ГазоМанипуляции

№45–46(751) 4 — 10 декабря 2015 г. 03 Декабря 2015 1 4.9

Правительство Арсения Яценюка при повышении тарифов на газ для населения прибегло к масштабным манипуляциям с углеводородным сырьем отечественного производства.

Время, прошедшее после шокового апрельского повышения тарифов на газ для населения, ряд событий, имеющих отношение к газовой сфере, а также фактические данные по добыче и потреблению данного вида углеводородного сырья позволили сложить более-менее стройную картину манипуляций, откровенной лжи и наглого воровства на государственном уровне.

Повышение тарифов на газ и жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) до «экономически обоснованного уровня» было анонсировано правительством еще весной 2014 г. Тогда страна стояла на грани банкротства. Украине кровь из носу нужна была кредитная помощь Международного валютного фонда (МВФ). Предоставить ее крупнейший международный финансовый донор обещал в случае существенного сокращения госрасходов. В частности, Украина должна была сократить дотации государственному холдингу НАК «Нафтогаз Украины», объем которых, кстати, в 2014 г. составил 110 млрд. грн.

Достичь данной цели Яценюк и Ко решили самым простым путем — за счет повышения тарифов на энергоносители. Первоначально поднимать стоимость газа для населения и цены на жилкомуслуги планировалось постепенно. Вслед за повышением тарифов на газ в среднем на 40% в 2014 г. Кабмин обнародовал аналогичное повышение в 2015-м и 20%-ный рост в 2016-м и 2017 г. Однако в начале текущего года планы премьера резко поменялись — он решил моментально ободрать до нитки и без того обнищавших украинских граждан, одновременно многократно обогатив своих приближенных. Для этого в ход пошли попирание Конституции и законов Украины, циничные манипуляции и откровенная ложь.

Согласно отечественному законодательству, населению должен поставляться газ исключительно собственной добычи.

Так, в соответствии со ст. 10 Закона Украины №2467-VI от 8.07.10 г. «Об основах функционирования рынка природного газа» предприятия, доля государства в уставном фонде которых составляет 50 и более процентов, хозяйственные общества, 50 и более процентов акций (частей, паев) которых находятся в уставном фонде других хозяйственных обществ, контрольным пакетом акций которых владеет государство, должны осуществлять продажу всего товарного природного газа для формирования ресурса природного газа, используемого для нужд населения.

Эта же норма закреплена и в законе о Государственном бюджете. Она гласит, что все компании, государственная доля в уставном капитале которых составляет или превышает 50%, реализуют весь добытый на территории страны газ непосредственно субъекту, который уполномочен правительством формировать ресурс для газоснабжения населения (НАК «Нафтогаз Украины». — Авт.).

К слову, это положение сохранено и в законе №329-VIII от 9.04.15 г. «О рынке природного газа», вступившем в силу с 1 октября т. г.

К указанным в законах предприятиям относятся ПАО «Укргазвидобування» и ПАО «Укрнафта».

В 2014 г. объем добычи газа в Украине составил 20,1 млрд. куб. м газа, в т. ч. «Укргазвидобування» добыло за год 15,1 млрд. куб. м газа, «Укрнафта» — 1,7 млрд. куб. м. Кроме того, объем добычи частных газодобывающих компаний за год составил 3,3 млрд. куб. м.

При этом население в прошлом году использовало для приготовления пищи и индивидуального отопления 15 млрд. куб. м газа.

Т. е. газа отечественной добычи оказалось с лихвой достаточно для обеспечения нужд населения (16,8 и 15,0 млрд. куб. м соответственно).

Однако в начале т. г. правительство Яценюка решило, что значительную часть газа отечественной добычи — вопреки законодательству — можно направить своим приближенным на промышленные нужды, а при поставках населению заменить его более дорогим импортным газом.

В результате распоряжением КМ №410-р от 15.04.15 г. «Прогнозный баланс поступления и распределения природного газа в Украине на 2015 год» был утвержден со следующими показателями (табл. 1).

Из таблицы следует, что правительственные манипуляторы предусмотрели другую «нишу» для 3573 млн. куб. м (14 709 (добыча) — 508 (производственно-технологические нужды) — 10 628 (поставки населению) государственного ПАО «Укргазвидобування». А весь объем газа ПАО «Укрнафта», который должен поставляться населению (1518 млн. куб. м), вообще отдали на откуп фактическому владельцу ПАО группе «Приват» для производства сжиженного газа, стабильного бензина и аммиака.

Отметим, что другие производители вышеуказанных продуктов газопереработки закупают для этих целей импортный газ (по средней цене порядка 6800 грн. за тыс. куб. м), что ставит их на рынке в неравные с группой «Приват» условия из-за большой разницы в цене исходного сырья (6800 и 1590 грн. за тыс. куб. м соответственно).

Таким образом аферисты намерены получить (и уже получают!) благодаря вышеприведенной схеме весьма существенный «навар» — 3 573 млн. куб. м х (6800 — 1590 грн. за тыс. куб. м) = 18 615 млн. грн.

Включение же в баланс газа импортного происхождения для поставок населению дало Яценюку основание с неприкрытым цинизмом обосновывать свою арифметику расчетов тарифов для населения, где за основу должна браться цена газа не отечественной добычи, а импортного. Эту циничную ложь все граждане неоднократно слышали: «240 долларов множим на курс гривни к доллару — на 21, добавляем 4% специального сбора, добавляем 20% налога на добавленную стоимость и добавляем с вами 900 гривен расходов на транспортировку этого газа к вашему жилищу. У нас выходит цена 7188 гривен — это цена, которая сейчас установлена для населения». (newsonline24.com.ua)

Однако фактические данные в пух и прах развенчивают манипуляции, ложь и лицемерие правительства Яценюка.

Потребление газа населением за 10 месяцев т. г., по данным Минэнергоугля, составило 8712 млн. куб. м.

В то же время по итогам 10 месяцев 2015 г. ПАО «Укргазвидобування», по данным компании, добыто 12 094 млн. куб. м природного газа. Из них за этот период для нужд населения реализовано НАК «Нафтогаз Украины» 10 607 млн. куб. м.

И о каком импортном газе для нужд населения в свете приведенных данных может идти речь?! Весьма интересно и другое: куда ведомство Кобелева (НАК «Нафтогаз Украины») направило «стыренные» у государства только за 10 месяцев 1895 млн. куб. м (10 607—8712) газа, приобретенного у ПАО «Укргазвидобування» для населения, но к нему не поступившего?

«Зависимая» независимая комиссия

Проверять обоснованность тарифов и утверждать их должна Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). В этой связи необходимо напомнить, что Украина подписала Европейскую энергетическую хартию, согласно которой в энергетической сфере должен быть создан независимый государственный регулирующий орган. С февраля 2011 г. наша страна — полноправный член Европейского энергетического сообщества, в уставе которого также зафиксирована независимость регулирующего органа. Данное правило особенно важно в контексте соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, так как оно уже адаптировано во всех странах Евросоюза.

Однако в Украине все происходит с точностью наоборот.

27 августа 2014 г. президент своими указами ликвидировал профессиональные Национальную комиссию (НКРЭ), осуществляющую госрегулирование в сфере энергетики, и Национальную комиссию (НККУ), осуществляющую госрегулирование в сфере коммунальных услуг, и создал НКРЭКУ с численностью 600 штатных единиц.

Первоначально ее возглавлял Владимир Демчишин, а в конце 2014 г. председателем этой комиссии П.Порошенко назначил не профессионального энергетика, а 26-летнего Дмитрия Вовка, последняя строчка в профессиональной биографии которого — менеджер кондитерской корпорации Roshen в России.

Где газ, а где — конфеты, скажете вы, и будете правы. Получается, Вовк, далекий от понимания структуры тарифов, для того и поставлен, чтобы, как марионетка, выполнять любую волю власть имущих?

Более того, этим назначением президент проигнорировал рекомендации Энергетического сообщества, в соответствии с которыми руководители Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики, дол жны избираться только на основе публичного конкурса.

Естественно, что при таком руководстве НКРЭКУ стала «изобретать» расценки по указке сверху, утверждая грабительские тарифы, от которых взвыли простые граждане, и высвобождая значительно более дешевый по сравнению с импортным газ отечественной добычи для олигархических структур из окружения высших должностных лиц государства.

Так, с мая 2014 г. НКРЭКУ повысила розничные тарифы на газ для населения на величину, точно соответствующую постановлению Кабмина № 81 «Об усовершенствовании государственной политики регулирования цен на природный газ и тарифов на тепловую энергию и обеспечении усиления социальной защиты населения во время оплаты жилищно-коммунальных услуг» (табл. 2).

Тогда же правительство цинично возложило на себя функции госрегулятора, утвердив постановлением №106 от 17.04.14 г. поэтапный график повышения тарифов до 2017 г.: с 1 мая 2015 г. — на 40%, с 1 мая 2016 г. — еще на 20% и, наконец, с 1 мая 2017 г. — еще на очередные 20% (табл. 3).

Однако в начале т. г. премьерский аппетит значительно возрос, и он спустил новое указание: председателю правления НАК «Нафтогаз Украины» А. Кобелеву «обосновать», а Д. Вовку утвердить тарифы на газ для населения на не поддающемся разумению уровне 7188 грн. за тыс. куб. м, что и было с точностью исполнено постановлением НКРЭКУ №583 от 3.03.15 г. (табл. 4).

Несмотря на очевидные факты, и Яценюк, и Кобелев постоянно твердят, что ни правительство, ни НАК «Нафтогаз Украины» не имеют никакого отношения к установлению тарифов, и это, мол, исключительно функция НКРЭКУ. Но если для премьера за долгие годы пребывания в высших эшелонах власти наглая ложь могла стать стилем жизни, то Кобелеву по молодости еще трудно постоянно держать ее в голове, и иногда он проговаривается.

Так, в одном из интервью предправления заявил, что до конца отопительного сезона тарифы на газ для населения останутся на текущем уровне, а новые параметры цен на газ будут введены правительством с 1 апреля 2016 г. «Когда у нас цена импорта снизится ниже $209, то у правительства возникнет возможность, если на это будет согласие МВФ,.. эти 7188 грн. за тыс. куб. м газа можно будет опускать», — сказал он.

Т. о. констатируем, что вопреки Энергетической хартии и соглашению об ассоциации между ЕС и Украиной тарифы в стране устанавливает не независимый государственный регулирующий орган, а правительство Яценюка по согласованию с МВФ.

Всепоглощающий пылесос

Отечественный газовый рынок давно и прочно погряз в коррупции. Все, кто так или иначе имел отношение к газу, старались на нем заработать. Вместе с дешевым в свое время туркменским и российским газом исчезли правящие балом более 15 лет на газовом рынке связанные с президентами, премьер-министрами и прочей правящей элитой ЕЭСУ, Itera, Eural TG, RosUkrEnergo и прочие посредники. Однако главный монстр-посредник — НАК «Нафтогаз Украины» — продолжает привычными манипуляционными схемами аккумулировать огромные средства для правящей элиты.

За все время существования НАК «Нафтогаз Украины» не переставал удивлять очевидный парадокс: ее дочерние компании, осуществляющие функции добычи, транспортировки и реализации углеводородного сырья, являлись (и являются) вполне прибыльными компаниями, а сам холдинг балансирует на грани банкротства.

В соответствии с соглашением Энергетического сообщества страны сообщества должны провести комплексное реформирование ТЭК, в частности, реструктуризацию газовой сферы. Реструктуризация включает ряд мер, в том числе полное разделение функций добычи, транспортировки и реализации газа (создание юридически и финансово независимых компаний) и полная или частичная приватизация госкомпаний-монополистов, в т. ч. газотранспортных (транзитных).

Однако несмотря на вступление в силу в июле 2010 г. закона «О принципах функционирования рынка природного газа», предусматривающего указанное выше полное разделение функций добычи, транспортировки и реализации газа, несмотря на принятие в апреле 2012 г. закона «О внесении изменений в Закон Украины «О трубопроводном транспорте» относительно реформирования нефтегазового комплекса» и несмотря на подписание соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной (разделение вышеуказанных функций осуществлено во всех странах Евросоюза), реструктуризация НАК «Нафтогаз Украины» не осуществлена до сих пор.

Очевидно, что существование мощного финансового посредника на газовом рынке выгодно высшему руководству и его ближайшему окружению.

Именно этим можно объяснить факт закрепления правительством Яценюка за «Нафтогазом» посреднических функций на газовом рынке аж до 2017 г. — постановлением № 758 от 1.10.15 г. Кабмин утвердил Положение о возложении специальных обязательств на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (отношения в переходный период).

Согласно постановлению правительство обязало ПАО «Укргазвидобування» до 1 апреля 2017 г. ежемесячно осуществлять продажу природного газа собственной добычи (кроме объемов производственно-технологических расходов, объемов для собственных нужд) НАК «Нафтогаз Украины» для формирования ресурса природного газа для бытовых потребителей и производителей тепловой энергии по цене 1590 грн. за тыс. куб. м.

Кроме этого, «Нафтогаз» обязан покупать природный газ, добытый «Укргазвидобування», для формирования ресурса природного газа для бытовых потребителей и производителей тепловой энергии и продавать его по установленным положением ценам.

В частности, на период с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г. цена на газ для населения установлена на уровне 7188 грн. за тыс. куб. м при использовании для приготовления пищи и/или подогрева воды, 3600 грн. за тыс. куб. м при использовании для индивидуального отопления (или комплексного потребления) в объеме до 200 куб. м в месяц (включительно) и 7188 грн. за тыс. куб. м на объем, потребленный сверх лимита.

Цены на газ для предприятий ТКЭ на период с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016-го составляют 1843,28 грн. за тыс. куб. м (для производителей тепловой энергии, которые непосредственно присоединены к ГТС) и 1 770,74 грн. за тыс. куб. м (для всех других производителей тепловой энергии).

Постановлением предусмотрено, что предельные розничные цены на природный газ для бытовых потребителей на период с 1 апреля 2016 г. по 31 марта 2017 г. (включительно) будут установлены отдельным решением Кабмина.

У кого-то еще остались сомнения, кто в стране устанавливает тарифы — государственный регулирующий орган в сферах энергетики и коммунальных услуг НКРЭКУ или Яценюк и его «соработники»?!

Между тем аппетит посредника-монстра, а точнее — его истинных руководителей-выгодополучателей за последние два года вырос непомерно, о чем наглядно свидетельствует структура розничных цен на газ для населения (табл. 5, графики)

Уму непостижимо, но в цене газа посреднические услуги составляют почти 50%, а стоимость самого газа — только 22%.

Казалось бы, рецепт установления экономически обоснованных розничных цен на природный газ для населения прост и состоит в ликвидации (соответственно — и удалении из структуры тарифов) посредника в лице чиновничьего аппарата НАК «Нафтогаз Украины».

По нашему глубокому убеждению (о чем мы неоднократно писали), газодобывающие предприятия должны напрямую продавать газ ОАО по газоснабжению и газификации (облгазам), которые транспортируют и поставляют углеводородное сырье конечному потребителю — населению.

В этом случае структура цены на газ для населения примет следующий вид (табл. 6).

Очевидно, что ни президент, ни премьер-министр не способны на ликвидацию монстра-посредника, ведь в этом случае их «команды» могут потерять «прибыль» в размере порядка 36—37 млрд. грн. в год (10 628 млн. куб. м х 3451 грн. за тыс. куб. м).

Попытки сопротивления грабительскому произволу

Непомерное повышение тарифов вызвало такой шок, что «взбунтовалась» даже часть Верховной Рады. В результате по предложению ряда депутатов была создана специальная парламентская рабочая группа по обоснованности повышения цен на энергоносители и коммунальные услуги.

Рабочая группа пришла к заключению, что тарифы на коммунальные услуги для населения завышены. Она также выявила непрозрачность в формировании цены на природный газ. В отчете группы в частности говорится: «... информация о необходимости использования объемов импортируемого газа для нужд населения не имеет подтверждения в связи с изменениями данных по закачке и отбору газа государственной добычи в актах и причин принятия таких решений, несоответствием данных по остаткам в подземных хранилищах НАК «Нафтогаз Украины» и данных баланса поступления/распределения объемов природного газа в Украине за 2013, 2014 и 2015 годы. Поэтому ее нельзя считать достоверной, она подлежит более детальному анализу и проверке».

Кроме того, в отчете указано, что информация о производственных показателях формирования тарифов такова, что дает основания считать ее недостоверной, а установление тарифов на энергоносители и коммунальные услуги произошло без должного обоснования и требует проведения дополнительных расчетов для их корректировки.

И хотя рабочей группой по проверке тарифов было установлено, что средневзвешенная цена природного газа для населения составляет 4205,53 грн. за тыс. куб. м (а не 7188), дальше обсуждения в парламенте дело не пошло, и решение по пересмотру тарифов принято не было.

6 октября, после жестоких баталий в Верховной Раде, депутаты все же приняли в первом чтении внесенный группой депутатов проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно удешевления стоимости газа для населения». Этот документ в частности предусматривает снижение рентной платы за добычу газа (в том числе и для ПАО «Укргазвидобування») с 70% до 14—29% в зависимости от глубины залегания, а также отмену 4%-ной целевой надбавки к тарифу на газ для нужд населения. По мнению авторов законопроекта, его принятие приведет к снижению тарифов на газ для рядовых граждан на 1200 грн. за тыс. куб. м.

Результативное голосование народных избранников (хоть и в первом чтении) вызвало гнев премьера. Его команда развернула массированную кампанию, главная цель которой — убедить украинцев, что снижение рентной ставки для них крайне невыгодно, поскольку это лишит их субсидий и (внимание!) помощи МВФ.

Как заверяет Яценюк, сегодня малообеспеченные украинцы получают субсидии именно за счет поступлений в бюджет от ренты на добычу полезных ископаемых, которую платит в том числе и госкомпания «Укргазвидобування». Иными словами, государство как собственник газодобывающей компании сначала закладывает в себестоимость голубого топлива дополнительные расходы «Укргазвидобування», затем продает украинцам неоправданно дорогой газ, а потом выступает в роли благодетеля, выделяя субсидии социально незащищенным гражданам.

Однако 12 ноября Рада так и не смогла принять во втором чтении и в целом вышеуказанный законопроект. Хотя на обсуждение законопроекта депутаты потратили несколько часов.

Глава фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко предложила поправку, поддержанную руководителями пяти фракций ВР, за исключением «Народного фронта». Поправка предполагает снижение ставки для «Укргазвидобування» сразу до 29%, а также обязует правительство снизить тарифы на отопление и природный газ для населения пропорционально снижению рентной ставки. Однако предложение не было поддержано.

Лидер Радикальной партии Олег Ляшко убеждал депутатов, что оставлять ставку ренты в 70% для госпредприятия — «антигосударственная политика». По словам нардепа, правительство, вместо того чтобы поддерживать отечественного производителя, уничтожает его. Аналогичного мнения придерживались депутаты от «Самопомочі» и даже часть депутатов пропрезидентской фракции.

Но категорически против снижения ренты, особенно для «Укргазвидобування», выступил присутствовавший в парламенте премьер-министр Яценюк. «Норма по снижению ренты для «Укргазвидобування», в случае принятия, может привести к ликвидации социальной нормы в стоимости газа. Из-за того, что «Укргазвидобування» имеет газ собственной добычи и его цена не является сегодня рыночной, мы нашли возможность дать 1200 куб. м газа в отопительный сезон для каждого домохозяйства по цене, которая вдвое ниже рыночной, — не 7200 грн, а 3600 грн. Уменьшить ренту для «Укргазвидобування» значит ликвидировать социальную норму и поднять цену газа с 3600 до 7200 грн. Я выступаю против этого», — продемонстрировал премьер высокое мастерство словесной эквилибристики.

В итоге после множества «сигнальных» и реальных голосований законопроект так и не смог набрать достаточного количества голосов. «За» проголосовали 215 народных депутатов при необходимых 226.

«Добрать» всего несколько голосов не дал премьер. Он использовал последний свой козырь, заявив, что принятие закона о снижении ренты приведет к прекращению кредитования со стороны МВФ. После этого одна из самых многочисленных фракций Рады — пропрезидентская — дала обратный ход.

В дальнейшем спикер Владимир Гройсман тихо спустил рассмотрение законопроекта на тормозах.

3 ноября Окружной административный суд Киева признал незаконным постановление НКРЭКУ от 3.03.15 г. о повышении тарифов на газ для населения (табл. 6), так как решение было принято с превышением полномочий комиссии.

Иск был подан тремя лицами к НКРЭКУ, президенту, Кабмину, Минюсту и НАК «Нафтогаз Украины».

Как отмечается в материалах дела, в указе президента о создании НКРЭКУ отсутствует положение о правопреемственности комиссии после ликвидации двух предыдущих ведомств, отвечавших ранее за тарифы на энергоресурсы. При этом, как отмечает суд, Конституция Украины не предусматривает условий и порядка правопреемственности соответствующих национальных комиссий.

«Указанное свидетельствует об обоснованности утверждений истцов о невозможности лицом, которое не является правопреемником предыдущего органа, изменять, отменять акты такого органа, который находится в процессе ликвидации или ликвидирован. Это нарушает основы правовых принципов, в частности, юридической определенности», — говорится в постановлении суда.

Кроме того, суд установил, что назначенный президентом в конце 2014 г. председателем НКРЭКУ Дмитрий Вовк не имел права подписывать постановление о повышении тарифа на газ для населения, поскольку он находился в статусе исполняющего обязанности. «Указанная норма закона не предусматривает такого должностного лица, как исполняющий обязанности председателя, и соответствующих его полномочий, следовательно, полномочиями на подписание соответствующего решения НКРЭКУ наделен исключительно председатель, а не исполняющий обязанности председателя», — отмечается в постановлении суда.

«Поэтому обжалуемое постановление принято с превышением властных полномочий, установленных законами», — говорится в решении суда.

В результате суд признал незаконным постановление НКРЭКУ от 3.03.15 г. о повышении тарифов на газ для населения.

Однако, к сожалению, суд при этом не отменил данное решение НКРЭКУ, и очевидно, что Яценюк и его «команда» оставят решение суда без внимания.

Да и что для правительства Яценюка решение суда, если оно нагло попирает законы. Так, ст. 30, п. 7 Закона Украины №1875-IV от 24.06.94 г. «О жилищно-коммунальных услугах» (с изменениями и дополнениями) требует соблюдать принцип опережающего роста доходов населения по сравнению с ростом тарифов на услуги ЖКХ. Т. о. решения о резком повышении тарифов при замораживании и сокращении доходов граждан не просто циничны и аморальны, но и незаконны.

Первые следы отечественного газа

20 ноября губернатор Одесской обл. Михеил Саакашвили заявил, что Одесский припортовый завод (ОАЗ) закупает природный газ по контракту, который наносит значительный ущерб экономике Украины. «Я призываю премьер-министра обуздать необузданный аппетит «любых друзив». А конкретно — своей правой руки депутата Мартыненко. Я предлагаю господину Яценюку немедленно отменить грабительский контракт по закупке газа Одесским припортовым заводом, чтобы через фирму-прокладку не утекло из бюджета в карманы политиков $90 млн. Я также ожидаю от прокуратуры детального расследования этой аферы», — заключил губернатор.

В свою очередь, по данным прокуратуры Одесской обл., благодаря проведенным обыскам на ОПЗ раскрыта многомиллиардная преступная схема. В прокуратуре считают, что злоумышленники, к которым относятся и высшие должностные лица, похитили 4 млрд. грн.

Как стало известно, ОПЗ заключил контракт на поставки газа с ноября т. г. с некой австрийской компанией Antra GmbH, которую связывают с соратником Яценюка, председателем комитета ВР по ТЭК Н. Мартыненко, уже, впрочем, заявившем о сложении депутатского мандата. Новый поставщик пришел на завод на смену структурам группы «Приват», которые поставляли газ на ОПЗ с июля т. г.

Договор предусматривает давальческую переработку газа ОПЗ с отгрузкой конечной продукции австрийской фирме, что лишает завод валютной выручки.

При этом очевидно, что Antra GmbH поставляет на ОПЗ газ никак не из Австрии, а из ресурсов НАК «Нафтогаз», «сэкономленных» путем вышеописанных схем на нуждах населения.

Вообще ситуация, сложившаяся в течение последнего года вокруг крупнейшего и все еще работающего химического предприятия страны, противостояние на нем по линии президент—премьер—группа «Приват» (окружение Порошенко—Яценюка—Коломойского), нескончаемые переносы его приватизации требуют отдельного скрупулезного анализа, что мы и намерены предпринять в ближайшее время.

Заключение

Анализ установления грабительских тарифов на газ для населения свидетельствует, что прежние теневые схемы, в создании которых обвиняли команду Януковича, новой властью только усовершенствованы. И простые граждане стали исподволь приходить к выводу, что в результате революции к «старому корыту пришли новые свиньи».

При этом объемы воровства (в частности, в анализируемой газовой сфере) настолько велики, что напоминают «коррупционный пылесос». И когда он лопнет, то его ошметками накроет всю отечественную элиту. Помогут ли «сосущим» депутатское кресло, панамский, российский или американский паспорта, покажет лишь время.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
niky

тема не новая --както за нее брались и цыля тимошенко и ляшенко ..и както все всЁ их действо -ограничилось криками --до выборов -25 октября..и тема засохла..то вывод А где собственно Депутаты -избранники ..они все -на крючке им всем Доплачивают в АП...а президент с премьером в сговоре-и грабят Населюков..

- 20 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка