Партнер сверху

№45–46(751) 4 — 10 декабря 2015 г. 03 Декабря 2015 5

ИП «Соломоново». Производство автомобилей Skoda и Volkswagen ЧАО «Еврокар» // autoua.net

Власти хотят остановить отток капитала из страны, впустив частный бизнес в сферы экономики, управление которыми ранее было прерогативой государства. Но даже тепличные условия для инвесторов окажутся бесполезными, если Украина не сможет обеспечить политическую и экономическую стабильность.

По мнению законодателей, обеспечить приток инвестиций в страну должны проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) и индустриальные парки. Верховная Рада приняла два закона, которые облегчают законодательное регулирование этих форм деятельности. В обоих фигурируют формулировки «о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» и «снятие регуляторных барьеров». В законопроекте №1058 авторства Александры Кужель и Алексея Рябчина речь идет о ГЧП, а в документе №2844, в разработке которого принимали участие 18 депутатов из разных фракций ВР, — об индустриальных парках.

В Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) утверждают, что оба законопроекта входят в пакет приоритетных инициатив МЭРТ. Месяц назад в министерстве проанализировали предложения инвесторов, депутатов и представителей отраслевых ассоциаций, на основе которых хотят составить дорожную карту реформирования ГЧП и индустриальных парков.

Как заявила первый замминистра экономразвития Юлия Ковалив, МЭРТ ориентировалось на подходы, уже реализованные в странах Европы, поскольку они эффективны и понятны для инвесторов. В странах ЕС только за первое полугодие т. г. в рамках ГЧП было привлечено более 4,3 млрд. евро. Поэтому в профильном министерстве также рассчитывают на значительный приток инвестиций в ключевые сферы экономики и предоставление социальных услуг.

Обе формы экономической деятельности — и ГЧП, и индустриальные парки — хорошо известны в современном мире, но в Украине пока не получили достаточного распространения. Хотя еще в 2010 г. был принят закон о государственно-частном партнерстве, а два года спустя — аналогичный документ об индустриальных парках. Недостатком обоих законов эксперты называли недостаточное регулирование вопросов собственности и слабую правовую защищенность инвесторов.

Формально область государственно-частного партнерства весьма широка. Поэтому видами ГЧП можно считать и сдачу в аренду госимущества, и лизинг государственного оборудования, и концессию, и контракты на обслуживание и эксплуатацию различных объектов, и другие форматы сотрудничества (см. табл.).

Но в последние десятилетия под ГЧП (в англоязычной транскрипции — PPP (Public Privat Partnership)) понимают формы совместной деятельности по развитию крупных инфраструктурных проектов в нефтегазодобывающей, энергетической, транспортной и социальной сферах, требующие длительного времени, как правило, 5—50 лет.

В ответ на готовность бизнеса инвестировать в сферы экономики, функционирование которых было иногда прерогативой государства, власти делегируют инвестору государственные полномочия на определенное время и дают возможность окупить инвестиции с прибылью.

Таким образом, государство избавляется от необходимости отвлекать собственные средства на развитие тех или иных дорогостоящих проектов, передает инвестору часть экономических рисков. Считается, что ГЧП способствует повышению качества услуг и более эффективному использованию ресурсов.

Исследователи отмечают, что за несколько последних десятилетий в мире было реализовано несколько тысяч ГЧП и столько муниципальных. При этом в разных странах имеются свои отраслевые приоритеты. В США это строительство автодорог, а в последние годы — аэрокосмическая отрасль. В Великобритании — здравоохранение и образование, в Италии, Канаде и Франции — здравоохранение, в Германии — образование.

Фактически речь идет о степени развитости страны и социальной ориентированности экономики. Чем выше ВВП на душу населения, производительность труда, уровень социальной защиты и продолжительность жизни населения, тем большую вероятность получат развитие проекты ГЧП в социальной сфере.

Например, Великобритания успела накопить серьезный опыт по регулированию проектов ГЧП в строительстве школ, больниц и военной инфраструктуры, Австралия и Ирландия — в дорожном строительстве, а Нидерланды — в возведении муниципального жилья.

В развивающихся странах наиболее приоритетные для ГЧП сферы — строительство платных автодорог, дорогостоящих мостов, развязок, эстакад, модернизация аэропортов.

Поэтому наивно полагать, что зарубежные инвесторы ринутся в Украину, чтобы строить или модернизировать муниципальные больницы и школы. Гораздо интереснее для них платные автодороги, порты или ж/д сообщение.

Основные новации закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты об устранении регуляторных барьеров для развития государственно-частного партнерства и развития инвестиций» — это возможность передачи объекта ГЧП в собственность инвестору на время действия договора о партнерстве. В случае заключения соглашения о ГЧП местные власти обязаны будут по требованию инвестора передавать ему в пользование и земельный участок, на котором расположен объект инвестирования.

Ранее отсутствие прав на имущество и документов на землю делало проблемным привлечение длинных кредитов и сдерживало желание бизнеса браться за проекты ГЧП. По факту получалось, что частному партнеру нечего было передать в залог банку в обмен на финансирование.

В новой редакции закона победителю конкурса ГЧП разрешили приобщать к своей деятельности другое юридическое лицо, которое может быть создано с его участием. Это дает возможность привлекать сторонних инвесторов и дополнительные инвестиции как государственному (публичному) участнику ГЧП, так и частному инвестору. Конечно же, в этом случае в договор должны быть внесены соответствующие изменения, в том числе о субсидиарной ответственности по обязательствам нового юрлица.

Далее. Если частный партнер не выполняет условия договора ГЧП, финансирующая проект сторона, т. е. банк, может подыскать ему замену.

Статья о господдержке проектов ГЧП расширена пунктами о возможности платежей из бюджетных источников за готовность объекта к эксплуатации, поставок частному партнеру необходимых товаров и услуг и закупок и, наоборот, приобретения государственным партнером у «частника» его собственных товаров, работ и услуг. Что немаловажно, такие товарные отношения не подпадают под действие закона о госзакупках.

Заманивать иностранных инвесторов будут отказом государства от иммунитета. Иначе говоря, споры между государственным и иностранным частным партнерами должны решаться в международном коммерческом арбитраже, а не по украинским законам.

На зарубежного участника ГЧП не распространяются нормы валютного регулирования и дается возможность свободно конвертировать заработанные гривни в валюту и выводить их из страны.

Кроме того, частный инвестор ГЧП защищен от новаций украинского законодательства, ухудшающих его работу в проекте, в том числе от снижения стоимости предоставляемых им услуг, если таковые подлежат госрегулированию. А вот хорошие законы, облегчающие работу проекта ГЧП или увеличивающие заработок инвестора, только приветствуются.

Ранее действие закона о ГЧП распространялось на поиск и разведку полезных ископаемых, производство, транспортировку и поставки тепла, распределение природного газа, выработку и поставки электроэнергии, машиностроительную отрасль.

В дорожно-строительной сфере поощрялось строительство и эксплуатация автомобильных и железных дорог, мостов и эстакад, морских и речных портов, взлетно-посадочных полос аэродромов и некоторые другие инфраструктурные проекты.

Помимо этого, в прежней редакции закона шла речь о сборе и очистке воды, оросительных системах в сельском хозяйстве, утилизации отходов, охране здоровья, туризме и спорте, управлении недвижимостью. Как видим, закон о ГЧП и так охватывал едва ли не все возможные сферы для инвестиций.

Теперь же авторы поправок к закону дописали еще и совместные проекты по внедрению энергосберегающих технологий, в том числе в строительстве и капитальном ремонте жилья, полностью или частично разрушенного в зоне проведения АТО. ГЧП может применяться для установок модульных домов и строительства временного жилья для внутренне перемещенных лиц.

В сферу ГЧП законодательство теперь относит управление социальными учреждениями и предоставление социальных услуг. Хотя и раньше было понятно, что ГЧП допускает передачу бизнесу в управление государственных медучреждений и их совместную эксплуатацию в обмен на ремонт и модернизацию клиник.

Как и в других странах Европы, проекты ГЧП в Украине отбираются исключительно на конкурсной основе, кроме случаев, оговоренных законодательством.

Инициативу при этом могут проявить как центральные органы исполнительной власти, так и муниципальные (если объект коммунальный). Предложение может исходить и от потенциальных частных партнеров.

Чтобы добиться реализации проекта ГЧП, его инициаторы должны выполнить анализ эффективности проекта с обоснованием его социально-экономических и экологических последствий.

Критериями здесь являются экономические и финансовые показатели реализации ГЧП, улучшение качества и обеспеченности товарами или услугами, изменение к лучшему окружающей среды. В анализе должны быть приведены риски совместной деятельности и формы управления ими, указана конкретная форма ГЧП.

На основании анализа эффективности проекта ГЧП делается заключение, которое в обязательном порядке согласовывается с МЭРТ и должно быть опубликовано на его сайте.

Решение о целесообразности реализации проекта ГЧП или отказе потенциальным партнерам принимает Кабмин или местный орган власти (если речь идет о коммунальной собственности) не позднее, чем через три месяца после подачи заявки. Еще 15 календарных дней дается на уведомление о нем претендентов.

Встретимся в парке?

Еще одна форма привлечения инвестиций и ускорения экономического роста, на которую уповают украинские власти, — индустриальные парки. Именно им во многом обязаны успехам в модернизации такие страны, как Китай или Турция.

В Турции в 2002—2010 гг. было создано полторы сотни индустриальных парков, сейчас их почти в два раза больше. Около 300 ИП при поддержке ЕС было организовано в Польше. В Венгрии насчитывается более 200 ИП, а в Чехии — свыше сотни. В России более 40 ИП, но их количество в ближайшие годы планируют довести до 200.

В Китае ежегодно определяют сотню лучших индустриальных парков.

В Украине еще при Януковиче власти собирались к 2020 году создать около 100 ИП.

Согласно закону «Об индустриальных парках», принятому в 2012 г., государство обещает инициаторам создания ИП беспроцентные кредиты и невозвратное целевое финансирование.

Вдобавок инициаторы ИП и управляющие парками компании, а значит и размещенные там предприятия освобождаются от паевого взноса на развитие инфраструктуры населенных пунктов, который в среднем составляет 10% стоимости объектов, вводимых в эксплуатацию.

Созданием ИП занималось Госагентство по инвестициям и управлению национальными проектами (Госинвестпроект). Ведомство скандально известного Владислава Каськива исправно снабжало массмедиа обещаниями миллиардных инвестиций из бюджета инициаторам создания индустриальных парков. Однако, индустриальные парки в Украине до сих пор являются экзотической формой размещения производства.

Весной 2015 г. было принято решение о ликвидации Госинвестпроекта, а руководитель ведомства попал в эпицентр громкого скандала. Глава МВД Арсен Аваков вменил в вину Каськиву растрату около 2 млрд. грн. бюджетных и привлеченных средств.

Вместо финансирования нацпроектов и ИП средства якобы потратили на скупку валюты, вывод ее из страны, а затем на приобретение акций действующих украинских предприятий и земли в Карпатах, которую предполагалось перепродать заказчику строительства горнолыжного курорта. Среди фигурантов дела оказались и коммерческие структуры — инициаторы создания индустриальных парков.

Как бы то ни было, из 12 индустриальных парков, зарегистрированных в Госреестре ИП, подтвердить свой статус готовы только четыре.

ИП «Соломоново» под Ужгородом на территории свободной экономической зоны «Закарпатье» в 1,5 км от границы со Словакией ориентировано на создание производства автокомплектующих и агрегатов. Поблизости от ИП расположено производство автомобилей Skoda и Volkswagen ЧАО «Еврокар». (www.investments.uz.ua)

ИП «Коростень» в одноименном городе Житомирской обл. разместили на территории бывшего вертолетного аэродрома. Этот ИП граничит с крупным производством мебельных плит MDF.

ИП «Свема» размещен на мощностях одноименного шосткинского химобъединения. В настоящее время на территории ИП работает более трех десятков предприятий, выпускающих химическую продукцию, пластмассы, строительные материалы, изделия из древесины и т. д. (www.svema.com.ua)

Кроме того, в октябре стало известно, что украинская «дочка» голландской компании СТР — ООО «Сити Парк Львов», которая специализируется на управлении индустриальной недвижимостью в Европе, займется строительством ИП «Рясне-2» во Львове. Это обойдется ей в 50 млн. евро. И еще 10 млн. грн. из бюджета Львова выделят городские власти на подведение к ИП необходимых коммуникаций.

Остальные парки в ближайшие год-два рискуют потерять свой статус. В новой редакции закона «Об индустриальных парках» содержится пункт о ликвидации этих образований, если в течение трех лет с момента принятия решения об организации ИП не была определена на конкурсной основе управляющая компания, не оформлена земля, подведены коммуникации и участникам не создана возможность для доступа к инженерно-транспортной инфраструктуре.

Похоже, что историю с парками Украине придется начинать сначала. Но это лишь подтверждает идею о том, что для прихода инвестиций в страну недостаточно иметь хорошее, лояльное к бизнесу законодательство. Стабильность политической и экономической ситуации привлекает бизнес отнюдь не меньше.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка