ForBES попутал

№26(778) 1 — 7 июля 2016 г. 29 Июня 2016 4.6

Июнь 2016 г., успешный запуск ракеты Antares

Майский выпуск украинской версии Forbes с опубликованным в нем первым рейтингом инновационных компаний Украины произвел неоднозначное впечатление.

Конечно же, когда экономика достигла дна и, как уверяют власти, впереди — длинный подъем, призыв «спасти будущее» инновациями выглядит весьма выигрышно. Задача рейтинга 20 наиболее инновационных компаний Украины — рассказать читателям о том, «как инновации и наука способны возродить украинскую экономику».

Первый рейтинг инновационных компаний составлялся на основе опроса экспертного пула, в котором приняли участие Киево-Могилянская бизнес-школа, инвестиционная компания SP-Advisors, рейтинговое агентство IBI-Rating, юридическая фирма Integrites, а также представитель большой аудиторской четверки KPMG.

Для оценки уровня инновационности использовался экспертный метод анализа.

В перечень для анализа попали исключительно украинские компании, не являющиеся «дочками» иностранных холдингов. К предложенному списку эксперты могли добавить собственные варианты.

Уровень инновационности каждого предприятия оценивался по 5-балльной шкале с учетом различных аспектов, в том числе: уникальность продукции и производства, уникальность бизнес-процессов, способствующих реализации готовой продукции, локальный или глобальный масштаб инноваций; конкурентное преимущество на своем рынке, спрос со стороны конкурентов и их желание копировать инновации.

Отдельные публикации в номере украинского Forbes тянут на сенсацию, такие как «верю—не верю» — о технологии восстановления поврежденных конечностей, позволившей избежать ампутации некоторым участникам АТО.

Украинским специалистам из клиники ilaya удалось добиться регенерации височной кости черепа пациенту, пострадавшему в ДТП. Хотя официальная медицина не признает метод, используемый учеными, результаты говорят сами за себя, поэтому технологии прочат самое блестящее будущее.

Зарплату получают с боем

Но если говорить о результатах рейтинга, пьедестал почета которого заняли «ПриватБанк», «Южмаш» и «Новая почта», то тут и к экспертам, и к составителям появляются закономерные вопросы.

Главный из них: может ли считаться инновационным (занимать второе место в общенациональном рейтинге) предприятие, работающее 2—3 дня в неделю, со средней зарплатой в 2 тыс. грн., на котором за долги периодически ограничивается подача электроэнергии? В это время на предприятии закрыты даже туалеты, а зимой люди постоянно работают в фуфайках, поскольку цеха не обогреваются.

Как сообразуется с инновационностью тот факт, что долги по зарплате можно получить только с боем, митингуя перед заводоуправлением с широким привлечением телевидения и прессы? Работники, по их признанию, «картошку с мясом едят по большим праздникам — на Новый год и майские», остальное время перебиваясь крупами и второсортной колбасой.

Как вы поняли, речь идет о «Южмаше», который и раньше переживал не самый лучший период, а после обострения отношений с РФ лишился 80% своих заказов.

Тем не менее днепропетровский завод оказался в рейтинге инновационности наряду с модными доморощенными IT-стартапами Grammarly (проверка грамотности и уникальности текстов), Petcube (устройство для удаленного взаимодействия и присмотра за домашними питомцами), Drone.ua (технологии дистанционной обработки данных беспилотников) и другими проектами финансовых, агропромышленных, машиностроительных и фармакологических компаний.

Ракетно-космическая отрасль пока еще остается «нашим всем». Благодаря «Южмашу» Украина входит в узкий круг стран, владеющих технологиями производства и запусков как ракет, так и космических аппаратов.

Однако будущее отрасли небезоблачно из-за долгов и необходимости дооснащения и поиска новых заказчиков вследствие безальтернативного крена Украины в сторону объединенной Европы.

Этой весной в повестку дня Верховной Рады был внесен законопроект об изменениях к закону «О финансовом оздоровлении государственного предприятия «Производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова» (относительно обеспечения финансовой стабильности)».

Суть этого документа сводится к уже второму по счету переносу выплат «Южмашем» задолженности перед Минфином по облигациям на $107,5 млн., выпущенным в 2004 г. британской компанией Colvis Finance Limited для финансирования проекта Sea Launch («Морской старт»).

Кредит на эти цели под гарантии государства «Южмашу» предоставил тогда один из ведущих американских банков — First Manhattan.

Но из-за дороговизны пусковых услуг и неудач в виде аварийных запусков совместное предприятие США, России, Норвегии и Украины приняло решение о добровольном вступлении в процедуру банкротства. Из нее Sea Launch вышел с новым количеством участников.

США и Норвегия оставили себе небольшие доли, Украина вообще выбыла из числа акционеров, а контрольный пакет порядка 95% акций сконцентрировали структуры, связанные с российским НПО «Энергомаш».

В настоящее время можно говорить о потере интереса к проекту некогда главного акционера СП — американской корпорации Boeing и заморозке его Россией по политическим и экономическим причинам. К последним, в частности, относится невозможность «Южмаша» обеспечить приемлемую цену сборки ракет-носителей «Зенит-3SL» на своих мощностях. А других для этого не имеется.

Улучшение или консервация проблем?

По данным российских источников, пару лет назад рассматривалась возможность отбуксировки плавающей платформы-космодрома и командного судна из порта Лонг-Айленд (Калифорния, США) во вьетнамский порт Камрань, где некогда размещалась крупнейшая зарубежная база ВМС РФ, и продажа доли в СП то ли Корее, то ли Казахстану.

Однако портом приписки Sea Launch по-прежнему является Лонг-Айленд, а по информации источников КБ «Южное», украинское предприятие в настоящее время ведет переговоры с неназванным потенциальным инвестором о возобновлении деятельности плавучего космодрома.

Если ВР примет законопроект о реструктуризации и обеспечении финансовой стабильности «Южмаша», то выплаты по долгу, составляющему с учетом обслуживания облигаций $134,4 млн., перенесут на 2020—2030 гг.

Впрочем, даже это вряд ли приведет к радикальному улучшению ситуации на предприятии. Скорее можно говорить об очередной попытке консервации проблем.

Пока же в июне «Южмаш» еще раз оказался на слуху украинских, и не только, СМИ. Виной тому — успешное испытание в США на космодроме Уоллопс модернизированной ракеты-носителя Antares, которая занимается доставкой грузов на американский сегмент международной космической станции (МКС).

Сама ракета — детище частной космической корпорации Orbital АТК (США). Однако разработчиком основной конструкции первой ступени РН Antares является днепропетровское КБ «Южное», а ее сборка производится на «Южмаше» в кооперации с украинскими предприятиями «Хартрон-АРКОС» (Харьков), «Киевприбор» (Киев), Хартрон-ЮКОМ (Запорожье), «Чезара» и «Рапид» (оба — Чернигов) и др.

Широкое участие украинских предприятий в проекте обусловлено применением российских двигателей НК-33, изготовленных в конце 60-х гг. прошлого века Самарским научно-техническим комплексом им. Кузнецова в рамках советской лунной программы, в качестве основных для американской ракеты.

В 90-х гг. часть этих двигателей россияне продали американцам, что и стало заделом для создания одного из первых в США частных носителей.

Однако в прошлом году после аварии РН Antares из-за «усталости металла» эксплуатацию двигателей почти полувековой давности решили прекратить.

Чтобы не сорвать полеты к МКС, Orbital АТК договорилось с другой российской космической «фирмой» и традиционным партнером «Южмаша» по изготовлению РН «Зенит» — НПО «Энергомаш» (Химки) о поставке им новейших двигателей — РД-181 вместо проблемных НК-33.

Украинским специалистам пришлось частично разобрать уже готовые к отгрузке в США три первые ступени ракет, изготовленные под двигатель AJ-26 (американское название НК-33), доработать их и собрать так, чтобы они могли работать с новым двигателем.

По информации центра информационных связей «КБ «Южное», «подобная работа является крайне сложной, а по кропотливости может быть сопоставлена с трансплантацией сердца».

Уникальная в ракетостроительной практике операция завершилась успешно. Что и подтвердили произведенные в последних числах мая испытания на космодроме Уоллопс. Запустить к МКС модернизированную ракету НАСА планирует в середине июля.

Тем не менее даже с учетом экспертного мнения представителей уважаемых бизнес-школ, инвестиционных и аудиторских компаний роль «Южмаша» в жизни сегодняшнего ракетно-космического комплекса Украины не идет ни в какое сравнение к деятельностью КБ «Южное».

Как уже писали «2000», с 2010 г. это предприятие профинансировало работ и услуг на сумму 8,2 млрд. грн., в том числе более чем на 1 млрд. грн. в рамках внутриукраинской кооперации.

По данным КБ «Южное», эти проекты обеспечивают работой около 12 тыс. работников космической отрасли и до 20 тыс. на 120 партнерских предприятиях.

За это же время численность сотрудников КБ «Южное» увеличилась с 4,5 тыс. до 5,3 тыс., а средняя месячная зарплата выросла с 3166 грн. до 7841 грн.

Большая часть долгов по зарплате на «Южмаше» погашалась также за счет КБ «Южное». В прошлом и в начале нынешнего года КБ проавансировало для «Южмаша» работы по созданию агрегатов для нового поколения двигателей на 150 млн. грн., что позволило погасить южмашевцам зарплату за 4,5 месяцев. На тот момент — более половины задолженности.

Затяжной телесериал

КБ «Южное» также имеет непогашенный долг перед государством за кредит, взятый на реализацию украинско-бразильского проекта AlcantaraCycloneSpace. Однако чувствует себя намного более уверенно, чем «Южмаш», имеет десятки, если не сотни международных контрактов и развивается в сторону сокращения зависимости от российских ракетных двигателей. Поэтому днепропетровские специалисты-ракетчики результаты рейтинга Forbes восприняли с большим недоумением и списали на кампанию по третированию КБ «Южное» и смену его руководства, начатую главой ГКАУ Любомиром Сабадошем в конце прошлого года.

Менее чем за полгода история с увольнением генерального конструктора—генерального директора КБ «Южное» Александра Дегтярева обрела все признаки затяжного телесериала.

17 февраля приказом главы ГКАУ г-н Дегтярев был уволен с должности. Как писали «2000», ему вменили в вину провал бразильской миссии и согласие на страхование еще не собранной ракеты-носителя «Циклон-4». Хотя решение об этом принималось тогдашним руководством ГКАУ в лице Юрия Алексеева.

В материалах дела имеется письменный отказ Дегтярева от проведения этой операции. В КБ «Южное» уверяют, что претензий к ним на этот счет Генпрокуратура не имеет.

В начале марта Александр Викторович подает в Красногвардейский районный суд Днепропетровска иск о своем восстановлении в должности, рассмотрение которого неоднократно переносилось. Однако 25 мая г-н Дегтярев все же был восстановлен.

Руководство ГКАУ не стало подавать апелляцию на решение первой судебной инстанции. Таким образом, решение о восстановлении руководителя КБ «Южное» вступило в силу.

Но вместо подписания решения о назначении старого-нового директора в июне Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) объявляет конкурсный отбор на замещение должности гендиректора КБ «Южное».

Прием документов ведется с 7 июня, конкурсный отбор должен быть завершен до 12 июля, а результаты объявлены не позднее 10 августа.

Решать судьбу руководителя предприятия, особо важного для экономики Украины, будет конкурсная комиссия наивысшего ранга.

В ее состав вошли первый вице-премьер, глава МЭРТ Степан Кубив, министры: финансов — Александр Данилюк, инфраструктуры — Владимир Омелян, энергетики Игорь Насалик, агрополитики — Тарас Кутовый.

Вторую пятерку комиссии составят независимые международные эксперты — Джордж Логуш (президент Киевской школы экономики), Шевки Аджунер (директор представительства ЕБРР в Украине, Чимяо Фан (директор Мирового банка по делам Украины, Белоруссии и Молдовы), Альгирдас Шемета (украинский бизнес-омбудсмен) и Руфат Алимарданов (региональный менеджер Международной финансовой корпорации). Руководит комитетом по назначениям гражданин США Джордж Логуш.

Как показывает анализ требований к кандидатам, опубликованный на сайте МЭРТ, наличие профильного аэрокосмического образования не является обязательным требованием конкурсного отбора, а будет всего лишь преимуществом, как и опыт реализации внешнеэкономических проектов в ракетно-космической сфере.

В обязательные требования вписали 5 лет и более опыта управления компаниями (от 500 работников) на высших руководящих позициях или опыт управления крупными международными компаниями (без указания времени), успешный опыт реструктуризации бизнеса и кризисного менеджмента, практические знания экономики предприятия, опыт стратегического и операционного планирования, бюджетирования и др. требования.

Не забыли, само собой, и о знании перспектив и тенденций развития аэрокосмической отрасли. Получить поверхностно такие знания, наверное, можно, регулярно интересуясь отраслевыми новостями и увлекаясь историей космонавтики.

Но кто будет экзаменовать на этот счет нынешнего руководителя КБ «Южное», который по совместительству занимает общественную должность вице-президента Международной федерации астронавтики по связям с промышленностью?

Как можно понять из конкурсной документации, среди задач, которые ГКАУ ставит перед новым руководителем, — разработка и внедрение новой долгосрочной стратегии развития предприятия, оптимизация расходов и бизнес-процессов, переориентация на западные рынки и диверсификация рынков сбыта, в целом обеспечение операционной и финансовой стойкости во время кризиса и т. п. В общем, как раз то, чем все эти годы и занималось руководство КБ «Южное».

Остается открытым разве что вопрос участия в конкурсе самого г-на Дегтярева. Формально на момент объявления конкурсного отбора решение о его восстановлении вступило в силу, а значит, должность уже не являлась вакантной. А это дает повод оспорить результаты конкурса любому, кто проиграет и посчитает решение конкурсной комиссии несправедливым.

Пока что предприятием КБ «Южное» руководит временный гендиректор Виктор Хуторной — экс-руководитель Национального центра аэрокосмического образования молодежи, в апреле назначенный на должность распоряжением Кабмина.

Любомир Сабадош не захотел подписать распоряжение о восстановлении г-на Дегтярева в должности по решению суда. Поэтому неопределенность, скорее всего, продлится до окончания первой декады августа, когда будут объявлены результаты конкурсного отбора.

Стратегической задачей для флагмана ракетно-космической отрасли является создание нового поколения ракетных двигателей, которые могли бы заменить поставляемые из России. Но в ГКАУ их реализация наверняка видится по-особенному.

Любопытное заявление на этот счет сделал недавно гендиректор еще одного преуспевающего предприятия отрасли — Павлоградского химического завода Леонид Шиман. Это предприятие, производящее ракетное топливо и боеприпасы, также столкнулось с попыткой смены менеджмента.

Причем, по словам г-на Шимана, вопрос модернизации ПХЗ в ГКАУ связывают с возможностью переноса мощностей в Ивано-Франковскую обл.

Заявление наделало немало шума в экспертной среде и не только. В регионе всерьез размышляют, не является ли желание перенести на запад уникальное предприятие свидетельством дальнейшей сдачи украинской территории или глава ГКАУ Любомир Сабадош всего лишь хочет сделать своей малой родине подарок в виде новых технологий и многомиллионных бюджетных инвестиций?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка