Херсонские правошланговые

№10v(738) 20 — 26 марта 2015 г. 20 Марта 2015 4

Районирование территории Украины по среднему коэффициенту природного увлажнения
Районирование территории Украины по среднему коэффициенту природного увлажнения

Законодатели готовят почву для инвесторов систем мелиорации, которые при прошлой власти планировали увеличить площадь орошаемых сельхозземель в Украине почти втрое.

В марте Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по запрету приватизации объектов инженерной инфраструктуры мелиоративных систем и земель, на которых эти объекты расположены».

Документ предлагает дополнить Земельный кодекс и закон о приватизации нормами о недопустимости передачи в частную собственность инфраструктуры мелиорации и земель под ней.

Ранее Земельный кодекс не оговаривал этот вопрос, а законом о приватизации не разрешалась передача в частные руки только межхозяйственных систем, которые находятся в управлении Государственного агентства водных ресурсов. В то же время внутренние сети и объекты мелиорации должны были передаваться в коммунальную собственность сельсоветов, но в процессе реформирования хозяйственных отношений на селе зачастую бесконтрольно списывались на металлолом или попросту разворовывались.

Авторы законопроекта — депутаты из Блока Петра Порошенко Андрей Гордеев, Сергей Хлань и Иван Винник представляют в Раде интересы избирателей самой засушливой в стране Херсонской области.

Вероятность засушливых лет в этом регионе составляет 80%. В Одесской и Николаевской областях — 55%. В Запорожской — 50%. Поэтому именно на Херсонщину сейчас работает половина действующих в Украине полевых оросительных систем.

Всего же, по данным Института водных проблем и мелиорации Национальной академии аграрных наук Украины (НААН), дополнительного орошения требует почти три четверти сельхозземель, в основном в южных и юго-восточных областях.

В результате климатических изменений, зафиксированных в последние десятилетия, среднегодовые температуры здесь увеличились в среднем на 1,5 оС, тогда как количество осадков сокращалось, а вместе с этим на 80—100 см уменьшился уровень воды в водоемах.

В Одесской, Николаевской, Херсонской и Запорожской областях недостаток орошения на сегодняшний день является существенным фактором, сдерживающим продуктивность агропроизводства.

А вот проблемой западных областей, напротив, является избыток выпадаемых осадков. Из-за чего здешние земли требуют не орошения, а осушения.

Аграрные чиновники, как правило, неохотно комментируют факты разграбления оросительных систем. Однако директор Института водных проблем и мелиорации Михаил Ромащенко, разработавший концептуальные основы восстановления орошения в южных регионах, приводит данные последней инвентаризации мелиоративных систем, проходившей в 2012—2013 гг. Из 2,178 млн. га сельхозземель, для которых в годы СССР были построены оросительные системы, по прямому назначению использовались не более 610 тыс. га, из них 557 тыс. га — в проблемных южных регионах. Тогда как 1,57 млн. га земель, т. е. порядка 70%, не использовались.

Более 40% ранее орошаемых территорий имели проблемы с состоянием трубопроводов, 30% требовали новых дождевальных машин, около 6% не орошались из-за вышедшего из строя насосного оборудования. При этом инфраструктура мелиорации почти половины сельхозземель к 2013 г. вовсе не подлежала восстановлению и модернизации.

Да и сейчас дела обстоят не лучшим образом. По данным Государственного агентства водных ресурсов, к 1 апреля т. г. это ведомство получило задание обеспечить орошение всего 663 тыс. га сельхозугодий. По состоянию на 13 марта работоспособными были системы на 571,7 тыс. га, а протоколы о намерениях подачи воды для орошения с Госводхозом подписали менее 80% пользователей.

Своих денег на восстановление и модернизацию системы мелиорации, которая оценивалась минимум в $1,5 млрд., украинские власти не имеют. Но учитывая интерес зарубежных инвесторов к нашему зерну, не против привлечь иностранные деньги.

На протяжении последних лет власти вели переговоры с Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком и другими учреждениями. В 2012 г. министр агрополитики и продовольствия в правительстве Азарова Николай Присяжнюк анонсировал проект создания совместного предприятия для модернизации системы мелиорации с бизнесменами из Саудовской Аравии.

А в декабре 2013 г. во время визита в Китай среди подписанных Виктором Януковичем протоколов о намерениях была и декларация о привлечении $3 млрд. кредита на создание систем орошения полей площадью 2 млн. га. Реализовать новый проект собирались преимущественно на территории Херсонской области. За счет этого планировалось повысить урожайность и дополнительно выращивать до 12 млн. т зерна ежегодно.

Активность херсонских депутатов из президентского блока на ниве орошения полей свидетельствует о том, что в регионе появились желающие расширить площадь орошаемых земель и немного на этом заработать.

После вступления в силу законо-проекта о недопустимости приватизации земель под оросительными системами, насосными станциями и другими объектами, инфраструктура мелиорации местных хозяйств будет инвентаризирована, неиспользуемая передана на баланс областному коммунальному предприятию, которое займется поиском инвестора для ее модернизации.

Крупнейший отечественный специалист в области мелиорации — директор профильного института Михаил Ромащенко рассказал «2000», что ранее системы для орошения полей, построенные в Украине, оценивались в 19—20 млрд. грн., т. е. в несколько миллиардов долларов. Как считает ученый, национальная сеть мелиорации для нашей страны является своего рода «газотранспортной системой». Половину этой стоимости составляют внутрихозяйственные объекты.

Но в настоящее время мощности инфраструктуры мелиорации используются менее чем на треть. Как вариант ученые предлагают сначала модернизировать существующие с учетом изменившихся потребностей хозяйств, использования капельного орошения, появления водосберегающих технологий и т. д.

Полное же использование инфра-структуры, рассчитанной более чем на 2 млн. га земли, невозможно из-за обмельчания водоемов. Вполне серьезно рассматривается вариант строительства новых водохранилищ, каналов и перекачивающих станций, задействуя для этого воду Дуная.

Теоретически западные банки готовы профинансировать эти работы длинными кредитами на 20—30 лет. Хотя неясен механизм возврата денег. Для погашения кредита можно использовать спецтариф на электроэнергию, необходимую для перекачки воды на поля, или отчисления за счет выросшей урожайности.

Однако межхозяйственные сети мелиорации управляются Госвод-агентством, которое является органом центральной исполнительной власти и не имеет права привлекать кредиты, а создавать госкорпорацию на его базе чиновники пока опасаются.

Таким образом, без изменения самой системы управления мелиорацией ситуация с орошением полей в стране в ближайшее время не улучшится.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка