Новая модель железной дороги

№23v(751) 19 — 25 июня 2015 г. 19 Июня 2015 1

Новый законопроект должен развести коммерчески выгодные железнодорожные направления и убыточные
Новый законопроект должен развести коммерчески выгодные железнодорожные направления и убыточные

Подготовлен очередной проект закона «О железнодорожном транспорте». Документ, который в Министерстве инфраструктуры называют чуть ли не революционным, на самом деле вряд ли кардинально изменит к лучшему состояние отечественной железнодорожной отрасли.

На презентации законопроекта (для этого в пресс-центре Кабинета Министров был созван целый брифинг) подчеркивалось, что к его написанию на этот раз подошли очень серьезно.

В его разработке приняли участие ведущие специалисты Министерства инфраструктуры и «Укрзалiзницi», проект закона обсуждался с представителями железнодорожных профсоюзов и Федерацией работодателей транспорта. Но главное — при создании документа были задействованы европейские эксперты проекта Twinning*.

Раздувание штатов

По замыслу его создателей, новый законопроект призван решить ряд проблем, назревших в отрасли за десятки лет недоинвестирования (какое, однако, красивое слово), и стать новой страницей в истории железнодорожного транспорта.

Андрей Пивоварский рассказывает, что сейчас 80% основных фондов отрасли находятся в изношенном состоянии
Андрей Пивоварский рассказывает, что сейчас 80% основных фондов отрасли находятся в изношенном состоянии

— На протяжении всех лет независимости железная дорога была лишена должного финансирования. В сочетании с неэффективным управлением, постоянным субсидированием перевозок льготников, а также коррупцией на разных уровнях это привело к износу более 80% основных фондов отрасли, — заявил министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.

По его справедливым словам, работа «Укрзалiзницi» в том виде, который она имеет сейчас, неэффективна, а новый проект закона полностью изменит подход к организации железнодорожных перевозок.

— Мы планируем обеспечить конкурентный рынок для операторов железнодорожного транспорта, повысить инвестиционную привлекательность таких предприятий и улучшить качество транспортных услуг для пассажиров, — заверил министр.

Итак, что предполагается.

Во-первых, появится новая модель госуправления железнодорожным транспортом. За Министерством инфраструктуры останутся функции разработки законов и подзаконных актов. «Укрзалiзниця» будет государственным оператором железнодорожного транспорта, ее задача — руководить всей инфраструктурой общего пользования. (Это железнодорожные станции и пути, контактные сети, системы управления движением и т. д.)

Но при этом появятся новые структуры. Государственное агентство железнодорожного транспорта будет реализовывать госполитику в отрасли, контролировать равноправный доступ к инфраструктуре, регистрировать и координировать деятельность перевозчиков.

Госнадзор за безопасностью движения станет осуществлять Государственный орган по безопасности на транспорте. И еще появится отдельная комиссия, которая будет заниматься независимым расследованием аварий на железной дороге.

Одним словом, в то время, когда в стране много и справедливо говорится о необходимости уменьшения чиновничьего аппарата, о дерегуляции, проект закона «О железнодорожном транспорте» предполагает появление новых структур, которые еще и будут дублировать друг друга.

Открытие рынка

80% основных фондов отрасли находятся в изношенном состоянииНесомненный плюс законопроекта — это то, что он предусматривает обеспечение равного доступа к инфраструктуре для всех участников рынка, и впоследствии — открытие рынка железнодорожных перевозок для частных локомотивов.

Это действительно революционный момент — допуск на рынок перевозчиков-бизнесменов. Правда, когда это может произойти, не уточняется. Государственной железной дороге это вряд ли выгодно: частники наверняка будут ездить только по самым выгодным маршрутам, оставляя бывших монополистов без заработка.

Однако министр инфраструктуры заверил, что другого выхода все равно нет.

— Это путь к кардинальному улучшению ситуации с подвижным составом, — сказал он. Ни государство, ни «Укрзалiзниця» в среднесрочной перспективе не имеют средств для существенного обновления парка. Появление частных перевозчиков, которые будут инвестировать в новые локомотивы и вагоны, поможет ускорить этот процесс.

Еще одним новшеством, предложенным в законопроекте, является новый подход к тарифообразованию на железнодорожном транспорте.

Если раньше было совершенно непонятно, почему цена билета такая, а не этакая, и из чего складывается тариф, то теперь он должен иметь три четкие составляющие: инфраструктурную, вагонную и локомотивную.

В инфраструктурную составляющую будет включена инвестиционная часть. (Какая именно — тоже неясно.) По замыслу разработчиков законопроекта средства, собранные на инфраструктуру, будут тратить на ее содержание, а остальное станут направлять на развитие. То есть на финансирование определенных инвестиционных проектов.

— Таким образом, контролировать целевое использование средств на восстановление инфраструктуры и обновление подвижного состава будет проще, — сказал Андрей Пивоварский. — Для пассажиров это означает повышение качества услуг и безопасности пользования железнодорожным транспортом.

Предполагается, что размер инфраструктурной составляющей тарифа будет регулируемым и одинаковым для всех игроков рынка, а регулировать тариф будет еще одна новая структура — Национальная комиссия по регулированию транспорта (НКРТ).

Проект закона предусматривает и новый подход к организации перевозок пассажиров: вводится понятие заказов и договоров на социальные перевозки.

— Известно, что есть коммерчески выгодные направления и социальные, то есть такие, которые являются убыточными для «Укрзалiзницi». Сегодня эти убытки лежат на плечах предприятия, и это неправильно. Если существует необходимость запустить социальный маршрут, то затраты на его работу должно компенсировать или государство, или власти определенного региона — в зависимости от того, кто является заказчиком.

Государство в государстве

Открытие рынка железнодорожных перевозок для частных локомотивов должно заметно обновить подвижной состав
Открытие рынка железнодорожных перевозок для частных локомотивов должно заметно обновить подвижной состав

Законопроект «О железнодорожном транспорте», этого никто не скрывает, разработан согласно директивам Евросоюза. Среди них основные — это создание конкурентного рынка перевозчиков как в грузовом, так и в пассажирском сегментах, государственный контроль за равноправным доступом к инфраструктуре.

— Мы имплементировали европейские директивы в этот закон — это наше обязательство. Некоторые директивы в ряде европейских стран сейчас пытаются оспорить, потому что это может быть не совсем выгодно для железнодорожников, но мы взяли на себя такие обязательства, подписывая ассоциацию с ЕС, — признал Андрей Пивоварский.

Наверное, именно потому, что разработчики так торопились выполнять указания Евросоюза, документ трудно назвать идеальным.

— Эти проекты законов «О железнодорожном транспорте» клепают один за другим лет, наверное, десять, — говорит эксперт по транспорту общественной кампании по мониторингу соответствия Украины евростандартам «Европатруль» Вячеслав Коновалов. — И не могут определиться в главном. Необходима корпоратизация, создание на базе «Укрзалiзницi» открытого акционерного общества, где 100% акций принадлежит государству. Госадминистрация железнодорожного транспорта Украины сама собой управляет и себя же контролирует. Это неправильно. Надо разделить грузовые и пассажирские перевозки, реально допустить частников к локомотивной тяге.

Вячеслав Коновалов уверяет, что пока «Укрзалiзниця» не перестанет быть государством в государстве, ничего не изменится
Вячеслав Коновалов уверяет, что пока «Укрзалiзниця» не перестанет быть государством в государстве, ничего не изменится

— Но это в законопроекте уже прописано... Какой главный минус вы видите в данном документе?

— Не решена проблема социальной составляющей. «Укрзалiзниця» — это до сих пор государство в государстве. У них собственные школы, детские сады, строительные организации, медицинские учреждения. Ну зачем им родильный дом?! Свое ведомственное жилье, свои пенсионеры... Администрация железнодорожного транспорта плачется, что они убыточные, но вся эта социалка тянет на несколько миллиардов гривен в год. Естественно, это отражается на тарифах, на билетах. Кстати, интересный момент. Были уже случаи, когда «Укрзалiзниця» свои больницы хотела передать на баланс городов, где они находятся. Так не берут! Там такое оборудование, что местные бюджеты его обслуживание просто не потянут.

— Что вы можете сказать о создании новых департаментов, агентств и комиссий?

— Образование Национальной комиссии по регулированию транспорта, которая занимается не только железной дорогой, но и всеми видами транспорта, давно назрело. Еще лет 15 назад было прописано о ее создании, но все время этот вопрос саботировался: «да мы лучше нужные нам тарифы сами через Кабмин протолкнем, зачем нам государственный орган?»

Активные попытки создать НКРТ предпринимались в 2012—2013 гг., но затея тоже успехом не увенчалась. А в прошлом году, в ноябре, новая власть сказала — надо. Тема создания Нацкомиссии по регулированию транспорта даже была включена в коалиционное соглашение. Вот они опять и проснулись.

Госагентство железнодорожного транспорта по сути существует. Только оно сейчас называется Государственный департамент (его задача — создание нормативов, правил перевозок) и фактически не работает. Так что переименуют и вдохнут новую жизнь.

Насчет Государственных агентств по безопасности — это действительно необходимо. Кстати, в Евросоюзе четыре разных агентства. Одно отвечает за безопасность пассажирских перевозок, другое — грузовых, и что-то там еще, сейчас не помню.

А вот отдельная комиссия, которая станет заниматься независимым расследованием аварий на железной дороге, — это, конечно, перебор, чистое дублирование функций. У нас, кстати, аналогичная ситуация в авиационном транспорте — есть Инспекция по безопасности полетов и одновременно — Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий.

— Насчет разделения тарифов на составляющие — это правильная идея?

— Безусловно, да. О необходимости этого говорилось давно, ведь в едином тарифе столько теневых, коррупционных составляющих. Туда что угодно можно спрятать. Вот пример — киевская городская электричка. Когда курс был 8 грн. за доллар, говорили — ежедневные траты составляют 95 тыс. грн., дело убыточное. Но ежедневно на уборку платформ тратилось 2,5 тыс. грн. Да я сам лучше все брошу и пойду платформы мести.

То, что тариф предложено разбить только на три составляющих, я считаю, недостаточно. Вот, к примеру, вопрос: помывка вагона — она в какой составляющей учитывается?

Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский ожидает, что законопроект «О железнодорожном транспорте» будет передан на рассмотрение парламента к октябрю этого года. То есть, через четыре месяца. Это может означать только одно — закон сырой и требует серьезной доработки. А июньская презентация была для Евросоюза: мол, вы просили — мы сделали.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Лунная деревня. Марс мне — дом родной

В Днепре стараются не отставать от последних тенденций освоения космоса

Дурная кровь

ВОЗ настаивает, чтобы к 2020 г. все доноры были добровольными и безоплатными.У нас таких...

Киевское водохранилище: Лучше зарыблять, чем...

21 ноября в Киевское водохранилище было выпущено более 100 тыс. мальков растительноядных...

Клубника, пчелы и кролики

«Иностранные специалисты постоянно пытаются уйти от ответственности. То у нас...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка