Энергосбережение? На это нет времени

№17v(745) 8 — 14 мая 2015 г. 08 Мая 2015 4

Дисциплина стала настоящим бичом для работы ВР нынешнего созыва
Дисциплина стала настоящим бичом для работы ВР нынешнего созыва

Депутаты нынешнего созыва Верховной Рады мало интересуются проблемами региона, от которого избраны, зачастую участвуют в подготовке законопроектов вне зоны своей компетенции или вообще не приходят на заседания.

На эти особенности работы парламента уже обратили внимание представители Комитета избирателей Украины, занимающиеся мониторингом деятельности народных избранников.

В частности, в подготовленном КИУ отчете по Одесской области говорится, что депутаты подают законопроекты, не связанные с профилем своего комитета. А если и связанные, например о создании на территории Одесчины свободной экономической зоны, то не утруждают себя согласованием новаций с уже имеющимися законодательными нормами. Т. е. работают в лучшем случае в стол, а в худшем — в мусорную корзину.

Вот и премьер-министр Арсений Яценюк недавно признал, что парламентарии физически не способны собраться в нужном количестве, чтобы проголосовать за реформаторские документы. Даже те, которые обеспечивают приток в страну уже согласованных многомиллионных инвестиций, критически важных для разбалансированной экономики.

Так, во время последнего часа вопросов правительству — 24 апреля Яценюк призывал ВР проголосовать за законопроект № 2670 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования законодательства в сфере теплоснабжения и жилищно-коммунальных услуг», который, по словам премьера, позволит получить $500 млн. от Всемирного банка и $300 млн. от Японии макрофинансовой помощи. Но спустя две недели законопроект так и не был проголосован даже в первом чтении, а когда его примут, неизвестно.

«Этот закон уже в третий раз не голосуется парламентом, и неголосование за него — это минус $800 млн. для украинской экономики, поэтому прошу членов парламента вернуться и результативно проголосовать», — заявил премьер-министр на часе вопросов к правительству, упомянув, что срок для ратификации законопроекта уже практически вышел.

Впрочем, Арсений Петрович сильно поскромничал. На сайте ВР в разделе, где ведется учет голосований по поданным проектам, напротив №2670 стоит не три, а целых 9(!!!) голосований, из которых семь были провальными, поскольку в парламенте в тот день не нашлось необходимых 226 голосов для включения законодательных инициатив в порядок сессии.

Вместе с проектом усовершенствования законодательства в сфере теплоснабжения депутаты тогда с трудом нашли необходимое количество голосов, чтобы включить в порядок дня законопроекты о восстановлении районных советов в Киеве (№ 2529 и 2529-1), об упрощенной процедуре ввоза гуманитарной помощи (№ 2609) и дополнении к перечню продукции военного назначения, которую можно ввезти беспошлинно (№ 2202 и 2203), об изменении штрафов за нарушение закона о защите экономической конкуренции (№ 2431) и даже нашумевший законопроект №2678 о национализации имущества России и ее резидентов, поданный Олегом Ляшко и его коллегами по фракции Радикальной партии.

Всего же в сессионном зале в тот день зарегистрировались 260 из 322 действующих народных избранников, а 162 — отсутствовали. И даже в пропремьерской фракции «Народного фронта», лучше всего представленной на тот момент в парламенте, на рабочих местах не было 22 из 82 депутатов. В Блоке Петра Порошенко не участвовали в работе сессии почти половина депутатских штыков (77 — зарегистрировались, а 69 — нет), из 31 нардепа объединения «Самопоміч» в зале не было 13, у «Батьківщини» из 19 отсутствовали 7, в Оппозиционном блоке «прогуливали» 13 из 40 депутатов, а у внефракционных на месте были только 20 из 42.

В конце прошлого месяца, по данным сайта ВР, в сессионном зале отсутствовали от 109 до 150 депутатов, т. е. четвертая часть парламента или его треть. Поэтому трудно не согласиться с экспертами, которые считают, что депутатская дисциплина стала настоящим бичом для работы ВР нынешнего созыва.

Но парламентарии не единственные, кто тормозит принятие ключевых для развития страны законопроектов. Если говорить об упомянутом Яценюком проекте № 2670, то его разработчик — Минрегионразвития только 2 апреля разместил документ среди регуляторных актов на своем сайте. И по существующей процедуре законопроект должны были обсуждать и вносить в него необходимые коррективы минимум месяц.

Так что до майских праздников изменения в законодательство о теплоснабжении и ЖКХ в принципе не могли попасть на голосование в Верховную Раду. Но, ссылаясь на важность документа, правительство, видимо, проигнорировало и эту процедуру.

Хотя в самом законопроекте, подготовленном Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ, нет ничего «военного». После того как с апреля были в 3,5 раза подняты тарифы на газ, № 2670 принципиально уже ничего не решает, а просто констатирует новую политику правительства в сфере коммунальных тарифов.

Для этого в документе предусмотрены изменения в законы о ЖКХ, теплоэнергетике и госрегулировании в сфере коммунальных услуг, из которых изымаются всяческие упоминания о том, что тарифы могут быть ниже себестоимости произведенной энергии, а также предусмотренные ранее механизмы денежной компенсации коммунальным предприятиям разницы, если, скажем, себестоимость услуги для населения и предприятий из-за инфляции уже не отражает ее реальной стоимости.

Вместо этого декларируется право граждан на получение субсидий и констатируется факт, что все споры вокруг формирования тарифов в Украине должны решаться в судебном порядке.

Но, как мы уже говорили, этот законопроект до сих пор не принят даже в первом чтении. И если верить Арсению Яценюку, Украина по вине депутатов не получит очень даже приличную для нынешнего бюджета макрофинансовую помощь.

По информации «2000», имплементация законодательства об экономической рентабельности коммунальных тарифов — одно из условий финансирования Всемирным банком проектов модернизации коммунальных систем централизованного теплоснабжения в 9 городах — Виннице, Николаеве, Кировограде, Херсоне, Харькове, Каменце-Подольском, Ивано-Франковске, Чернигове, Донецке, а также в Днепропетровской области общей стоимостью $382 млн. Из этих денег $332 млн. на 6 лет готов выделить сам банк, а еще $50 млн. — Фонд чистых технологий в рамках механизма квот на снижение выбросов Киотского протокола.

В августе минувшего года 10 региональных теплоснабжающих предприятий подготовили предварительное технико-экономическое обоснование, предполагающее снижение расхода тепла в среднем на 20% и экономию более 37 млн. куб. м газа во время действия кредитной программы.

Однако ключевое условие этого проекта — предприятия-заемщики должны сами генерировать прибыль, чтобы из нее рассчитываться с банком. Именно для этого парламент должен был внести соответствующие изменения в законодательство о ЖКХ, теплоснабжении и госрегулировании в этой сфере.

На какие конкретные цели собиралась выделить Украине $300 млн. Страна восходящего солнца, доподлинно не известно. Но в январе т. г. председатель Госагентства по энергоэффективности и энергосбережению Сергей Савчук вел переговоры с представителями Японского агентства международного сотрудничества о выделении средств для уменьшения затрат на производство энергии и замещение газа на коммунальных предприятиях альтернативными энергоносителями. Примерно в то же время посол Японии в нашей стране Шигеки Суме заявил, что речь идет о параллельном займе со Всемирным банком, который, скорее всего, будет направлен в бюджет Украины. Параллельный заем означает, что для получения японского кредита наши власти должны предварительно выполнить условия банка. Т. е. Япония выделит деньги не раньше, чем украинские власти утрясут все проблемные вопросы с одним из крупнейших финансовых учреждений.

На сайте же ВБ информация о разрыве соглашения с Украиной пока отсутствует, а менеджер данного проекта, старший экономист банка по вопросам энергетики Ядвига Семиколенова еще не ответила на запрос «2000», направленный ей по электронной почте. Поэтому мы надеемся, что депутаты не окончательно сорвали проект модернизации 10 региональных теплоэлектроцентралей, а заявление Арсения Яценюка было сделано, чтобы припугнуть депутатов и немного их дисциплинировать.

Такого же мнения придерживаются и руководители нескольких региональных теплоцентралей — потенциальных участников кредитной программы, к которым «2000» обратились за комментарием. Деньги им очень нужны. Без снижения затрат на производство тепла они не способны обеспечить подачу горячей воды в летний период.

Однако признают, что процесс согласования проекта модернизации будет нелегким. После того как ВР примет поправки к законодательству, новые тарифы на тепло должны утвердить местные власти. Согласования потребуют и технические параметры модернизации. В общем, к практической части проекта предприятия теплоэнергетики в этом году приступят едва ли.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка