Фонд регионального принуждения

№13v(741) 10 — 16 апреля 2015 г. 10 Апреля 2015 4.5

В правительстве продолжают искушать регионы админреформой. На прошлой неделе в Минрегионразвития сообщили, что готовят изменения к порядку использования средств государственного фонда регионального развития (ФРР). Суть их сводится к тому, что получить доступ к ресурсам фонда смогут регионы, подавшие в Минрегион планы перспективного формирования территориальных общин, разработанные в рамках закона «О добровольном объединении территориальных общин», который вступил в силу в феврале т. г.

1 млрд. грн. обещают выделить исключительно сельским районам // УНИАН
1 млрд. грн. обещают выделить исключительно сельским районам //  УНИАН

Не секрет, что сейчас большинство сельских и поселковых советов не способны в полной мере выполнить свои социальные обязательства. Налоговых поступлений не хватает на финансирование медицинской и образовательной сферы, ремонта дорог и другой существующей инфраструктуры, не говоря уже о развитии и строительстве новых объектов. В некоторых регионах убыточными являются порядка 2/3 территориальных общин. Особенно эта проблема актуальна в сельской глубинке, где отсутствуют крупные предприятия — плательщики налогов, а доходов населения на содержание инфраструктуры не хватает.

Чтобы сэкономить на субвенциях, власти предлагают более крупным и финансово устойчивым административным единицам присоединить к себе бедных соседей, попутно упорядочивая использование ресурсов. За это обещают дополнительные дотации и финансирование проектов регионального развития. Закон «О добровольном объединении территориальных общин» как раз и определяет механизм слияния территорий.

В дополнение к закону власти разработали методику формирования «спроможних» (способных) территориальных общин, предполагающую изучение существующего административного устройства с учетом прошлого опыта, стабильности выполнения обязательств перед населением, развитости инфраструктуры и трудовой миграции.

Потенциальные центры новообразований — в первую очередь областные и районные центры. Присоединять к ним можно населенные пункты, расположенные не далее чем за 20—25 км. За основу брался критерий доставки в медучреждения ургентных (неотложных) больных в течение времени, не превышающего 30 мин.

Новые админединицы возможно создавать и на основе более мелких населенных пунктов. Но лишь при условии их финансовой состоятельности, инфраструктурных и кадровых ресурсов, в т. ч. наличия общеобразовательных учебных заведений I—III ступеней аккредитации. Села или поселки, в которых не наберется 300 детей школьного и 150 — дошкольного возраста, не могут стать центрами по определению.

Для создания новых центров административного притяжения областные госадминистрации должны разработать проекты перспективного формирования территориальных общин, предполагающие наиболее эффективные варианты такого объединения.

Но на практике инициаторами образования новой админединицы должны быть руководители местных советов, депутаты и объединения граждан, которые представляют интересы не менее чем трети жителей общины. Чтобы получить согласие общины на объединение, необходимо решение местного совета и проведение местного референдума.

При этом вовсе не факт, что какой-нибудь зажиточный райцентр захочет присоединить к себе убыточное село. В реальной жизни прослеживается как раз обратная тенденция. Когда, например, областной центр хочет присоединить к себе соседний поселок, где зарегистрированы крупные производственные и торговые предприятия, а доходы бюджета на душу населения значительно выше, чем в областном центре.

В свою очередь жители пригородного поселка не горят желанием становиться горожанами, поскольку опасаются, что областной центр не будет их финансировать так, как раньше. Кроме того, работники бюджетной сферы лишатся льгот, положенных им как сельским жителям.

Стимулировать объединение отдельных территорий власти пытаются, перераспределяя финансирование объектов социальной инфраструктуры, тех же детсадов и школ, клубов и библиотек, из сел в районы. Однако это вызывает справедливое недовольство селян. Вместо обещанной децентрализации они получили еще большую зависимость от своего местного центра.

Так, например, сельский голова с. Старуня (Ивано-Франковская обл.) Иван Мосюк утверждает, что в его родном Богородчанском районе в 72% сел доходы не обеспечивают финансирования даже защищенных статей (зарплату и энергоносители для бюджетных учреждений). А налоговую политику район строит так, что большая часть средств аккумулируется в районном бюджете.

В нынешнем году селам достанутся разве что средства с мизерной платы за админуслуги, 5% от розничной продажи подакцизных товаров — табака и водки («довольно цинично получается: хотите лучше жить в селе — больше курите и пейте») и налог на недвижимость («чем больше дом построили своими мозолями, тем больше платите»).

«Реализация сбора налога на недвижимость, который никогда ранее не собирался в условиях экономического кризиса и повальной безработицы в горных селах, без сомнения, вызовет сопротивление и социальную напряженность. А отняв у сел и поселков стабильный налог из зарплат работников предприятий и организаций, размещенных на землях общины, новоиспеченные «реформаторы» якобы стимулируют села к объединению», — утверждает Иван Мосюк. (kurs.if.ua)

Как считает лидер местной общины, передача финансовых полномочий из сел в районы приведет к еще большей нерациональности бюджетных расходов. Ведь на местах не дают откатов и лучше знают, в чем именно нуждается сельская община. Однако, оказавшись в безвыходном финансовом положении, киевские власти продолжат стимулировать убыточные территории к укрупнению.

Одним из главных инструментов объединения общин в нынешнем году станет государственный фонд регионального развития, который в прошлом году не финансировался вовсе, а в этом году на ФРР нашли 3 млрд. грн. и еще 1 млрд. грн. обещают выделить исключительно сельским районам.

Едва ли не сразу же после принятия Верховной Радой и подписания президентом закона «О добровольном объединении территориальных общин» в Минрегионе начали настаивать на особом порядке распределения средств этого фонда.

В марте начальник управления внедрения и мониторинга приоритетных проектов строительства Минрегионразвития Надежда Бондарчук заявила, что в 2015 г. основными направлениями использования средств будут проекты сотрудничества и мероприятия по поддержке добровольно объединенных территориальных общин, достройка незавершенных строительных объектов с высокой степенью готовности и сдачей в эксплуатацию в 2015 г., обеспечение жильем семей участников АТО и беженцев с Донбасса и Крыма, а также финансирование победителей Всеукраинского конкурса проектов и программ развития местного самоуправления за 2013—2014 гг.

А на прошлой неделе Минрегион объявил о том, что проекты перспективного формирования территорий, согласно закону «О добровольном объединении общин», станут обязательным условием подачи заявок на финансирование из ФРР.

Ранее профильное министерство заявило, что уже к 1 мая регионы, претендующие на финансирование из государственного регионального фонда, должны предоставить соответствующие документы. Причем сделать это надо и на 2015-й, и 2016 гг. одновременно. А до 1 июня областным госадминистрациям необходимо подать в Киев проекты перспективного формирования региональных общин.

Надо полагать, области, которые не успеют или не захотят подготовить требующиеся документы, могут остаться без финансирования из ФРР сразу на два года вперед. А это в пересчете на каждую область, в зависимости от численности населения, 100—200 млн. грн. ежегодно.

Под вопросом могут оказаться и проекты-победители Всеукраинского конкурса развития местного самоуправления за 2013—2014 гг. А их в базе данных Госфонда содействия местному самоуправлению в Украине числится ни много ни мало — 377, и желания местных общин очень разнообразны.

Во многих случаях жители Восточной и Центральной Украины хотели бы, чтобы Киев помог им финансировать проекты по энергосбережению местных коммунальных предприятий (переход на альтернативные источники энергии, более экономное освещение, утепление зданий), а в Западной Украине популярны проекты, связанные с развитием туристического потенциала. Но зачастую речь идет о банальном ремонте сельских детсадов, школ, библиотек, фельдшерско-акушерских пунктов, модернизации спортивных сооружений или обустройстве центров для людей пожилого возраста.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Украина и Всемирный банк разработают стратегию...

Глава Минрегионстроя и директор Всемирного банка в Украине обсудили этот вопрос

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка