Лунная деревня. Марс мне — дом родной

№47(797) 25 ноября — 1 декабря 2016 г. 23 Ноября 2016 3

КБ «Южное» предложило мировому сообществу стать координатором проекта «Лунная деревня»

Крупнейшие по меркам СССР предприятия и научные организации, занимавшиеся проектированием и созданием ракетно-космической техники, вузы, готовившие кадры для космического производства, и одно из самых представительных движений поклонников научной фантастики. Все это и сегодня позволяет Днепру иметь армию смелых мечтателей, готовых воплощать даже самые несбыточные, как сейчас кажется, идеи.

Признанным центром популяризации технического творчества в городе стал открытый в прошлом году космический инкубатор Space Hub рядом с парком ракет на просп. Александра Поля. Последняя инициатива кураторов Space Hub — хакатон* Home Box в рамках конференции Space Walley («Космическая долина»).

Фантазии с претензией

«Задача хакатона — создать космический дом с возможностью жить на других планетах, — рассказал «2000» управляющий директор Space Hub Максим Ткаченко. — Мы разделили задания на три типа: горячие планеты, на которых необходимо защищаться от избытка энергии, холодные планеты, где надо максимально обогревать дом, и самый ближайший от нас спутник — Луна».

В первый день в работе космического форума приняли участие около сотни человек, в том числе преподаватели городских вузов и представители КБ «Южное», которые вполне серьезно относятся к перспективам освоения Луны и предложили мировому сообществу стать координатором одного из таких проектов — «Лунная деревня». Во времена Союза предприятие было участником советской лунной программы. Так что задание на проектирование команды получили из первых рук — самые что ни на есть реальные.

Далее из числа участников выделилось три команды, до семи человек в каждой. Они поставили перед собой задачу создать жилые модули для обитания на Луне, Марсе и спутнике Нептуна — Тритоне. В каждой команде примерно поровну были представлены студенты-архитекторы из Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры (ПГАСА) и технари из Днепропетровского национального университета (ДНУ) им. Олеся Гончара.

Весьма неожиданный концепт жилого модуля для освоения Луны предложила команда Moonhausе, совместившая дом и транспорт. В их понимании лунным домом оказался луноход, в центре которого разместили сферу-оранжерею — источник кислорода и продуктов питания для обитателей лунного дома. Авторы проекта рассчитывают, что растения, посаженные на внутренней поверхности сферы, будут превосходно расти на освещенной стороне Луны.

Для передвижения дома по поверхности служит моноцикл — гусеничный вид транспорта, который, как считают создатели концепта, сможет легко преодолевать лунный рельеф.

Команда Granum представила не менее оригинальный концепт марсианского жилища.

Марс — одна из наиболее перспективных планет для колонизации. Марсианские сутки на 40 минут дольше земных. Год в два раза дольше земного. Атмосфера хотя и намного более разреженная, чем земная, все же позволяет посадить на поверхность космические аппараты.

Ключевым обстоятельством, повлиявшим на условия проектирования Granum, стал перепад температур — от 20 градусов летом до минус 120 зимой. Еще одна проблема, которую необходимо учитывать, — пылевые бури. Они хотя и не столь разрушительны для будущего марсианского модуля, но могут доставить немалые неприятности.

«Мы обратились к природе и обнаружили там феномен зерна, которое при понижении температуры само закапывается глубже в землю. Почему так происходит, никто не знает. Но мы решили использовать эту функцию в нашем космическом доме.

Модуль имеет зернообразную форму, с возможностью погружения в грунт, что помогает защититься от внешних опасных факторов — пылевых бурь, метеоритных дождей, перепадов температур и солнечной радиации», — рассказала «2000» студентка 4-го курса ПГАСА Дарья Бухно.

Марсианский дом разделен на три уровня. На первом в целях экономии совмещены рабочая зона и зона отдыха. Эта площадка будет ориентироваться на Солнце, стараясь получить максимальное количество энергии светила.

Второй уровень — это шлюз, служащий для выхода на поверхность и возвращения в убежище. Там происходит обеззараживание скафандра и располагается душевая. На этом же уровне студенты разместили столовую и помещение для хранения инструментов.

Третий уровень — место для хранения оборудования и еще один шлюз для выхода на поверхность.

Сплав физиков и лириков

Но самый необычный концепт космического дома удалось придумать команде Amorphus, получившей задание освоиться на Тритоне.

«Тритон — это планетоид, спутник планеты Нептун, которая является самой далекой в Солнечной системе. Средняя температура там 235 градусов ниже Цельсия. Поверхность покрыта слоем азотного и обычного льда. Последнего намного меньше. Под толстой коркой льда — океан из жидкого азота с водой. В общем, условия для исследователей будут очень жесткими», — предупреждает студент ДНУ Дмитрий Савченко.

Концепт исследовательского модуля, предложенный Amorphus, представляет собой аморфное каплевидное тело из ферромагнитной жидкости, управляемое изменением магнитного поля и способное подстраиваться под рельеф и природные условия, в которые попадает.

Внутри — индивидуальный жилой модуль площадью 5 кв. м, рассчитанный на одного космонавта.

Ферромагнитные жидкости на Земле еще не нашли применения. Пока проводятся эксперименты с созданием кристаллических решеток различного свойства. Но в перспективе такие системы могли бы использоваться не только на Тритоне, но и на других планетах с очень сложными условиями для жизни.

Для энергообеспечения таких модулей, очевидно, понадобится автономный ядерный реактор. Но Дмитрий уверен, что на таких планетах, как Тритон, в перспективе можно будет получать энергию в больших количествах благодаря явлению сверхпроводимости.

Преподаватель физико-технического факультета ДНУ, подготовившего десятки тысяч разработчиков космической техники, Владимир Стеценко выступал в роли ментора (куратора) команды Amorphus и рассказал, что идеи для концепта участники игры получили, используя элементы креативной стратегии Уолта Диснея и системы «ТРИЗ» («теории решения изобретательских задач»). В данном случае стояла задача «сделать жидкое твердым».

«В вузах сейчас много студентов, которые приходят учиться только ради диплома. А здесь люди целенаправленно хотят заниматься техническим творчеством и получить обратную связь — применить знания, которые они получают в вузе. После таких мероприятий появляется уверенность, что из этих ребят могут вырасти хорошие конструкторы и успешные бизнесмены», — утверждает г-н Стеценко.

Архитектор Александр Денисенко, приглашенный на мероприятие как ментор и куратор архитектурного направления, считает, что его участники получили огромный плюс. Ведь проектирование в космосе выставляет множество профессиональных ограничений. Подыскать аналогичные или похожие объекты на Земле очень сложно или вообще невозможно.

В педагогическом плане ценность мероприятия — возможность собрать команду физиков и лириков, участники которой удачно дополняют друг друга.

«Физтеховец отлично знает физические условия или законы, которых в силу своего образования не знает архитектор. Но в то же время физики жестко плавают в теме формообразования, а предлагаемые ими модели могут проигрывать с точки зрения человеческих и социальных потребностей.

Коворкинги же и хаб-центры (популярные сегодня формы организации рабочего пространства, когда оборудованные офисные места сдаются в аренду всем желающим) позволяют людям различных специальностей кооперироваться и взаимообогащаться знаниями», — уверяет Денисенко.

Именно на таких рабочих площадках встречаются творчески мыслящие люди разных специальностей, которые в обычной жизни, наверное, никогда бы не встретились, и рождаются сотни успешных проектов.

Днепр в коворкинговом движении старается не отставать от Киева или Львова, а имея развитые ракетостроительные традиции и солидный опыт проектирования космических аппаратов, делает космические технологии своей изюминкой и узнаваемым элементом городского бренда.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка