«Палочное» реформирование

№18-19(771) 13 — 19 мая 2016 г. 11 Мая 2016 5

Государство намерено переложить на плечи нищего населения нерешенные за годы независимости проблемы содержания многоэтажного жилого фонда.

Граждане страны не успевают уворачиваться от реформ псевдоевропейской власти. После наиболее болезненных из них — многократного повышения тарифов на все виды энергоносителей и циничного попрания Конституции и законодательства в части индексации зарплат и пенсий с учетом уровня инфляции (достигшей за два года почти 100%) — не за горами еще одна: в области содержания многоквартирных домов и придомовых территорий. Данная реформа может привести к тому, что уже в ближайшее время часть украинцев окажутся на улице.

1 июля 2015 г. вступил в силу закон №417-VIII от 14.05.15 г. «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». Часть 5 ст.13 данного закона гласит, что «если в течение одного года с даты вступления в силу настоящего Закона совладельцы многоквартирного дома, в котором не созданы объединения совладельцев, не приняли решение о форме управления многоквартирным домом, управление таким домом осуществляется управляющим, который назначается на конкурсной основе исполнительным органом местного совета, на территории которого расположен многоквартирный дом... Договор о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом сроком на один год от имени совладельцев подписывает уполномоченное лицо исполнительного органа соответствующего местного совета, по решению которого назначен управляющий. Если за один месяц до истечения указанного срока ни одна из сторон не уведомит письменно другую сторону об отказе от договора, договор считается продленным на очередной однолетний срок».

Таким образом, если к 1 июля 2016 г. жители многоквартирных домов не образуют объединения совладельцев (ОСМД), то решением исполкома горсовета им будет принудительно назначена компания, которая и будет «оказывать услуги по управлению домом».

Закон по сути предполагает полное разгосударствление жилищно-коммунальной сферы, снятие с государства обязательств по финансированию и содержанию многоквартирных домов и отправляет жителей многоэтажек с многочисленными проблемами «в свободное плавание». И куда занесет их псевдореформаторское течение, никто не знает.

Простая смена вывесок

Идея создания эффективного собственника жилья — ОСМД — возникла в Украине в 2001 г., когда был принят закон «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома». Упоминается ОСМД и в законе «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009—2014 годы», причем в нем создание ОСМД было определено как одно из направлений реформирования. Программа предполагала к концу 2014-го создать более 45,5 тыс. объединений совладельцев многоквартирных домов. Но люди в объединения пошли отнюдь не с тем энтузиазмом, который предполагался, и в результате на начало текущего года в стране насчитывалось всего чуть более 16,5 тыс. ОСМД, что составляет менее 6% общего количества многоэтажного жилого фонда (порядка 280 тыс.).

Таким образом, в соответствии с законом №417-VIII с 1 июля для более чем 90% жильцов многоквартирных домов местным органом власти будет назначена управляющая компания.

Однако в Украине за два месяца до начала действия закона нет и в помине частных управляющих компаний по оказанию услуг по содержанию домов.

В отличие от ряда стран ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия и Эстония), где жилищная реформа прошла успешно. В них суть реформы заключалась в том, что не только приватизировались квартиры, но «приватизировался» и вопрос содержания домов, управления этими домами, проведения в них ремонтов.

Закон отправляет жителей многоэтажек с многочисленными проблемами «в свободное плавание»

В результате услуги в этих странах являются немонопольными, работает соответствующий рынок, цена на услуги свободная и жильцы—совладельцы дома имеют полное право и возможность выбирать, от кого получать услуги. Там же, где услуга является естественной монополией, работает система государственного регулирования монополий — так, чтобы цена не превышала экономически обоснованную стоимость.

Тема управляющих компаний вызывает массу вопросов. В законе не прописаны как ответственность уполномоченного лица исполнительного органа соответствующего местного совета, который дает дому управляющего, так и ответственность управляющего перед собственником жилья. Никто не знает, какие документы, отчеты имеет право требовать жилец от управителя, с какой периодичностью.

Похоже, что функции управителя в большинстве случаев будут выполнять нынешние жэки.

В результате чистейшей воды авантюры со сменой вывесок существует риск узурпации рынка жилищно-коммунальных услуг, а вместо конкуренции между частными управляющими компаниями может быть «договорняк» о предоставлении тех же услуг, что и в настоящее время, но по более высоким ценам.

Платить придется больше

Услуги, которые оказывают жэки по содержанию домов и придомовых территорий, вызывают справедливые нарекания граждан. Вокруг одних домов неделями не убирается снег, в других месяцами не моются лестничные клетки, не чистятся подвалы, чердаки и т.д. и т.п. В то же время указанные непредоставленные услуги включены в квартплату.

В соответствии с законом «О жилищно-коммунальных услугах» тарифы на услуги по содержанию домов и придомовых территорий утверждаются исполнительным органом — госадминистрацией после согласования с местным советом. При этом во многих случаях при утверждении тарифов исполнительные органы власти игнорируют мнение «неудобных» советов.

Госадминистрации в свою очередь обязаны руководствоваться постановлением Кабмина №869 от 01.06.11 г. «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги», которым, в частности, утвержден Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.

Порядком утвержден перечень услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, включающий аж 18 позиций: уборка придомовой территории; уборка лестничных клеток; вывоз бытовых отходов; уборка подвала, технических этажей и кровли; техобслуживание лифтов; обслуживание систем диспетчеризации; техобслуживание внутридомовых систем (горячего и холодного водоснабжения, водоотвода, централизованного отопления, сливной канализации); дератизация; дезинсекция; обслуживание дымовентиляционных каналов; техобслуживание и текущий ремонт систем противопожарной автоматики и дымоудаления, а также других внутридомовых инженерных систем; текущий ремонт конструктивных элементов, внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотвода, централизованного отопления и сливной канализации и элементов внешнего устройства, размещенных на придомовой территории (в том числе спортивных, детских и других площадок); полив дворов, клумб и газонов; уборка и вывоз снега; эксплуатация номерных знаков на домах; освещение мест общего пользования и подвалов и подкачка воды; энергоснабжение лифтов; периодическая проверка, обслуживание и ремонт квартирных средств учета воды и тепловой энергии, в том числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после проверки.

При этом установлено, что вышеуказанный перечень услуг является для госадминистраций не обязательным, а рекомендованным.

В результате размер квартплаты часто зависит от воли администрации соответствующего города. Некоторые чиновники включают весь перечень услуг, другие, более совестливые, убирают самые «одиозные» вроде дератизации, дезинсекции, полива несуществующих клумб и газонов.

Вышеуказанное является одной из причин того, что в стране наблюдается разительная «пестрота» тарифов на услуги по содержанию домов (см. табл.).

Более того, тарифы могут значительно разниться и в однотипных, стоящих друг против друга домах, но относящихся к сфере обслуживания разных жэков.

Отметим, что порядком формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий установлено, что исполнитель услуг (жэк) обязан заключить с владельцами квартир договора о предоставлении соответствующих услуг.

Услуги предоставляются с учетом установленного исполнительным органом местного самоуправления тарифа и его структуры. При этом по требованию потребителя услуг исполнитель обязан предоставить и сроки предоставления услуг по каждой составляющей тарифа.

А как же будет определяться стоимость услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий по закону №417-VIII?

В случае создания ОСМД в многоквартирном доме, руководствуясь ст. 10 закона «Об объединении совладельцев многоквартирного жилого дома», жители на общем собрании сами определяют перечень и размер взносов на содержание дома и придомовой территории (т. н. квартплата).

При самостоятельном избрании управляющей компании в соответствии с ч. 2 ст. 11 закона «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» стоимость услуг определяется по соглашению сторон и указывается в договоре с управляющим.

Если же жители не выбирают в установленный срок форму управления, согласно ч. 5 ст. 13 этого закона управление таким домом будет осуществляться управляющим, назначенным на конкурсной основе исполнительным органом местного совета, на территории которого расположен дом. Размер взносов на содержание дома и придомовой территории будет установлен по результатам конкурсного отбора управляющих компаний/управляющих.

Таким образом, назначенный управляющий может установить тарифы, какие посчитает нужным, на совершенно законных основаниях.

Согласно закону, к обязанности владельцев квартир отнесено обеспечение технического обслуживания и в случае необходимости проведение текущего и капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Это означает, что взносы на будущие текущие и капитальные ремонты плюс вознаграждение «управляющему» будут обязательно включены в тариф. При этом расторгнуть договор на содержание дома и придомовой территории будет крайне сложно, поскольку стороной договора будут не владельцы квартир, а определенный работник городского совета, и только он сможет начать процесс отказа от услуг управляющей компании. А вот захочет ли он это делать и не состоит он в «деле» с управляющим — вопрос риторический.

Проблема заключается в том, что 70% жилищного фонда в Украине требует немедленного капремонта. Где возьмут деньги на ремонт жители хрущевок, а это в основном пенсионеры, власть не интересует. Эти дома будут разрушаться и хоронить под собой жителей. И никто за это не будет отвечать.

К такому итогу может привести реформа власти потрошителей в жилищной сфере — закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме».

Один на один с монополистами

Взвалив на плечи нищих граждан проблемы содержания и ремонта многоэтажного жилого фонда, безответственная власть оставила жильцов один на один с монополистами по поставкам энергоресурсов — природного газа, электро- и теплоэнергии, горячей и холодной воды, не добившись от них выполнения законов по обеспечению жилых домов приборами учета.

Так, в соответствии с законом «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» поставки природного газа осуществляются при условии его коммерческого учета:

—для населения, проживающего в квартирах и частных домах, в которых природный газ используется комплексно, в том числе для отопления, — с 1 января 2012 г.;

— для подогрева воды и приготовления пищи — с 1 января 2016-го;

— только для приготовления пищи — с 1 января 2018 г.

По подсчетам экс-министра ЖКХ Алексея Кучеренко, в стране около 4 млн. квартир не оборудованы счетчиками газа, из них 240 тыс. — с газовыми колонками.

Таким образом, у жильцов вышеуказанных квартир осталось чуть более полутора лет, когда газ им будет поставляться без приборов учета.

Кроме того, в перманентно работающей Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О коммерческом учете тепловой энергии, воды и водоотвода в сфере коммунальных услуг», предлагающий с 1 января 2016 г. по 1 января 2018-го обязать всех поставщиков установить приборы коммерческого учета в сфере централизованного тепло- и водоснабжения.

Согласно законопроекту, с 1 января 2016 г. наличие счетчиков становится обязательным условием при централизованном водоснабжении и снабжении горячей воды для всех категорий потребителей, за исключением юрлиц и физлиц-предпринимателей, которые осуществляют управление многоквартирным домом, — для них норма вступит в силу с 1 января 2017-го.

При централизованном теплоснабжении наличие счетчиков для всех категорий потребителей станет обязательным с 1 января 2017 г., для юрлиц и физлиц-предпринимателей, которые осуществляют управление многоквартирным домом, — с 1 января 2018-го.

Теперь же монополисты могут переложить выполнение положений законов на плечи потребителей.

Малые гражданские войны

Главное препятствие массового создания ОСМД в жилом фонде со сроком эксплуатации более 10 лет — задолженность значительной части жильцов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Уже почти два года в Украине ухудшается уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги среди населения. Объясняется такое ухудшение платежной дисциплины стремительным повышением тарифов с мая 2014 г., и обострением экономического кризиса в стране («замораживание» прожиточного минимума и минимальной заработной платы, почти 100%-ный уровень инфляции, девальвация национальной валюты, задержки выплаты зарплат, рост безработицы и т. д.)

По данным Госстата, задолженность населения Украины (без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым, Севастополя и части зоны АТО) по оплате жилищно-коммунальных услуг увеличилась в январе 2016 г. по сравнению с декабрем на 22,03% и на конец января составила 10 млрд. 774,3 млн. грн.

При этом в январе 2016-го уплачено за жилищно-коммунальные услуги 5,9 млрд. грн. (56,8% начисленных за этот период сумм).

По состоянию на этот период имели долг за три месяца и больше: за централизованное отопление и горячее водоснабжение — 27,2% владельцев лицевых счетов, газоснабжение — 20,4%, содержание домов, сооружений и придомовых территорий — 19,9%, вывоз бытовых отходов — 19,4%, централизованное водоснабжение и водоотвод — 17,8%.

Уже сегодня можно констатировать, что в дальнейшем ситуация с расчетами за жилищно-коммунальные услуги не изменится к лучшему — задолженность населения продолжит расти. Способствовать этому будут очередное мартовское повышение тарифов на электроэнергию, а также повышение тарифов на газ и теплоэнергию.

Власть же все годы занимала страусиную позицию в решении вопроса ликвидации задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Не был создан, в частности, реестр должников. Единственным решением стало постановление КМ № 976 от 27.06.03 г. «Об утверждении Порядка погашения реструктуризированной задолженности и внесения текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги».

Законом «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» решение проблемы задолженности части жильцов дома перекладывается на создаваемые ОСМД, т. е. власть сознательно провоцирует возникновение «малых гражданских войн» между добросовестными плательщиками услуг и должниками.

Заключение

Колоссальной ошибкой закона «Об осуществлении права собственности в многоквартирном доме» является то, что он силой пытается согнать людей в ОСМД под угрозой нелигитимной, неконституционной и аморальной передачи их собственности в управление каким-то «управляющим» компаниям. Поэтому норму о принудительной передаче в управление из закона необходимо изъять.

При этом очевидно, что повсеместно ОСМД созданы не будут, поэтому нельзя хоронить муниципальные формы управления жилым фондом (жэки).

Закон невыполним с его временными рамками, поэтому его ввод в действие необходимо отсрочить на несколько лет.

В ВР уже зарегистрирован соответствующий законопроект, и остается надеяться, что народные избранники в своих постоянных распрях по дележу портфелей и финансовых потоков найдут окно для решения вопроса о насущных нуждах граждан.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка