупки.

Установите долгосрочную цель. Наверняка есть большая игрушка, на которую ребенок захочет накопить. Помогите ему в этом, давая небольшие рекомендации, резервируя половину пособия на безделушки и половину — на более крупную покупку в дальнейшем.

От 7 до 12: копить — не тратить

Финансовые вопросы, встающие перед детьми в этом возрасте, главный редактор Moneysense Джулия Каззин сравнивает с премудростями измельчения овощей для приготовления вкусного и целебного блюда. Колумнист этого издания Брюс Селлери говорит о том, что очень важным элементом для воспитания его дочери Эбби являются совместные походы по магазинам с предварительно поставленной целью: не купить, а посмотреть.

В этом возрасте дети требуют от родителей первые покупки, которые могут проделать серьезную брешь в семейном бюджете. Например, модный Iphone последнего поколения или мопед.

Однако ранний подростковый возраст (10 лет и более) — это и самое подходящее время, чтобы внести в детский ум ясность по многим вопросам, которые кажутся сложными и некоторым взрослым, а также перейти от копилки к банковскому счету.

Судя по опросу Moneysense, из 200 читателей этого издания 92% открыли счет в банке своему ребенку, когда ему не исполнилось 12.

«Учите детей, что они могут потратить все эти деньги сейчас — на новые ботинки или загрузку хитов из интернета, но могут сохранить их на будущее для поступления в университет или на другие цели», — советует писательница Кира Вермонт.

В возрасте 9—10 лет дети, вероятно, уже будут открыты для принятия концепции бюджета и управления своими деньгами. Покажите им ежемесячный бюджет вашего домохозяйства. Во многих канадских семьях такой бюджет ведется в виде электронной таблицы Excel или на мобильных приложениях для смартфонов. Но важно, чтобы отчет о финансах был доступен ребенку, поэтому его можно сделать и в виде бумажного журнала.

Первое, что наверняка заметят дети, — разница между расходами. Одни из них повторяются регулярно. Это коммунальные платежи, оплата кабельного телевидения или интернета. Другие представляют собой разовые покупки.

Дискуссии о бюджетировании непременно приведут к размышлениям, как и на чем можно сэкономить. В этом плане в США и Канаде большое внимание уделяется скидкам и распродажам. Цены на одни и те же товары в интернете и обычных магазинах также заметно различаются не в пользу последних. Объясните ребенку, за счет чего товары в интернете дешевле.

В этом возрасте дети задают родителям много сложных вопросов. Например, «что делать со своими деньгами?», «какую роль в финансировании выполняет банкомат?», «почему у родителей нет той или иной марки автомобиля?», «почему они могут позволить себе квартиру, но не особняк с видом на море?»

Ответы на все эти вопросы должны быть предельно честными, потому что ясность позволяет детям чувствовать себя в безопасности.

По мере взросления с отпрысками можно обсудить и возможность летней подработки для пополнения собственного счета. При этом важно продолжить управление ожиданиями ребенка. В чем он видит свою занятость, сколько за это будут платить? Здесь ключ к будущему выбору профессии.

Проанализируйте объявления в газетах о предложениях работы, обсудите ваши возможности и лучшие решения.

Финансовый педагог Рут Хайден (есть, оказывается, и такая специальность) — мать четверых детей — говорит, что во время их взросления в семье обязательными были еженедельные семейные советы, где обсуждались ключевые финансовые вопросы о том, как совместно потратить часть общего бюджета. Стоит ли в этом году купить дорогую семейную путевку в Калифорнию или отложить поездку на следующий?

Именно из таких встреч ее дети вынесли большой контрольный список собственных расходов.

Объясняйте детям важность сбережения для приобретения дорогих покупок. Поощряйте пожертвования на благотворительные цели, чтобы ребенок мог видеть, как его деньги участвуют в приобретении важных общественных благ, таких как чистая вода, лекарства, медицинская помощь или школьные принадлежности.

Создайте дома собственную валюту, которую ребенок может получать за выполненные дополнительные семейные дела и менять на нормальную денежную единицу.

Обсудите возможность дополнительной прибавки к детскому пособию, выясните, какой характер она должна иметь — еженедельный или годовой, и поинтересуйтесь, как ребенок будет тратить дополнительные деньги.

Предложите с целью экономии самому паковать школьные обеды и держите для этого дома список необходимых продуктов, а разницу со стоимостью обеда в школьной столовой кладите на детский банковский счет.

Как элемент финансового воспитания полезны разговоры о различных видах занятости, оплате труда, склонностях и жизненных целях. Расскажите вашему чаду о собственной работе. Объясните, чем вы заняты, зарабатывая деньги. Почему выбрали именно эту профессию.

Поинтересуйтесь у ребенка его собственными жизненными планами. Подскажите наиболее рациональные способы их реализации.

Поделитесь данными о собственных доходах, коммунальных счетах и других расходах и предложите составить свой вариант семейного бюджета.

Объясните, как работают дебетовые и кредитные банковские карты, откуда на них берутся деньги.

Вместо быстрой перемотки или игнорирования рекламы анализируйте, как рекламодатели делают товары более заманчивыми.

Сравните дешевую и дорогую пару обуви. Поговорите о разнице цены и качества, стоимости различных материалов и мастерстве сапожников.

Очень важно, что финансовым образованием в развитых странах заняты не только семьи, но и учебные заведения. Уже в младших классах на уроках математики детям предлагают решать задачи о конкретных покупках для организации семейного торжества или дня рождения.

В средних классах учат планировать бюджет, а старшеклассникам предлагают различные волонтерские программы, с помощью которых они могут определиться в выборе будущей профессии.

В Украине дети на уроках математики считают яблоки, а система профориентации разрушена. Не в этом ли одна из причин того, что финансовая грамотность даже многих молодых украинцев оставляет желать лучшего?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Лунная деревня. Марс мне — дом родной

В Днепре стараются не отставать от последних тенденций освоения космоса

Дурная кровь

ВОЗ настаивает, чтобы к 2020 г. все доноры были добровольными и безоплатными.У нас таких...

Киевское водохранилище: Лучше зарыблять, чем...

21 ноября в Киевское водохранилище было выпущено более 100 тыс. мальков растительноядных...

Клубника, пчелы и кролики

«Иностранные специалисты постоянно пытаются уйти от ответственности. То у нас...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка