Палала шина...

№17-18(737) 28 августа — 3 сентября 2015 г. 03 Апреля 2015 2 4.7

Палала шина.., или Новый прок от старой покрышки // YORKSHIRENEWS.BLOGSPOT.COM

О чем сегодня мечтает среднестатистический житель Украины? Правильно: чтобы войны не было, чтобы карман не пустовал и чтобы от курса доллара и котировок цен на нефть не зависеть.

В нынешних реалиях эта мечта кажется утопией, но вот питерские изобретатели утверждают, что нашли простой ответ на этот весьма непростой вопрос. Конечно, военный конфликт на Донбассе они разрешить не берутся, а вот в борьбе с энергетическим кризисом помочь обещают. По принципу: не хочешь зависеть от нефти — добывай ее сам! Причем абсолютно легально, безопасно, а главное — дешево. Изобретение, которое обещает стать если не сенсацией, то серьезным прорывом в энергетической сфере, запатентовало ЗАО «Турмалин» из Санкт-Петербурга — предприятие, специализирующееся на производстве оборудования для уничтожения отходов.

Дмитрий КофманГлавный конструктор предприятия известный питерский ученый Дмитрий Кофман уверяет, что нефть можно качать не только из нефтяных скважин, а практически из всего, что валяется у нас под ногами. К примеру, грамотно утилизируя старую резину, можно получить высококалорийное топливо, по весу составляющее более половины веса отработанной шины автомобиля. Если учесть, что цена 1 т мазута в энергозависимой Украине составляет не меньше 4000 грн., стоит задуматься: что выгоднее — устраивать революционные флешмобы с пылающими автопокрышками на городских площадях или использовать энергоемкие изделия в мирных целях.

Даешь нефть из отходов!

В начале этого года ЗАО «Турмалин» приступило к выпуску серийных установок по «добыче» топлива из автопокрышек методом открытого пиролиза. Эти установки получили название «ПРОК». Автор изобретения Дмитрий Кофман убежден, что они оправдают это название.

— Дмитрий Исаакович, вы хотите сказать, что теперь совершенно необязательно бурить скважины в шельфе Черного моря? И что мини-заводик по производству синтетической нефти едва ли не каждый желающий может установить у себя на огороде и качать дефицитное топливо в неограниченных количествах? Когда я рассказала об этом одному коллеге, он ухмыльнулся: это даже не Брэдбери. Это просто бред...

— Галилея тоже когда-то считали сумасшедшим. Но это не мешает нам сегодня пользоваться его телескопом, термометром, циркулем и другими изобретениями...

— Вы в самом деле считаете, что ваш «ПРОК» можно поставить в один ряд с открытиями пионеров всемирной науки?

— Знаете, мы ведь не гонимся за сенсацией. Мы хотим облегчить людям жизнь, как бы пафосно это ни звучало. Более двадцати лет наше предприятие производит оборудование для уничтожения разнообразных опасных отходов. В первую очередь это неопознанные хлорсодержащие пестициды и другие сельскохозяйственные ядохимикаты, в великом множестве валяющиеся на полях страны, и медицинские отходы, которые, как известно, страшнее ядерного взрыва. При этом мы реализуем исключительно собственные идеи и проекты.

У «Турмалина» есть свой «мозговой центр» — ученые, изобретатели, конструкторы. Но если раньше мы просто уничтожали опасные отходы, постоянно совершенствуя технологии и делая процесс максимально экологичным, то теперь заставили весь этот мусор еще и приносить пользу.

— Вот о пользе давайте поподробнее. Можете популярно объяснить, в чем, собственно, новаторство вашего изобретения. Ведь идея производства синтетического топлива из, так сказать, подручных средств далеко не нова. И способы переработки автопокрышек в синтетическую нефть известны миру еще со времен, если не ошибаюсь, кайзеровской Германии. Лет семь назад «2000» делали материал о нашем соотечественнике Эммануиле Прилуцком, который изобрел способ производства синтетической нефти с помощью пиролиза, но его открытие так и осталось на бумаге...

— Принципиальное отличие нашего «ПРОКА» от прочих, не приносящих проку изобретений (извините за каламбур), в том, что закрытые пиролизные реакторы составляют потенциальную опасность для производителей. Производить синтетическое топливо в таких печках слишком взрывоопасно и дорого. Это сложный, длительный и далеко не безопасный в плане экологии процесс. Инвестировать в него весьма рискованно. Видимо, поэтому мой уважаемый украинский коллега и не нашел поддержки. А наш «ПРОК» нашел.

Печных дел мастер

Изобретатель Дмитрий Кофман: «Мы не гонимся за сенсацией. Мы хотим облегчить людям жизнь»Профессора Дмитрия Кофмана на предприятии воспринимают как настоящего гуру от науки. Его многочисленные научные труды и изобретения в области теплотехники и механики в свое время были отмечены золотыми и серебряными медалями ВДНХ СССР.

Главный конструктор «Турмалина», создатель многих широко известных в мире технических брендов недавно перешагнул свой 80-летний рубеж, но на покой не собирается. Невероятный трудоголик, в хорошем смысле авантюрист, алхимик, экспериментатор, рисковый и предельно жесткий в работе руководитель, он может дать фору многим молодым. Видимо, эти качества и позволили ему совершить, казалось бы, невозможное: пока его многочисленные коллеги из разных стран экспериментировали с закрытым пиролизным реактором, ученый умудрился его открыть и при этом не взорваться! Тем самым обеспечил непрерывный процесс загрузки сырья и добычи синтез-нефти из отходов, которые захламляют и отравляют нашу жизнь.

— Дмитрий Исаакович, прежде чем поговорить о вашем ноу-хау, хочу понять, что заставило вас посвятить свою жизнь такому совсем неромантичному делу, как борьба с мусором? Вы же не станете утверждать, что с детства об этом мечтали?

— Нет, конечно. В детстве у меня были совсем другие мечты. Тогда я совершенно не задумывался о том, что от рождения и до смерти человеку необходимы несколько вещей: он должен дышать, есть и пить. И все это — воздух, вода и питье — должны быть качественными. С другой стороны, на протяжении всей жизни человека окружают производимые им же отходы, которые загрязняют все то, что дает ему жизнь.

Казалось бы, отсюда следует элементарная логика: человек должен быть заинтересован в том, чтобы жить в чистоте. Но, увы, зачастую он поступает как камикадзе, собственноручно сокращая себе жизнь. Человек захламляет планету мусором, не задумываясь о губительных для себя последствиях. И зачастую только критическая ситуация способна привести его в чувство. Поэтому мне кажется, что люди, которые занимаются экологией, с каждым годом становятся все более необходимы обществу.

— Только вот понимает ли это общество? Знаете, есть даже такая шутка: партия «зеленых» победит на выборах только тогда, когда за нее проголосуют деревья.

— Ну, шутка скорее политическая. А мы занимаемся серьезным и нужным делом: помогаем людям жить в чистоте. Ведь ежедневно, ежечасно вокруг нас образуется гигантское количество отходов. Куда это все девать? Можно закапывать в землю, устраивать гигантские свалки и полигоны. То есть, опять-таки захламлять и отравлять землю, а заодно и воду, в которую попадают продукты разложения. А мы говорим, что гораздо выгоднее и целесообразнее уничтожать мусор методом термического обезвреживания. Проще говоря, сжигать.

— Да, но как сжигать без последствий? Бытует мнение, что все разговоры об экологичности данного процесса — блеф, и абсолютно безвредного и безопасного способа сжигания не существует.

— Это ошибочное мнение. Наши научные разработки позволили создать печи, где выбросы гораздо чище, чем в легковом автомобиле. И это легко проверить. Но самое главное в другом. Люди никак не хотят понять: то, что мы называем пренебрежительным словом «мусор», на самом деле ценнейшее сырье. Особенно для вас, украинцев, переживающих сегодня жесточайший энергетический кризис.

Чтобы утеплиться и обогреть себя, вы тратите дорогущие газ, нефть, электричество. И наряду с этим так же, как и мы, россияне, задыхаетесь от завалов мусора. А ведь мусор — это органика, которая горит. Его можно уничтожить, взамен получив тепло. Так поступают все развитые страны. В Японии и во Франции, например, половина всех отходов сжигается и только то, что не горит, подвергается переработке. Если мы хотим улучшить качество и продолжительность своей жизни, обязательно к этому должны прийти. И моя родная Украина, которая сегодня стремится жить по-европейски, думаю, рано или поздно это поймет.

Клондайк на шести сотках

— Не знала, что вы родом из Украины. Вот, оказывается, откуда берутся такие золотые головы. Стало быть, вы у нас учились своему ремеслу?

— Не совсем. Я родился в Житомире. И, как многие мои ровесники, мечтал о море, хотя воды не видел никогда, а моря тем более. Но в те времена это была самая популярная профессия. И поэтому, когда я поступил в ленинградскую мореходку, стал самым, как теперь говорят, крутым парнем на деревне.

Училище окончил с отличием, но в море потом ходил немногим больше года — мне посоветовали продолжить учебу в вузе. Получив диплом, опять попал на корабль. А что такое морское пассажирское судно? Это маленький город: камбузы, каюты, санитарные помещения, рестораны...

— А где камбузы и рестораны, там отходы, которые надо куда-то девать... Хотите сказать, что уже тогда возник интерес к этой проблеме?

— Именно так. У нас там стояли печи — инсинераторы (от английского incinerate, что значит сжигать, превращать в пепел). Туда мы все отходы и отправляли. Я стал задумываться, как оптимизировать и усовершенствовать этот процесс. Сошел на берег, окончил аспирантуру, защитил кандидатскую, и получил лабораторию — 16 человек, с которыми мы работали над судовыми энергетическими установками.

Потом мне предложили делать печи для уничтожения медицинских отходов в больницах. Ну, а затем мы создали «Турмалин», где я уже больше 20 лет занимаюсь печками. На основе маленьких судовых печей мы создали много различных модификаций инсинераторов — от бытовых до огромных промышленных установок, которые способны уничтожать, в том числе и опасные виды отходов.

— Но это все были печи, которые уничтожали, а теперь вы создали, можно сказать, чудо-печь, которая создает стратегически важный продукт. Расскажите о ней подробнее: каковы ее возможности? Насколько мне известно, сделать переработку шин экономически выгодной в промышленных масштабах довольно сложно. Иными словами, каков прок от ваших «ПРОКов», если перевести его на язык цифр, и в чем особенность вашего изобретения?

— Особенность в том, что «ПРОК» практически всеяден. Он может синтезировать газообразное либо жидкое топливо из любой органики. Исходным материалом могут служить не только автопокрышки, но и списанные железнодорожные шпалы, нефтешламы, торф, сыпучие и жидкие отходы. При этом никакой предварительной обработки сырья не требуется. Кроме того, «ПРОК» абсолютно неприхотлив к погодным и климатическим условиям, он мобилен и не требует особого выбора места для установки.

В заправке топливом такая печь тоже не нуждается. Она сама его производит. Из угля — каменноугольную смолу, из покрышек — нефть, из древесных опилок «жижку». На выходе вы получаете синтетическое топливо для отопительного котла или электрогенератора. Можете заправлять им любую тяжелую технику: от трактора до бэтээра, использовать как отличное сырье для производства бензина или солярки...

Топливо из «самогонного аппарата»

Чудо-печь непрерывно синтезирует жидкое и газообразное топливо практически из любой бросовой органики
Чудо-печь непрерывно синтезирует жидкое и газообразное топливо практически из любой бросовой органики

— Объясните популярно принцип действия вашей установки. Чем она отличается от широко известных пиролизных реакторов? (Пиролизом называют химическую реакцию, во время которой органические соединения распадаются. — Авт.).

— Во всех известных пиролизных установках применяются реакторы закрытого типа с косвенным нагревом сырья. Я уже говорил, что они представляют потенциальную опасность для тех, кто их обслуживает, поскольку если не дать пиролизному реактору полностью остыть, находящийся в нем остаточный углерод может взорваться. Причем даже современные системы контроля не гарантируют стопроцентную защиту от подобного ЧП. Не зря их называют «летающие крышки».

В отличие от пиролизных установок, в «ПРОКах» применяются реакторы открытого типа с прямым нагревом сырья, поэтому возможность их взрыва под давлением исключена конструктивно. Кроме того, весь остаточный углерод используется в цикле как дополнительное топливо. Соответственно, после окончания цикла такой реактор можно открыть и перезагрузить, не дожидаясь охлаждения. Взрываться там просто нечему.

— То есть в эти установки можно сырье загружать непрерывно?

— Да, это одно из преимуществ. Плюс компактность, автономность, высокая производительность, сверхэкономичность. По сути это универсальный источник топлива в составе «мусорного технопарка».

Работающий «ПРОК» завораживает. С одной стороны, в него постоянно загружаются шины, с другой — бесконечным потоком выливается топливо. Устройство очень похоже на устройство всем известного самогонного аппарата, только вместо браги — шины, а вместо конечного продукта (самогона) — топливо. Попадая внутрь «ПРОКа», шина сильно нагревается в бескислородной среде, при этом резина испаряется, превращается в газ, по-научному, в синтез-газ. Это и называется термолизом (разложение органики под воздействием температуры).

Затем синтез-газ попадает в конденсатор (аналог змеевика в самогонном аппарате) и осаживается в жидкое топливо. То есть, получается та же резина, только жидкая. А из чего сделана резина? Правильно, из нефти. Таким образом, из «ПРОКа» мы получаем именно ту нефть, вернее, почти ту, из которой первоначально была изготовлена шина.

— А производительность агрегата? Сколько он топлива выдает на-гора?

— Жидкого — примерно 50% от массы органического сырья. Например, из 4 камазовских шин R22 получается 10 ведер хорошего топлива.

— Например, в бак обычного автомобиля это топливо можно заливать? Вы пробовали?

— В принципе можно. Наши сотрудники пробовали дизельный двигатель заправлять. Говорят, машина работала нормально. Но я не советую использовать наше топливо для заправки авто. Современные автомобили рассчитаны на строго кондиционное топливо с определенными параметрами. И экспериментировать на них не стоит.

— Ну а до кондиционного состояния это топливо можно довести?

— Конечно. Для этого существует специальное оборудование. С его помощью топливо можно преобразовать в кондиционный бензин, солярку, мазут, битум и другие известные продукты нефтехимии.

Но одно из главных преимуществ этого изобретения в том, что вам не нужно тратиться на приобретение сырья. Более того, в некоторых случаях вы даже можете заработать на его сборе, поскольку основное сырье для наших синтезаторов топлива — это отходы. Утилизируя их, вы убиваете сразу несколько «зайцев», решая не только энергетическую проблему, но и помогая очистить страну от захламляющего ее мусора. Так что на ваш вопрос «какой прок от «ПРОКа» ответит время. Кстати, к нам уже сегодня за этими печками очередь стоит, в том числе и из наших с вами земляков...

— Дмитрий Исаакович, напоследок позвольте задать традиционный вопрос: о каком изобретении вы мечтаете сегодня? Что пока еще не удалось осуществить?

— О мечтах не говорят вслух. На то они и мечты. Обычно люди с ностальгией вспоминают свою юность. Говорят, мол, это было лучшее их время. А для меня лучшее время сейчас. Я делаю то, что мне хочется, и то, что мне интересно. Но свою лучшую печку пока еще не сделал...

Беседовала 

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Кто съел наше море

Мальков осетра браконьеры перемалывают на рыбную муку, которую добавляют в корм...

Их и так неплохо кормят

Конгресс США создал предпосылки для производства редких металлов в Украине. Слово за...

Одной таблетки недостаточно

Банкротство Westinghouse не предполагает закрытия производств и не повлияет на...

Одна удочка и один крючок

Вылов только с берега, в пределах населенного пункта, в местах, где нет природных...

Загрузка...
Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
pgrm

Интересно, как "открытость" реактора сочетается с бескислородной средой? Под прямым нагревом надо понимать банальное горение над газовой горелкой?

- 0 +
Oleg Vasilenko
13 Апреля 2015, Oleg Vasilenko

Це зрада. Покрышки должны палать на майдане.

- 3 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка