Дунай: возвращение судостроения

№23(822) 9 -- 15 июня 2017 г. 07 Июня 2017 5

Cостоявшийся в Килии (Одесская область) спуск на воду построенной здесь баржи для Украинского Дунайского пароходства

Редкое событие поднимает такую волну на украинском Дунае, как состоявшийся в Килии (Одесская область) спуск на воду построенной здесь баржи для Украинского Дунайского пароходства. Собственно, килийцы построили судно для своего предприятия, ибо с 2003 г. Килийский судостроительно-судоремонтный завод является отдельным структурным подразделением ЧАО УДП.

В свое время КССРЗ переживал всплеск судостроения, вытеснившего даже традиционный здесь судоремонт. Килийские мастера строили корпуса судов не только для своего пароходства, но и для западноевропейских судовладельцев. Но вот уже добрый десяток лет со здешних стапелей ничего не сходило. Специалисты разъехались или нашли себя в другой сфере деятельности. В самые трудные годы, 2013—2014, численность основных производственных рабочих сократилась вдвое. Отсутствие заказов повлекло миллионные долги по зарплате. Завод был и «налоговым» должником. За неуплату отключали электроэнергию. КССРЗ был на грани остановки.

В свою очередь Украинское Дунайское пароходство — акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом, национальный перевозчик №1 в Украине — начало остро ощущать старение своего флота. Так, средний возраст основной части буксиров типа «Рига» — «Иваново» составляет 44 года, а барж самого распространенного в пароходстве типа С-401 — 23 года. Очевидно, что столь почтенный возраст судов не может не влиять на эффективность их эксплуатации. При этом УДП остается мощным судоходным предприятием на Дунае. Его речной флот (с учетом находящегося в оперировании) перевозит до 2,5 млн. т грузов в год.

Исходя из этого, пароходство серьезно взялось за обновление флота. Соответствующий проект общей стоимостью 50 млн. долл. (кстати, примерно столько составляет годовой оборот средств судоходной компании) рассчитан на 15 лет. Предусматривается строительство 40 единиц барж типа SLG и модернизация с заменой силовой энергетической установки 21 речного буксира.

Дмитрий Баринов

Однако проект является модульным и легко масштабируется в зависимости от количества единиц обновляемого флота. А пароходство, судя по всему, намерено работать в этом направлении как можно больше и быстрее. Если первоначально планировалось делать 5—6 барж в год, то теперь, по свидетельству президента правления компании Дмитрия Баринова, пароходство замахивается на 7—8 единиц ежегодно.

В этом есть необходимость, но есть и возможность. Первую баржу — и это обстоятельство с особой гордостью отмечает руководитель компании — построили исключительно за свои средства. Но одновременно поняли, что без помощи не обойтись. Обратились к международным экспертам. Один из них, юрист и финансист Борислав Чонков, стал, как здесь утверждают, настоящим другом УДП. Их двухлетнее сотрудничество позволило украинскому предприятию реструктуризировать банковскую задолженность и благодаря этому приобрести 60 мальтийских барж.

Борислав Чонков

Именно г-н Чонков привлек внимание к Украинскому Дунайскому пароходству мощной китайской государственной компании, которая занимается финансированием проектов в области энергетики, металлургии, транспорта и инфраструктуры по всему миру. Так что наряду с давним партнером-фрахтователем УДП австрийской компанией «ПантаРей» Китайская национальная техническая импортно-экспортная корпорация CNTIC проявила заинтересованность в финансировании проекта обновления украинского дунайского флота. Уже подписан меморандум о взаимопонимании. В июле делегация ЧАО УДП отправится на переговоры в Китай.

Тем временем первая баржа SLG 021 уже спущена на воду. Ее построили методом стыковки двух лихтеров через вставку, вырезанную из третьего лихтера. Проект разработали килийские инженеры-конструкторы. В 2000-х гг. в Килии построили два десятка таких барж. Нынче проект обновили в соответствии с требованиями Регистра. Обзавелись и новыми сертификатами «Бюро Веритас». А уж лихтеров-доноров после развала системы лихтерных перевозок в УДП накопилось более 120 единиц. Таким образом, лихтера из потенциального металлолома превратились в высокодоходный актив, в сырье для изготовления барж типа Европа II. Только если рыночная стоимость такой баржи составляет 800 тыс. евро, то ее строительство на собственном заводе из лихтеров стоимостью 15 тыс. долл. каждый обходится пароходству в 200 тыс. долл.

Это позволяет УДП пока обходиться собственными средствами. На таких условиях в этом году будет построена еще одна баржа типа SLG. Однако полномасштабного обновления флота так не проведешь. Ведь надо учесть налоговое давление, при котором УДП в прошлом году перечислило в госбюджет 90% чистой прибыли, а в 2017-м направит 60%. Между тем уже в 2031 г. придется возвращать деньги инвестору, а до этого времени их надо еще заработать...

Налогообложение — проблема и для судостроительной отрасли. О необходимости предоставить ей налоговые льготы говорил в Киеве за «круглым столом» Комитета по логистике European Business Association директор Килийского ССРЗ Олег Пучков. Действующая система налогообложения не оставляет судостроительному предприятию средств на собственное развитие и модернизацию. Хотя люди возвращаются на завод (только в последнее время принято 50 человек при общей численности коллектива 300 человек), проблемой остаются квалифицированные кадры — как инженерного состава, так и рабочих специальностей. Ведь портфель заказов сформирован как минимум до конца третьего квартала.

При том что родное пароходство остается основным заказчиком КССРЗ, растет и доля сторонних заказов (примерно с 10% до 20%). Так, возобновляется сотрудничество Килии со швейцарской компанией A.T.C. FLUVIALE GmbH, для которой ранее здесь построили две нефтеналивные баржи. Теперь швейцарцы ведут переговоры о строительстве на Килийском заводе двух барж для перевозки зерна и танкера, а также о переоборудовании танкера.

Завод ожил. Рядом со стапелями, на которых спускалась новая баржа, ремонтируется дунайский «Капитан Глушко». Одновременно со строительством корпусов судов идет и судоремонт. А ведь программа обновления флота УДП предусматривает еще и модернизацию речных буксиров путем замены главных и вспомогательных двигателей на более экономичные и экологичные. Реновация 21 буксира предусмотрена бюджетом проекта при двухмиллионной (в долларах) стоимости модернизации каждой единицы. И этим тоже предстоит заниматься килийским судоремонтникам. А значит, будут новые рабочие места, дополнительные платежи в местный и государственный бюджеты, отчисления в Пенсионный фонд...

Завод уже сейчас обладает высокомеханизированным производством для строительства корпусов судов, а также оборудованием и техническими средствами для выполнения судоремонтных работ любой сложности в режиме замкнутого технологического цикла. Со своей стороны, Украинское Дунайское пароходство, располагающее 466 единицами транспортного флота (стоимость активов компании по состоянию на конец 2015 г. превышала 90 млн. долл.), все больше нуждается в услугах своего судостроительно-судоремонтного подразделения.

Так что в обновлении, модернизации стал нуждаться не только флот, но и завод. И она проводится. Участники торжественной церемонии спуска на воду баржи имели возможность увидеть работу машины газокислородной резки ТЕЛЕРЕКС. Завод потратил на нее 1 млн. грн., но за неполных полгода эксплуатации она окупила вложенные средства.

Но в конечном счете главное — чтобы было что возить, и тут большой оптимизм в Измаиле вызывает восточный вектор деятельности другого китайского предприятия — корпорации Hebei Iron and Steel Group, второй в мире по объему производства металлургической продукции. А когда на украинском Дунае узнали, что китайский гигант приобрел меткомбинат в Смедерово (Сербия), являющийся давним партнером измаильских речников и портовиков!.. «Звезды сошлись», — лирично выдыхает Дмитрий Баринов. Пусть же и дальше освещают они путь украинскому дунайскому флоту!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Евгений Клопотенко:«Мне кружит голову еда!»

«У наших детей, судя по рецептуре, почти больничное питание, с единственной...

Элементы сладкой жизни

На столичном рынке первичной недвижимости значительно увеличился объем предложения

Дружба по опциону

Российские бизнесмены продают предприятия в Украине своим старым друзьям и деловым...

Как глубоко закопаны украинские трубы?

Вопрос перспектив вывода трубных заводов из кризиса в первую очередь следует...

Пороги казнокрадства

Контроль целевого использования средств Пенсионного фонда Украины осуществляет сам...

Загрузка...

Дотации «малой земле»

Если АФЗУ будет участвовать в распределении средств, то господдержка дойдет до тех,...

Фарватер на мели

Национальная программа оздоровления бассейна Днепра существует только на бумаге

Почем нынче украинский труд в Венгрии

Уже не знаем, чем заманить украинцев, сетует венгерское деловое издание Index и обиженно...

Нам нужен метановый Лос-Аламос

Газогидраты Черного моря смогут в перспективе обеспечить Украину природным газом...

Сухе червоне

Установи служби крові виготовляють тільки 4—5 найменувань компонентів крові з 18...

В ожидании «Саши» и «Наташи»

Ежегодно из-за водяного ореха Киевское водохранилище недополучает 400 кг рыбы с гектара

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка