Градусы против киловатт-чаcов

№48(798) 2 – 8 декабря 2016 г. 30 Ноября 2016 4.6

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

, Игорь КОНДЕНКО

Подняв тарифы на услуги ЖКХ, власть одновременно резко снизила социальные нормы потребления энергоносителей, что вынуждает простых граждан индивидуального сектора всячески экономить и отказываться от привычных ранее благ цивилизации.

Украинцы активно обсуждают полученные платежки за октябрь — первый месяц отопительного сезона 2016—2017 гг.

Цифры действительно ошеломляют, ведь только за две недели месяца (отопительный сезон в большинстве городов начался 15 октября) некоторые счета за отопление для 2- и 3-комнатных квартир без домовых приборов учета теплоэнергии составляют от 900 до 1800 грн. Люди лихорадочно подсчитывают, сколько же им придется платить за полные зимние месяцы, и приходят к мысли, что уже ноябрьские платежки будут неподъемными для скудного семейного бюджета.

Стремительное повышение тарифов правительством Яценюка в прошлом году сопровождалось громкими обещаниями субсидий всем малообеспеченным слоям населения. А таких в Украине оказалось значительное большинство: средняя зарплата в стране на начало т. г. составляла 4360 грн., около 10 млн. пенсионеров получают пенсию менее 1600 грн., а за коммунальные услуги в отопительный сезон в общей сложности нужно отдавать более 2000 грн.

При этом и бывший премьер-министр, и министр соцполитики Павел Розенко (ныне вице-премьер) твердили, что граждане, оформившие субсидии, не будут платить больше 10% совокупного среднемесячного дохода семьи.

Правительство Гройсмана продолжило порочную практику предшественников по реформированию ЖКХ путем очередного резкого повышения тарифов, поставив за грань нищеты около 9 млн. украинских семей (более двух третей населения страны). И вновь зазвучали те же «сладостные» песни о субсидиях.

Так, в начале июля премьер-министр, комментируя очередное повышение тарифов, заявил: «Популисты сейчас пугают людей: «Все пропало, завтра вы получите огромные счета, платить будет нечем». Как премьер могу заверить — вы не будете платить больше 15—20% собственного дохода. Если у человека минимальная пенсия — еще меньше. Это будет означать, что конкретному гражданину, который имеет такую потребность, мы компенсируем (стоимость услуг ЖКХ. — Авт.) через механизм субсидий». «Не надо ничего бояться. Платежка придет, будет написано, сколько это (коммунальные услуги .— Авт.) стоит, а рядом — в соответствии с вашим доходом — сколько именно за вас заплатит государство», — уверял г-н Гройсман.

 

8 ноября на селекторном совещании по вопросам реализации программы жилищных субсидий премьер-министр повторил «на бис» свою песню: «Жилищная субсидия — это реальная персональная скидка при оплате коммунальных услуг, которая позволит семьям с небольшим доходом 80% от их дохода оставлять на другие нужды, независимо от размера платежки».

В унисон премьеру «поет» и министр соцполитики Рева. 18 ноября в ВР он заявил: «Сегодня средний процент платежа за коммунальные услуги в Украине составляет 9,79% от совокупного месячного дохода каждого домохозяйства, которое получило субсидию». Он отметил, что среднемесячный доход домохозяйств, получающих субсидии, составляет 1826 грн., при этом средний размер счета за коммунальные услуги равен 1864 грн. «То есть приблизительно получается, что у нас сумма необходимых платежей и сумма доходов — одинаковы. Но люди платят 10% от своего совокупного дохода», — пояснил министр.

Однако наш мониторинг работы системы жилищных субсидий и многочисленные письма читателей свидетельствуют об очередном лицемерии власти — даже семьи, оформившие субсидии, вынуждены платить за услуги ЖКХ более 30% среднемесячного дохода.

Тарифы — вверх, социальные нормы — вниз

Для анализа ситуации с функционированием системы жилищных субсидий в индивидуальном секторе мы взяли обычный частный дом площадью 100 кв. м в Киеве постройки 50-х годов прошлого столетия, в котором зарегистрированы и проживают муж и жена (пенсионеры) и их дочь — пенсионерка.

Жильцы индивидуального сектора в отопительный сезон оплачивают три вида услуг ЖКХ: газ для отопления жилища, приготовления пищи и подогрева воды; электроэнергию; холодную воду и водоотвод.

Тарифы на указанные виды услуг по сравнению с началом 2014 г. росли галопирующими темпами и представлены в табл. 1, 2, 3 и 4.

  • Таблица 1. Розничные тарифы на газ для населения, грн./тыс. куб. м

    Таблица 1. Розничные тарифы на газ для населения, грн./тыс. куб. м, фото №1
  • Таблица 2. Тарифы на электроэнергию для населения, коп/кВт"ч

    Таблица 2. Тарифы на электроэнергию для населения, коп/кВт
  • Таблица 3. Тарифы на холодное водоснабжение для населения в областных центрах Украины, грн. за 1 куб. м воды (при наличии счетчика) / на 1 чел. в месяц (без счетчика, согласно утвержденным нормам)

    Таблица 3. Тарифы на холодное водоснабжение для населения в областных центрах Украины, грн. за 1 куб. м воды (при наличии счетчика) / на 1 чел. в месяц (без счетчика, согласно утвержденным нормам), фото №3
  • Таблица 4. Тарифы на водоотвод для населения в областных центрах Украины, грн. за 1 куб. м воды (при наличии счетчика) / на 1 чел. в месяц (без счетчика, согласно утвержденным нормам)

    Таблица 4. Тарифы на водоотвод для населения в областных центрах Украины, грн. за 1 куб. м воды (при наличии счетчика) / на 1 чел. в месяц (без счетчика, согласно утвержденным нормам), фото №4
Фото 1 из 4

Одновременно с резким повышением тарифов псевдореформаторы решили, что жильцы индивидуального сектора проживают зимой в слишком комфортных условиях, и в 2 раза снизили социальную норму газа, используемого для отопления. Значительно снижены и нормы расхода холодной воды (табл. 5).

, Игорь КОНДЕНКО

Согласно нормативным данным, полученным в результате практического использования отопительных систем, в нашей стране для обогрева 10 кв. м жилого помещения требуется около 1 кВт энергии. Исходя из этого, помещение площадью 100 кв. м может обогреть котел мощностью 10 кВт. Таким образом, для обеспечения комфортной температуры в доме такой площади необходимо 7200 кВт.ч в месяц (10 кВт х 30 дн. х 24 час.).

Чтобы вычислить объемное количество топлива для данной площади, применяется следующая формула расчета затрат газа для отопления:

L = Q / (qH х 0,92), где:

L — объемный расход топлива, куб. м;

Q — необходимая тепловая мощность на отопление, кВт;

qH — низшая теплота сгорания топлива, для природного газа равная 10,175 кВт/куб. м;

0,92 — КПД газовой колонки.

Расчет месячного расхода природного газа для отопления дома площадью 100 кв. м выглядит следующим образом: 7200 / (10,175 х 0,92) = 769,15 куб. м газа.

Т. е. для комфортного отопления жилого помещения необходимо 7,7 куб. м газа в месяц на 1 кв. м площади, а никак не 5,5 куб. м, как установлено правительственными нормами.

Подобная ситуация сложилась и с нормами на потребление электроэнергии, где 90 кВт.ч на человека в месяц позволяют только кое-как освещать дом, несколько часов в день посмотреть телевизор, да раз в неделю запустить стиральную машину.

Для анализа мы составили перечень самых необходимых в ХХI в. электроприборов для семьи из трех человек с минимальным временем их использования (табл. 6).

, Игорь КОНДЕНКО

Т. о. для семьи из трех человек минимальное электропотребление составляет 242 кВт.ч в месяц вместо 150 кВт.ч, установленных правительственными нормами. Или уже придется стирать вручную, дом подметать веником, ходить в мятой одежде и отказаться от теле-просмотров.

Отметим еще одну особенность социальных норм — для жильцов индивидуального сектора субсидия на отопление начисляется не на всю площадь дома (в данном случае 100 кв. м), а только на социальную норму жилья, которая для рассматриваемой семьи составила 76,17 кв. м (35,22 + (13,65 х 3). То есть подлежащий субсидированию объем газа на отопление составил 533,2 куб. м в месяц (76,17 х 7).

Декларируемые субсидии и реальность

Месячный доход анализируемого домохозяйства состоит из пенсий соответственно 1640, 1100 и 950 грн. При этом, несмотря на объявленное и широко рекламируемое правительством повышение социальных стандартов на 5—6% с 1 сентября 2015 г. и 1 мая 2016 г., указанные пенсии остаются на одном уровне уже три года. Как ведомство Розенко «повышало» пенсии миллионам пенсионеров, свидетельствует пример владельца лицевого счета (табл. 7).

, Игорь КОНДЕНКО

Итак, платежи за коммунальные услуги для домохозяйства в отопительный сезон в пределах социальных норм должны были составлять:

— отопление — 3115, 04 грн. (200 х 3,6 + 333,2 х 7,1888);

— холодное водоснабжение и водоотвод — 164,19 грн. (54,73 х 3);

— электроснабжение — 106,50 грн. (100 х 0,57 + 50 х 0,99).

Итого — 3385,73 грн., что почти равнялось общему доходу семьи (3690 грн.).

Естественно, что оплата такой суммы была нереальной, и последовало обращение для назначения субсидии. И субсидия была назначена, при этом обязательные платежи в соответствии с разработанной Минсоцполитики формулой (сведена в табл. 8) составили:

, Игорь КОНДЕНКО

— отопление — 268,08 грн. (при использовании 533,2 куб. м газа);

— холодное водоснабжение и водоотвод — 12,87 грн. (4 куб. м на чел.);

— электроснабжение — 8,34 грн. (150 кВт.ч).

Оплата коммунальных услуг в размере 289,29 грн. в месяц при среднемесячном доходе на одного члена семьи 1230 грн. (1640 + 1100 + 950 : 3) казалась вполне приемлемым вариантом.

Однако в действительности платить из-за несоответствия социальных норм реальному потреблению пришлось не 7,84% среднемесячного дохода на члена семьи, а от 36 до 86%, т. е. от половины до целой пенсии (табл. 9).

, Игорь КОНДЕНКО

Таблица 9 требует некоторых разъяснений. В декабре удалось избежать дополнительного платежа за газ из-за его потребления в октябреноябре меньше нормативного (благодаря сравнительно теплой погоде).

Что касается холодной воды, то согласно решению КГГА норма ее потребления для индивидуального сектора установлена на уровне 6,30 куб. м на человека в месяц, в результате чего потребители обязаны оплачивать «сверхнормативные» 2,3 куб. м по действующему полному тарифу.

Заключение

Начавшийся отопительный сезон обещает быть еще более разрушительным для бюджетов миллионов жильцов индивидуального сектора страны. Власть имущие, по-своему трактуя понятие «энергоэффективность», в очередной раз уменьшили социальный объем газа для

отопления жилищ (всего с 2014 г. он сокращен вдвое — с 11 куб. м до 5,5 куб. м на кв. м площади дома). В результате для анализируемого домохозяйства подлежащий субсидированию объем составляет уже не 533,2 куб. м, а только 419 куб. м в месяц.

Включать газовый котел приходится только на несколько часов утром и вечером. А такой режим (непрогретый дом в холодное время года) ведет, кроме прочего, к резкому ухудшению технического состояния дома (появление плесени и грибка).

В октябре т. г. (из-за сравнительно более низкой, чем в прошлом году, температуры воздуха) расход газа на отопление составил 440 куб. м, что в денежном выражении вылилось в 389,10 грн.: обязательный платеж 244,64 грн. + сверхнормативный платеж 144,46 грн. (6,879 х 21). Электроэнергии использовано 250 кВт.ч на 139,09 грн.: обязательный платеж 10,09 грн. + сверхнормативный платеж 129,00 грн. (1,29 х 100).

Кроме того, «Киевводоканал» за холодную воду и водоотвод при обязательном платеже 11 грн. выставил счет за установленные КГГА «сверхнормативные» 2,3 куб. м на человека на сумму 96,19 грн. И это несмотря на постановление Кабмина №803 от 11.11.16 г., которым установлено, что в случае утверждения органами местного самоуправления норм потребления холодного и горячего водоснабжения и водоотвода, превышающих социальные нормативы, компенсация дополнительных расходов получателям жилищных субсидий (при отсутствии квартирных приборов учета холодной и горячей воды) осуществляется за счет соответствующих местных бюджетов. Другими словами, «сверхнормативные» 2,3 куб. м должен оплачивать водоканалу не потребитель, а КГГА.

В результате общий платеж за коммунальные услуги в октябре составил 624,38 грн. (442,84 грн. в октябре 2015 г.), или 50,8% среднемесячного дохода. А ведь Гройсман обещал 15—20%! Иначе как лицемерием это не назовешь.

P. S. Пока статья готовилась к печати, поступали более тревожные сигналы о форменном грабеже жителей многоэтажного фонда — в некоторых платежках за отопление за половину октября появились «космические» цифры — более 6 тыс. грн. Похоже, владельцы теплокоммунэнерго с молчаливого согласия власти начали применять дающее безграничные возможности для манипуляций постановление КМ №1037 от 30.10.15 г. «О введении перерасчета стоимости услуги централизованного отопления в зависимости от температуры наружного воздуха».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка