Интеллектуальная собственность на Ан-132 отныне у саудовской монархии

№21–22(739) 11 – 17 сентября 2015 г. 09 Сентября 2015 3.7

На государственном предприятии «Антонов» завершился этап эскизного проектирования нового легкого многоцелевого транспортного самолета Ан-132. Конструкторское бюро лидера отечественного авиастроения уже передало первые чертежи в службы опытного и серийного производства.

По графику самолет-демонстратор (первый летный экземпляр) должен быть построен через полтора года, после чего он улетит в Королевство Саудовская Аравия — именно это богатое и влиятельное государство не только Ближнего Востока, но и мира заинтересовалось созданием для себя нового самолета.

Королевский летающий объект

Новейший Ан-132 останется без российских запчастей
Новейший Ан-132 останется без российских запчастей

Напомним, что программа по Ан-132 стартовала в апреле 2015 г. подписанием контракта между ГП «Антонов» и KACST (King Abdulaziz City for Science and Technology) — Центром научных исследований и технологий имени короля Абдулазиза.

Согласно контракту разработчик должен поднять новый самолет в воздух и провести начальный этап испытаний, обеспечивающий возможность перелета Ан-132 в Саудовскую Аравию для демонстрации.

Задача второй стороны — организация серии презентационных полетов с целью показать потенциальным заказчикам возможности новой разработки «Антонова» в различных географических и климатических условиях. По результатам этой промо-акции планируется подписать новый контракт, предусматривающий проведение сертификации и запуск самолета в серийное производство.

16 июня на авиасалоне «Ле Бурже-2015» состоялась рабочая встреча по реализации программы легкого транспортного самолета Ан-132 в части его оснащения двигателями и оборудованием. В ней приняли участие представители ГП «Антонов» и KACST, а также компаний PrattWhitney Canada и GE Aviation (авиационное подразделение компании General Electric).

Было решено, что на Ан-132 будут установлены двигатели производства PrattWhitney Canada PW150, с шестилопастными винтами R408 фирмы Dowty Propellers, системы жизнеобеспечения производства компании Liebherr и современный комплекс авионики от Honeywell. Ничего российского в новом самолете не предусматривается.

В ходе работы авиасалона «Ле Бурже-2015» также было подписано соглашение о постройке в Саудовской Аравии нового авиационного завода. Предполагается, что он будет оснащен самым современным оборудованием, позволяющим воплотить в жизнь новейшие авиационные технологии, а первым самолетом, постройку которого планируется освоить на предприятии, станет новый транспортный самолет разработки ГП «Антонов».

Начавшая реализовываться программа по Ан-132 позволила руководству украинского авиагиганта отрапортовать, что в условиях приостановки сотрудничества с северным соседом такие сложные задачи, как импортозамещение, поиск новых партнеров и переориентация производства, успешно решаются.

Михаил Гвоздев радуется, что решил проблему импортозамещения, нашел новых партнеров и переориентировал производство // IPRESS.UA

— Одно из главнейших заданий сегодня — расширение международного сотрудничества, импортозамещение оборудования и комплектующих для самолетов. Уже сейчас имеем значительные результаты. Проведено большое количество встреч и переговоров с мировыми лидерами авиации, — заявил и. о. президента-генерального конструктора ГП «Антонов» Михаил Гвоздев.

Каким предполагается дальнейшее сотрудничество «Антонова» и Центра научных исследований и технологий имени короля Абдулазиза после того, как в Саудовской Аравии начнется производство Ан-132, я поинтересовался у руководителя пресс-службы предприятия Ирины Докучаевой.

— Все комментарии — только по официальному запросу, — вежливо ответила мне Ирина Александровна. — Смотрите информацию в открытых источниках.

— Открытые источники утверждают, что права интеллектуальной собственности на новый самолет будут принадлежать Саудовской Аравии. Это правда?

— Я не уполномочена отвечать на такие вопросы.

По стопам Индии

Вячеслав Коновалов уверяет, что в производстве Ан-132 нет ничего плохого – мы будем получать солидное роялти

— Действительно, права интеллектуальной собственности на Ан-132 будут принадлежать Саудовской Аравии, — говорит Вячеслав Коновалов, эксперт по транспорту общественной кампании по мониторингу соответствия Украины евростандартам «Европатруль». — Но ничего ужасного я в этом не вижу. «Антонов» будет получать роялти за каждый собранный в королевстве самолет, при этом 80% узлов и агрегатов будут отечественные. Правда, 80% стоимости составляет «начинка», которая приходится на оставшиеся двадцать процентов, но тут уж ничего не поделаешь — нет у нас подобной «начинки».

— Как вы думаете, отказ от сотрудничества с Россией в рамках нового проекта — это исключительно политический шаг?

— Да нет здесь никакой политики. Дело в том, что все комплектующие для самолетов, которые производятся на Западе, должны быть сертифицированы. А в России другие стандарты; их двигатели, прочее оборудование просто-напросто не соответствуют западным сертификатам. Так что это совершенно вынужденное импортозамещение.

Как рассказывает Вячеслав Коновалов, вот уже лет пять, как Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия мечтают развивать собственный авиакосмический комплекс и ищут подходящих партнеров.

— Турция с Украиной предварительно уже договорились по ракетам, там в проекте должен быть задействован «Южмаш». А вот Саудовская Аравия, как видим, опередила Турцию в области самолетов, — говорит эксперт. — Не так давно индусы решили модернизировать 105 самолетов Ан-32. На «Антонове» модернизировали 35 штук, а остальное будет осуществляться на заводе в Индии. Тут Саудовская Аравия увидела, что есть у соседа и соперника по региону, и спохватилась — «хотим такие же, но только лучше».

Надо отметить, что новый легкий многоцелевой транспортный Ан-132 — это не что иное, как модернизация старого доброго Ан-32. Доработка базовой модели с целью улучшения характеристик в части полезной нагрузки, дальности полета и взлетных параметров.

Модернизация также включает доработку кабины экипажа с использованием комплексных современных навигационных приборов, что позволит экипажу выполнять более сложные задачи.

Кстати, сам Ан-32 — это улучшенный вариант Ан-26. Началось все с того, что в начале 70-х Индии потребовался новый транспортный самолет. Состоялся конкурс, в котором участвовали Италия, Канада и СССР. Авиационный научно-технический комплекс им. О. К. Антонова предложил Ан-26, но индийцев обеспокоила неприспособленность самолета к условиям высокогорья. Тогда киевляне установили более мощную силовую установку, и дело пошло.

Первый полет военно-транспортный многоцелевой самолет Ан-32, который производил киевский авиационный завод «Авиант», совершил 9 июля 1976 г., эксплуатироваться начал в 1984-м. Он показал себя прекрасно — летал и летает в самых разных климатических условиях (в том числе и при жаре до 50°C), садился и взлетал на высокогорных аэродромах (до 4500 метров) со сложными подходами. Кстати, Ан-32 стал первым советским самолетом, который разрабатывался специально на экспорт.

Экипаж Ан-32 составляет 3—4 человека, он может вмещать или 50 солдат, или 42 десантников, или 24 раненых на носилках. Грузоподъемность — 6,7 т. Размах крыла — 29,2 метра, крейсерская скорость — 530 км/час, высота полета — 8000 м, практическая дальность — 800 км. Насчет Ан-132 уже сейчас известно, что он сможет перевозить грузы массой до 10 т. Насчет дальности полета — она тоже будет более дальней: все-таки современные мощные двигатели.

По собственным оценкам ГП «Антонов», потребность рынка в самолетах типа Ан-132 на ближайшие 20 лет составляет около 900 единиц. Согласно предварительному мнению экспертов, не работающих на предприятии, таких самолетов рынок потребует не более 300.

Последнее, скорее всего, ближе к истине. В настоящее время эксплуатируется 299 самолетов Ан-32. В Азии — в Индии (там их более 100), Афганистане, Бангладеш, Монголии и Шри-Ланке. В Африке — в Анголе, Ливии, Сан-Томе и Принсипи, Танзании, Экваториальной Гвинее и Эфиопии. В Америке — на Кубе, в Колумбии, Мексике, Перу, Пуэрто-Рико и США. В Европе — в Армении, России, Украине и Хорватии. Кстати, только в РФ, Ливии и США Ан-32 используется исключительно в гражданской авиации. В остальных странах самолет используется и по первоначальному назначению — как военный транспортник.

Всего же самолетов Ан-32 было выпущено 361 (и поэтому говорить о том, что модернизированных машин потребуется в три раза больше, нерезонно). Надо отметить, что за все годы разбились, были сбиты и повреждены до степени списания 62 машины. В основном — разбились и были сбиты. Надежную технику делают у нас на «Антонове».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Лунная деревня. Марс мне — дом родной

В Днепре стараются не отставать от последних тенденций освоения космоса

Дурная кровь

ВОЗ настаивает, чтобы к 2020 г. все доноры были добровольными и безоплатными.У нас таких...

Киевское водохранилище: Лучше зарыблять, чем...

21 ноября в Киевское водохранилище было выпущено более 100 тыс. мальков растительноядных...

Клубника, пчелы и кролики

«Иностранные специалисты постоянно пытаются уйти от ответственности. То у нас...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка