Хлеб со вкусом руды

№6(759) 12 — 18 февраля 2016 г. 11 Февраля 2016 0

Рыба и уголь, мясо и железорудный концентрат, фрукты и химикаты. Параллельная перегрузка этих товаров в украинских портах не соответствует ни принятым правилам, ни требованиям к безопасности продуктов питания. К тому же по причине того, что контейнерные терминалы начали массово использовать под навалочные грузы жилые кварталы, находящиеся рядом с портами, товары попадают в зону влияния мощных пылевых бурь.

Как необходимо решать эти проблемы, особенно с учетом скорой приватизации отечественных портов, рассказывает Николай ГОЛУБЯТНИКОВ — главный санитарный врач на водном транспорте Украины.

Николай Иванович Голубятников — канд. мед. наук, заслуженный врач Украины, завкафедрой Одесского национального медуниверситета, член Ассоциации портов Украины «Укрпорт»

Хаос в процессе

— Николай Иванович, какие угрозы и риски может вызвать процесс приватизации портов с точки зрения главного санитарного врача на водном транспорте?

— Приватизация необходима, и дальше тянуть с этим нельзя: порты могут оказаться без грузопотоков. Ведь статистика прошлых лет показала устойчивый рост объемов переработки грузов частными стивидорными компаниями и снижение этого показателя у государственных портов.

Но я должен особо подчеркнуть: кроме правовых и финансовых вопросов, во главе проблемы стоят экологические, санитарно-эпидемиологические. Поэтому приватизационные планы и программы необходимо продумывать в комплексе, а именно — чтобы работа с одним грузом не исключала возможности оперировать другими, один технологический процесс не должен давить на другой. Особенно если один объект разделен между несколькими операторами — стивидорными компаниями, как это происходит в Одесском порту.

Даже если весь целостный имущественный комплекс порта приобретет один хозяин, он в любом случае будет намерен принимать различные грузы, и здесь все равно предстоит кропотливая работа по состыковке технологических процессов обработки грузопотоков.

— Можно ли считать, что вы видите абсолютные преимущества приватизации всего портового комплекса одним покупателем?

— Конечно, у одного владельца порта будет известный маневр. Допустим, контейнеры с пищевыми продуктами в холодильниках фирмы «Маерск» находятся на расстоянии 10—15 м от места хранения угля (а его, как правило, набирается в разовом хранении 40—50 тыс. т). Будет ли влиять этот уголь на состояние контейнеров, на работу холодильных установок, на воздушную среду в районе этого пищевого терминала, даже на состояние площадки?

— Как же все это предусмотреть?

— Порты должны иметь генеральные планы развития (подчеркиваю: каждый порт). И это по большому счету план не только технического оснащения, но и размещения основных мощностей. Каждый порт имеет право размещать те или иные технологические процессы, которые выполняются по определенным грузам, включая грузы различного класса опасности, от радиоактивных — до химических, от химических — до средних, буферных, пищевых.

Мы как орган Госсанэпиднадзора отлично понимаем, что в нынешних условиях отказываться от каких-либо предложений о грузопереработке — недопустимая роскошь. Однако и здесь следует незыблемо соблюдать установленные нормативными документами правила.

Невозможно совмещать перегрузку замороженной рыбы, мясопродуктов, овощей, фруктов и в тылу этих же причалов размещать склад с 30—40 тыс. т железорудного концентрата, как это происходит в Одесском порту.

Мы вынуждены были прибегать к вмешательству судебных органов, к хозяевам терминала, которые взяли в управление причалы №26 и 25, предъявляли претензии, что в глубине причалов идет работа с пищевыми грузами.

На двух с половиной причалах стоят корабли с пищевыми грузами, и в зависимости от направления ветра, от качества работы тех или иных докеров, звеньев, стивидоров зависит, загрязняются ли они. Заполняется ли пылью ЖРК, любой другой пылью пищевой груз, трюмы, автомобили, вагоны, площадь причала. Является ли угрожающим вынос этой пыли с данного участка?

Точно так же, как на 4-м причале, где работает «Олимпик-купе» и где сходятся три причала одного из мощнейших в Украине и Европе контейнерных терминалов «ГПК Украина». Там же, рядом с зерноприемкой, арендаторы 4-го причала, чтобы избежать простоев, вынуждены принимать ЖРК, полевой шпат.

Возникает вопрос: а не будет ли выноса пыли в сторону зерна? Ведь согласно нормативам, расстояние между такими грузами должно составлять не менее 30 м, а на практике эти грузы оказываются в непосредственной близости.

Или такой вопрос: можно на пассажирский вокзал, где стоят круизные суперлайнеры с известными в мире названиями, на которых находятся по 4 тыс. пассажиров и по 1,5 тыс. экипажа, допустить вынос той же пыли с причала?

Дышите сульфатом аммония

— Частные стивидорные компании в современных условиях также будут находиться в постоянном поиске самых разнообразных грузов, как и государственные порты. Как совместить требования Госсанэпидслужбы с коммерческими интересами этих компаний?

— Желая провести приватизацию, нужно подумать о способности этих портов принимать те грузы, которые планирует к переработке возможный хозяин того или иного терминала. Должны быть четкие рекомендации.

А сегодня на примере Одесского порта можно сказать: предприниматель, взявший терминал, вынужден приспосабливаться к современному рынку. Когда-то это было красиво, хорошо и свободно: много металлоизделий, все грузопотоки — устойчивые, поддающиеся планированию. Сейчас металла нет, аренда причала стоит дорого, постоянно необходимо искать новый груз. И здесь каждый раз возникает вопрос: а можно ли этот груз обрабатывать именно на этом причале?

Конечно, мы учим всех своих сотрудников и придерживаемся этих принципов при работе с экологами, с управлением стратегического планирования Администрации морских портов Украины — проблемы состыковки грузов на соседних причалах и комплексах должны быть минимизированы.

Например, в свое время в Ильичевском порту решили строить зерновой терминал на 16-м и 17-м причалах. Но при этом не учли, что в непосредственной близости расположен серный терминал!

Как сделать так, чтобы зерновой терминал с его оцинкованными емкостями (их еще называют «силосами») не подвергался влиянию серной пыли? А ведь эта пыль при взаимодействии с влагой дает определенные химические соединения, которые разъедают емкости снаружи. Вот с таким явлением мы столкнулись на практике.

Необходимо постоянно совершенствовать технологию перевалки той же серы. В этом вопросе мы рекомендуем полив серы, перегрузку через конвейерную систему, требуем от докеров, чтобы они аккуратно работали с использованием особых грейферов, применяли элеваторные системы, а лучше всего, чтобы был перегрузочный комплекс.

И еще об одном. Необходимо провести полную инвентаризацию каждого порта — от самого маленького до самого крупного и сказать: «Здесь можно», «Здесь нельзя», «Здесь нужно доработать» и т. д. Эти все «можно» и «нельзя» должны быть выставлены инвестору в качестве условий.

— Как могут взаимодействовать городская громада, местные органы власти с инвесторами, чтобы избежать либо максимально снизить риски, названные вами?

— Влияние работы порта на городскую зону — очень важный вопрос. Например, когда размещали в Ильичевске жилой комплекс в непосредственной близости от ограждений порта, в районе контейнерного терминала, мы это делали с одобрения городских властей и в рамках генерального плана города, с учетом того, что этот комплекс (с 1-го по 6-й причал) и его тылы будут только обрабатывать контейнерные грузы.

А сегодня, когда порт вынужденно принял большое количество угля и железорудного концентрата, данные 9—10-этажные дома попадают в зону факела пыли от порта при северо-западном ветре со стороны Одессы. Эта пыль попадает на окна жилых домов, построенных с учетом того, что на 1-м и 2-м причалах порта не должно быть навалочного груза.

Навалочные грузы, исходя из стратегии развития порта Ильичевск, должны были уйти в порт «Южный» — для того он и строился. А в Ильичевске до 2020 г. планировали возвести 5 комплексов жилых домов с санитарно-защитной зоной и абсолютно чистым и безопасным воздухом в районе переработки контейнеров. Ведь контейнеры не угрожают жилой зоне: это отчетливо видно по европейским портам, любым контейнерным терминалам мира.

А у нас, когда контейнерные терминалы стали использоваться под перегрузку угля, жители улицы Хантадзе в Ильичевске попадают в зону влияния массивных пылевых бурь. Так было и в порту Мариуполя, когда грузили серу в большом количестве. Такие же проблемы существовали с сульфатом аммония в Херсонском порту.

Все порты, расположенные в жилой зоне, должны обязательно учитывать эти факторы, и поэтому, когда шел разговор о приватизации объектов, был правильно поставлен вопрос: а что скажет городская громада? Ведь не в пустыне находятся порты, а под носом у горожан. Поэтому именно городской громаде должен принадлежать решающий голос в выборе будущего владельца каждого объекта.

От автора.

Пожалуй, наибольшей интригой минувшего года, которая до сих пор будоражит морскую общественность, стало постановление Кабинета Министров №771 от 15 мая о включении в список приватизируемых предприятий 300 новых объектов (которые ранее не подлежали приватизации), в том числе украинских портов.

Год закончился, приватизация пока не состоялась (хотя в документе значился именно 2015-й), но интрига нисколько не уменьшилась. Причин тому несколько. Главная — быть или не быть приватизации портов вообще.

Далее: если приватизация так уж неизбежна, то по каким правилам, по какому алгоритму она будет проводиться? Ведь никаких документов инструктивного характера за эти полгода так и не поступило, а столь масштабной кампании по смене формы собственности в стране до сих пор еще не было.

На совещаниях, конференциях, симпозиумах и просто «круглых столах» разного уровня — от Ассоциации «Укрпорт» и Администрации морских портов Украины — до Мининфраструктуры и Минэкономразвития — специалисты выразили опасения относительно некоторой преждевременности этого процесса, неготовности нормативной базы.

К сожалению, опыт ваучерной приватизации, проведенной в Украине, в большей мере дискредитировал процесс смены формы собственности, нежели принес пользу обществу. Ни в одной из сфер экономики (кроме жилого фонда населения) не было получено результата, сколь-нибудь близкого к ожидаемому.

Поэтому предстоящая (к тому же — внезапная) приватизация портов вызывает определенные опасения и требует тщательной проработки всех аспектов экономического, организационно-правового и социального характера.

Что касается портовиков, то они высказались практически единогласно: приватизация должна проводиться в два этапа: первый — аренда и уже второй, последний, — выкуп имущества. Именно через аренду предстоит в каждом конкретном случае выяснить такие важнейшие вопросы, как финансовая и организационная состоятельность арендатора, его возможности обеспечить грузопотоки, а в конечном счете — получение прибыли не меньшей, чем при работе порта в старой структуре.

Но вот мы столкнулись с еще одной, совершенно неожиданной точкой зрения на предстоящую приватизацию — мнением санитарно-эпидемиологических служб. Оказалось, здесь предстоящие процессы купли-продажи объектов морской инфраструктуры вызывают не меньшую озабоченность.

Справка «2000»

Ассоциация портов Украины «Укрпорт»: 65026, Одесса, ул. Ланжероновская, 15а, тел. (0482) 356-401

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Лунная деревня. Марс мне — дом родной

В Днепре стараются не отставать от последних тенденций освоения космоса

Дурная кровь

ВОЗ настаивает, чтобы к 2020 г. все доноры были добровольными и безоплатными.У нас таких...

Киевское водохранилище: Лучше зарыблять, чем...

21 ноября в Киевское водохранилище было выпущено более 100 тыс. мальков растительноядных...

Клубника, пчелы и кролики

«Иностранные специалисты постоянно пытаются уйти от ответственности. То у нас...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка