Как восточные немцы побороли ЖКХ

№29–30(743) 9 — 15 октября 2015 г. 03 Апреля 2015 4.3

Йоханн ШтрезеВ Запорожье, где система содержания многоквартирных жилых домов и обслуживания придомовых территорий до сих пор мало чем отличается от советской, ряд заинтересованных лиц провели семинар-тренинг с участием представителей «коммунальной» инициативы Евросоюза. Она называется «Устойчивое развитие жилищного хозяйства в Украине: содействие местному развитию и усиление роли общественных организаций» и рассчитана на 2014—2016 гг. Исходя из опыта реформирования ЖКХ в бывшей Германской Демократической Республике, руководитель проектов этой инициативы житель Берлина Йоханн Штрезе в кулуарах мероприятия поведал корреспонденту «2000», как украинцы сами могут сделать жизнь в своих домах комфортнее, а окружающую их среду — приятнее глазу.

Приватизировали слишком стремительно

— Йоханн, с чего, на ваш взгляд, начались проблемы, хорошо известные большинству жильцов многоэтажек, особенно старой постройки, в украинских городах уже в период независимости страны? Крыши текут, подвалами и чердаками поди воспользуйся, подъезды и лифты отпугивают антисанитарией...

— Когда в Украине и других постсоветских странах в 90-х годах приступили к приватизации жилья, большинство граждан получили в собственность свою квартиру автоматически, лишь на том основании, что они там жили. Но были ли они финансово и морально готовы к тому, чтобы содержать эту квартиру и помещения общего пользования в доме, ремонтировать и утеплять стены, менять устаревшие коммуникации и т. д.? Люди часто-густо стали ответственными за то, чем не готовы управлять.

— А как произошло у вас?

— В Восточной Германии после воссоединения страны приняли другое решение. Государство не настаивало на всеобщей приватизации жилья в той форме, как в Украине. Квартиры передали коммунальным (муниципальным) предприятиям, но не просто так, а с условием, что они проведут санацию зданий. И только потом одни жители (таковых оказалось меньше) приватизировали квартиры, в которых проживали, по рыночным ценам.

Другие арендуют жилье у компании-собственника. Арендуй хоть до конца жизни — никто тебя не выселит. В таком случае у жильцов меньше хлопот по содержанию жилья. Компанией-собственником может быть муниципальное предприятие, оно же и обслуживает дом. Собственники заинтересованы в предоставлении качественных услуг, иначе клиенты уйдут к другому владельцу.

В Германии развит рынок управления жильем, существует конкурентная среда. В противном случае трудно что-то улучшить. Создание ОСМД у вас — тоже один из вариантов изменить ситуацию.

— В Германии есть ОСМД?

— Да, аналогичные организации есть, причем их не нужно специально создавать. Они, согласно закону, возникают автоматически в момент, когда в доме появляется два и больше собственника квартир. Собственники должны составить для себя контракт, которым определят, как будут «делить» помещения общего пользования, кто за что должен платить при ремонте дома и т. п. Чем тщательнее выписан договор между всеми, кому принадлежит здание, тем меньше возникает конфликтов в будущем.

Еще есть такой нюанс: если большинство собственников решат провести ремонт дома, меньшинство обязано поддержать инициативу и внести свой денежный вклад. Если откажутся, дело может дойти до суда. Квартиру у хозяев изымут и продадут, чтобы погасить расходы на ремонт. Такое случается нечасто и в то же время служит фактором воспитания ответственности за собственность.

Операция «Санация»

— Вы упомянули о санации зданий. Расскажите подробнее, что она собой представляет.

— В Восточной Германии за 40 лет построили массу панельных домов, как и в Советском Союзе. Была цель соорудить как можно больше жилья за короткий срок, но инфраструктурой занимались мало. К 90-м годам обветшавшие дома нуждались в ремонте, городские кварталы — в благоустройстве. Возникла необходимость делать места проживания восточных немцев комфортными, насколько это было возможно. В 90-е годы многие восточногерманские предприятия не выдержали капиталистической среды и закрылись, в городах сильно выросла безработица и как следствие — люди ринулись в западную часть страны.

Благодаря жилищно-коммунальным новациям рассчитывали сдерживать поток отъезжающих на Запад. Во-первых, путем улучшения качества жизни, во-вторых — созданием рабочих мест в отрасли ЖКХ. Поэтому 80% домов до начала 2000-х гг. прошли санацию. Она включала в себя утепление зданий, быструю, в течение нескольких дней, замену коммуникаций и сантехники, окон, иногда и кухонной мебели. Хочу особо отметить, что везде применяли индивидуальный подход и оптимальные для данного дома технологии. Проектировщики и ремонтники ориентировались на количество проживающих в доме, их возраст и потребности, задолго до начала санации встречались с жильцами и все подробно объясняли.

Вообще начинали реформы не с технических ремонтов, а с создания комплексной стратегии по каждому населенному пункту, по каждому району и кварталу. Главное, что очень тесно работали с жителями, постоянно интересуясь у них, что бы они хотели улучшить, чего им не хватает, чтобы чувствовать себя уютно. Может быть, спортивного клуба или кафе в парке либо удобного транспортного маршрута? 20—30% времени, затраченного на улучшения в восточногерманских городах, занимало общение с жильцами во избежание конфликтов. Были привлечены общественные организации и все возможные участники процесса. Например, сотрудников биржи труда спрашивали: «Вот в этом районе 20% безработных жителей, какие будут идеи, чтоб их занять?» Очень важно, когда окружающая микросреда нравится людям! Тогда они лучше ухаживают и за своим жильем.

— Правда ли, что иногда при санации сносили верхние этажи домов?

— Действительно, и не только этажи, но даже целые здания. Так было в городах, где люди массово уезжали, — и в Берлине, и в маленьких населенных пунктах. За решение вопроса с пустыми домами платило государство и Евросоюз. Оказалось, такие постройки, если они принадлежат городу, дешевле ликвидировать, чем содержать. Жильцов в тот момент там уже не было.

— За чей счет проводили санацию?

— За нее платили собственники жилья.

— Результат этой в прямом и переносном смысле перестройки оправдал ожидания?

— Немцы очень рады, что она состоялась. Рады тому, что живут в обновленных домах, что в кварталах появились велодорожки, зеленые насаждения и парки побольше, что общественный транспорт стал ездить в соответствии с запросами пассажиров, что сооружены детские садики именно там, где удобно для родителей. Уличного и «подъездного» вандализма стало гораздо меньше. Не только из-за того, что у граждан не поднимается рука портить приятную для них территорию. Если они собственники дома, тут все понятно — варварства не допустят.

Даже если не собственники, а арендаторы, у них есть материальная заинтересованность: по закону собственник имеет право потребовать от арендаторов частично оплатить благоустройство дома. Представьте, вы арендатор, в конце года к вам приходят и говорят: «Тут у вас был случай вандализма. Ликвидировать последствия обошлось в такую-то сумму. В пересчете на одного арендатора получается столько-то. Будьте добры, оплатите». Конечно, у людей возникает ответственность за дом, где они живут.

— Сейчас вы приехали в Украину с консультативной помощью. Каково будет ваше резюме?

— В Украине процесс устойчивого развития городов нужно когда-то начинать. А если все время говорить, что нет денег, нет знаний, нет возможностей, никто и не будет шевелиться. Чем дольше откладывать изменения в жилищно-коммунальной системе, тем больших инвестиций в будущем потребуют здания и инфраструктура.

Справка «2000»

Подробно о проекте «Устойчивое развитие жилищного хозяйства в Украине: содействие местному развитию и усиление роли общественных организаций» читайте на сайте energodom.org.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка