Комбайн не по зубам

№27–28(742) 2 — 8 октября 2015 г. 19 Июня 2015 5

80% сельскохозяйственной техники в нашей стране — зарубежного производства

В сельскохозяйственных предприятиях нашей страны, в отличие от частных хозяйств, техники с каждым годом становится все меньше. Если в 2000 г. у первых насчитывалось 281,6 тыс. тракторов и 65,2 тыс. комбайнов, то в 2013-м их количество сократилось соответственно до 134,2 тыс. и 23,2 тыс. В хозяйствах населения обратная картина: 101 тыс. тракторов и 2,1 тыс. комбайнов в 2000-м, и 188,9 тыс. и 30 тыс. — в 2013 г.

Об этом рассказал директор Национального научного центра «Институт механизации и электрификации сельского хозяйства», профессор, академик НААН Валерий Адамчук во время «круглого стола», прошедшего в рамках XXVII Международной агропромышленной выставки «Агро-2015». Мероприятие называлось «Стратегия формирования и обновления машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей в контексте евроинтеграции».

Техника на импортной «игле»

Валерий Адамчук: «Украина, обладая лучшими возможностями, чем Польша и Белоруссия, за два десятилетия безнадежно отстала от них».По словам г-на Адамчука, это далеко не самая печальная новость. Усугубляет ситуацию и то обстоятельство, что новой техники хозяйства с каждым годом покупают все меньше. Если в 2011 г. было приобретено 5068 тракторов, то в 2014-м — всего 2674 (рис. 1). Такая же ситуация и с комбайнами (рис. 2): 1873 и 659 ед. Что касается почвообрабатывающей техники, то радоваться тоже нечему: 2799 и 1763 ед. (рис. 3). Причем подавляющее большинство зерноуборочных комбайнов — зарубежного производства.

  • Комбайн не по зубам, фото №1

    Комбайн не по зубам, фото №1, фото №1
  • Комбайн не по зубам, фото №2

    Комбайн не по зубам, фото №2, фото №2
  • Комбайн не по зубам, фото №3

    Комбайн не по зубам, фото №3, фото №3
  • Комбайн не по зубам, фото №4

    Комбайн не по зубам, фото №4, фото №4
Фото 1 из 4

Из-за того, что техника изношена на 80%, наблюдаются потери урожая. На этапе проведения весенне-полевых работ утрачивается от 1,5 до 2 млн. т зерна, еще 7 млн. т теряется из-за увеличения сроков его сбора. Если к этому добавить, что изношенные двигатели съедают на 15% больше горючего, чем новые, то картина получается безрадостная.

По подсчетам специалистов, потребность в тракторах разных марок составляет 280 тыс. ед., а в зерноуборочных комбайнах — 65 тыс. Вопрос только в том, во что обойдется их приобретение. Вариантов два. Если обратим внимание на отечественную технику, и будем ее приобретать в течение 5 лет, то придется ежегодно изыскивать 369,6 млрд. грн. Зарубежная, закупленная за это же время, будет куда дороже — ежегодно 624 млрд. грн.

Возникает сакраментальный вопрос: сумеют ли аграрии приобрести ее за собственный счет? Существует такой экономический термин, как чистая прибыль: в 2010 г. все сельхозпредприятия получили 17253 млн. грн., в 2012-м — 26728 млн. грн., а в 2013-м — всего 15806 млн. грн. То есть для обновления парка у них практически нет финансов.

В принципе в экономически развитых странах сельское хозяйство дотируется государством. Но если сравнить ВВП на душу населения, то наша страна в аутсайдерах даже на фоне других стран СНГ. По данным Всемирного банка, в нашей стране этот показатель в 1990 г. составлял $6797, а в 2012-м подрос до $8789. Белоруссия имела куда меньший задел, но не уничтожила промышленность и сельское хозяйство, поэтому результат налицо: соответственно $5229 и $17619. Россия — $8021 и $24114, Казахстан — $8234 и $23211. В Польше в 1990 г. ВВП был ниже, чем у нас, — $5991, но к 2012-му поднялся до $23649.

Получается, что Украина, обладая лучшими возможностями, чем Польша и Белоруссия, за два десятилетия безнадежно отстала от них и сегодня крепко подсела на иглу МВФ, ЕС и частных зарубежных инвесторов.

Основные причины, которые тормозят обновление машинно-тракторного парка (МТП), по мнению г-на Адамчука, следующие: отсутствие господдержки, дешевых кредитов и оборотных средств у сельхозпроизводителей, а также низкая конкурентоспособность техники отечественного производства и жесткая политика зарубежных фирм, стремящихся выдавить ее с нашего рынка.

— Поскольку мы стремимся в ЕС, можно было бы надеяться на помощь Европы, но нельзя не принимать во внимание негативные последствия евроинтеграции прибалтийских стран и государств Восточной Европы, — говорит Валерий Васильевич. — Под влиянием дотаций Евросоюза сельхозпредприятия этих стран поменяли специализацию, например, отказались от животноводства и стали засевать поля рапсом. Собственная промышленность была уничтожена, поскольку европейская техника оказалась лучше.

Нельзя забывать и о продовольственной безопасности страны. Мы ежегодно тратим до 10 млрд. грн. на приобретение зарубежной техники и запчастей. Но долго сидеть на этой «игле» невозможно. Придем к ситуации, аналогичной с энергоносителями. Между тем из всех стран постсоветского пространства, вошедших в ЕС, только Польша не только сберегла собственное машиностроение, но и экспортирует свою сельскохозяйственную технику. Почему бы не последовать ее примеру?

Я убежден, что государство должно содействовать развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Однако надеяться на чиновников, которые за годы независимости палец о палец не ударили, нельзя. Поэтому при Минагрополитики и Минэкономразвития необходимо создать координационный центр на общественных началах по инновационному развитию отечественного сельхозмашиностроения.

В дальнейшем нужно сформировать перечень головных заводов, которые будут заниматься производством сельхозтехники, и на государственном уровне обеспечить им преференции. У наших производителей имеются все необходимые мощности, но опыт зарубежных машиностроителей показывает, что в одиночку они без координации и специализации не найдут свое место на рынке.

Вопрос национальной безопасности

Директор Национального научного центра «Институт аграрной экономики» Юрий Лупенко обратил внимание на то, что объемы приобретения техники по программам господдержки в стране неуклонно падают. В 2011 г. было выделено 0,8 млрд. грн., в 2013-м — 0,1 млрд. грн., а в 2014-м — всего 0,07 млрд. грн. В основном предприятия приобретают ее за собственные средства или кредиты.

В этих условиях агролизинг следует признать приоритетной формой господдержки технико-технологического переоснащения АПК и содействия его развитию. Г-н Лупенко поддержал Валерия Адамчука и заявил, что если завтра против Украины по какой-либо причине введут санкции, то он не знает, чем аграрии будут пахать поля и собирать урожай. Поддержка отечественного сельхозпроизводителя — это вопрос национальной безопасности.

Владимир Кравчук: «Нужно внести изменения в 9 законов, если мы хотим модернизировать машинно-тракторный парк в контексте евроинтеграции»Владимир Кравчук, директор Украинского НИИ прогнозирования и испытания техники и технологий для сельскохозяйственного производства им. Погорелого, обратил внимание присутствующих на то, что должна быть четкая система переоснащения АПК, включающая в себя регламенты, мониторинг рынка машиностроения и технический сервис. Т. е. нужно связать воедино производителей и пользователей техники.

Между тем наша нормативная база — это 15 законов, из которых в 9 необходимо внести изменения, если мы хотим модернизировать машинно-тракторный парк (МТП) в контексте евроинтеграции.

По словам Владимира Ивановича, для паники нет оснований. Согласно исследованиям института, кризис в производстве сельхозтехники был пройден в 2012—2103 гг., и прогнозы, сделанные до 2018-го, свидетельствуют о грядущем росте этого сектора.

Связано это с тем, что изменилась структура МТП. Раньше хозяйства были похожи друг на друга как две капли воды: одинаковые технологии и машины, типовой севооборот. Все это в прошлом. Сегодня в стране 4545 639 хозяйств с площадью земель до 5 га, 8880—5—20 га, 25 625—20—500 га и 8112 имеют площади больше 500 га. Т. е. у нас имеется четыре типа хозяйств, которые нуждаются в разной технике, и чтобы подсчитать ее количество, необходимо исходить из площади земель и машин с учетом мощности двигателей.

О хозяйствах, относящихся к 4-й группе, т. е. обрабатывающих земли площадью более 500 га, можно не беспокиться: они не чураются современных технологий, закупают трактора мощностью 350—380 «лошадок» и прицепные агрегаты с шириной захвата 12—14 м. Именно эти «киты» ориентируются на импортную технику, поэтому у нас ее около 80%.

По мнению г-на Кравчука, добрую половину мощных тракторов и комбайнов наши предприятия не смогут освоить. И не по причине отсутствия инженерного потенциала — в стране до сих пор не создана эффективная финансово-кредитная система. Между тем выпуск современных комбайнов становится рентабельным только после того, как с конвейера сойдет 500-я машина. Это означает, что для производства подобной сложной техники на базе наших предприятий необходимо привлекать иностранные фирмы.

Куда лучше ситуация с хозяйствами, относящимися к 1—3-й группам. В стране насчитывается 156 заводов регионального машиностроения. И хотя из них в 2014 г. 24% либо закрылись, либо заморозили производство, потенциал сохранился, именно они выпускают 30% прицепных агрегатов. Единственное, что тормозит развитие регионального сельхозмашиностроения, — отсутствие координации со стороны профильных министерств. Руководство заводов не знает, какие типы машин и с какой комплектацией будут пользоваться спросом.

Необходимо составить регистр техники для различных уровней технологий, схемы перспективных машин, а также оказать господдержку заводам (лизинг, компенсация стоимости или кредитных ставок, снижение налоговой нагрузки).

Если государство подставит плечо региональному сельхозмашиностроению, то к 2020 г., по расчетам специалистов института, количество отечественной техники II—III поколений в общей номенклатуре увеличится до 48%. Будет создано до 5 тыс. рабочих мест, а МТП будет ежегодно на 5—6% обновляться отечественной техникой. Ежегодные поступления в государственный и местные бюджеты достигнут 500 млн. грн.

Заведующий отделом рынка материально-технических ресурсов ННЦ «Институт аграрной экономики» Александр Захарчук продемонстрировал таблицу «Основные производственные средства на 1 га сельскохозяйственных угодий в Украине в 2013 г.» в грн. (рис. 4). Из нее следует, что потребность в зданиях, машинах, животных, многолетних насаждениях и в инструментах достаточно велика и составляет 10,6—36,6%.

Если говорить о стоимости основных средств сельского хозяйства в ВВП страны, то положение критическое: в 1990 г. она составляла 18,6%, а к 2012-му снизилась до 8,6%.

В 2013 г. селхозпредприятия имели 30,1 тыс. комбайнов, 146 тыс. тракторов, 71,7 тыс. сеялок и 30,1 тыс. плугов, в то время как обеспечение в ежегодной потребности в них за счет собственного производства удовлетворялась соответственно на 1,1%, 15,4%, 32,7% и 23,5%. Т. е. хуже всего обстоят дела с отечественными комбайнами.

Чтобы вывести отрасль из кризиса, нужно продолжить госпрограмму реализации технической политики в агропромышленном комплексе до 2020 г., заняться созданием совместных предприятий сельскохозяйственного машиностроения по производству иностранных образцов техники и развивать сеть обслуживающих кооперативов среди хозяйств населения.

Зоны промышленного типа

Павел Штутман: «У нас на достаточном уровне налажено производство почвообрабатывающей и посевной техники» Глава совета ассоциации «Украгромаш» Павел Штутман задался вопросом, почему на сельскохозяйственных выставках в США и ЕС две трети техники — национального производства, а на наших аналогичных мероприятиях доля отечественного сельхозмашиностроения весьма незначительна.

— Законы экономики действуют во всем мире, включая и нашу страну, — заявил Павел Леонидович. — У нас на достаточном уровне налажено производство почвообрабатывающей и посевной техники. Почему? Дело в том, что эта отрасль требует не слишком больших денег. А в производство такой сложной техники, как комбайны и трактора, необходимо вкладывать огромные средства, и без поддержки государства не обойтись.

С 2011 г. в Налоговом кодексе были зафиксированы льготы для ряда приоритетных отраслей, в том числе сельхозмашиностроения. Одна из них — освобождение от уплаты налога на прибыль. Эти средства шли на собственные инвестиции производителей. Но эту льготу отменили и в нынешнем году многие проекты стали нерентабельными. Мы, например, вложили в завод 300 млн. грн. и сегодня обнаружили, что начатые проекты продолжать нецелесообразно.

Без высокотехнологического оборудования современную технику производить невозможно. А его приходится покупать за границей. Вместо того чтобы снизить нагрузку на отечественные предприятия, государство ввело пошлину в размере 5% на ввоз такого оборудования. Если учесть, что существует еще импортный сбор в 5%, то о каком развитии собственного производства может идти речь?

Николай Фролов: «Политическая воля государства должна быть направлена на поддержку собственного производителя»Итоги дискуссии подвел народный депутат Николай Фролов, зампредседателя комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики.

Он выразил сожаление по поводу того, что парламент за последние полгода мало что сделал для вывода экономики из кризиса и занимался в основном вопросами обороноспособности страны и усиления силовых структур. Но экономикой заниматься надо, и политическая воля государства должна быть направлена на поддержку собственного производителя, особенно сельского машиностроения,

Мы разработали четыре законопроекта: «Закон о внесении изменений в таможенный кодекс», «Об общих началах создания и функционирования свободных таможенных зон промышленного типа и осуществления на их территориях промышленного производства», «О свободных зонах промышленного типа в отрасли автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины».

Суть идеи заключается в создании в нашей стране свободных таможенных зон промышленного типа. Разработчики предложили создать в течение 2—4 лет 45—65 таких зон, в результате чего появится 185 тыс. дополнительных рабочих мест. Это даст толчок развитию в том числе и сельского машиностроения.

К сожалению, в правительственных структурах к СЭЗ относятся скептически. Между тем это не наше изобретение. Такие зоны были успешно апробированы в Европе и доказали свою эффективность. В Польше их насчитывается 17, в Венгрии — 165, в Чехии — 90, в Словении — 8, в Болгарии — 5, в Румынии — 43. Я назвал страны, вошедшие в ЕС после развала социалистической системы. Но и в Турции успешно функционирует 19 свободных зон.

На мой взгляд, учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, это и будет господдержкой отечественных производителей, о которой говорили предыдущие ораторы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка