Комбайн не по зубам

№27–28(742) 2 — 8 октября 2015 г. 19 Июня 2015 5

80% сельскохозяйственной техники в нашей стране — зарубежного производства

В сельскохозяйственных предприятиях нашей страны, в отличие от частных хозяйств, техники с каждым годом становится все меньше. Если в 2000 г. у первых насчитывалось 281,6 тыс. тракторов и 65,2 тыс. комбайнов, то в 2013-м их количество сократилось соответственно до 134,2 тыс. и 23,2 тыс. В хозяйствах населения обратная картина: 101 тыс. тракторов и 2,1 тыс. комбайнов в 2000-м, и 188,9 тыс. и 30 тыс. — в 2013 г.

Об этом рассказал директор Национального научного центра «Институт механизации и электрификации сельского хозяйства», профессор, академик НААН Валерий Адамчук во время «круглого стола», прошедшего в рамках XXVII Международной агропромышленной выставки «Агро-2015». Мероприятие называлось «Стратегия формирования и обновления машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей в контексте евроинтеграции».

Техника на импортной «игле»

Валерий Адамчук: «Украина, обладая лучшими возможностями, чем Польша и Белоруссия, за два десятилетия безнадежно отстала от них».По словам г-на Адамчука, это далеко не самая печальная новость. Усугубляет ситуацию и то обстоятельство, что новой техники хозяйства с каждым годом покупают все меньше. Если в 2011 г. было приобретено 5068 тракторов, то в 2014-м — всего 2674 (рис. 1). Такая же ситуация и с комбайнами (рис. 2): 1873 и 659 ед. Что касается почвообрабатывающей техники, то радоваться тоже нечему: 2799 и 1763 ед. (рис. 3). Причем подавляющее большинство зерноуборочных комбайнов — зарубежного производства.

  • Комбайн не по зубам, фото №1

    Комбайн не по зубам, фото №1, фото №1
  • Комбайн не по зубам, фото №2

    Комбайн не по зубам, фото №2, фото №2
  • Комбайн не по зубам, фото №3

    Комбайн не по зубам, фото №3, фото №3
  • Комбайн не по зубам, фото №4

    Комбайн не по зубам, фото №4, фото №4
Фото 1 из 4

Из-за того, что техника изношена на 80%, наблюдаются потери урожая. На этапе проведения весенне-полевых работ утрачивается от 1,5 до 2 млн. т зерна, еще 7 млн. т теряется из-за увеличения сроков его сбора. Если к этому добавить, что изношенные двигатели съедают на 15% больше горючего, чем новые, то картина получается безрадостная.

По подсчетам специалистов, потребность в тракторах разных марок составляет 280 тыс. ед., а в зерноуборочных комбайнах — 65 тыс. Вопрос только в том, во что обойдется их приобретение. Вариантов два. Если обратим внимание на отечественную технику, и будем ее приобретать в течение 5 лет, то придется ежегодно изыскивать 369,6 млрд. грн. Зарубежная, закупленная за это же время, будет куда дороже — ежегодно 624 млрд. грн.

Возникает сакраментальный вопрос: сумеют ли аграрии приобрести ее за собственный счет? Существует такой экономический термин, как чистая прибыль: в 2010 г. все сельхозпредприятия получили 17253 млн. грн., в 2012-м — 26728 млн. грн., а в 2013-м — всего 15806 млн. грн. То есть для обновления парка у них практически нет финансов.

В принципе в экономически развитых странах сельское хозяйство дотируется государством. Но если сравнить ВВП на душу населения, то наша страна в аутсайдерах даже на фоне других стран СНГ. По данным Всемирного банка, в нашей стране этот показатель в 1990 г. составлял $6797, а в 2012-м подрос до $8789. Белоруссия имела куда меньший задел, но не уничтожила промышленность и сельское хозяйство, поэтому результат налицо: соответственно $5229 и $17619. Россия — $8021 и $24114, Казахстан — $8234 и $23211. В Польше в 1990 г. ВВП был ниже, чем у нас, — $5991, но к 2012-му поднялся до $23649.

Получается, что Украина, обладая лучшими возможностями, чем Польша и Белоруссия, за два десятилетия безнадежно отстала от них и сегодня крепко подсела на иглу МВФ, ЕС и частных зарубежных инвесторов.

Основные причины, которые тормозят обновление машинно-тракторного парка (МТП), по мнению г-на Адамчука, следующие: отсутствие господдержки, дешевых кредитов и оборотных средств у сельхозпроизводителей, а также низкая конкурентоспособность техники отечественного производства и жесткая политика зарубежных фирм, стремящихся выдавить ее с нашего рынка.

— Поскольку мы стремимся в ЕС, можно было бы надеяться на помощь Европы, но нельзя не принимать во внимание негативные последствия евроинтеграции прибалтийских стран и государств Восточной Европы, — говорит Валерий Васильевич. — Под влиянием дотаций Евросоюза сельхозпредприятия этих стран поменяли специализацию, например, отказались от животноводства и стали засевать поля рапсом. Собственная промышленность была уничтожена, поскольку европейская техника оказалась лучше.

Нельзя забывать и о продовольственной безопасности страны. Мы ежегодно тратим до 10 млрд. грн. на приобретение зарубежной техники и запчастей. Но долго сидеть на этой «игле» невозможно. Придем к ситуации, аналогичной с энергоносителями. Между тем из всех стран постсоветского пространства, вошедших в ЕС, только Польша не только сберегла собственное машиностроение, но и экспортирует свою сельскохозяйственную технику. Почему бы не последовать ее примеру?

Я убежден, что государство должно содействовать развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Однако надеяться на чиновников, которые за годы независимости палец о палец не ударили, нельзя. Поэтому при Минагрополитики и Минэкономразвития необходимо создать координационный центр на общественных началах по инновационному развитию отечественного сельхозмашиностроения.

В дальнейшем нужно сформировать перечень головных заводов, которые будут заниматься производством сельхозтехники, и на государственном уровне обеспечить им преференции. У наших производителей имеются все необходимые мощности, но опыт зарубежных машиностроителей показывает, что в одиночку они без координации и специализации не найдут свое место на рынке.

Вопрос национальной безопасности

Директор Национального научного центра «Институт аграрной экономики» Юрий Лупенко обратил внимание на то, что объемы приобретения техники по программам господдержки в стране неуклонно падают. В 2011 г. было выделено 0,8 млрд. грн., в 2013-м — 0,1 млрд. грн., а в 2014-м — всего 0,07 млрд. грн. В основном предприятия приобретают ее за собственные средства или кредиты.

В этих условиях агролизинг следует признать приоритетной формой господдержки технико-технологического переоснащения АПК и содействия его развитию. Г-н Лупенко поддержал Валерия Адамчука и заявил, что если завтра против Украины по какой-либо причине введут санкции, то он не знает, чем аграрии будут пахать поля и собирать урожай. Поддержка отечественного сельхозпроизводителя — это вопрос национальной безопасности.

Владимир Кравчук: «Нужно внести изменения в 9 законов, если мы хотим модернизировать машинно-тракторный парк в контексте евроинтеграции»Владимир Кравчук, директор Украинского НИИ прогнозирования и испытания техники и технологий для сельскохозяйственного производства им. Погорелого, обратил внимание присутствующих на то, что должна быть четкая система переоснащения АПК, включающая в себя регламенты, мониторинг рынка машиностроения и технический сервис. Т. е. нужно связать воедино производителей и пользователей техники.

Между тем наша нормативная база — это 15 законов, из которых в 9 необходимо внести изменения, если мы хотим модернизировать машинно-тракторный парк (МТП) в контексте евроинтеграции.

По словам Владимира Ивановича, для паники нет оснований. Согласно исследованиям института, кризис в производстве сельхозтехники был пройден в 2012—2103 гг., и прогнозы, сделанные до 2018-го, свидетельствуют о грядущем росте этого сектора.

Связано это с тем, что изменилась структура МТП. Раньше хозяйства были похожи друг на друга как две капли воды: одинаковые технологии и машины, типовой севооборот. Все это в прошлом. Сегодня в стране 4545 639 хозяйств с площадью земель до 5 га, 8880—5—20 га, 25 625—20—500 га и 8112 имеют площади больше 500 га. Т. е. у нас имеется четыре типа хозяйств, которые нуждаются в разной технике, и чтобы подсчитать ее количество, необходимо исходить из площади земель и машин с учетом мощности двигателей.

О хозяйствах, относящихся к 4-й группе, т. е. обрабатывающих земли площадью более 500 га, можно не беспокиться: они не чураются современных технологий, закупают трактора мощностью 350—380 «лошадок» и прицепные агрегаты с шириной захвата 12—14 м. Именно эти «киты» ориентируются на импортную технику, поэтому у нас ее около 80%.

По мнению г-на Кравчука, добрую половину мощных тракторов и комбайнов наши предприятия не смогут освоить. И не по причине отсутствия инженерного потенциала — в стране до сих пор не создана эффективная финансово-кредитная система. Между тем выпуск современных комбайнов становится рентабельным только после того, как с конвейера сойдет 500-я машина. Это означает, что для производства подобной сложной техники на базе наших предприятий необходимо привлекать иностранные фирмы.

Куда лучше ситуация с хозяйствами, относящимися к 1—3-й группам. В стране насчитывается 156 заводов регионального машиностроения. И хотя из них в 2014 г. 24% либо закрылись, либо заморозили производство, потенциал сохранился, именно они выпускают 30% прицепных агрегатов. Единственное, что тормозит развитие регионального сельхозмашиностроения, — отсутствие координации со стороны профильных министерств. Руководство заводов не знает, какие типы машин и с какой комплектацией будут пользоваться спросом.

Необходимо составить регистр техники для различных уровней технологий, схемы перспективных машин, а также оказать господдержку заводам (лизинг, компенсация стоимости или кредитных ставок, снижение налоговой нагрузки).

Если государство подставит плечо региональному сельхозмашиностроению, то к 2020 г., по расчетам специалистов института, количество отечественной техники II—III поколений в общей номенклатуре увеличится до 48%. Будет создано до 5 тыс. рабочих мест, а МТП будет ежегодно на 5—6% обновляться отечественной техникой. Ежегодные поступления в государственный и местные бюджеты достигнут 500 млн. грн.

Заведующий отделом рынка материально-технических ресурсов ННЦ «Институт аграрной экономики» Александр Захарчук продемонстрировал таблицу «Основные производственные средства на 1 га сельскохозяйственных угодий в Украине в 2013 г.» в грн. (рис. 4). Из нее следует, что потребность в зданиях, машинах, животных, многолетних насаждениях и в инструментах достаточно велика и составляет 10,6—36,6%.

Если говорить о стоимости основных средств сельского хозяйства в ВВП страны, то положение критическое: в 1990 г. она составляла 18,6%, а к 2012-му снизилась до 8,6%.

В 2013 г. селхозпредприятия имели 30,1 тыс. комбайнов, 146 тыс. тракторов, 71,7 тыс. сеялок и 30,1 тыс. плугов, в то время как обеспечение в ежегодной потребности в них за счет собственного производства удовлетворялась соответственно на 1,1%, 15,4%, 32,7% и 23,5%. Т. е. хуже всего обстоят дела с отечественными комбайнами.

Чтобы вывести отрасль из кризиса, нужно продолжить госпрограмму реализации технической политики в агропромышленном комплексе до 2020 г., заняться созданием совместных предприятий сельскохозяйственного машиностроения по производству иностранных образцов техники и развивать сеть обслуживающих кооперативов среди хозяйств населения.

Зоны промышленного типа

Павел Штутман: «У нас на достаточном уровне налажено производство почвообрабатывающей и посевной техники» Глава совета ассоциации «Украгромаш» Павел Штутман задался вопросом, почему на сельскохозяйственных выставках в США и ЕС две трети техники — национального производства, а на наших аналогичных мероприятиях доля отечественного сельхозмашиностроения весьма незначительна.

— Законы экономики действуют во всем мире, включая и нашу страну, — заявил Павел Леонидович. — У нас на достаточном уровне налажено производство почвообрабатывающей и посевной техники. Почему? Дело в том, что эта отрасль требует не слишком больших денег. А в производство такой сложной техники, как комбайны и трактора, необходимо вкладывать огромные средства, и без поддержки государства не обойтись.

С 2011 г. в Налоговом кодексе были зафиксированы льготы для ряда приоритетных отраслей, в том числе сельхозмашиностроения. Одна из них — освобождение от уплаты налога на прибыль. Эти средства шли на собственные инвестиции производителей. Но эту льготу отменили и в нынешнем году многие проекты стали нерентабельными. Мы, например, вложили в завод 300 млн. грн. и сегодня обнаружили, что начатые проекты продолжать нецелесообразно.

Без высокотехнологического оборудования современную технику производить невозможно. А его приходится покупать за границей. Вместо того чтобы снизить нагрузку на отечественные предприятия, государство ввело пошлину в размере 5% на ввоз такого оборудования. Если учесть, что существует еще импортный сбор в 5%, то о каком развитии собственного производства может идти речь?

Николай Фролов: «Политическая воля государства должна быть направлена на поддержку собственного производителя»Итоги дискуссии подвел народный депутат Николай Фролов, зампредседателя комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики.

Он выразил сожаление по поводу того, что парламент за последние полгода мало что сделал для вывода экономики из кризиса и занимался в основном вопросами обороноспособности страны и усиления силовых структур. Но экономикой заниматься надо, и политическая воля государства должна быть направлена на поддержку собственного производителя, особенно сельского машиностроения,

Мы разработали четыре законопроекта: «Закон о внесении изменений в таможенный кодекс», «Об общих началах создания и функционирования свободных таможенных зон промышленного типа и осуществления на их территориях промышленного производства», «О свободных зонах промышленного типа в отрасли автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины».

Суть идеи заключается в создании в нашей стране свободных таможенных зон промышленного типа. Разработчики предложили создать в течение 2—4 лет 45—65 таких зон, в результате чего появится 185 тыс. дополнительных рабочих мест. Это даст толчок развитию в том числе и сельского машиностроения.

К сожалению, в правительственных структурах к СЭЗ относятся скептически. Между тем это не наше изобретение. Такие зоны были успешно апробированы в Европе и доказали свою эффективность. В Польше их насчитывается 17, в Венгрии — 165, в Чехии — 90, в Словении — 8, в Болгарии — 5, в Румынии — 43. Я назвал страны, вошедшие в ЕС после развала социалистической системы. Но и в Турции успешно функционирует 19 свободных зон.

На мой взгляд, учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, это и будет господдержкой отечественных производителей, о которой говорили предыдущие ораторы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Безрыбье

Пока уровень жизни населения будет оставаться низким, потребитель продолжит искать...

Две руки одного фонда

Те, кому осталось год-два до пенсии, читают сообщения чиновников, как сводки с фронта, и...

Солнечная энергетика не для бедных

Пока комплект крышных панелей и сопутствующего оборудования для производства...

Батареи: огонь по карманам

Тепловики обманывают население: в хрущевках можно установить недорогие...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка