Кугуар и зерновоз

№19–20(738) 4 – 10 сентября 2015 г. 13 Февраля 2015 4.1

Продолжение. Начало, пожалуйста, см. Броня легка, крепка и быстра

Хотя времена сейчас тяжелые, Кременчугский автомобильный завод с оптимизмом смотрит в будущее и делает то, чего раньше никогда не делал. Например, выпускает двухосные и бескапотные автомобили, а броневики разбавляет зерновозами.

Территория предприятия составляет 136 гектаров. 60 из них находятся под кровлей. Цеха, цеха, цеха... От одного к другому — впору на каком-нибудь транспорте ездить. Впрочем, из цеха сборки и сдачи автомобилей новенькие КрАЗы до складских площадок так и добираются — собственным ходом.

Опыт, накопленный заводом за годы изучения различных вооруженных конфликтов, теперь востребован на родине
Опыт, накопленный заводом за годы изучения различных вооруженных конфликтов, теперь востребован на родине

Прогулка по конвейеру

— Мы находимся, можно сказать, в самом сердце нашего предприятия, — рассказывает старший мастер Михаил Васильевич. — В этом цеху, длина которого 260 м, находится главный конвейер сборочного производства. Пять технологических зон: от сборки рамы до готового автомобиля. Лента конвейера вмещает до 13 машин, в зависимости от собираемых моделей.

В цеху — полумрак, все замерло, рабочие — словно попрятались.

— Сейчас обеденный перерыв, поэтому и свет выключен — экономим. Давайте пока пройдем на участок новых технологий. А потом обратно будем возвращаться и посмотрим весь процесс сборки, — предлагает мастер.

— Конечно, — говорю. — Зачем туда-сюда ходить? Кстати, какой такой обеденный перерыв? 11 часов еще нет...

— У рабочих смена начинается в 7 утра, обед в 11 часов как раз и заканчивается.

Мы преодолеваем 260 метров, от конца конвейера в его начало, сворачиваем влево, переходим из цеха в цех и, наконец, останавливаемся на небольшой огороженной площадке. С непривычки в этих лабиринтах и заблудиться можно.

— Современное высокоточное оборудование, установленное на участке новых технологий, заменяет собой работу несколько цехов, — рассказывает Михаил Васильевич. — Вот, например японский лазерный режущий станок «Амада», для раскроя листового металла. Раньше, чтобы сделать какую-то особо сложную деталь, например, вот эту (показывает что-то, напоминающее стальное «солнышко» с толстыми короткими лучами. — Авт.), использовалось выдавливание под прессом. Но края получались не совсем ровными, детали приходилось дополнительно обрабатывать.

— Напильником?

— В том числе.

Длина главного конвейера сборочного производства — 260 м, на нем может поместиться одновременно до 13 автомобилей
Длина главного конвейера сборочного производства — 260 м, на нем может поместиться одновременно до 13 автомобилей

Проходим чуть дальше. У большого японского агрегата под названием «кромкогиб» стоит мужчина, кладет под пресс металлическую заготовку толщиной 6 мм, и через несколько секунд та сгибается под необходимым углом.

— Сейчас я делаю рукоятку открывания борта, — говорит Николай. — Задаешь программу — что именно требуется, и гибочный комплекс сам все выполняет. Задача оператора — лишь придерживать детали и складывать их в ящик.

— Производительность высокая?

— За полчаса штук сто, наверное, сделал.

Николай, оператор участка новых технологий, сверяет с эталоном выполненные роботом изгибы
Николай, оператор участка новых технологий, сверяет с эталоном выполненные роботом изгибы

Еще на участке есть «трубогиб». Раньше выхлопные и другие трубы приходилось сваривать, сварные швы были слабым звеном и при нагрузке могли лопаться. А современный трубогибочный комплекс корейского производства гнет стальные трубы разного диаметра (с толщиной стенки от 5 мм) за милую душу. При этом надежность и качество трубы — идеальные.

Возвращаемся в сборочный цех. В нем уже светло, отобедавшие рабочие без излишней спешки производят необходимые манипуляция вдоль медленно движущегося конвейера. Скорость, насколько я могу оценить, мене 1 км/час. В советские времена, когда на «КрАЗе» собиралось до 30 тыс. автомобилей в год, на каждой технологической зоне работали 10—12 человек (тогда и скорость конвейера была выше). Сейчас людей у ленты в несколько раз меньше.

— В данный момент происходит сборка военного полноприводного вездехода, с колесной формулой 6x6, — рассказывает Михаил Васильевич. — То есть шесть колес, и все ведущие.

— Для украинской армии?

— Нет, для Египта. Мы контракт с ними лонгируем с 2008 г., в год поставляем порядка 300—400 машин: тягачи, бортовые автомобили и шасси — базу под любые надстройки. На нее египтяне сами ставят, что им необходимо.

Сначала автомобильные рамы движутся по конвейеру вверх ногами. На них устанавливают мосты, рессоры, собирают пневмосистему (компрессоры, тормозные краны, влагоотделители, регуляторы давления, блоки ABS, усиливающее ходовую часть сильно нагруженного автомобиля и обеспечивающее ему более плавный ход) и прочее, что в таком положении удобнее собирать.

На определенном этапе сборки раму подцепляют при помощи двух кран-балок к кантователю, который ее переворачивает и устанавливает как положено. Далее монтируется верхняя часть автомобиля: аккумуляторы и топливные баки, двигатель и кабина.

— Здесь машину заправляют, и она своим ходом отправляется в цех окончательной сдачи, — продолжает мастер. — Там прикрепляют зеркала заднего вида, если надо — устанавливают тент, наносят камуфляж.

— Эти тоже камуфлировать будут? — киваю на идущие по конвейеру полноприводные трехосные вездеходы.

— Нет, автомобили уже в камуфляже.

— Как это? Они же ровного желто-песчаного цвета.

— А пустыня в Египте какая?

Изготавливаемые для египетской армии вездеходы камуфлированы в типичные для страны цвета — пустынные
Изготавливаемые для египетской армии вездеходы камуфлированы в типичные для страны цвета — пустынные

Справка «2000»

31 августа 1945 г. Народный комиссариат путей сообщения СССР издал приказ о строительстве в Кременчуге мостового завода. В 1946-м в фундамент был заложен первый кирпич, через два года пошла первая продукция. За восемь лет предприятие изготовило около 600 мостов общей длиной около 27 км. Они установлены на реках Днепр, Москва, Днестр, Волга и Даугава.

Но в 1956 г. Кременчугский мостовой завод был реорганизован в комбайновый. За два года своего существования он выпустил более 14 тыс. кукурузоуборочных комбайнов КУ-2А, более 5 тыс. свеклопогрузчиков, более 4 тыс. тележек для прополки свеклы, а также около 5 тыс. единиц другой сельскохозяйственной техники.

17 апреля 1958 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о создании на базе Кременчугского комбайнового завода предприятия по изготовлению большегрузных автомобилей. Так и появился КрАЗ. С тех пор, по состоянию на декабрь 2014 г., на заводе собрано 816 868 грузовиков.

Две оси без капота

Зам технического директора по новой технике Сергей Дунь о броневике «Кугуар» может рассказывать часами
Зам технического директора по новой технике Сергей Дунь о броневике «Кугуар» может рассказывать часами

Мы выходим из цеха сборки и сдачи автомобилей и идем к открытой площадке возле экспериментального цеха, где стоят образцы автомобилей, созданные на Кременчугском автозаводе совсем недавно.

— Вот это — новая продукция, КрАЗ «Кугуар», — говорит, показывая на небольшой уютный броневичок, Сергей Дунь, заместитель технического директора по новой технике ПАО «АвтоКрАЗ». — Мы их с прошлого лета начали делать.

Бронеавтомобиль создан на базе внедорожника Toyota Land Cruiser 79. Может оснащаться 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями (мощность — 218 и 228 л. с., механическая коробка передач) или дизельным (240 л. с., коробка-автомат). Максимальная скорость — 105 км/час. Толщина брони — 8 мм. Шины 305/70R16 оснащены пулестойкими вставками Hutchinson runflat system, если прострелить колесо, машина еще 10 км запросто проедет.

Броневик рассчитан на 10 человек — командир, водитель и восемь бойцов. Внутри рядом с сиденьями — кронштейны для крепления оружия, в центре под люком, над которым находится открытая поворотная башня, — подвесное сиденье для стрелка (на «Кугуаре» может быть установлен пулемет или гранатомет). Шесть бойниц: спереди, сзади и по три — в бортах.

— Тут толкающий бампер, чтобы, например, мешки на блокпостах сносить, — показывает Сергей Викторович. — Вот лебедка с дистанционным пультом управления, а это жесткий буксир. Дополнительно может устанавливаться радиостанция, система видеонаблюдения и GPS-навигатор.

— Подушки безопасности есть? — спрашиваю в шутку. (Какие у бронетранспортера подушки безопасности? В боевых условиях они ежесекундно будут срабатывать.)

— Есть. Но они отключены.

Рынок заставил предприятие начать выпуск бескапотных автомобилей различного назначения
Рынок заставил предприятие начать выпуск бескапотных автомобилей различного назначения

Рядом с «Кугуаром» — еще два военных автомобиля: трехосный КрАЗ-6322 «Солдат» и двухосный КрАЗ-5233ВЕ «Спецназ». Оба приняты на вооружение украинской армии. Первый — в 2006 г., второй — в 2010-м. Машины имеют высокую степень унификации: то есть запчасти от одной идеально подходят к другой. Фактически это одно семейство.

«Солдат» может выпускаться в самых разных модификациях: бортовой автомобиль (в том числе с бронированием кабины и топливных баков) и бронеавтомобиль «Раптор». Его шасси — отличная база для комплекса радиотехнической разведки «Кольчуга-М» и реактивной системы залпового огня («Град», «Ураган» — на выбор). Машина может служить транспортной базой понтонно-мостового парка и тяжелого механизированного моста. Стать топливозаправщиком и передвижной авторемонтной мастерской с краном-манипулятором, эвакуатором и седельным тягачом.

КрАЗ-5233ВЕ «Спецназ» — многофункциональный автомобиль повышенной проходимости для перевозки военнослужащих и грузов, буксировки артиллерийских систем калибром до 152 мм. На крыше могут быть установлены люк и турель для пулемета.

За разработку этого автомобиля ряд работников завода в 2010 г. получили Государственную премию. Кстати, на «КрАЗе» до этого двухосные вездеходы не производились.

Интересно, что еще в 2008 г. в Нигерию были поставлены 100 грузовиков КрАЗ-5233ВЕ для национальной полиции. В условиях тамошнего бездорожья, гор и лесов машины показали себя прекрасно. По словам заместителя технического директора по новой технике «АвтоКрАЗа», в перспективе отечественные «Солдат» и «Спецназ» должны заменить в армии советские «Урал-4320» и КамАЗ-4310.

Напротив военной техники стоят еще одни новинки завода — автомобили в бескапотном исполнении, с компоновочной схемой «кабина над двигателем». (Это как в КамАЗах и МАЗах, например.) Раньше подобных машин завод тоже не выпускал.

Зерновоз способен за раз увезти целый вагон зерна
Зерновоз способен за раз увезти целый вагон зерна

— Появился спрос — начали делать, — говорит Сергей Дунь. — Хотя капотные автомобили — это два метра жизни при столкновении. И при наезде на мину дополнительная защита: кабина ведь за двигателем расположена.

Преимущество бескапотного КрАЗ В12.МЕХ (с колесной формулой 6х6) — лучшая маневренность: он, по понятным причинам, короче традиционных КрАЗов и уже: габариты 2,50 м, а не 2,72. Это — военный автомобиль. А вот КрАЗ Н12.2 (колесная формула 4х2, двигатель соответствует экологическому стандарту Евро-5) — сугубо гражданский. На первом, кстати, установлена кабина MAN, на втором — Renault: завод имеет опыт изготовления собственных бескапотных кабин, но на автомобили КрАЗ адаптированы и лучшие мировые разработки.

А еще на площадке стоит зерновоз с прицепом, его изготовили в прошлом году.

— Украина — один из крупнейших в мире производителей зерновых, а отечественного зерновоза до сих пор не было. Вместимость нашего — 70 кубометров, то есть один железнодорожный вагон. Больше чем у конкурентов.

— Покупают охотно?

— Не берут пока. Говорят — денег нет. Война, тяжелое экономическое положение. Но ничего, война рано или поздно закончится.

Справка «2000»

31 августа 1945 г. Народный комиссариат путей сообщения СССР издал приказ о строительстве в Кременчуге мостового завода. В 1946-м в фундамент был заложен первый кирпич, через два года пошла первая продукция. За восемь лет предприятие изготовило около 600 мостов общей длиной около 27 км. Они установлены на реках Днепр, Москва, Днестр, Волга и Даугава.

Но в 1956 г. Кременчугский мостовой завод был реорганизован в комбайновый. За два года своего существования он выпустил более 14 тыс. кукурузоуборочных комбайнов КУ-2А, более 5 тыс. свеклопогрузчиков, более 4 тыс. тележек для прополки свеклы, а также около 5 тыс. единиц другой сельскохозяйственной техники.

17 апреля 1958 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о создании на базе Кременчугского комбайнового завода предприятия по изготовлению большегрузных автомобилей. Так и появился КрАЗ. С тех пор, по состоянию на декабрь 2014 г., на заводе собрано 816 868 грузовиков.

Справка «2000»

ПАО «АвтоКрАЗ»: 39631, Полтавская обл., Кременчуг, ул. Киевская, 62.
Тел.: (0536) 766-200, 766-208
info@kraz.uawww.autokraz.com.ua

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка