О нас за нас «позаботились»

16 Июня 2016 4.9

Кабинет Министров В. Гройсмана, прикрываясь европейским выбором и меморандумом с МВФ, продолжает следовать традициям правительства «камикадзе», при установлении тарифов прибегая к масштабным манипуляциям с углеводородным сырьем как отечественного производства, так и импортным.

9 июня Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), повысила с 1 июля почти в два раза средневзвешенный тариф на теплоэнергию (отопление и горячую воду) для населения — с действующих 534 грн. до 1043 грн. за 1 Гкал. Госрегулятор мотивировал данное решение существенным подорожанием природного газа, используемого для производства тепловой энергии для населения, и частично ростом тарифа на электричество и ростом заработных плат.

В ближайшее время НКРЭКУ намерена принять решение о повышении тарифа на холодную воду не менее чем на 15%.

Кроме того, с 1 июля начинается действие закона №417-VIII от 14.05.15 г. «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», и новые управляющие компании, которые будут «оказывать услуги по управлению домом», не упустят возможности значительно повысить квартплату.

Наконец, с 1 сентября в очередной раз будут повышены тарифы на электроэнергию — с 57 коп. до 71,4 коп. за 1 кВт.ч (при объеме потребления до 100 кВт.ч в месяц) и с 99 коп. до 129 коп. за 1 кВт.ч (при объеме потребления от 100 до 600 кВт.ч в месяц).

Основные «прелести» всех вышеприведенных повышений простые граждане страны почувствуют в осенне-зимний период 2016—2017 гг.

А начиналось все с газа.

Тепло в батареях гарантировано, Игорь КОНДЕНКО

Европе такое и не снилось

Ежедневно граждане слышат заявления высокопоставленных представителей всех ветвей власти о европейском выборе Украины, о неукоснительном приведении законодательства страны к стандартам Евросоюза и т. д.

Практически же все, в частности в анализируемой газовой сфере, происходит с точностью до наоборот. Принимаемые парламентом, президентом и правительством в последние два года решения несут признаки авторитаризма, порождая невиданные в прежние годы независимой Украины масштабы коррупции и обрекая большую часть населения страны на нищету и вымирание.

Согласно Европейской энергетической хартии, подписантом которой является Украина, в энергетической сфере каждой страны должен быть создан независимый государственный регулирующий орган, призванный проверять обоснованность тарифов и утверждать их. Его независимость зафиксирована и в уставе Европейского энергетического сообщества, полноправным членом которого наша страна является с февраля 2011 г. И, наконец, данное требование важно в контексте Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, т. к. оно полностью адаптировано во всех странах Евросоюза.

А что в Украине?

27 августа 2014 г. Петр Порошенко своими указами ликвидировал профессиональные Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере энергетики (НКРЭ), и Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере коммунальных услуг (НККУ), и создал НКРЭКУ с численностью 600 штатных единиц.

Первоначально ее возглавлял Владимир Демчишин, а в конце 2014 г. председателем этой комиссии президент назначил не профессионального энергетика, а 26-летнего Дмитрия Вовка, менеджера кондитерской корпорации Roshen в России.

«Где газ, а где — конфеты?» — спросите вы и будете правы. Однозначно Вовк ничего не понимает в структуре тарифов и поставлен для того, чтобы как марионетка выполнять любую волю власть имущих.

Более того, этим назначением президент игнорировал рекомендации Энергетического сообщества, в соответствии с которыми руководители Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики, должны избираться только на основе публичного конкурса.

Естественно, при таком руководителе НКРЭКУ начала «подгонять» тарифы на коммунальные услуги строго к указкам правительства А. Яценюка (которое без зазрения совести взяло на себя функции госрегулятора в энергетической сфере). Комиссия утверждала их на таком уровне, от которого взвыли простые граждане, одновременно высвобождая законодательно предназначенный для населения значительно более дешевый по сравнению с импортным газ отечественной добычи для олигархических структур из президентского и премьерского окружения.

Так, с мая 2014-го тогда еще НКРЭ повысила розничные тарифы на газ для населения на величину, точно соответствующую постановлению Кабмина №81 от 25.03.14 г. «Об усовершенствовании государственной политики регулирования цен на природный газ и тарифов на тепловую энергию и обеспечении усиления социальной защиты населения во время оплаты жилищно-коммунальных услуг». А в начале 2015 г. Яценюк спустил новое указание: председателю правления НАК «Нафтогаз Украины» А. Коболеву «обосновать», а Д. Вовку утвердить тарифы на газ для населения на не поддающемся разумению уровне 7188 грн. за тыс. куб. м, что и было исполнено постановлением НКРЭКУ №583 от 3.03.15 г. (табл. 1).

, Игорь КОНДЕНКО

Из таблицы следует, что только за год с небольшим жизни «по-новому» минимальный размер тарифов для значительного большинства простых граждан был повышен в 10 раз (725,4 и 7188 грн. за тыс. куб. м), а для владельцев «хатынок» площадью 400 кв. м и более — почти в 3 раза (2685,6 и 7188 грн. за тыс. куб. м).

Внесла свою лепту в развитие авторитаризма в энергетической сфере и ВР, приняв ряд законов, которые не только не соответствуют европейским принципам, но и свидетельствуют о значительном падении интеллектуального уровня нынешнего состава Рады по сравнению с предыдущими созывами.

Так, 9 апреля 2015 г. Верховная Рада приняла закон №329-VIII «О рынке природного газа», который вступил в силу с 1.10.15 г. И именно с этой даты, согласно закону, НКРЭКУ утратила полномочия относительно обеспечения проведения ценовой политики на рынке природного газа (в части установления цен на природный газ для потребителей Украины).

В соответствии со ст. 11 данного закона единственно возможным путем установления розничных цен на газ для обеспечения потребностей населения является механизм возложения специальных обязательств на субъектов рынка природного газа согласно соответствующему решению Кабмина.

Примечательно, что в день вступления в силу названного закона правительство Яценюка постановлением №758 утвердило «Положение о возложении специальных обязательств на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (отношения в переходный период)», которым в частности закрепило за НАК «Нафтогаз Украины» посреднические функции на газовом рынке до окончания отопительного сезона 2016—2017 гг.

Согласно постановлению, правительство обязало ПАО «Укргазвыдобування» до 1 апреля 2017 г. ежемесячно осуществлять продажу природного газа собственной добычи (кроме объемов производственно-технологических расходов, объемов для собственных нужд) НАК «Нафтогаз Украины» для формирования ресурса газа для бытовых потребителей и производителей тепловой энергии по цене 1590 грн. за тыс. куб. м.

Кроме этого, «Нафтогаз Украины» обязан покупать природный газ, добытый «Укргазвыдобування», для формирования ресурса природного газа для бытовых потребителей и производителей тепловой энергии и продавать его по установленным положением ценам.

В частности, на период с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016-го цена на газ для населения была установлена на уровне 7188 грн. за тыс. куб. м при использовании для приготовления пищи и/или подогрева воды, 3600 грн. за тыс. куб. м при использовании для индивидуального отопления (или комплексного потребления) в объеме до 200 куб. м в месяц (включительно) и 7188 грн. за тыс. куб. м на объем, потребленный сверх лимита.

Цены на газ для предприятий ТКЭ на период с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016-го установлены в размере 1843,28 грн. за тыс. куб. м (для производителей тепловой энергии, которые непосредственно присоединены к ГТС) и 1770,74 грн. за тыс. куб. м (для всех других производителей тепловой энергии).

И, наконец, предельные розничные цены на природный газ для бытовых потребителей на период с 1 апреля 2016 г. по 31 марта 2017-го будут установлены отдельным решением Кабмина.

Таким образом, вопреки правилам Европейской энергетической хартии, уставу Европейского энергетического сообщества и Соглашению об ассоциации между ЕС и Украиной, с осени прошлого года функции госрегулятора в энергетической сфере в части установления тарифов на газ в стране выполняет не независимый орган с избранным по результатам открытого конкурса руководством, а Кабмин.

Интересно, кто-нибудь знает примеры, когда тарифы на газ в Германии устанавливала бы канцлер Меркель, или, к примеру, в Польше ее премьер-министр?

Импортный паритет

27 апреля 2016 г. правительство В. Гройсмана, исполняя функции госрегулятора в энергетической сфере и уже не прибегая к «помощи» ведомства Д. Вовка, постановлением №315 внесло изменения в постановление Кабмина от 1 октября 2015 г. №758 «Об утверждении Положения о возложении специальных обязательств на субъекты рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (отношения в переходный период)». Изменения вступили в силу с 1 мая т. г.

Данным решением Кабмина отменены т. н. «социальные нормы» для населения (200 куб. м в месяц (1200 куб. м на отопительный сезон) по цене 3600 грн. за 1 куб. м. Теперь цены на газ приведены к «импортному паритету». Оптовая (базовая) цена газа определяется по разработанной Министерством экономразвития и торговли (МЭРТ) специальной формуле:

— прогнозной цены на немецком газовом хабе NCG (по данным агентства Platt's European Gas Daily);

— стоимости транспортировки от NCG к западной границе Украины через территорию Германии, Чехии и Словакии (по тарифам европейских операторов ГТС);

— установленного НКРЭКУ тарифа на услуги по транспортировке природного газа трансграничными газопроводами к точкам входа в газотранспортную систему (ГТС) Украины.

В результате, по данным МЭРТ, среднегодовая стоимость газа на немецком хабе NCG плюс стоимость транспортировки сырья от хаба до границы Украины и тариф на услуги по транспортировке до входа в ГТС страны составила $185,1 за 1 тыс. куб. м. Эта сумма переведена в гривни по курсу, зафиксированному в законе о госбюджете на 2016 г., — 26,7 грн. за долл. Таким образом, базовая цена на газ установлена в размере 4942 грн. за 1 тыс. куб. м.

На основе базовой оптовой стоимости рассчитана розничная цена газа для населения, в структуру которой включены за небольшим исключением те же составляющие, что и ранее (табл. 2, 3).

, Игорь КОНДЕНКО

, Игорь КОНДЕНКО

Кроме того, согласно постановлению, теплокоммунэнерго (ТКЭ), которые используют газ для выработки теплоэнергии и обеспечения потребителей горячей водой, будут закупать газ по цене 6810 грн. за тыс. куб м. Этот тариф включает в себя те же составляющие, что и тариф для населения, кроме тарифа на поставки — 57,7 грн. с НДС. Ранее ТКЭ покупали газ по 3004 грн. за тыс. куб. м, включая налоги и доплаты.

Единственное исключение сделано для религиозных организаций, которым установлен льготный тариф на уровне 3913 грн. за 1 тыс. куб. м, включая сборы и доплаты.

«Это последнее изменение цены на газ в истории нашего государства», — заявил премьер-министр, комментируя очередное за последние два года решение о приведении цены на газ для населения «до экономически обоснованного уровня». Он подчеркнул, что уравнивание цен призвано ликвидировать коррупцию, когда распределительные компании (облгазы) по документам поставляли газ по льготным ценам, а на самом деле продавали его промышленности по рыночной цене.

Возникает ощущение, что Гройсман намерен «царствовать» вечно, а также складывается впечатление, что он не знаком с подписанным постановлением №315, пункт 2 которого гласит: «Установить, что в случае смены факторов, которые существенно влияют на уровень регулируемых розничных цен на природный газ, определенных Положением о возложении специальных обязательств на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (отношения в переходной период), утвержденным пунктом 1 этого постановления, указанные розничные цены могут пересматриваться ежеквартально».

Мы намерены «по косточкам» разобрать разработанную МЭРТ формулу для определения базовой цены газа для потребителей Украины, но вначале ознакомим читателей с мнением ряда экспертов о новациях правительства Гройсмана.

Эксперты полагают

Юлия Тимошенко на пресс-конференции 27 апреля раскритиковала решение Кабмина об установлении единой цены на газ.

«Новый премьер-министр Гройсман сегодня на заседании правительства радикально поднял цены на газ для населения. Как на тот газ, который непосредственно идет на нужды людей, на газовые конфорки, на колонки, так и на тот газ, который идет на отопление домов, и который используется системой теплокоммунэнерго. Такого хамства, как произошло сегодня на заседании правительства, по отношению к людям, не допускал даже Арсений Яценюк», — считает лидер партии «Батькивщина».

«Я хочу сказать, что он это декларирует как то, что он немного снизил цену 7188 грн. за природный газ, но это обман, грубый обман людей. Потому что на самом деле люди получали газ по двум ценам, те, кто очень много потребляет, получали его по 7188 грн. за тыс. куб. м. А те, кто потреблял менее 1200 куб. м в год, имели цену 3600 грн. за тыс. куб. м. Что сделал сегодня Гройсман? Он почти в два раза поднял цену на газ как для тех, для кого была льготная цена 3600 грн., и поставил для них вместо 3600 грн. 6879 грн., увеличив стоимость почти в два раза», — заявила Ю. Тимошенко.

«Это прямой подрыв, во-первых, экономики Украины. Во-вторых, это прямой подрыв стабильности и благосостояния Украины. Это реально действие против национальных интересов Украины и против граждан Украины», — отметила Юлия Владимировна.

Директор энергопрограмм Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский заявил: «С точки зрения экономики — правильное решение, но неверное с учетом ситуации в Украине, с учетом кризиса. Это было бы верно, если бы экономика стабильно развивалась, росла платежеспособность населения. А рассчитанную Кабмином цифру нельзя назвать рыночной, как и экономически обоснованной. Цена должна базироваться на уровне доходов населения, которое в состоянии оплачивать установленный тариф. По признанию самого «Нафтогаза» в ходе презентации тарифных планов, в этом году за субсидиями обратятся порядка 75% населения. Что же это за уровень тарифов, когда 2/3 населения вынуждены будут уйти за черту бедности и нуждаться в помощи государства? Ведь никто же не говорит, что на основе экономически обоснованных тарифов нужно установить экономически обоснованный прожиточный минимум. Европейский тариф соответствует европейским доходам. То есть там платят 20% совокупного дохода за ЖКУ, и это с учетом высоких цен на все энергоносители. У нас такого нет».

«Борьба с коррупцией — чисто политическое заявление. Система не меняется, рынок не появился. Сохраняется монополизм государства в лице «Нафтогаза» на рынке предоставления услуг по поставкам газа для населения. Должны быть на рынке альтернативные поставщики с ресурсом и желанием это делать. Действительно, реформа рынка газа анонсирована, но и только. Разделение НАК будет по функционалу, что ничего не изменит. Тарифы должны были остаться на уровне 3,6 тыс. грн. за тыс. куб. м, это мы можем покрыть газом собственной добычи для нужд населения, даже закупки импортного газа для ТКЭ покрываются», — считает эксперт.

«Правительство выполнило обязательство перед МВФ, как и норму ассоциации с ЕС. Но никто не противился, чтобы Украина шла к этому путем переходного периода, попутно реформируя рынок. А сейчас повышение приведет к тому, что люди еще больше начнут отказываться от газа, денег нет, народ займется вырубкой леса, что уже произошло в этом году», — заключил В. Землянский.

Президент Центра «Стратегия ХХI» Михаил Гончар подчеркнул: «Повышение тарифов на газ с точки зрения законов экономики обоснованно и правильно, но оно должно сопровождаться другими очень важными и попутными шагами — внедрением конкуренции на рынке газа, причем реальной, а не бумажной, как у нас есть на самом деле, и монетизация льгот. Субсидии необходимо монетизировать, чтобы они не просто проходили транзитом, потребитель их не чувствует. Нужно создать эффект стимулирования к сокращению потребления, чтобы человек видел эти деньги и понимал — если он сэкономит на энергоресурсах, то деньги не уйдут, он может их использовать по целевому назначению — на энергоэффективность. Это то, чего нет в постановлении Кабмина. Если все перечисленное делается синхронно, тогда это называется реформой. А если только повышаются тарифы, то это называется шок без терапии».

«Кроме того, считать, что повышение тарифов является панацеей от коррупции — смешно. Для этого должен заработать конкурентный рынок, а его нет. Есть только планы. На рынке должны появиться сразу несколько поставщиков, которые будут конкурировать, и тогда тарифы не будут повышаться, а наоборот — снижаться. Пока видим только тенденцию роста. Более того, правительство посчитало рыночной ту цену, которая приведена к паритету импортных цен на газ. Но установленная Кабмином цена в 6,9 тыс. грн. за тыс. куб. м соответствует стоимости импортированного газа в прошлом году — в эквиваленте $272. Сейчас цена газа падает, в этом году она значительно будет ниже (Кабмин прогнозирует цену импортного газа для Украины в мае—декабре 2016 года на уровне $185,11 за тыс. куб. м, а президент на заседании Национального совета реформ 7 июня сказал, что Украина рассчитывает закупать импортный газ в текущем году по цене в среднем $160—180 за тыс. куб. м. — Авт.). Видимо, правительство решило жить в этом году по прошлым ценам...» — заявил эксперт.

И заключил: «В нашем случае правительство просто выполняло условия меморандума с МВФ. Но меморандум предполагал повышение тарифа до 75% рыночной стоимости, у нас произошло 100% соответствие. С точки зрения либерализации рынка газа — шаг логичный. Но нужно просчитывать последствия. Эффект может оказаться совершенно не таким, как ожидают, — не исключен большой объем неплатежей, он и сейчас имеет место, а с началом следующего отопительного сезона ситуация неминуемо ухудшится с учетом дальнейшего обнищания населения. То есть ожидаемых денежных потоков может просто не быть. На этом фоне может произойти увеличение социального напряжения, особенно с учетом уровня доверия населения к существующей власти, независимо от того, президент это или премьер».

И в заключение оценка ситуации «заинтересованного» лица, директора по развитию бизнеса НАК «Нафтогаз Украины» Юрия Витренко. Свое мнение он высказал на странице в Фейсбуке, подчеркнув, что оно сугубо личное, а не компании: «Правительство приняло решение отказаться от искусственного снижения цен на газ для потребностей населения... Отныне цена на газ будет соответствовать экономически обоснованному уровню...Тот, кто это не понимает, тот не понимает современных законов экономики. Если при этом они утверждают, что понимают экономическую науку, то это — опасные люди! К большому сожалению, многие украинцы бедствуют и не могут платить рыночную цену за газ. По крайней мере им нужно время на адаптацию. Но проблема в низких зарплатах и пенсиях, а не в высокой цене на газ. Именно эту проблему нужно решать... Занижение цен на газ — абсолютно популистская и советская привязка цен к «себестоимости» никак не улучшает жизнь украинцев. Мы уже много писали о том, что когда определяют цену на уровне политически целесообразной «себестоимости», это приводит к упадку собственной добычи, неэффективному потреблению газа, дефициту госбюджета и зависимости от агрессора. Вы можете сказать, что нужен переходный период... Но этот переходный период может и должен быть реализован за счет системы субсидий. Скептикам было доказано, что система субсидий может справиться с этой задачей... Без этой реформы все декларации о модернизации, европейской интеграции, эффективной экономике и т. д. остаются лишь декларациями...»

Продолжение следует...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка