Палала шина...

№17-18(737) 28 августа — 3 сентября 2015 г. 03 Апреля 2015 2 4.7

Палала шина.., или Новый прок от старой покрышки // YORKSHIRENEWS.BLOGSPOT.COM

О чем сегодня мечтает среднестатистический житель Украины? Правильно: чтобы войны не было, чтобы карман не пустовал и чтобы от курса доллара и котировок цен на нефть не зависеть.

В нынешних реалиях эта мечта кажется утопией, но вот питерские изобретатели утверждают, что нашли простой ответ на этот весьма непростой вопрос. Конечно, военный конфликт на Донбассе они разрешить не берутся, а вот в борьбе с энергетическим кризисом помочь обещают. По принципу: не хочешь зависеть от нефти — добывай ее сам! Причем абсолютно легально, безопасно, а главное — дешево. Изобретение, которое обещает стать если не сенсацией, то серьезным прорывом в энергетической сфере, запатентовало ЗАО «Турмалин» из Санкт-Петербурга — предприятие, специализирующееся на производстве оборудования для уничтожения отходов.

Дмитрий КофманГлавный конструктор предприятия известный питерский ученый Дмитрий Кофман уверяет, что нефть можно качать не только из нефтяных скважин, а практически из всего, что валяется у нас под ногами. К примеру, грамотно утилизируя старую резину, можно получить высококалорийное топливо, по весу составляющее более половины веса отработанной шины автомобиля. Если учесть, что цена 1 т мазута в энергозависимой Украине составляет не меньше 4000 грн., стоит задуматься: что выгоднее — устраивать революционные флешмобы с пылающими автопокрышками на городских площадях или использовать энергоемкие изделия в мирных целях.

Даешь нефть из отходов!

В начале этого года ЗАО «Турмалин» приступило к выпуску серийных установок по «добыче» топлива из автопокрышек методом открытого пиролиза. Эти установки получили название «ПРОК». Автор изобретения Дмитрий Кофман убежден, что они оправдают это название.

— Дмитрий Исаакович, вы хотите сказать, что теперь совершенно необязательно бурить скважины в шельфе Черного моря? И что мини-заводик по производству синтетической нефти едва ли не каждый желающий может установить у себя на огороде и качать дефицитное топливо в неограниченных количествах? Когда я рассказала об этом одному коллеге, он ухмыльнулся: это даже не Брэдбери. Это просто бред...

— Галилея тоже когда-то считали сумасшедшим. Но это не мешает нам сегодня пользоваться его телескопом, термометром, циркулем и другими изобретениями...

— Вы в самом деле считаете, что ваш «ПРОК» можно поставить в один ряд с открытиями пионеров всемирной науки?

— Знаете, мы ведь не гонимся за сенсацией. Мы хотим облегчить людям жизнь, как бы пафосно это ни звучало. Более двадцати лет наше предприятие производит оборудование для уничтожения разнообразных опасных отходов. В первую очередь это неопознанные хлорсодержащие пестициды и другие сельскохозяйственные ядохимикаты, в великом множестве валяющиеся на полях страны, и медицинские отходы, которые, как известно, страшнее ядерного взрыва. При этом мы реализуем исключительно собственные идеи и проекты.

У «Турмалина» есть свой «мозговой центр» — ученые, изобретатели, конструкторы. Но если раньше мы просто уничтожали опасные отходы, постоянно совершенствуя технологии и делая процесс максимально экологичным, то теперь заставили весь этот мусор еще и приносить пользу.

— Вот о пользе давайте поподробнее. Можете популярно объяснить, в чем, собственно, новаторство вашего изобретения. Ведь идея производства синтетического топлива из, так сказать, подручных средств далеко не нова. И способы переработки автопокрышек в синтетическую нефть известны миру еще со времен, если не ошибаюсь, кайзеровской Германии. Лет семь назад «2000» делали материал о нашем соотечественнике Эммануиле Прилуцком, который изобрел способ производства синтетической нефти с помощью пиролиза, но его открытие так и осталось на бумаге...

— Принципиальное отличие нашего «ПРОКА» от прочих, не приносящих проку изобретений (извините за каламбур), в том, что закрытые пиролизные реакторы составляют потенциальную опасность для производителей. Производить синтетическое топливо в таких печках слишком взрывоопасно и дорого. Это сложный, длительный и далеко не безопасный в плане экологии процесс. Инвестировать в него весьма рискованно. Видимо, поэтому мой уважаемый украинский коллега и не нашел поддержки. А наш «ПРОК» нашел.

Печных дел мастер

Изобретатель Дмитрий Кофман: «Мы не гонимся за сенсацией. Мы хотим облегчить людям жизнь»Профессора Дмитрия Кофмана на предприятии воспринимают как настоящего гуру от науки. Его многочисленные научные труды и изобретения в области теплотехники и механики в свое время были отмечены золотыми и серебряными медалями ВДНХ СССР.

Главный конструктор «Турмалина», создатель многих широко известных в мире технических брендов недавно перешагнул свой 80-летний рубеж, но на покой не собирается. Невероятный трудоголик, в хорошем смысле авантюрист, алхимик, экспериментатор, рисковый и предельно жесткий в работе руководитель, он может дать фору многим молодым. Видимо, эти качества и позволили ему совершить, казалось бы, невозможное: пока его многочисленные коллеги из разных стран экспериментировали с закрытым пиролизным реактором, ученый умудрился его открыть и при этом не взорваться! Тем самым обеспечил непрерывный процесс загрузки сырья и добычи синтез-нефти из отходов, которые захламляют и отравляют нашу жизнь.

— Дмитрий Исаакович, прежде чем поговорить о вашем ноу-хау, хочу понять, что заставило вас посвятить свою жизнь такому совсем неромантичному делу, как борьба с мусором? Вы же не станете утверждать, что с детства об этом мечтали?

— Нет, конечно. В детстве у меня были совсем другие мечты. Тогда я совершенно не задумывался о том, что от рождения и до смерти человеку необходимы несколько вещей: он должен дышать, есть и пить. И все это — воздух, вода и питье — должны быть качественными. С другой стороны, на протяжении всей жизни человека окружают производимые им же отходы, которые загрязняют все то, что дает ему жизнь.

Казалось бы, отсюда следует элементарная логика: человек должен быть заинтересован в том, чтобы жить в чистоте. Но, увы, зачастую он поступает как камикадзе, собственноручно сокращая себе жизнь. Человек захламляет планету мусором, не задумываясь о губительных для себя последствиях. И зачастую только критическая ситуация способна привести его в чувство. Поэтому мне кажется, что люди, которые занимаются экологией, с каждым годом становятся все более необходимы обществу.

— Только вот понимает ли это общество? Знаете, есть даже такая шутка: партия «зеленых» победит на выборах только тогда, когда за нее проголосуют деревья.

— Ну, шутка скорее политическая. А мы занимаемся серьезным и нужным делом: помогаем людям жить в чистоте. Ведь ежедневно, ежечасно вокруг нас образуется гигантское количество отходов. Куда это все девать? Можно закапывать в землю, устраивать гигантские свалки и полигоны. То есть, опять-таки захламлять и отравлять землю, а заодно и воду, в которую попадают продукты разложения. А мы говорим, что гораздо выгоднее и целесообразнее уничтожать мусор методом термического обезвреживания. Проще говоря, сжигать.

— Да, но как сжигать без последствий? Бытует мнение, что все разговоры об экологичности данного процесса — блеф, и абсолютно безвредного и безопасного способа сжигания не существует.

— Это ошибочное мнение. Наши научные разработки позволили создать печи, где выбросы гораздо чище, чем в легковом автомобиле. И это легко проверить. Но самое главное в другом. Люди никак не хотят понять: то, что мы называем пренебрежительным словом «мусор», на самом деле ценнейшее сырье. Особенно для вас, украинцев, переживающих сегодня жесточайший энергетический кризис.

Чтобы утеплиться и обогреть себя, вы тратите дорогущие газ, нефть, электричество. И наряду с этим так же, как и мы, россияне, задыхаетесь от завалов мусора. А ведь мусор — это органика, которая горит. Его можно уничтожить, взамен получив тепло. Так поступают все развитые страны. В Японии и во Франции, например, половина всех отходов сжигается и только то, что не горит, подвергается переработке. Если мы хотим улучшить качество и продолжительность своей жизни, обязательно к этому должны прийти. И моя родная Украина, которая сегодня стремится жить по-европейски, думаю, рано или поздно это поймет.

Клондайк на шести сотках

— Не знала, что вы родом из Украины. Вот, оказывается, откуда берутся такие золотые головы. Стало быть, вы у нас учились своему ремеслу?

— Не совсем. Я родился в Житомире. И, как многие мои ровесники, мечтал о море, хотя воды не видел никогда, а моря тем более. Но в те времена это была самая популярная профессия. И поэтому, когда я поступил в ленинградскую мореходку, стал самым, как теперь говорят, крутым парнем на деревне.

Училище окончил с отличием, но в море потом ходил немногим больше года — мне посоветовали продолжить учебу в вузе. Получив диплом, опять попал на корабль. А что такое морское пассажирское судно? Это маленький город: камбузы, каюты, санитарные помещения, рестораны...

— А где камбузы и рестораны, там отходы, которые надо куда-то девать... Хотите сказать, что уже тогда возник интерес к этой проблеме?

— Именно так. У нас там стояли печи — инсинераторы (от английского incinerate, что значит сжигать, превращать в пепел). Туда мы все отходы и отправляли. Я стал задумываться, как оптимизировать и усовершенствовать этот процесс. Сошел на берег, окончил аспирантуру, защитил кандидатскую, и получил лабораторию — 16 человек, с которыми мы работали над судовыми энергетическими установками.

Потом мне предложили делать печи для уничтожения медицинских отходов в больницах. Ну, а затем мы создали «Турмалин», где я уже больше 20 лет занимаюсь печками. На основе маленьких судовых печей мы создали много различных модификаций инсинераторов — от бытовых до огромных промышленных установок, которые способны уничтожать, в том числе и опасные виды отходов.

— Но это все были печи, которые уничтожали, а теперь вы создали, можно сказать, чудо-печь, которая создает стратегически важный продукт. Расскажите о ней подробнее: каковы ее возможности? Насколько мне известно, сделать переработку шин экономически выгодной в промышленных масштабах довольно сложно. Иными словами, каков прок от ваших «ПРОКов», если перевести его на язык цифр, и в чем особенность вашего изобретения?

— Особенность в том, что «ПРОК» практически всеяден. Он может синтезировать газообразное либо жидкое топливо из любой органики. Исходным материалом могут служить не только автопокрышки, но и списанные железнодорожные шпалы, нефтешламы, торф, сыпучие и жидкие отходы. При этом никакой предварительной обработки сырья не требуется. Кроме того, «ПРОК» абсолютно неприхотлив к погодным и климатическим условиям, он мобилен и не требует особого выбора места для установки.

В заправке топливом такая печь тоже не нуждается. Она сама его производит. Из угля — каменноугольную смолу, из покрышек — нефть, из древесных опилок «жижку». На выходе вы получаете синтетическое топливо для отопительного котла или электрогенератора. Можете заправлять им любую тяжелую технику: от трактора до бэтээра, использовать как отличное сырье для производства бензина или солярки...

Топливо из «самогонного аппарата»

Чудо-печь непрерывно синтезирует жидкое и газообразное топливо практически из любой бросовой органики
Чудо-печь непрерывно синтезирует жидкое и газообразное топливо практически из любой бросовой органики

— Объясните популярно принцип действия вашей установки. Чем она отличается от широко известных пиролизных реакторов? (Пиролизом называют химическую реакцию, во время которой органические соединения распадаются. — Авт.).

— Во всех известных пиролизных установках применяются реакторы закрытого типа с косвенным нагревом сырья. Я уже говорил, что они представляют потенциальную опасность для тех, кто их обслуживает, поскольку если не дать пиролизному реактору полностью остыть, находящийся в нем остаточный углерод может взорваться. Причем даже современные системы контроля не гарантируют стопроцентную защиту от подобного ЧП. Не зря их называют «летающие крышки».

В отличие от пиролизных установок, в «ПРОКах» применяются реакторы открытого типа с прямым нагревом сырья, поэтому возможность их взрыва под давлением исключена конструктивно. Кроме того, весь остаточный углерод используется в цикле как дополнительное топливо. Соответственно, после окончания цикла такой реактор можно открыть и перезагрузить, не дожидаясь охлаждения. Взрываться там просто нечему.

— То есть в эти установки можно сырье загружать непрерывно?

— Да, это одно из преимуществ. Плюс компактность, автономность, высокая производительность, сверхэкономичность. По сути это универсальный источник топлива в составе «мусорного технопарка».

Работающий «ПРОК» завораживает. С одной стороны, в него постоянно загружаются шины, с другой — бесконечным потоком выливается топливо. Устройство очень похоже на устройство всем известного самогонного аппарата, только вместо браги — шины, а вместо конечного продукта (самогона) — топливо. Попадая внутрь «ПРОКа», шина сильно нагревается в бескислородной среде, при этом резина испаряется, превращается в газ, по-научному, в синтез-газ. Это и называется термолизом (разложение органики под воздействием температуры).

Затем синтез-газ попадает в конденсатор (аналог змеевика в самогонном аппарате) и осаживается в жидкое топливо. То есть, получается та же резина, только жидкая. А из чего сделана резина? Правильно, из нефти. Таким образом, из «ПРОКа» мы получаем именно ту нефть, вернее, почти ту, из которой первоначально была изготовлена шина.

— А производительность агрегата? Сколько он топлива выдает на-гора?

— Жидкого — примерно 50% от массы органического сырья. Например, из 4 камазовских шин R22 получается 10 ведер хорошего топлива.

— Например, в бак обычного автомобиля это топливо можно заливать? Вы пробовали?

— В принципе можно. Наши сотрудники пробовали дизельный двигатель заправлять. Говорят, машина работала нормально. Но я не советую использовать наше топливо для заправки авто. Современные автомобили рассчитаны на строго кондиционное топливо с определенными параметрами. И экспериментировать на них не стоит.

— Ну а до кондиционного состояния это топливо можно довести?

— Конечно. Для этого существует специальное оборудование. С его помощью топливо можно преобразовать в кондиционный бензин, солярку, мазут, битум и другие известные продукты нефтехимии.

Но одно из главных преимуществ этого изобретения в том, что вам не нужно тратиться на приобретение сырья. Более того, в некоторых случаях вы даже можете заработать на его сборе, поскольку основное сырье для наших синтезаторов топлива — это отходы. Утилизируя их, вы убиваете сразу несколько «зайцев», решая не только энергетическую проблему, но и помогая очистить страну от захламляющего ее мусора. Так что на ваш вопрос «какой прок от «ПРОКа» ответит время. Кстати, к нам уже сегодня за этими печками очередь стоит, в том числе и из наших с вами земляков...

— Дмитрий Исаакович, напоследок позвольте задать традиционный вопрос: о каком изобретении вы мечтаете сегодня? Что пока еще не удалось осуществить?

— О мечтах не говорят вслух. На то они и мечты. Обычно люди с ностальгией вспоминают свою юность. Говорят, мол, это было лучшее их время. А для меня лучшее время сейчас. Я делаю то, что мне хочется, и то, что мне интересно. Но свою лучшую печку пока еще не сделал...

Беседовала 

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Лунная деревня. Марс мне — дом родной

В Днепре стараются не отставать от последних тенденций освоения космоса

Дурная кровь

ВОЗ настаивает, чтобы к 2020 г. все доноры были добровольными и безоплатными.У нас таких...

Киевское водохранилище: Лучше зарыблять, чем...

21 ноября в Киевское водохранилище было выпущено более 100 тыс. мальков растительноядных...

Клубника, пчелы и кролики

«Иностранные специалисты постоянно пытаются уйти от ответственности. То у нас...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
pgrm

Интересно, как "открытость" реактора сочетается с бескислородной средой? Под прямым нагревом надо понимать банальное горение над газовой горелкой?

- 0 +
Oleg Vasilenko
13 Апреля 2015, Oleg Vasilenko

Це зрада. Покрышки должны палать на майдане.

- 3 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка