Окно возможностей

№43–44(750) 27 ноября — 3 декабря 2015 г. 25 Ноября 2015 2.3

Разрушение промышленного потенциала Украины. Одно из крупнейших судостроительных предприятия СССР – киевский завод «Ленинская кузница», Reuters

Если предыдущая власть для оживления экономического и промышленного роста использовала проведение крупных международных массовых мероприятий, таких как чемпионат Европы по футболу 2012 года, ее последователи вынуждены были срочно поднимать с колен оборонно-промышленный комплекс. А иначе украинское государство в его нынешнем виде рисковало прекратить свое существование.

Разрыв военно-промышленных связей с РФ в нынешнем руководстве концерна «Укроборонпром», объединяющего 95% предприятий ВПК Украины, склонны воспринимать как возможность для развития.

Недавно эта структура объявила украинским предприятиям о создании каталога импортозамещения и рассчитывает, что найдет замену многочисленным комплектующим, которые ранее ввозились из России.

Восстановление освобожденных районов Донбасса, по разным оценкам, потребует $1,5—2 млрд. Значительная часть из них будет освоена производителями металла, стальных конструкций и стройматериалов. Это принесет выгоду металлургии, стагнирующей от плохой внешней конъюнктуры, и оживит строительную отрасль.

О программе поддержки отечественной индустрии через восстановление инфраструктуры и восполнение металлофонда в масштабе всей страны также говорят не первый год.

По данным гендиректора госпредприятия «Укрпромвнешеэкспертиза» Владимира Власюка, потребление металла в Украине на душу населения находится на уровне развивающихся стран Африки и Латинской Америки — 170—180 кг. В то время как в Европе этот показатель достигает 400—600 кг. Повышение внутреннего потребления стали до европейского уровня и есть тем «лифтом», который может вывести государство из бедности.

Сделанные накануне евромайдана подсчеты показывали, что обновление инфраструктуры потребует дополнительного производства более 100 млн. т проката за одно десятилетие.

Почти половина из них — 48 млн. т — должна пойти на реконструкцию коммунального хозяйства, 32 млн. т — в дорожное строительство, около 13 млн. т — на возведение социального жилья, более 9 млн. т — на обновление железнодорожного полотна, вагонного и локомотивного парка.

Примечательно, что прирост внутреннего потребления металлопродукции как раз соответствует потерям, которые металлурги понесли на внешнем рынке из-за снижения стоимости продукции и возросшей конкуренции.

Однако чтобы инвестор увидел для себя выгоду в строительстве недорогого жилья, ему надо как минимум дать возможность снизить затраты на приобретение земельного участка и подведение коммуникаций. Потенциального покупателя такого жилья необходимо заинтересовать дешевой ипотекой — низкими процентными ставками по кредитам или их частичной компенсацией государством. При этом госструктуры могут выкупить часть построенных метров для своих сотрудников.

Развитие автопроизводства в стране можно стимулировать программами обмена — утилизации старых авто на новые. Естественно, автопроизводители потребуют беспошлинного ввоза в страну оборудования для производства современной техники. И так практически во всех отраслях, которые попадают в общенациональную инфраструктурную программу. Заменить государство здесь попросту некому.

Владимир Власюк рассказал «2000», что оценка недостающего металлофонда проводилась на основе данных из различных источников об инфраструктуре, уже эксплуатирующейся с превышением нормативных сроков или для которой этот срок наступит в ближайшее десятилетие.

Стоимость всего того, что необходимо обновить в стране, «Укрпромвнешэкспертиза» в начале 2014 г. оценила более чем в 4 трлн. грн., т. е. $500 млрд. по тогдашнему курсу.

Очевидно, эти данные требуют пересмотра с учетом изменившихся рыночных цен и разрушений, которые принесли боевые действия на Донбассе. Но вряд ли суммы будут меньше обозначенных.

Бояться цифр не надо, считает г-н Власюк, инвестиции, необходимые для Украины, сопоставимы с польскими и даже меньше. За последние 15 лет в польскую экономику было вложено порядка $1,5 трлн. Главное — начать этот процесс.

«Перед украинским машиностроением также открывается окно возможностей, — считает бывший глава наблюдательного совета ПАО «Днепропресс» Александр Ластенко. — Это связано с постиндустриализацией Европы и перемещением производственных мощностей в страны с наименьшей стоимостью рабочей силы».

Украине необходимо встраиваться в общеевропейские цепочки разделения труда и создания добавленной стоимости, и кое-что у нас будет получаться даже лучше, чем у европейцев. Поскольку тут еще остались специалисты, технологии и едва ли не самая дешевая в мире рабочая сила. Европейцы же в ходе постиндустриального перехода многие из этих преимуществ растеряли.

Указанные факторы могут стимулировать приход в Украину европейских машиностроительных компаний и совместные проекты, в ходе которых металлоемкая часть выполняется на наших предприятиях из отечественных комплектующих, а электронная начинка будет от известного зарубежного бренда.

Подобную трансформацию уже испытал авиастроительный флагман «Антонов», которому в ходе разработки своих новых самолетов пришлось привлекать к кооперации десятки зарубежных производителей.

О том, что слухи о смерти украинского машиностроения преувеличены, свидетельствуют многочисленные победы ПАО «Запорожтрансформатор» в тендерах на поставку оборудования — как на постсоветском пространстве, так и в Южной Америке, странах Азии, а с недавних пор и в Африке.

Николаевское ГП «Зоря» — «Машпроект» остается одним из лидеров на мировом рынке газотурбиностроения для морских судов. Продукция поставляется во многие страны.

Не стоит сбрасывать со счетов предприятия авиационного двигателестроения «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич». Хотя прекращение сотрудничества с российскими заказчиками нанесло им серьезный ущерб.

К сотрудничеству с предприятиями космической отрасли — КБ «Южное» и «Южмаш» проявляют интерес американские компании и национальное космическое агентство США — NASA, делегация которого на днях посетила днепропетровские предприятия. Перечень уже реализуемых или потенциально успешных внешнеэкономических проектов можно продолжить.

Экспертная среда также развернула небывалую активность. По данным председателя Совета предпринимателей при Кабмине, бывшего министра агрополитики Леонида Козаченко, только за последние полтора года международные организации профинансировали 417(!!) рабочих групп, подготовивших для Украины 57 различных экономических программ. По некоторым данным, в процессе этой работы эксперты освоили $100—200 млн. международной помощи.

Эффект от данной деятельности практически не виден. Государство по-прежнему дистанцируется от какой-либо внятной промполитики, предлагая промышленникам выживать как придется. Остается надеяться, что дело тут не в банальном разворовывании иностранных грантов, а в том, что во множестве перспектив и путей развития страны нужно выбрать лучшие, чем как раз и заняты сейчас украинские чиновники.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка