О Ломе и Врунгеле замолвите слово

№8(761) 26 февраля — 3 марта 2016 г. 24 Февраля 2016 4

В «2000» №7(760) от 19—25 февраля 2016 г. опубликована статья Ярослава Дмитренко «Депутат Врунгель и его помощник Лом». В ней журналист акцентирует внимание граждан на беспрецедентной истерии, развязанной в СМИ и обращениях в высшие органы государственной власти «экспертами» и отдельными «непредвзятыми» общественными организациями, о якобы катастрофической опасности для металлургии увеличения и даже сохранения на уровне 2015 г. объемов экспорта лома черных металлов.

В арсенале лоббистов сокращения экспортных поставок металлолома — сфальсифицированные данные о показателях функционирования сталеплавильной и ломозаготавливающей подотраслей металлургии, непрофессиональные суждения, содержащие примитивные ошибки результаты «расчетов», откровенная дезинформация о будто бы дефиците металлолома в государстве, мифы об отрицательном влиянии его экспорта на экономику страны.

Ежедневное зомбирование такими утверждениями руководителей государства и его граждан предполагает, что во время политического кризиса никто в органах власти не станет разбираться в сути оглашаемой «патриотами» ложной тревоги за судьбу металлургии. В итоге создаваемая «информационная пурга» и манипуляции общественным мнением в сочетании с другими стимуляторами окажут нужное воздействие на принимающих решения чиновников. В этих условиях возникает крайняя необходимость опровержения генерируемых «экспертами» мифов.

Миф №1: об увеличении потребности отечественных предприятий в металлоломе. В 2015 г. в Украине выплавлено 23 млн. т стали. Статистика свидетельствует, что для производства определенного количества стали необходимо 12—13% привозного металлолома. Подчеркиваем — привозного. Оборотный лом, который образуется непосредственно на металлургических заводах и там же используется для выплавки стали, в макроэкономическом анализе не учитывается. Для выплавки 23 млн. т стали в 2015-м было израсходовано около 3 млн. т привозного лома черных металлов.

В ближайшей и среднесрочний перспективе создание новых стале-плавильных мощностей в Украине даже не планируется. Оптимистический прогноз: в 2016 г. будет выплавлено стали примерно столько же, как в 2015-м, т. е. около 23 млн. т. Потребность внутреннего рынка в металлоломе в 2016 г. не возрастет и составляет те же 3 млн. т. При этом для переработки большего количества металлолома наша металлургия не имеет свободных сталеплавильных мощностей. А прогнозы «экспертов», что производство стали в 2016 г. составит 29,6 млн. т, — неприкрытая дезинформация.

Необходимо также отметить, что крупные комбинаты, определяющие лицо металлургии страны, построены по принципу полного цикла: руда плюс кокс — чугун — сталь — прокат. Основное сырье для них — железная руда, а не металлолом. В условиях резкого спада на мировых рынках цен на железную руду снижается себестоимость чугуна, а значит, и стали. По изложенным причинам лом черных металлов не является «стратегическим сырьем» для украинской металлургии и промышленности в целом.

Миф №2: слабая заготовка лома черных металлов не обеспечивает потребности внутреннего рынка и не позволяет увеличить объемы его экспорта. В 1999—2000 гг. Украина заготовляла около 11 млн. т и экспортировала 5 млн. т лома черных металлов. В период с 2000-го по 2013 г. объемы экспорта металлолома искусственно сокращались властью с целью повышения сумм взяток за выдачу разрешений на его экспорт и для снижения закупочных цен на внутреннем рынке, что обогащало олигархические кланы, владеющие металлургическими активами.

В 2013 г. экспорт лома черных металлов был уменьшен до абсурдно низких объемов — 255 тыс. т. Такая политика коррупционеров от предыдущей власти чуть не погубила ломозаготовительную подотрасль металлургии. Однако благодаря реформаторским усилиям министра экономического развития и торговли А. Абромавичуса в 2014 г. экспорт металлолома был увеличен до 1 млн. т, а в 2015-м разрешен на уровне 1,25 млн. т.

Подчеркнем, что объемы заготовки лома черных металлов следуют за объемами потребления его внутренним рынком и экспорта. Возрастает экспорт — увеличиваются сбор и заготовка металлолома. Прямая зависимость. При этом отмеченный в 2015 г. объем заготовки лома черных металлов на уровне 4,5—5 млн. т не предел. А значит, прогнозы «экспертов», что объемы заготовки металлолома в 2016-м сократятся, не обоснованны. Дезинформация.

Миф №3: о дефиците металлолома и «недопоставках» его отечественным производителям стали. В Украине за все время ее независимости дефицита лома черных металлов никогда не было, нет и сейчас. Однако руководители объединения «Металлургпром» заявляют о нехватке этого сырья. Якобы в 2015 г. на внутренний рынок недопоставлено 854,4 тыс. т металлолома. На складах метзаводов в январе 2016-го находилось 105 тыс. т лома, которого хватает предположительно всего на 9 дней работы. Металлурги же хотят иметь 267 тыс. т лома, что соответствует расчетным запасам на 20 суток работы отрасли.

Безусловно, расчетливость и запасливость металлургов можно только приветствовать. Даже при том, что норматив запасов сырья, равный 20 суткам, заимствован из инструкций времен Советского Союза. Однако возникает закономерный вопрос: а почему в 2015 г. металлурги не закупали лом черных металлов путем заключения форвардных контрактов с предоплатой поставок? Почему металлургические предприятия имеют постоянную в несколько сотен миллионов гривен задолженность перед ломозаготовителями за уже поставленную на заводы продукцию? Почему декларируемая металлургами закупочная цена металлолома существенно ниже экспортной? Ведь при одинаковой цене и условиях оплаты металлолома на внутреннем рынке и в портах Украины никто не станет заниматься финансово затратным и сопряженным с рисками экспортом, а отправит сырье на украинские заводы. Это не вызывает сомнения.

Однако на совещании в Министерстве экономического развития и торговли, проведенном с участием ломозаготовительных и металлургических предприятий 18 февраля 2016 г., представитель объединения «Укрмет», крупнейшего поставщика металлолома, заявил, что в феврале ряд комбинатов приостановили прием лома черных металлов.

Более того, термин «недопоставка» предполагает невыполнение поставщиком предусмотренных в контракте объемов поставки продукции в оговоренные сроки. Ни одного примера «недопоставки» заводам лома на совещании приведено не было. А громадные суммы долга металлургов за уже поставленный лом были озвучены.

Миф №4: металлурги Турции, потребляющие импортируемый из Украины металлолом, обладают экономическими преимуществами перед нашими металлургами. Такие утверждения голословны, поскольку не подкреплены конкретными цифрами.

На самом деле украинские электросталеплавильные заводы, использующие в качестве сырья только металлолом, имеют неоспоримые преимущества перед аналогичными турецкими предприятиями. Ведь турецкие металлурги несут дополнительные затраты на приобретение украинского металлолома. Состоят они из таких расходов: перевалка металлолома в порту отгрузки — ориентировочно $16 за тонну, экспортная пошлина 10 евро/т, фрахт судна для перевозки лома в порт Турции — 30—35 $/т, перевалка металлолома в порту Турции — 8—10 $/т, перевозка лома из порта на завод — 5—7 $/т. Суммарно получается 70—80 $/т. При учете коэффициента расхода металлолома на выплавку стали, равного 1,12—1,13, выходит, что дополнительные расходы турецких металлургов на выплавку 1 т стали по сравнению с затратами украинских сталеплавильщиков могут достигать $80—90.

Таким образом, украинские металлурги имеют преимущества в стоимости сырья на заводе по сравнению с турецкими коллегами, которые, несмотря на это, демонстрируют рентабельное производство.

Миф №5: зарубежные потребители металлопродукции гнобят украинских поставщиков. В действительности же ряд государств, например США, были вынуждены для защиты своего внутреннего рынка от продаваемой по заниженным ценам украинской металлопродукции ввести по отношению к Украине антидемпинговые санкции в виде либо ограничений объемов поставок, либо путем ввода таможенных пошлин. Но винить в антидемпинговых санкциях необходимо самих себя и преференции, которые имели украинские металлурги по сравнению с зарубежными производителями и которые позволяли поставлять металлопродукцию на внешние рынки по заниженным ценам.

В этой связи обращаем особое внимание Министерства экономического развития и торговли, что введение каких-либо ограничений экспорта металлолома или поднятие на него экспортной пошлины будет однозначно считаться преференциями для отечественных производителей металлопродукции. И как следствие — весьма вероятно, приведет к новым антидемпинговым санкциям против Украины со стороны государств, куда наша металлопродукция поставляется.

Миф №6: о необходимости «уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке с целью первоочередного обеспечения оборонной промышленности и восстановления объектов инфраструктуры». Этот тезис сформулирован в названии законопроекта №3868, зарегистрированного 02.02.2016 в Верховной Раде представителями Радикальной партии О. Ляшко, В. Галасюком и еще некоторыми народными депутатами.

Об отсутствии дефицита лома черных металлов сказано выше. Остается только добавить, что оборонная промышленность использует для производства своей продукции не металлолом, а готовый металлопрокат разного сортамента. Ей металлолом не нужен. Металлолом не нужен и для восстановления объектов инфраструктуры. Тем не менее «радикалы» стремятся путем принятия названного законопроекта прекратить экспорт металлолома.

Механизм достижения этой цели состоит в увеличении экспортной пошлины до 35 евро за тонну экспортируемого лома. Напомним им, что Украина уже имеет крайне негативный опыт повышения экспортной пошлины до 30 евро в 2002 г. При пошлине 30 евро экспорт металлолома стал убыточным и прекратился, большинство ломозаготовительных предприятий оказались банкротами, заготовка лома катастрофически уменьшилась. Проблемы с обеспечением этим сырьем возникли у металлургов, государство потеряло экспортную выручку в валюте. Учитывая вышеизложенное, экспортную пошлину 30 евро/т срочно отменили.

Есть основания предполагать, что авторы и подписанты законопроекта 3868 выполняют заказ металлургических кланов. При этом «радикалы», спекулируя на проблемах и трудностях Украины, цинично манипулируют сознанием граждан. Говоря о необходимости первоочередного обеспечения оборонной промышленности и восстановлении инфраструктуры разрушенных городов, они, образно выражаясь, всаживают вилы в бок экономике державы. Ибо предлагаемое повышение экспортной пошлины до 35 евро остановит экспорт металлолома, прекратит поступление от этого валюты в государство, разрушит ломозаготовительную подотрасль промышленности, которая без экспорта функционировать не может. Идеи законопроекта 3868 — это завуалированная диверсия против экономики Украины.

Миф №7: принудительное ограничение объемов экспорта металлолома, его квотирование якобы соответствует законодательству, договору о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Соглашению об ассоциации с Европейским Союзом. Конечно же, нет. Инициативы, направленные на уменьшение экспорта металлолома путем повышения экспортной пошлины до 35 евро за тонну или другими способами, не соответствуют декларируемому Украиной курсу на либерализацию внешнеэкономической деятельности, на реформы. Нарушают ряд законов и Налоговый кодекс. Об этом, в частности, говорится в заключении главного юридического управления ВР на законопроект 3868.

Миф №8: запрет экспорта лома черных металлов приведет к увеличению производства и экспорта готовой продукции, повышению отчислений в госбюджет металлургическими предприятиями и поступлений валюты в державу. В действительности ничего из названного не произойдет — объемы выплавки стали лимитируются наличием производственных мощностей.

Увеличение экспорта металлолома или его запрет никак не влияет на объемы производства стали и экспорта готовой металлопродукции. Металлолом и готовая металлопродукция (слябы, листовая сталь, арматура, катанка, трубы и др.) идут на разные рынки. Однако сокращение экспорта металлолома однозначно уменьшит поступление валюты, которая ныне крайне нужна стране для стабилизации гривни.

Отметим также, что в случае сокращения экспорта лома черных металлов понесут существенные потери не только ломозаготовители, но и ряд смежных подотраслей экономики Украины (порты, железнодорожный и автомобильный транспорт, судоходные компании и др.). Каждая страна стремится развивать экспорт, а не сокращать или ограничивать. Ни в США, ни в государствах ЕС экспорт лома черных металлов не квотируется, не ограничивается, экспортные пошлины на эту продукцию вообще не предусмотрены.

Миф №9: увеличение экспорта лома черных металлов может оставить без работы 500 тыс. металлургов. То, что на предприятиях горно-металлургического комплекса (ГМК) задействовано такое количество работающих, почти правда. В действительности несколько меньше. Но неправда в том, что рабочие места металлургов зависят от объемов экспорта металлолома. Фактически к металлолому не имеют никакого отношения работники горнорудных комбинатов, коксохимических, огнеупорных, метизных, ремонтных и многих др. предприятий ГМК. Непосредственно в электросталеплавильном производстве, где переплавляется металлолом, работают всего около 1,5 тыс. человек. В то время как в ломозаготовительной подотрасли задействовано более 20 тыс. работающих.

Миф №10: объединение «Металлургпром» и Федерация металлургов Украины (ФМУ) направляют в Минэкономразвития и Кабмин объективные данные о производстве стали и потребностях производства в металлоломе. К сожалению, эти общественные организации из года в год целенаправленно дезинформируют правительственные органы, постоянно завышая на 25—30% цифры планируемых объемов выплавки стали и необходимого для этого металлолома и занижая возможности его заготовки в Украине.

На базе этой дезинформации министр экономразвития и торговли подписывает приказ, определяющий разрешаемый объем экспорта лома черных металлов в текущем году. В 2015-м такой приказ №381, основанный на сфальсифицированном прогнозе производства стали в объеме 28 млн. т, был подписан 17 апреля и определял годовую квоту на экспорт лома черных металлов в размере 1,25 млн. т. Естественно, с начала 2015 г. до названной даты Минэкономразвития контракты на экспорт не регистрировало.

Но когда по результатам работы металлургии в первом полугодии было ясно — производство стали не превысит 23 млн. т, а значит, весь заготовленный металлолом внутренний рынок не сможет переработать, министерство не увеличило объем допустимого экспорта этого сырья. В ноябре 2015-го квота 1,25 млн. т на экспорт металлолома была выбрана. Экспортные контракты Минэкономразвития прекратило регистрировать. Судя по реакции А. Абромавичуса на обращения к нему ассоциаций металлоломщиков, можно предположить, что остановка экспорта металлолома обусловлена требованием А. Яценюка.

Что это — некомпетентность нашего премьер-министра или удовлетворение чьей-то просьбы в ущерб экономике державы? А за умышленную дезинформацию правительственных органов, приведшую к ошибочным решениям, негативным последствиям и финансовым потерям государства, дезинформаторов надо бы привлекать к серьезной ответственности.

В заключение подчеркнем, что заместитель министра экономического развития и торговли М. Нефедов, проводивший совещание 18.02.2016 г. с металлургами и ломозаготовителями, и его коллеги стоят на позициях необходимости скорейшей дерегуляции и либерализации рынка лома черных металлов, как это осуществлено в Евросоюзе. Команда А. Абромавичуса, которая еще работает в Минэкономразвития, планирует отмену количественных ограничений экспорта металлолома путем упразднения процедуры регистрации экспортных контрактов.

Хватит ли у них сил преодолеть оголтелое давление защитников коррупционных схем в этой сфере и активность «бескорыстных» радикальных псевдопатриотов с законодательными вилами наперевес — покажет время. А пока экспорт лома черных металлов заблокирован. Валюта Украине не нужна?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка