Партнер сверху

№45–46(751) 4 — 10 декабря 2015 г. 03 Декабря 2015 5

ИП «Соломоново». Производство автомобилей Skoda и Volkswagen ЧАО «Еврокар» // autoua.net

Власти хотят остановить отток капитала из страны, впустив частный бизнес в сферы экономики, управление которыми ранее было прерогативой государства. Но даже тепличные условия для инвесторов окажутся бесполезными, если Украина не сможет обеспечить политическую и экономическую стабильность.

По мнению законодателей, обеспечить приток инвестиций в страну должны проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) и индустриальные парки. Верховная Рада приняла два закона, которые облегчают законодательное регулирование этих форм деятельности. В обоих фигурируют формулировки «о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» и «снятие регуляторных барьеров». В законопроекте №1058 авторства Александры Кужель и Алексея Рябчина речь идет о ГЧП, а в документе №2844, в разработке которого принимали участие 18 депутатов из разных фракций ВР, — об индустриальных парках.

В Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) утверждают, что оба законопроекта входят в пакет приоритетных инициатив МЭРТ. Месяц назад в министерстве проанализировали предложения инвесторов, депутатов и представителей отраслевых ассоциаций, на основе которых хотят составить дорожную карту реформирования ГЧП и индустриальных парков.

Как заявила первый замминистра экономразвития Юлия Ковалив, МЭРТ ориентировалось на подходы, уже реализованные в странах Европы, поскольку они эффективны и понятны для инвесторов. В странах ЕС только за первое полугодие т. г. в рамках ГЧП было привлечено более 4,3 млрд. евро. Поэтому в профильном министерстве также рассчитывают на значительный приток инвестиций в ключевые сферы экономики и предоставление социальных услуг.

Обе формы экономической деятельности — и ГЧП, и индустриальные парки — хорошо известны в современном мире, но в Украине пока не получили достаточного распространения. Хотя еще в 2010 г. был принят закон о государственно-частном партнерстве, а два года спустя — аналогичный документ об индустриальных парках. Недостатком обоих законов эксперты называли недостаточное регулирование вопросов собственности и слабую правовую защищенность инвесторов.

Формально область государственно-частного партнерства весьма широка. Поэтому видами ГЧП можно считать и сдачу в аренду госимущества, и лизинг государственного оборудования, и концессию, и контракты на обслуживание и эксплуатацию различных объектов, и другие форматы сотрудничества (см. табл.).

Но в последние десятилетия под ГЧП (в англоязычной транскрипции — PPP (Public Privat Partnership)) понимают формы совместной деятельности по развитию крупных инфраструктурных проектов в нефтегазодобывающей, энергетической, транспортной и социальной сферах, требующие длительного времени, как правило, 5—50 лет.

В ответ на готовность бизнеса инвестировать в сферы экономики, функционирование которых было иногда прерогативой государства, власти делегируют инвестору государственные полномочия на определенное время и дают возможность окупить инвестиции с прибылью.

Таким образом, государство избавляется от необходимости отвлекать собственные средства на развитие тех или иных дорогостоящих проектов, передает инвестору часть экономических рисков. Считается, что ГЧП способствует повышению качества услуг и более эффективному использованию ресурсов.

Исследователи отмечают, что за несколько последних десятилетий в мире было реализовано несколько тысяч ГЧП и столько муниципальных. При этом в разных странах имеются свои отраслевые приоритеты. В США это строительство автодорог, а в последние годы — аэрокосмическая отрасль. В Великобритании — здравоохранение и образование, в Италии, Канаде и Франции — здравоохранение, в Германии — образование.

Фактически речь идет о степени развитости страны и социальной ориентированности экономики. Чем выше ВВП на душу населения, производительность труда, уровень социальной защиты и продолжительность жизни населения, тем большую вероятность получат развитие проекты ГЧП в социальной сфере.

Например, Великобритания успела накопить серьезный опыт по регулированию проектов ГЧП в строительстве школ, больниц и военной инфраструктуры, Австралия и Ирландия — в дорожном строительстве, а Нидерланды — в возведении муниципального жилья.

В развивающихся странах наиболее приоритетные для ГЧП сферы — строительство платных автодорог, дорогостоящих мостов, развязок, эстакад, модернизация аэропортов.

Поэтому наивно полагать, что зарубежные инвесторы ринутся в Украину, чтобы строить или модернизировать муниципальные больницы и школы. Гораздо интереснее для них платные автодороги, порты или ж/д сообщение.

Основные новации закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты об устранении регуляторных барьеров для развития государственно-частного партнерства и развития инвестиций» — это возможность передачи объекта ГЧП в собственность инвестору на время действия договора о партнерстве. В случае заключения соглашения о ГЧП местные власти обязаны будут по требованию инвестора передавать ему в пользование и земельный участок, на котором расположен объект инвестирования.

Ранее отсутствие прав на имущество и документов на землю делало проблемным привлечение длинных кредитов и сдерживало желание бизнеса браться за проекты ГЧП. По факту получалось, что частному партнеру нечего было передать в залог банку в обмен на финансирование.

В новой редакции закона победителю конкурса ГЧП разрешили приобщать к своей деятельности другое юридическое лицо, которое может быть создано с его участием. Это дает возможность привлекать сторонних инвесторов и дополнительные инвестиции как государственному (публичному) участнику ГЧП, так и частному инвестору. Конечно же, в этом случае в договор должны быть внесены соответствующие изменения, в том числе о субсидиарной ответственности по обязательствам нового юрлица.

Далее. Если частный партнер не выполняет условия договора ГЧП, финансирующая проект сторона, т. е. банк, может подыскать ему замену.

Статья о господдержке проектов ГЧП расширена пунктами о возможности платежей из бюджетных источников за готовность объекта к эксплуатации, поставок частному партнеру необходимых товаров и услуг и закупок и, наоборот, приобретения государственным партнером у «частника» его собственных товаров, работ и услуг. Что немаловажно, такие товарные отношения не подпадают под действие закона о госзакупках.

Заманивать иностранных инвесторов будут отказом государства от иммунитета. Иначе говоря, споры между государственным и иностранным частным партнерами должны решаться в международном коммерческом арбитраже, а не по украинским законам.

На зарубежного участника ГЧП не распространяются нормы валютного регулирования и дается возможность свободно конвертировать заработанные гривни в валюту и выводить их из страны.

Кроме того, частный инвестор ГЧП защищен от новаций украинского законодательства, ухудшающих его работу в проекте, в том числе от снижения стоимости предоставляемых им услуг, если таковые подлежат госрегулированию. А вот хорошие законы, облегчающие работу проекта ГЧП или увеличивающие заработок инвестора, только приветствуются.

Ранее действие закона о ГЧП распространялось на поиск и разведку полезных ископаемых, производство, транспортировку и поставки тепла, распределение природного газа, выработку и поставки электроэнергии, машиностроительную отрасль.

В дорожно-строительной сфере поощрялось строительство и эксплуатация автомобильных и железных дорог, мостов и эстакад, морских и речных портов, взлетно-посадочных полос аэродромов и некоторые другие инфраструктурные проекты.

Помимо этого, в прежней редакции закона шла речь о сборе и очистке воды, оросительных системах в сельском хозяйстве, утилизации отходов, охране здоровья, туризме и спорте, управлении недвижимостью. Как видим, закон о ГЧП и так охватывал едва ли не все возможные сферы для инвестиций.

Теперь же авторы поправок к закону дописали еще и совместные проекты по внедрению энергосберегающих технологий, в том числе в строительстве и капитальном ремонте жилья, полностью или частично разрушенного в зоне проведения АТО. ГЧП может применяться для установок модульных домов и строительства временного жилья для внутренне перемещенных лиц.

В сферу ГЧП законодательство теперь относит управление социальными учреждениями и предоставление социальных услуг. Хотя и раньше было понятно, что ГЧП допускает передачу бизнесу в управление государственных медучреждений и их совместную эксплуатацию в обмен на ремонт и модернизацию клиник.

Как и в других странах Европы, проекты ГЧП в Украине отбираются исключительно на конкурсной основе, кроме случаев, оговоренных законодательством.

Инициативу при этом могут проявить как центральные органы исполнительной власти, так и муниципальные (если объект коммунальный). Предложение может исходить и от потенциальных частных партнеров.

Чтобы добиться реализации проекта ГЧП, его инициаторы должны выполнить анализ эффективности проекта с обоснованием его социально-экономических и экологических последствий.

Критериями здесь являются экономические и финансовые показатели реализации ГЧП, улучшение качества и обеспеченности товарами или услугами, изменение к лучшему окружающей среды. В анализе должны быть приведены риски совместной деятельности и формы управления ими, указана конкретная форма ГЧП.

На основании анализа эффективности проекта ГЧП делается заключение, которое в обязательном порядке согласовывается с МЭРТ и должно быть опубликовано на его сайте.

Решение о целесообразности реализации проекта ГЧП или отказе потенциальным партнерам принимает Кабмин или местный орган власти (если речь идет о коммунальной собственности) не позднее, чем через три месяца после подачи заявки. Еще 15 календарных дней дается на уведомление о нем претендентов.

Встретимся в парке?

Еще одна форма привлечения инвестиций и ускорения экономического роста, на которую уповают украинские власти, — индустриальные парки. Именно им во многом обязаны успехам в модернизации такие страны, как Китай или Турция.

В Турции в 2002—2010 гг. было создано полторы сотни индустриальных парков, сейчас их почти в два раза больше. Около 300 ИП при поддержке ЕС было организовано в Польше. В Венгрии насчитывается более 200 ИП, а в Чехии — свыше сотни. В России более 40 ИП, но их количество в ближайшие годы планируют довести до 200.

В Китае ежегодно определяют сотню лучших индустриальных парков.

В Украине еще при Януковиче власти собирались к 2020 году создать около 100 ИП.

Согласно закону «Об индустриальных парках», принятому в 2012 г., государство обещает инициаторам создания ИП беспроцентные кредиты и невозвратное целевое финансирование.

Вдобавок инициаторы ИП и управляющие парками компании, а значит и размещенные там предприятия освобождаются от паевого взноса на развитие инфраструктуры населенных пунктов, который в среднем составляет 10% стоимости объектов, вводимых в эксплуатацию.

Созданием ИП занималось Госагентство по инвестициям и управлению национальными проектами (Госинвестпроект). Ведомство скандально известного Владислава Каськива исправно снабжало массмедиа обещаниями миллиардных инвестиций из бюджета инициаторам создания индустриальных парков. Однако, индустриальные парки в Украине до сих пор являются экзотической формой размещения производства.

Весной 2015 г. было принято решение о ликвидации Госинвестпроекта, а руководитель ведомства попал в эпицентр громкого скандала. Глава МВД Арсен Аваков вменил в вину Каськиву растрату около 2 млрд. грн. бюджетных и привлеченных средств.

Вместо финансирования нацпроектов и ИП средства якобы потратили на скупку валюты, вывод ее из страны, а затем на приобретение акций действующих украинских предприятий и земли в Карпатах, которую предполагалось перепродать заказчику строительства горнолыжного курорта. Среди фигурантов дела оказались и коммерческие структуры — инициаторы создания индустриальных парков.

Как бы то ни было, из 12 индустриальных парков, зарегистрированных в Госреестре ИП, подтвердить свой статус готовы только четыре.

ИП «Соломоново» под Ужгородом на территории свободной экономической зоны «Закарпатье» в 1,5 км от границы со Словакией ориентировано на создание производства автокомплектующих и агрегатов. Поблизости от ИП расположено производство автомобилей Skoda и Volkswagen ЧАО «Еврокар». (www.investments.uz.ua)

ИП «Коростень» в одноименном городе Житомирской обл. разместили на территории бывшего вертолетного аэродрома. Этот ИП граничит с крупным производством мебельных плит MDF.

ИП «Свема» размещен на мощностях одноименного шосткинского химобъединения. В настоящее время на территории ИП работает более трех десятков предприятий, выпускающих химическую продукцию, пластмассы, строительные материалы, изделия из древесины и т. д. (www.svema.com.ua)

Кроме того, в октябре стало известно, что украинская «дочка» голландской компании СТР — ООО «Сити Парк Львов», которая специализируется на управлении индустриальной недвижимостью в Европе, займется строительством ИП «Рясне-2» во Львове. Это обойдется ей в 50 млн. евро. И еще 10 млн. грн. из бюджета Львова выделят городские власти на подведение к ИП необходимых коммуникаций.

Остальные парки в ближайшие год-два рискуют потерять свой статус. В новой редакции закона «Об индустриальных парках» содержится пункт о ликвидации этих образований, если в течение трех лет с момента принятия решения об организации ИП не была определена на конкурсной основе управляющая компания, не оформлена земля, подведены коммуникации и участникам не создана возможность для доступа к инженерно-транспортной инфраструктуре.

Похоже, что историю с парками Украине придется начинать сначала. Но это лишь подтверждает идею о том, что для прихода инвестиций в страну недостаточно иметь хорошее, лояльное к бизнесу законодательство. Стабильность политической и экономической ситуации привлекает бизнес отнюдь не меньше.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка