Парки в законе

№47–48(752) 11 — 17 декабря 2015 г. 10 Декабря 2015 0

Макет индустриального парка «Свема» в Шостке Сумской обл.

Опубликованная в прошлом номере «2000» статья «Партнер сверху» о новых законодательных механизмах привлечения инвестиций была бы неполной, если бы мы не поинтересовались нынешней ситуацией с индустриальными парками, которые могут способствовать оживлению отечественного промышленного производства. Новостями в этой области с нами поделился директор Ассоциации индустриальных парков Украины Игорь Николин.

Правовые и организационные основы создания индустриальных парков в нашей стране были заложены законом «Об индустриальных парках», вступившим в силу в июне 2012 г.

Наряду с этим Кабмин принял постановления, регулирующие порядок включения парков в государственный реестр и возможность ввоза его инициаторами и участниками импортного оборудования и комплектующих.

Как правило, процесс создания индустриального парка проходит 7 стадий — идея и выбор территории, подготовка и утверждение концепции, принятие решения органом местного самоуправления, выбор управляющей компании, включение в реестр, подведение коммуникаций и поиск инвесторов. Земельные вопросы обычно решаются еще на стадии утверждения концепции. Наличие управляющей компании и участников индустриального парка на этапе его включения в госреестр необязательно.

Законодательная база по созданию и функционированию индустриальных парков во многом требует усовершенствования. Последний пример — принятие Верховной Радой в ноябре законопроекта № 2844 о снятии регуляторных барьеров для развития ИП в Украине. В начале декабря закон был направлен на подпись президенту. Необходимо разработать систему льгот и преференций для ИП, как это принято в других странах, которые проходили процесс трансформации экономики. Эти законопроекты будут рассматриваться после принятия нового Налогового кодекса.

Среди проблем, препятствующих развитию индустриальных и промышленных парков в Украине, — низкий инвестиционный имидж из-за коррупции и несовершенство инвестиционного законодательства.

Поэтому на сегодняшний день мы можем говорить пока что о 12 парках, внесенных в реестр. В семи из них уже отобраны управляющие компании. Большинство из них — отечественные.

Это индустриальные парки «Славута» (Хмельницкая обл.), «Коростень» (Житомирская обл.), «Тростянец» (Сумская обл.), «Соломоново» (Закарпатская обл.), «Шостка», созданный на территории одноименного химобъединения в Сумской обл., iPARK в Одесской обл., инициатором которого выступила группа морских терминалов ТИС («Трансинвестсервис»), и львовский индустриальный парк «Рясне-2». Последний вызвалось строить дочернее предприятие голландской фирмы CTP, которая является одним из крупнейших девелоперов такого рода недвижимости в Европе. И это, безусловно, очень позитивный сигнал, поскольку голландцы не брались бы за проект, если не были бы уверены в привлечении серьезных инвесторов. Среди потенциальных участников ИП «Рясне-2» называют такие компании, как Bosch, Siemens и Lego.

Рассчитываем, что в скором времени реестр индустриальных парков пополнят еще по меньшей мере пять.

Это парк, создаваемый в г. Новый Раздел (Львовская обл.) на площадях бывшего горно-химического предприятия «Сера». Он будет специализироваться на производстве экосберегающих материалов.

В г. Бурштин (Ивано-Франковская обл.) владельцем местной ТЭС — компанией ДТЭК создается индустриальный парк «Бурштин». Его профиль — энергетическое и энергосберегающее машиностроение.

Еще один машиностроительный ИП будет в Павлограде (Днепропетровская обл.), где ранее располагались крупные предприятия военно-промышленного комплекса.

Первый парк в Винницкой обл. появится в областном центре вдоль Немировского шоссе, поблизости от аэропорта «Гаврышевка». Приоритет здесь отдадут предприятиям по переработке пищевых продуктов, производству мебели, одежды, а также машиностроительным.

В Бобровице (Черниговская обл.) планируют создать первый в Украине агроиндустриальный парк. В регионе выращивают порядка 350 тыс. т кукурузы. И есть желание углублять ее переработку, а из отходов производить биоэтанол.

Конечно же, дальнейшее развитие ИП во многом будет зависеть от бюджетной политики. Вопреки обещаниям миллиардных инвестиций на создание инфраструктуры, инициаторы парков из госбюджета на эти цели не получили ни копейки. Не отработана система выдачи беспроцентных кредитов и безвозвратных займов.

Тормозит организацию новых парков норма, установленная постановлением Кабмина №216, предусматривающая, что при их создании не менее 75% инвестиций должны иметь негосударственное происхождение. Хотя вопрос создания условий — прежде всего государственный.

Обещанные властями преференции также не работают. Механизм освобождения инициаторов и участников парков от уплаты ввозной пошлины на оборудование, не производимое в Украине, слишком забюрократизирован, что делает невозможным его применение.

Остается дискуссионным вопрос, кто будет компенсировать затраты на подведение энергетической инфраструктуры. Хотя в соседней Польше законодательством предусмотрено, что 75% расходов на эти цели несет генерирующая компания, заинтересованная в появлении новых потребителей.

Кроме того, по польским законам, если инвестор вкладывает в развитие пустующего участка земли более 100 тыс. евро, он получает налоговые льготы.

После начала боевых действий на Донбассе изменилась психология инвесторов. Приоритетными для них регионами стали западные — там бизнес чувствует себя наиболее защищенным. Хотя в реестре и так не было ни одного парка, который располагался на оккупированной территории.

Среди позитивных моментов — нам удалось добиться, что существующий реестр индустриальных парков не будет пересматриваться. Т. е. все внесенные в него субъекты в нем останутся.

Наконец, в принятом недавно законопроекте № 2844 упрощены отношения между бизнесом и местными властями. Теперь управляющие компании смогут передавать землю в субаренду фирмам, размещенным в индустриальных парках без предварительного согласования с инициатором. Это, безусловно, позитивно отразится на инвестиционной привлекательности ИП.

Впервые законодательно предусмотрена возможность создания трансграничных парков. Крупные зарубежные инвесторы заинтересованы переносить в Украину отдельные производства из соседних стран. Но хотят, чтобы был упрощен вопрос пересечения границы с их товарами и комплектующими.


Промышленный парк Сучжоу

P.S. Индустриальные парки — лишь одна из многочисленных форм привлечения инвестиций и активизации экономического роста. Только в КНР, начиная с середины 80-х гг. прошлого века, получили распространение более двух десятков образований — свободных экономических и промышленных зон, зон совместного предпринимательства и технико-экономического развития, офшорных центров, научно-промышленных и технологических парков, беспошлинных и свободных экспортно-производственных зон, открытых районов и т. д.

Многообразие их названий отражает разнообразие льгот и преференций, которыми центральные и региональные власти могут снабдить участников этих зон или парков. Украина делает ставку на одну из известных форм. Да и то индустриальные парки развиваются далеко не так активно, как предполагалось еще несколько лет назад. Причиной чему, по-видимому, отнюдь не отсутствие фантазии у чиновников, а их нежелание создавать благоприятный климат для развития промышленности и технологий.

Наверное, поэтому отечественные индустриальные парки, пустующие в ожидании инвесторов, можно сравнить с красивым вазоном. Вроде бы и земля хорошая, и дренаж есть, а полить забыли.

Оказывается, выгод, предложенных организаторами индустриальных парков, для создания питательной бизнес-среды недостаточно.

Им подавай не только свободную площадку и коммуникации, удачное расположение и дешевую рабочую силу, но и благоприятную законодательную среду, льготы и финансовые ресурсы в придачу, не говоря уже об элементарной безопасности.

Если же всего этого украинские власти предоставить не смогут, то кампания по созданию индустриальных парков окажется безрезультатной.

Наши чиновники любят говорить о том, что в мире много денег. Но забывают, что и возможностей, куда их вложить, тоже предостаточно. Украина среди них пока не значится.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Лунная деревня. Марс мне — дом родной

В Днепре стараются не отставать от последних тенденций освоения космоса

Дурная кровь

ВОЗ настаивает, чтобы к 2020 г. все доноры были добровольными и безоплатными.У нас таких...

Киевское водохранилище: Лучше зарыблять, чем...

21 ноября в Киевское водохранилище было выпущено более 100 тыс. мальков растительноядных...

Клубника, пчелы и кролики

«Иностранные специалисты постоянно пытаются уйти от ответственности. То у нас...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка