Низкокалорийное будущее

№16v(744) 1 — 7 мая 2015 г. 30 Апреля 2015 1 3.4

За непосильные платежки, которые придут в этом году, спросить надо в первую очередь не с Порошенко, а с Кравчука

Это очень странный социологический феномен: большинство украинцев, похоже, до сих пор относятся к многократному и неизбежному росту тарифов на все виды энергоносителей по принципу «авось пронесет».
Предварительные прикидки показывают, что новый отопительный сезон заставит выложить из своего кармана просто астрономические суммы по сравнению с привычными – поэтому население, воспитанное десятилетиями политического популизма, надеется, что власть «передумает». Та бы и рада – но больше не способна.

Хотя перечень бед как в энергетике, так и в ЖКХ у нас впечатляющий и объемный, две из фундаментальных все еще нерешенных проблем — газ и энергоэффективность.

Без большого преувеличения можно сказать, что практически вся система отечественного «коммунального» энергоснабжения была монотопливной, ориентированной на газ. Зависимость от одного вида энергоносителя стала и экономической, и политической бедой страны. При этом сегодня, наблюдая падение цен на нефть, некоторые совершенно неверно ожидают и удешевления газа — что неоправданно. Газ, увы, в долгосрочной перспективе будет только дорожать.

Так, эксперты Shell уверяют, что рост цен продолжится еще как минимум два десятилетия — из-за увеличения спроса. На недавно завершившейся в США международной энергетической конференции IHS Ceraweek Энди Броун, директор по международным проектам Royal Dutch Shell, сделал прогноз, что спрос на газ увеличится на 50% к 2040 г., а на сжиженный — на 100% к 2025-му.

Самый логичный шаг — переход на местное энергетическое сырье, что и сделали многие развитые страны. На этот путь с большим опозданием пытается свернуть и Украина, стимулируя даже частный сектор покупать отопительные котлы, работающие на твердом топливе — дровах, пеллетах и т. д. Для многих потребителей, возможно, является неожиданностью, что в стране работает госпрограмма компенсации кредитов на покупку таких котлов: вы можете получить до 20% компенсации тела кредита просто потому, что решили заменить котел у себя на даче или в частном доме (хотя размер возмещения не превышает 5 тыс. грн., для многих это неплохое подспорье — тем более что по данной программе работает, например, «Ощадбанк», у которого имеются отделения практически везде, а документальное сопровождение сделки очень щадящее).

Но на этом пути есть одна ловушка.

Василий СТЕПАНЕНКО, директор энергосервисной компании «Экологические системы»:

«Сегодня, копируя западный опыт, важно не повторять ошибок. Польша, например, когда начинала энергоэффективную модернизацию, первые деньги вложила в модернизацию ТЭЦ — около 7 млрд. долл.

Затем взялись за энергоэффективность зданий, заметно снизили потребление. И в результате около 76—78% установленных и модернизированных мощностей котельных Польши уже никому и никогда не будут нужны — нет такого потребления!

Нам очень важно не повторить этой ошибки — ведь мы сейчас с пылом и страстью бросаемся модернизировать котлы. Пока мы еще недалеко зашли, нужно осмотреться и подойти к проблеме комплексно.

Потребление тепла должно и будет неуклонно снижаться — как минимум в три раза.

Мне кажется, наиболее удачный пример модернизации городов и зданий —Швеция. Страна, попав в период первого энергетического кризиса (на рубеже 80-х) в такое же положение, как нынешняя Украина, выработала новую стратегию замещения углеводородных источников местным топливом — и всего за 10 лет ее блестяще реализовала.

Только на тепловых насосах в Швеции было введено 1700 МГВт установленной мощности! Сегодня шведское энергетическое агентство разработало план модернизации всех зданий страны, причем взята за основу цель — «стандарт зеро» (нулевое потребление энергии на отопление).

Украину должна заинтересовать шведская стратегия синхронной модернизации зданий и систем теплоснабжения».

Жжем не по ВВП

В болезненном вопросе грядущих платежек с гигантскими суммами одинаково виноваты все украинские президенты и все составы правительств с момента обретения независимости — популизм по отношению к населению и субсидирование дешевого газа за счет экономики и бюджета вырыли пропасть и для населения, и для экономики, и для бюджета. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на некоторые цифры.

Так, среднестатистическое украинское домохозяйство потребляет примерно в 5 раз больше энергии, чем домохозяйство в Германии — при несопоставимом уровне качества жизни.

Хотя практически все европейские страны столкнулись за последние два-три десятилетия с ростом совокупного энергопотребления бытовых приборов от 50 до 100% (это связано в первую очередь с динамичным ростом количества используемой бытовой техники), энергопотребление в целом там неуклонно падает. Так, в Дании в 2014 г. энергопотребление в стране достигло минимальных за последние 42 года значений — при том, что уровень ВВП страны вырос вдвое.

Показателен пример Польши, стартовавшей примерно c тех же позиций, что и Украина: энергозатраты на единицу ВВП там сегодня в 5—6 раз ниже, чем у нас.

ЕС достиг в деле энергомодернизации впечатляющих успехов и ставит задачу к 2030 г. снизить уровень энергопотребления еще на 30%.

Следует особо отметить, что снижение энергопотребления в Европе отнюдь не всегда шло по пути государственных инвестиций (как этого по привычке ожидает украинский потребитель) — ни один бюджет этого не потянул бы. На самом деле многие проблемы можно решить всего лишь адекватным регулированием правил игры. Самый яркий пример — стандарты энергетических показателей в строительстве.

В Украине многие дома требуют для отопления около 300 кВт·ч/м2 в год. По оптимистическим же оценкам средняя планка удельного потребления колеблется в диапазоне от 180 до 240 кВт·ч/м2.

Уровень, с которого начинала Германия в 1965 г., — 275 кВт·ч/м2. А сегодня в Европе внедряется норматив 15 кВт·ч/м2 (хотя, как уже упоминалось, некоторые страны небезуспешно пытаются вводить и стандарт «пассивных зданий» — не требующих дополнительных источников отопления, кроме бытовых приборов).

Мы, увы, даже по нормам, применяемым в строительстве, отстаем как минимум на полстолетия.

Плати соседу, а не Кремлю

В проблеме повышающихся тарифов есть обнадеживающий нюанс: как показывает опыт той же Европы, высокие цены на энергоносители не обязательно означают тяжелые платежки для потребителя.

Андрей МИЦКАН, заместитель руководителя проекта USAID (Агентство США по международному развитию) «Муниципальная энергетическая реформа в Украине»:

«В вопросе высоких тарифов и энергоэффективности очень показателен пример Словакии. После того как тарифы были приведены к себестоимости, оказалось, что платежки не слишком-то и увеличились. Почему? Уменьшилось энергопотребление за счет энергоэффективных мер. Да, в энергоэффективность людям пришлось вкладывать деньги, но за счет этого они сегодня платят за тепло немного».

Острый вопрос: где брать деньги на модернизацию ЖКХ, если госбюджет катастрофически тощ? Многие эксперты утверждают, что денег более чем достаточно — нужно просто уменьшить привычное популистское субсидирование газа для населения, дав тому же населению и муниципалитетам эти деньги (в виде, например, беспроцентных ссуд или иных форм финансовой помощи) на энергомодернизацию жилища.

Ежегодно около 32—34 млрд. грн. субсидий в виде платы за газ перечисляются России, тогда как если бы вместо дотирования невообразимо высокого и неэффективного потребления газа заметную часть этих средств направить на меры по энергоэффективности, в следующем году газа на эту сумму не нужно было бы покупать. Кроме того, в таком случае деньги остались бы в экономике страны.

Если же государство не выстроит систему, в которой продажа газа по экономически обоснованным тарифам будет сопровождаться мерами по энергосбережению для каждого потребителя, власть столкнется с грандиозными неплатежами.

По оценкам некоторых экономистов, если ситуация будет развиваться с той же динамикой, что и сегодня, неплатежи населения за энергию будут расти начиная с 2016 г. и достигнут максимума — 40—60% — к 2018-му. Российский ученый Иван Башмаков, директор Центра по эффективному использованию энергии, вывел правило: при размере счетов за жилищно-коммунальные услуги свыше 15% среднего дохода платежная дисциплина падает до 65—70%. При этом карательная функция государства не работает — пропускная способность судебной системы оказывается кратно ниже числа должников. Следовательно, задача государства — научить потребителя, как при высоких тарифах получать умеренные счета.

Несчитанные богатства

Впрочем, такая схема — вкладывай в энергоэффективность жилища, и высокие цены на энергию тебя не достанут — работает только тогда, когда расчеты между участниками рынка прозрачны. В Украине же даже наркоторговля, пожалуй, сегодня более открыта, чем рынок энергоносителей.

Татьяна БОЙКО, координатор жилищно-коммунальных программ Гражданской сети ОПОРА, эксперт по вопросам ЖКХ:

«Посмотрите на следующую цифру: только 10% потребителей в многоквартирных домах, оснащенных газовыми плитами, имеют счетчики газа. Сколько потребляют остальные — не знает никто.

Но можно сравнить средний уровень — счетчики показывают, что домохозяйство потребляет примерно в три раза меньше, чем рассчитанная и принятая «советская» норма потребления на готовку.

Благодаря инициативе вице-премьера Владимира Гройсмана в прошлом году Кабмином нормы потребления были уменьшены с 9 до 6 кубометров газа, в этом году нормы благодаря нацрегулятору уменьшили еще до 3 кубов в месяц. Это означает, что при росте тарифов на газ в 7 раз цифра в платежке увеличится для потребителя значительно меньше — раза в три.

Но все же данный пример показывает, что мы не знаем, сколько потребляем газа, если вот так, запросто, можно изменить цифру в три раза в ту или иную сторону. Это же миллиарды кубометров! Куда они исчезали раньше?

В вопросе газового баланса и цены на газ много недоговорок. Например, многие ли знают, что цена отечественного — подчеркну, отечественного, а не российского — газа выросла у нас потому, что депутаты сами обязали поднять ренту до 70%?»

Расчет тарифов по каким-то мифическим «нормам потребления» — беда не только энергетического сектора, это касается практически всех ресурсов и услуг.

Александр Мазурчак, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации городов Украины:

«В Советском Союзе когда-то посчитали, что человек должен потреблять в быту 300 л воды в день. На самом деле мы столько не используем. Для сравнения: в Германии норма в два раза меньше.

В то же время тариф на воду у нас обычно ниже себестоимости, поэтому он дотируется. Казалось бы, логичный шаг: давайте снизим нормы потребления, по которым платят люди, но повысим тарифы на воду — таким образом потребитель, у которого нет счетчика, разницы практически не заметит. Зато можно будет обойтись без дотаций из бюджета.

Но вот вам показательный уровень «государственного мышления» некоторых руководителей. Когда я рассказывал о проблеме Азарову в бытность его премьером, Николай Янович мне ответил на предложение снизить нормы потребления: «Вы что, хотите, чтобы люди меньше воды пили? Я этого не позволю!»

Человек даже не понимал значения терминов».

Но полный уход от гипотетических норм потребления и тотальная оснащенность жилищ приборами учета — не такая простая тема, как кажется. Так, в Украине в эксплуатации около 2,4 млн. газовых плит, которые, как считается, потребляют примерно 0,9 млрд. куб. м газа в год. Но вот чтобы оснастить такие домохозяйства счетчиками, нужно в лучшем случае 8 млрд. грн. — что выглядит нерациональным расходованием средств.

В то же время полноценного учета энергоносителей в стране попросту нет — нельзя ведь считать нормальной ситуацию, когда технологические потери НАК «Нафтогаз» достигают 3,5 млрд. куб. м газа в год — в то время как все бюджетные организации Украины потребляют лишь 1 млрд. куб. м!

Это, пожалуй, самый неприятный для власти вопрос: где баланс украинского газа?

По актуальным данным, в Киеве всего 36% многоквартирных домов имеют счетчики тепла — и это еще замечательный показатель по сравнению с остальной Украиной!

Котельные «Киев-энерго» в столице оснащены счетчиками тепла. Проблема только в том, что жилищно-коммунальная инспекция, которая имела право проверять показатели монополиста, ликвидирована, а другого органа, у которого есть право проводить такие проверки, нет. А между тем существующий тариф рассчитывается по плановым показателям — но сказать, как они соотносятся с фактическими, сегодня никто не может.

Андрей Мицкан: «Первая проблема высоких тарифов — прозрачность. Люди будут платить только тогда, когда понимают, за что они платят и почему.

По предварительным расчетам, у нас около 3 млн. домохозяйств, которые не смогут платить за энергию по справедливым тарифам (соответствующим себестоимости). Такие потребители теоретически будут иметь право на упрощенное получение субсидий.

Но если система работать не будет — это станет социальной катастрофой».

Татьяна Бойко: «Если люди платят за горячую воду, но при этом вынуждены 15 минут спускать ее до приемлемой температуры — то потребители неизбежно будут врать сами, «подкручивать» счетчики, обманывать государство.

Ключевая проблема — потребитель должен влиять на качество услуг. Вот вам последний пример: в прошлом году по молчаливому согласию профильного министерства был принят законопроект №1198, которым, в частности, «Киевэнерго» автоматически сделали исполнителем услуг. В результате в столице на Пасху стояла жаркая погода, и так же на полную катушку жарили батареи. Представители ОСМД и жэков, жильцы домов не могли перекрыть краны в теплопунктах — ключи забрал «Киевэнерго».

Люди должны иметь право сами решать, кто у них будет исполнителем услуг!»

Наведение порядка на рынке ЖКХ невозможно без четкой и откровенной информационной кампании. Любому начальнику жэка или районному чиновнику из управления по проблемам ЖКХ давно очевидно, что государство не планирует капитальных вложений в модернизацию городов — это просто невозможно, таких ресурсов не существует.

Но при этом власть пользуется устаревшими, нерабочими финансовыми схемами, парализующими инициативу на местах, и совсем не пытается развеивать у наивных потребителей ложное впечатление, что проблемы текущих крыш и обшарпанных подъездов можно решить, с полгода пообивав пороги в приемной мэра, а не организовав эффективную работу своего же ОСМД.

Но здесь есть и обратная сторона медали — попытка изобразить «современный подход», взвалив все проблемы на собственников жилья, отнюдь не является современной. Как показывает пример ведущих стран, эффективное энергосбережение достигается в основном не за счет малозатратных отдельных мероприятий по некоторым зданиям (хотя и они нужны). Настоящий эффект дают лишь комплексные проекты термомодернизации для целых городов. А с комплексными проектами у нас беда, какой бы конкретной задачи в данной сфере они ни касались.

Василий СТЕПАНЕНКО: «МинЖКХ разрабатывало схемы теплоснабжения для 420 городов Украины. Для 240 городов схема была разработана, экспертиза приняла 150 схем. Но ни одна схема не была профинансирована! Государство бросило города в поход за новым теплоснабжением, но позабыло выдать деньги.

Централизованное теплоснабжение терпит катастрофу. В 1990 г. системы централизованного теплоснабжения Украины потребляли 15,2 млрд. куб. м природного газа. Децентрализованный сектор — вместе с газовыми плитами — 8 млрд. куб. м.

Сегодня 15,5 млрд. куб. м потребляет децентрализованное теплоснабжение и от 7 до 9 млрд. (в зависимости от года) — централизованное. Что это означает на деле?

Чтобы проиллюстрировать катастрофу, можно взглянуть на ситуацию с горячей водой: она (централизованного приготовления) осталась всего в 30 украинских городах из 420. 230 городов эту воду потеряли. А ведь горячая вода составляла 40% дохода соответствующих коммунальных предприятий.

Если теплоэнергетики сегодня не станут выстраивать новую экономику, их — вследствие снижения энергопотребления — ждет очередной серьезный удар.

Задачи Украины на ближайшее время просты: снизить потребность в тепле в 4 раза, в электроэнергии — в 3 раза, себестоимость приготовления горячей воды — в 3 раза, уменьшить платежи бюджетов всех уровней за энергоносители в 6 раз и заместить природный газ местными видами топлива.

Эта задача технически выполнима и требует для реализации в полном объеме от 6 до 10 лет».

Комплексная термомодернизация страны может стать локомотивом экономики — преимущественно в секторе среднего и малого бизнеса. Но основная преграда на пути этой модернизации — политическая и управленческая. Если власть решит, что выгоднее обещать подданным несбыточную и всегда недостаточную социальную помощь, вместо того чтобы направлять денежные потоки и организовывать работу в реальном секторе, — Украину ждет тяжелый комплексный кризис. Чтобы его избежать, времени почти не осталось — страшные платежки уже печатаются.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Лунная деревня. Марс мне — дом родной

В Днепре стараются не отставать от последних тенденций освоения космоса

Дурная кровь

ВОЗ настаивает, чтобы к 2020 г. все доноры были добровольными и безоплатными.У нас таких...

Киевское водохранилище: Лучше зарыблять, чем...

21 ноября в Киевское водохранилище было выпущено более 100 тыс. мальков растительноядных...

Клубника, пчелы и кролики

«Иностранные специалисты постоянно пытаются уйти от ответственности. То у нас...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Александр Пашин
04 Мая 2015, Александр Пашин

При моем беспредельном уважении к таким уважаемым институтам, как USAID или ОПОРА, не потрудится ли автор и цитируемые им эксперты, представляющие эти авторитетнейшие в деле реформирования постсоветских экономик структуры прояснить для меня, дилетанта, пару нюансов.
Энергоэффективность зданий, снижение теплопотерь, пример Швеции в качестве образца «стратегии синхронной модернизации зданий и систем теплоснабжения»- браво, великолепно. Но как быть с таким критерием, как различия в структуре жилого фонда? В скандинавском королевстве доля многоквартирных домов в упомянутой структуре составляет жалкие 9,2%. А отдельные дома для одной семьи- почти 70% (точнее-67,5%) . А в наших палестинах структура жилого фонда не просто другая-она диаметрально противоположная: 62,3 %-это многоквартирные дома. Не потрудится ли автор прояснить инженерные и экономические аспекты перевода котельных микрорайонов, застроенных панельными девятиэтажками, на «дрова и пеллеты»?
«...среднестатистическое украинское домохозяйство потребляет примерно в 5 раз больше энергии, чем домохозяйство в Германии»- я не знаю, способен ли автор перепутать Анталию с Антарктидой, но вот существует официальный сайт Росгидромета, где в открытом доступе можно просмотреть данные метеорологической статистики за крайние 50 лет. Среднее значение температуры воздуха в январе для города Берлин- ноль градусов Цельсия. Аналогичное значение для города Киев- минус пять градусов. А для Луганска- минус шесть. Разница- как раз в пять-шесть раз. И это не моментальный срез-это объективная тенденция, отражающая географическую и климатическую различность территорий. И-внимание!-на том же ресурсе наблюдаем среднюю январскую температуру для Стокгольма- минус два! Стало быть, зима в суровой северной Швеции ровно в два с половиной раза теплее, чем в благодатной Украине. Не знаю, как у автора материала и привлеченных экспертов с экономикой, но с географией- беда.
И в заключение- пару слов о нормах потребления. Эксперт господин Мазурчак недоумевает, чем были обоснованы советские нормы. Смею думать, качеством жизни, проистекающим из определения «благоустроенное жилье». И пересмотр упомянутых норм в сторону уменьшения есть директивное снижение этого самого качества жизни. И зачем, собственно, мудрствовать лукаво- давно назрела необходимость нормирования потребления, к примеру, горячей воды, на уровне, обеспечивающем принятие ванны раз в месяц. Или в год. И вообще, грязь толщиной больше сантиметра отваливается сама.

- 7 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка