Евроинтеграция с секонд-хендом

№31(828) 4—10 августа 2017 г. 02 Августа 2017 5

Государство развернуло борьбу с подержанными иномарками, которые ввозятся в страну под литовскими, польскими и другими европейскими номерами. Как быть, если вы уже приобрели такое авто или собирались это сделать в ближайшее время?

Для сотен тысяч украинских автолюбителей евроассоциация пока что обернулась разве что возможностью беспошлинного ввоза подержанных европейских иномарок. Автомобили с иностранными, в основном прибалтийскими, номерами уже год-два как наводнили украинские города.

Количество ввезенных в страну б/у, но на вид еще вполне пристойных иномарок эксперты называют разное — от 600 тыс. до 1,3 млн. Но никто не станет спорить, что за пару последних лет в Украину из Европы перекочевало авто больше, чем за все годы независимости.

Таким образом, владельцы иномарок с европейскими номерами превратились в серьезную общественную силу, способную, если надо, заблокировать движение по крупной автомагистрали или госучреждение. «Автомайдан» отдыхает.

Но так же верно и то, что с развитием «серого» импорта сократились продажи авто не только на вторичном рынке, но и новых автомобилей в автосалонах. Приобретение автомобиля с европейскими номерами, без растаможки и уплаты необходимых пошлин и акцизов обходится автолюбителям в 2—3 раза дешевле, чем такого же, но уже зарегистрированного в Украине. Экономия, как правило, составляет $5—10 тыс., а то и больше.

Правда, перспективы легализации таких авто остаются туманными, а схемы, по которым они используются, имеют ряд изъянов, главным из которых является отсутствие права собственности на купленный и ввезенный без растаможки автомобиль.

Но и этой возможности автолюбители вскоре могут лишиться. Уже сформирован судебный прецедент, когда фактического владельца авто с литовскими номерами оштрафовали на внушительную сумму, в три раза превышающую размер и без того немалых пошлин и сборов за ввоз подержанной иномарки.

Виновником события стал житель Харьковской области Константин Кузнецов. Управляемый им автомобиль Ford Turneo Connect 2005 г. выпуска с украинскими номерами 5 июля прошлого года был остановлен сотрудниками патрульной полиции Харькова. При осмотре выяснилось, что номерные знаки, установленные на нем, не соответствовали заводскому VIN-коду.

На самом деле автомобиль, которым управлял харьковчанин, в 2015 г. был ввезен в Украину неким гражданином Азербайджана в режиме временного транзита на 1 год под литовским номером GTR768.

В качестве доказательства законности управления транспортным средством г-н Кузнецов предоставил полиции ряд документов, в т. ч. копию доверенности на управление авто, выданную на его имя литовской компанией — «Европейское агентство социальной информации». Пояснив, что Ford Turneo 12 марта 2016 г. был ему передан азербайджанцем для ремонта.

Злополучный автомобиль все же был поставлен на штрафплощадку. А управление по борьбе с таможенными правонарушениями Харьковской таможни, установив рыночную стоимость аналогичного авто в Литве — $2,5 тыс., 8 декабря прошлого года выставило водителю штраф в размере 300% необходимых к уплате таможенной пошлины, акцизного сбора, НДС и взноса в Пенсионный фонд. А это ни много ни мало 419 тыс. 593 грн. 89 коп., т. е. более $16 тыс. За эти деньги харьковчанин мог бы легко приобрести новый хороший автомобиль и в Украине.

Не согласившись со штрафными санкциями, пострадавший подал иск сначала в Печенежский райсуд Харьковской области, а затем и в более высокие инстанции, вплоть до Высшего админсуда.

Однако все аргументы истца служители Фемиды сочли необоснованными. В процессе разбирательства выяснилось, что гражданин Азербайджана, который ввез автомобиль в Украину, покинул страну еще в 2015 г., а по данным таможенного департамента министерства финансов Литовской Республики, «публичная организация Europos socialines informacijos agentura (код предприятия 302779432) зарегистрирована как юридическое лицо, но в настоящее время не имеет официально работающих лиц».

По данным литовской стороны, сам Константин Кузнецов якобы был сотрудником этой организации с 1 марта 2013 г. по 4 мая 2015 г. Но сейчас таковым не является.

А тот факт, что на момент ареста автомобиль управлялся под украинскими номерами, дал судьям основание утверждать, что истец был прекрасно осведомлен относительно таможенного статуса ввезенной иномарки и может быть признан виновным в уклонении от уплаты таможенных сборов.

Долгожданный прецедент

Дело незадачливого харьковского автолюбителя всего за полгода прошло все судебные инстанции — от райсуда до Высшего административного, что говорит о чрезвычайной заинтересованности украинских властей в прекращении неконтролируемого транзитного ввоза подержанных европейских автомобилей.

Схемы «серого» ввоза евроавто в страну были известны уже давно, но не пользовались большим спросом. Одна из таких схем заключалась в том, что авто в хорошем состоянии приобреталось в Западной Европе, желательно в Германии, где проживает много наших бывших соотечественников, и оформлялось на одного из них.

Далее формальный владелец ввозил иномарку на территорию Украины и передавал фактическому покупателю — вместе с доверенностью на ее управление. Стоимость такой услуги обычно составляла 500 евро.

По закону в течение года авто должно было выехать обратно в страну регистрации. Однако этого, естественно, не происходило. Иномарка оставалась «умирать» в Украине.

Минусом такой схемы было отсутствие у украинского владельца полных прав собственности на автомашину — собственником оставался гипотетический немецкий резидент.

Ездить по всей Украине владельцы таких иномарок тоже не рисковали, предпочитая передвигаться по своему населенному пункту и окрестностям — там, где у них были связи в Госавтоинспекции и можно было откупиться.

Через год—другой ограниченной езды такой автомобиль продавался на запчасти. Это позволяло окупить по меньшей мере половину расходов на приобретение и транзит автомобиля.

Однако после евромайдана и подписания Украиной соглашения о евроассоциации схемы «серого» ввоза иномарок из Европы заиграли новыми красками. Справедливо сыграв на лозунгах о европейской жизни и обнищании большинства украинцев, которым и ранее были не по карману новые автомобили престижных марок, бизнес по ввозу б/у авто был поставлен на поток.

Сейчас большинство украинских городов переполнено объявлениями транзитеров, предлагающих за те же 500 евро пригнать авто из Европы.

Поближе к границам или прямо в столице действуют авторынки, на которых можно без проблем приобрести доверенность на управление автомобилем, оформленным на иностранную компанию, или договориться о доставке из Европы авто конкретной модели.

Наиболее распространенная схема ввоза иномарок заключается в том, что формальным владельцем авто является юридическое лицо-нерезидент, а фактический украинский собственник числится сотрудником иностранной компании.

Это дает возможность вписать «серый» импорт в схему Стамбульской конвенции о временном ввозе коммерческого автотранспорта, ратифицированной Украиной в 2004 г.

Под букву этого документа подпадают не только грузовые, но и легковые автомобили. Главное, чтобы они были зарегистрированы не в стране временного ввоза (Украине) и оформлены на гражданина страны регистрации (скажем, Литвы или Польши). Управлять этим транспортным средством может и украинец, но при условии, что он имеет разрешение (доверенность) на управление автомобилем и осуществляет деятельность в пользу компании-нерезидента — владельца автомобиля.

В случае с харьковчанином Константином Кузнецовым не было соблюдено сразу несколько условий этой конвенции. Литовская фирма практически свернула деятельность, распустив «сотрудников». Первичный ввоз авто осуществлялся гражданином Азербайджана, а не Литвы. Вдобавок новый владелец Ford, чтобы не привлекать к себе внимание автоинспекторов, решил поездить на украинских номерах, что и привело его к внушительному штрафу.

Впрочем, руководитель одной из организаций, созданных владельцами автомобилей с еврономерами, — «Автоевросила» — Олег Ярошевич утверждает, что не все еще потеряно.

Комментируя решение Высшего админсуда, он рассказал «2000», что судебные инстанции проигнорировали сразу несколько законодательных норм, в т. ч. ст. 3 Таможенного кодекса (ТКУ) о неоднозначной трактовке прав и обязанностей граждан и предприятий, перемещающих товары и транспортные средства коммерческого назначения через границу Украины. При неоднозначной (множественной) трактовке законодательства решения должны приниматься в пользу физических лиц и предприятий.

Кроме того, еще в марте 2015 г. гражданин Израиля Владимир Мартынов получил разъяснение Конституционного Суда о трактовке ст. 469 ТКУ.

В этой статье идет речь о неправомерных операциях с товарами, таможенное оформление которых не закончено, или с товарами, которые находятся на временном хранении под таможенным контролем.

Решением КС было определено, что пользование или распоряжение транспортными средствами личного пользования, которые находятся в режиме временного ввоза на таможенную территорию Украины, под действие данной статьи ТКУ не подпадают.

Поэтому оштрафованный владелец Ford Turneo может подать иск в Европейский суд по правам человека, требуя отмены штрафа и конфискации автомобиля, а «Автоевросила» готова оказать ему в этом юридическую поддержку.

Тем более что, как отметил г-н Ярошевич, еще никто из членов их организации не пострадал от незаконных действий полиции и таможни.

А дальше что?

Желающим приобрести авто с еврономерами руководитель «Автоевросилы» советует делать это через общественные объединения, подобные его организации, чтобы соблюсти все тонкости и в случае необходимости получить юридическую поддержку. И не советует пользоваться схемой оформления авто на физических лиц — нерезидентов.

Так или иначе, но вопрос легализации сотен тысяч автомобилей, пригнанных в Украину, как никогда актуален и требует разрешения. Акции устрашения (типа астрономических штрафов автовладельцам) вряд ли окажутся эффективными. Разве только подстегнут акции протеста, которые этим летом были приостановлены до начала новой парламентской сессии.

Когда же депутаты вернутся в сессионный зал, их там будут ожидать сразу несколько законопроектов, предлагающих различные варианты разрешения правовой коллизии.

Один из таких документов — «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно регулирования транзита и временного ввоза транспортных средств)» (№ 5567). Он предполагает условное освобождение от уплаты таможенных платежей и сборов владельцев ввезенных автомобилей старше 7 лет. Вместо этого они должны будут ежемесячно платить 0,3% необходимой суммы.

Если учесть, что растаможка по всем правилам уже упомянутого минивэна Ford Turneo, который является микроавтобусом двойного назначения для бизнеса и отдыха, обошлась бы его владельцу в $5,6 тыс., то ежемесячный платеж для автомобиля такого класса составил бы 420 грн.

Еще один законопроект (№5562) предполагает временную отмену до 1 января 2020 г. акцизного налога на товары, изготовленные до 2010 г., и ввезенные в страну автомобили в количестве не более одного в год, что также равносильно снижению таможенных платежей более чем вдвое.

Как утверждает Олег Ярошевич, вследствие легализации ввезенных авто государство может дополнительно выручить около 20 млрд. грн. Если правда, что в стране 600 тыс. — 1,3 млн. ввезенных авто с еврономерами, один только штраф за нарушение правил временного ввоза — 8 тыс. грн., взятый с каждого автовладельца единоразово, принес бы украинской казне 5—10 млрд. грн.

Тем более что и так лишь малая часть ввезенных в страну автомобилей проходит все необходимые процедуры с уплатой пошлин и таможенных сборов из-за нереально высокой планки налогов, которая почти на порядок выше, чем в Беларуси и в 5 раз больше, чем в Молдове.

Такое развитие событий вряд ли входит в планы автомобильного лобби, в т.ч. деловых партнеров президента Порошенко, занимающихся сборкой легкового и коммерческого транспорта.

Но справедливости ради следует признать, что за годы независимости в Украине так и не было создано автопроизводство мирового класса. Будучи не в состоянии привлечь в страну ведущие мировые автобренды, которые разместили бы здесь свои предприятия, украинские предприниматели ограничились крупноузловой сборкой недорогих китайских автомобилей или изделий второго эшелона автопроизводителей, таких как Hundai, Ssangyong или Skoda. Да и они сейчас недоступны большинству населения.

С другой стороны, ситуацию с «серым» ввозом евроавто также трудно назвать нормальной. Из-за того, что владельцы таких иномарок находятся на птичьих правах, по стране гуляют слухи об аферистах, которые скупают фиктивные литовские «автоклубы», получая доступ к данным об их украинских партнерах. И в дальнейшем шлют от имени фирм письма автовладельцам, требуя вернуть авто в страну регистрации, уплатив за повреждения во время эксплуатации.

Властям европейских стран также непросто закрывать глаза на существование фирм, трудоустраивающих на несуществующую работу украинских агентов и использующих Стамбульскую конвенцию для целей, далеких от ее истинного предназначения.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Обувательские настроения

Одна за другой Украину покидают сети по продаже недорогой обуви

Как искали и ищут золото в Украине

Нет, наверное, более убыточного бизнеса в Украине, чем добыча золота: еще ни одной...

Позволит ли Запад доминировать России на ядерном...

Уже этой осенью в Нью-Йорке одному из американских федеральных судей,...

Westinghouse — спасти нельзя банкротить

Наше правительство неустанно твердит о важности диверсификации поставок...

Рокировка монополистов

В Украине в ядерной энергетике происходит замена российского монополиста...

Колумбия хочет взимать налоги с пользователей...

Правительство хочет “приложить” свою руку к биткоинам, смотря на то как сильно...

Загрузка...

Страсти по кластерам

Традиционными украинскими кластерами являются села, жители которых заняты...

Олигархи как тормоз реиндустриализации

Во многих селах Закарпатья, куда четверть века не заезжал общественный транспорт,...

Закон уменьшения энергии

Эпоха гигантомании закончилась. Если вы считаете, что крупную индустрию УССР...

Очередная революция в энергетике: плюсы и минусы...

Новые технологии хранения избыточной энергии стимулируют появление «наносетей»

Травить — и никаких снастей!

В последнее издание Красной книги Украины выпуска 2009 г. вошло 70 видов отечественной...

Украина становится газовым хабом

Со 2 июня глобальные торговцы природным газом получили возможность использовать...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка