О нас за нас «позаботились»

№25(777) 24 — 30 июня 2016 г. 23 Июня 2016 5

Продолжение, начало в №24 (776)

Правительство Гройсмана при очередном приведении цен на голубое топливо до «экономически обоснованного уровня» изобрело хитроумную формулу, предполагающую поставки шебелинского газа населению Харькова через территорию Словакии.

6879 грн. за тыс. куб. м — такова единая цена газа для граждан с 1 мая 2016 г. Представляя решение правительства от 27 апреля, министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик подчеркнул, что повышение тарифов «поставит точку в спекуляциях на газовом рынке, и начнется период инвестирования в экономику и добычу природного газа». Однако осознать и воспринять озвученный министром позитив вследствие нивелирования разницы цен на фоне значительного подорожания газа и связанных с ним тарифов на теплоэнергию для потребителей сложно психологически и финансово.

Действия сложения и умножения чиновников Гройсмана

Если власть хочет, чтобы население платило за газ рыночную цену, то она прежде всего должна создать такой рынок. В Украине же априори нет рынка газа, о чем свидетельствует и постановление Кабмина №315 от 27.04.16 г., вносящее изменения в постановление правительства №758 от 01.10.15 г. Фактически названные постановления касаются только двух госкомпаний — НАК «Нафтогаз Украины» и ПАО «Укргазвидобування», корпоративными правами которого управляет НАК. Больше на виртуальном кабминовском газовом рынке компаний нет.

Если признать, что рыночных условий при продаже природного газа в Украине нет, а цена формируется в условиях монополии (НАК «Нафтогаз Украины»), то единую цену газа для населения и других потребителей можно только рассчитать как среднюю между ценой импортного газа и стоимостью углеводородного сырья собственной добычи. При этом внутренняя цена должна обеспечивать прибыльную деятельность участников добычи и сбыта газа, исключая необходимость в любых дотациях со стороны государства (госбюджета).

Однако, отрицая факт отсутствия в стране реального рынка природного газа, чиновники правительства Гройсмана изобрели аж две «простые и честные» формулы для определения цены голубого топлива для населения. При этом они хорошо усвоили два арифметических действия — сложение и умножение, вешая с их помощью на уши граждан огромные порции лапши.

Пунктом 13 постановления №315 на период с 1 мая 2016 г. по 31 марта 2017 г. установлена предельная розничная (рыночная?) цена газа для бытовых потребителей в размере 6879 грн. за 1 куб. м. Она определена как сумма оптовой цены, тарифов на транспортировку и поставки, которая затем умножается на коэффициент, учитывающий НДС (табл. 1).

На первый взгляд, все понятно, за исключением одного вопроса — какую величину поставить на место «оптовой цены»? Для ее определения «сложители и умножатели» Гройсмана изобрели еще одну формулу, зафиксированную в пункте 12 постановления №315:

«Цопт — регулируемая оптовая цена на природный газ для поставщика природного газа на территории лицензированной деятельности по распределению природного газа, которая рассчитывается по такой формуле:

Цопт = {(ЦNCG x KGCV x Кевро/дол.США) + ф x KGCV x Кевро/дол.США) + (ТВIмп х KGCV х Кєвро/дол.США) + ТВХГТС} х Кдол.США

(грн. за 1000 куб. м),

где ЦNCG — цена импортированного природного газа на немецком газовом хабе (NCG), определенная согласно данным агентства Platts European Gas Daily, раздел Platts Europeanassessments, NetConnect Germany, которую представляет субъект рынка природного газа, на которого возложены специальные обязательства;

KGCV — коэффициент, отображающий значение соотношений единиц энергии (МВт.ч) и обьема (1000 куб. м.), определяется согласно информации, приведенной на официальном веб-сайте оператора газотранспортной системы Словакии компании Eustream, a. s., который представляет субъект рынка природного газа, на которого возложены специальные обязательства;

Кевро/долл.США — кросс-курс евро к доллару США, по данным агентства Bloomberg;

Сф — прогнозная стоимость транспортировки природного газа от немецкого газового хаба (NCG) к виртуальной торговой точке на территории Словакии, которая определяется как наименьшая из двух величин: действующих тарифов европейских операторов газотранспортных систем или разницы в ценах на природный газ на виртуальной торговой точке на территории Словакии и на немецком газовом хабе (NCG), которую представляет субъект рынка природного газа, на которого возложены специальные обязательства;

ТВIмп — стоимость транспортировки природного газа от виртуальной торговой точки к западной границе Украины (стоимость «выхода» из газотранспортной системы Словакии), которую представляет субъект рынка природного газа, на которого возложены специальные обязательства;

ТвхГТС — тариф на услуги по транспортировке природного газа трансграничными газопроводами для точек входа в газотранспортную систему Украины, установленный НКРЭКУ (без учета налога на добавленную стоимость);

Кдол.США — прогнозный обменный курс гривни к доллару США.».

Кому в голову пришла бредовая идея взять за основу определения оптовой цены газа его стоимость на немецком хабе, никто толком объяснить не может. Во-первых, есть газовые хабы и поближе, а во-вторых, кто из чиновников может привести пример закупки Украиной хотя бы 1 куб. м газа на хабе NCG с дальнейшим его импортом в страну?

Практичнее и проще было бы взять за основу определения оптовой цены среднюю стоимость импортированного НАКом газа по контрактам с рядом немецких компаний на границе Украины и стран — транзитеров данного газа. Тогда бы отпала необходимость считать стоимость транспортировки из Германии в Словакию, из Словакии в Украину, трансграничными газопроводами до входа в отечественную ГТС, а затем все это дважды пересчитывать — из евро в доллары, а затем в гривни.

По нашему мнению, использовать вышеприведенную формулу можно в контрактах НАК «Нафтогаз Украины» с европейскими компаниями на реэкспорт российского газа. Кроме того, приведение цены украинского газа к европейской имело бы смысл, если бы наша страна экспортировала газ в Европу. В случае же, когда стоимость украинского газа намного ниже европейской, для обеспечения нужд населения его вполне достаточно (что мы докажем ниже), украинские зарплаты и пенсии даже чуточку не являются европейскими, приведение цены отечественного газа к европейской путем сложносоставных расчетов нелепо и кощунственно.

Кроме формул, в постановлении №315, которое «поставит точку в спекуляциях на газовом рынке...», находим еще массу несоответствий (ляпов). К примеру, в пункте 6 сказано, что НАК «Нафтогаз Украины» покупает газ по цене 4849 грн. за 1 тыс. куб. м, а по какой продает облгазам для поставок населению — неизвестно.

После принятия постановления цену 6879 грн. за 1 тыс. куб. м премьер-министр озвучил как окончательную, бесповоротную и единую для всех потребителей. Однако она не будет единой, ведь в постановлении №315 определены и другие цены: 3913 грн. за 1 тыс. куб. м — для религиозных организаций, 4942 грн. — для предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ), производящих теплоэнергию для населения, и 2471 грн. — для той же теплоэнергии, но уже для религиозных организаций.

Кроме того, ничего не сказано о промышленных потребителях, которым в апреле т. г. «Нафтогаз Украины» поставлял газ по ценам от 6474 до 7518 грн. за тыс. куб. м (с учетом тарифов на транспортировку по магистральным и распределительным трубопроводам и НДС).

Вышеприведенное свидетельствует, что, как и прежде, осталась масса лазеек для махинаций с газом, к примеру, продажа более дешевого газа и теплоэнергии «для религиозных организаций» промышленным потребителям по ценам «для бизнеса». Ведь очевидно, что если церковь, жилой массив и промышленное предприятие «сидят» на одном распределительном газопроводе или одной теплотрассе, то раздельно определить объемы их потребления при нынешнем уровне оснащения приборами учета энергоресурсов практически невозможно.

, Игорь КОНДЕНКО

До боли знакомая формула

Позиции и мнения постоянно сменяющихся (или меняющих «окрас») власти и так называемой оппозиции по принципиальным вопросам государственной энергетической политики кардинально меняются. Оппозиция (Тимошенко, Яценюк, Азаров, Бойко и др.) выступала и выступает против повышения тарифов на услуги ЖКХ, власть (те же лица) повышает их до все меняющегося в их разумении «экономически обоснованного уровня». Тимошенко и Яценюк в оппозиции без устали твердят, что газа отечественной добычи с лихвой хватит для обеспечения нужд населения, а при их нахождении во власти для этих нужд необходимы уже значительные объемы импортного газа. Оппозиция (Тимошенко, Яценюк, Азаров, Бойко и др.) рьяно выступает за разделение функций НАК «Нафтогаз Украины» и даже ликвидацию нефтегазового монстра, а придя к власти, бережет один из самых больших гнойников на теле страны и народа как зеницу ока. И таких примеров множество.

Но даже в этой череде антигосударственных и антинародных решений власти выделяются ряд таких, которые на долгие годы разрушают экономику страны, а граждан доводят до нищенского существования.

В этой связи геноцидные тарифные формулы Гройсмана до боли напоминают формулы январского 2009 г. контракта Тимошенко на поставки российского газа в Украину.

О несуразности контракта и его тяжелых последствиях для страны «2000» подробно информировали читателей в статье «Соглашения подписаны. Вопросы цены для отечественных потребителей остаются» (№5(447), 2009 г.).

Напомним его вкратце, тем более что действие контракта заканчивается в 2019 г. (то есть Украина продолжает закупать российский газ на его условиях), а в июне 2014 г. НАК «Нафтогаз Украины» подала иск к ОАО «Газпром» в Стокгольмский арбитраж (см. «Стокгольмский фронт», №26(704), 2014 г.) с требованием разорвать контракт и установить справедливую (рыночную) цену на природный газ, поставляемый «Газпромом» в Украину. Кроме того, НАК намерена взыскать с «Газпрома» переплату за газ, который российский холдинг поставлял «Нафтогазу Украины» с 2010 г. По оценкам НАК, она составляет $6 млрд.

Формульный метод при определении цены газа широко распространен во всем мире. Он, в частности, заложен практически во всех долгосрочных контрактах (на 10—25 лет) «Газпрома» с крупнейшими европейскими компаниями.

Различаются эти контракты в основном периодичностью определения цены, а также тем, какой альтернативный газу энергоноситель ставится в формулу. По некоторым контрактам цена пересматривается раз в квартал, по другим — раз в полгода, по-третьим — раз в девять месяцев. А в формулу ставится средняя цена одного (нескольких) вида нефтепродуктов, угля, а иногда и дров.

При начальном определении цены газа в основу формульного метода положено предположение о том, что газ конкурирует с другими видами топлива, к примеру, при производстве теплоэнергии. Ведь по сути при равной цене владельцу котельной все равно, что сжигать в топке — газ, мазут, уголь или дрова. Именно поэтому различные виды топлива принято оценивать по теплотворной способности. Другими словами, по тому, сколько они выделяют теплоэнергии при сгорании. Альтернативой газу при производстве теплоэнергии, скорее всего, может быть топочный мазут или уголь. И в некоторых контрактах «Газпрома» цена газа привязана к стоимости угля. Но чаще все-таки в контрактах с газом сравнивают нефть (нефтепродукты).

Баррель нефти (159 л, или, учитывая плотность нефти примерно 0,9, — 143 кг) при сжигании дает столько же теплоэнергии, сколько и 155,4 куб. м природного газа. Таким образом, можно сказать, что 1 тыс. куб. м газа равна 6,4 барреля нефти.

В январе 2009 г., на момент подписания российско-украинского контракта, нефть Brent на Лондонской бирже котировалась по цене около $43 за баррель, что соответствовало стоимости 1 тыс. куб. м газа $275,2. Примерно столько стоил газ и на рынке спотовых (краткосрочных) контрактов, где его продают из подземных хранилищ и танкеров-газовозов. Именно такую начальную цену необходимо было заложить в контракт.

Когда в конце декабря 2008 г. делегация НАК «Нафтогаз Украины» во главе с премьер-министром Тимошенко прибыла в Москву для подписания долгосрочного контракта, «Газпром» предложил заложить в формулу начальную льготную цену $250 за 1 тыс. куб. м. Однако В. Ющенко заявил, что он хочет газ по $100 за 1 тыс. куб. м и в канун нового, 2009 г. отозвал делегацию.

В результате разразилась украинско-российская «газовая» война, от которой в значительной мере пострадали и европейские потребители российского газа (см. «Очередная украинско-российская «газовая» война — победителей нет, побежденные — граждане Украины», №4(446), 2009 г.).

И как итог 19 января 2009 г. председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Олег Дубина подписали кабальный для нашей страны 10-летний контракт на поставки природного газа в Украину, в формуле которого начальная цена была заложена на уровне $450 за 1 тыс. куб. м. Это на $175 превысило расчетные данные ($275,2 за 1 тыс. куб. м) и на $200 ($250 за 1 тыс. куб. м) — предложение ОАО «Газпром» менее чем месячной давности.

Последствия кабального контракта все эти годы сказываются на экономике и благосостоянии населения страны, ведь промышленные предприятия закладывают сравнительно более высокие цены импортного газа в себестоимость своей продукции.

В последние два года Украина сокращает закупки российского газа, заменяя его в рамках так называемой диверсификации поставками реверсного газа из европейских стран. Основными поставщиками реверсного газа в страну являются французская Gaz de France и немецкие энергетические гиганты RWE и E.ON. Эти компании — крупнейшие клиенты «Газпрома», на их долю приходится порядка 20% поставок российского газа в Европу (около 30 млрд. куб. м в год).

При этом парадоксальность ситуации в том, что реверсом в Украину поставляется не, к примеру, норвежский, а все тот же российский газ. Просто указанные европейские компании в свое время при заключении долгосрочных контрактов добились фиксации в формулах определения цены значительно более низкой по сравнению с контрактом 2009 г. НАК «Нафтогаз Украины» расчетной начальной стоимости. Это позволяет им в условиях резкого падения цен на нефть и нефтепродукты (к которым, как отмечалось выше, привязаны цены на газ) получать настолько «дешевый» российский газ, чтобы с маржой в $20—30 за 1 тыс. куб. м поставлять его по реверсу в Украину не дороже российско-украинского контрактного.

Зарабатывают на отечественной «газовой» глупости и небольшие европейские газовые трейдеры, через которых Gaz de France, RWE и E.ON осуществляют реверсные поставки. К примеру, с декабря 2015 г. по март 2016 г. «Нафтогаз Украины» закупил по контрактам с компаниями Noble Clean Fuels Limited, Engie SA, Axpo Trading AG, E.ON Global Commodities SE и Eni trading shipping SpA 1,7 млрд. куб. м газа по цене от $188 до $211 за 1 тыс. куб. м. Не остаются в накладе и компании, управляющие газотранспортными системами Словакии, Польши и Венгрии, через которые транспортируется реверсный газ.

И вот теперь Гройсман и Ко путем «изобретения» хитроумной формулы решили подсунуть гражданам среднюю по прошлому году цену реверсного газа, не принимая во внимание значительно более дешевый по стоимости газ собственной добычи, объемов которого вполне достаточно для обеспечения нужд населения (табл. 2).

, Игорь КОНДЕНКО

Сколько придется платить по тарифам Гройсмана и практические советы неравнодушного простым гражданам, как выжить в ближайшую зиму, читайте в ближайших номерах.

Продолжение следует

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка