Подрезанные крылья ХАЗа

№42 (434) 17 - 23 октября 2008 г. 17 Октября 2008 0

Машиностроение всегда было основным сектором промышленности в Харькове. После развала Союза и в независимой Украине оно стремительно набирало темпы благодаря восстановлению на просторах СНГ новых форм кооперации. Но смена внешнеполитического курса нашей страны в результате прихода «оранжевой» команды снова привела харьковские машиностроительные заводы к упадку.

Классическим примером негативного отражения политики «НАТО — да, России — нет» можно считать нынешнее состояние Харьковского авиационного завода (ХАЗ). Предприятие поставлено на грань банкротства.

ХАЗ начал выходить из затянувшегося кризиса в конце 90-х.

С 2002-го по 2004 г. сделано и поставлено заказчикам 10 самолетов Ан-140, три самолетокомплекта Ан-140, самолеты Ан-74 разных модификаций, создана новая модификация Ан-140 — Ан-140-100, новая модификация Ан-74 — Ан74Т200А, что повлекло позитивные результаты на многих рынках. За это время ХАЗ выпустил самолетов больше, чем какое-либо предприятие СНГ!

К моменту президентских выборов 2004 г. казалось, что возрожденную мощь авиагиганта никто не сможет отобрать. Мне прекрасно известно настроение рабочих завода того времени. Им верилось, что впервые за долгое время хозяйственных неурядиц дело пошло на лад.

Но это были лишь иллюзии. Смена власти и начавшаяся чехарда в высоких кабинетах заложила мину замедленного действия.

Страсти по «Антонову»

С приходом новой команды решили поменять не только чиновников на всех уровнях, вплоть до села на три хаты, а и саму философию управления. Это не могло не коснуться и украинского авиапрома. «Управление украинской авиационной промышленностью — неэффективно», — таков был вердикт новой власти.

«Я хочу, чтобы украинцы летали на украинских самолетах», — сказал Виктор Ющенко, подписывая 27 мая 2005 г. указ «О неотложных мерах по развитию авиастроительной отрасли». Этим указом президент предписал Кабмину в двухнедельный срок принять решение о создании национального вертикально интегрированного научно-производственного объединения «Антонов», который объединит украинские авиапредприятия — АНТК им. Антонова, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и киевский завод «Авиант».

Все началось с того, что в мае 2004 г. руководство ХАЗа во главе с гендиректором Павлом Науменко предложило объединить лидеров украинской авиапромышленности в единую интегрированную современную структуру. Все звенья национального объединения самолетостроителей должны работать на один результат — расширение продаж новой техники украинского производства и завоевание 5—7% мирового авиационного рынка. Такую инициативу на АНТК им. Антонова восприняли как попытку захвата руководства всей авиапромышленности представителями ХАЗа. В итоге начался конфликт между ведущими предприятиями Украины.

Почетный гость выставки в Ле Бурже Жак Ширак и гендиректор ХГАПП Павел Науменко. 2003 г.

Идея создания концерна, конечно, имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности нашей авиапродукции на международном уровне. У отечественного авиапрома сейчас более чем достаточно серьезных конкурентов. Только в России к ним относятся холдинговая компания «Сухой», авиакомплекс «Ильюшин», НПК «Иркут», а также ОАО «Туполев». И Россия пошла как раз тем путем, который у нас, к сожалению, закончился скандалом. Создание Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), призванной консолидировать российский авиапром, близится к завершению.

Еще более сильные противники — Boeing и Airbus. Опередить их непросто. С появлением концерна «Антонов» Украина при продвижении продукции на внешние рынки получила бы дополнительный козырь. Но часто личные интересы намного важнее общих.

Из трех предприятий, на базе которых должна была быть произведена интеграция, АНТК им. Антонова и КиГАЗ «Авиант» категорически против объединения. Павел Науменко, гендиректор ХАЗа, никогда не скрывал желания возглавить будущий концерн — еще со времен первого премьерства Виктора Януковича. При новой власти Науменко обзавелся покровителями. Такое положение никак не устраивало остальных украинских авиапроизводителей. И они не ошибались.

Дело Павла Науменко

Когда еще г-н Науменко рапортовал о новых успехах ХАЗа, губернатор Харьковской обл. Арсен Аваков так высказался о гендиректоре авиазавода: «Наступило время менеджеров, даже в государственной сфере деятельности. И Науменко — прекрасный менеджер, он это доказал» (журнал «Профиль» от 26.09.2005 г.). Впоследствии оказалось, что доказал он совсем другое.

Завод, который еще недавно демонстрировал готовые самолеты и подписанные контракты, в 2006 г. заказчикам не передал ни одного самолета. В начале 2007-го в прессе появилась информация, что финансовым состоянием предприятия заинтересовалось СБУ. Глава управления СБУ в Харьковской обл. Андрей Мухатаев заявил, что в отношении должностных лиц авиазавода возбуждено уголовное дело по статье «растрата государственного имущества путем злоупотребления служебным положением».

«Проблема 2006 года, — объяснял тогда ситуацию г-н Науменко, — это падение реализации продукции, точнее фактической реализации. У нас есть, с одной стороны, подписанные, активизированные контракты с рядом стран, с другой стороны, эти контракты были приторможены в прошлом году, и мы не смогли передать нужного количества самолетов для нашего заказчика».

В 2007 г. ситуация на заводе ухудшилась и объяснять серьезные финансовые проблемы только нехваткой оборотных средств руководство ХАЗа уже не могло. Было объявлено, что в 2007-м завод не выйдет на уровень безубыточности. Условием выхода на нулевую рентабельность является выпуск 14 самолетов в год, тогда как этот показатель составлял только 7 самолетов. А возвращение в правительство «оранжевой» команды и активизация в сторону НАТО охладила отношения с Россией. Северный сосед отказался кредитовать украинскую авиапромышленность. Для ХАЗа это означало еще один шаг к банкротству.

Задолженность авиагиганта перед банками составила 1 млрд. 700 млн. гривен. При этом предприятие с целью погашения процентов по уже взятым кредитам продолжало брать их снова и снова. По информации Мухатаева, руководитель ХАЗа брал кредиты по сути сам у себя: в «Альфабанке», который входит в бизнес-структуру Науменко.

Тем временем к проверке на авиазаводе присоединилось и КРУ. В конце марта 2007 г. народный депутат гендиректор «Мотор-Січ» Вячеслав Богуслаев заявил, что на Харьковском авиазаводе собираются объявить санацию. К делу подключился Анатолий Кинах, в то время глава Комитета Верховной Рады по вопросам нацбезопасности и обороны. Он собирался поднять этот вопрос на ближайшем заседании комитета. Потом начались перевыборы, и в Киеве было не до этого. Но г-н Науменко все равно решил перестраховаться.

Утром 8 мая 2007 г. Павел Науменко поздравлял ветеранов на заводе. А на следующий день, в то время когда весь народ праздновал День Победы, как гром среди ясного неба — освобождение от занимаемой должности по собственному желанию. Причина ухода, по его словам, — не уголовное дело, которое завела Служба безопасности по факту хищений на заводе, и не финансовые проблемы ХАЗа, а состояние здоровья. «Павел Олегович уже вторую неделю находится на стационарном лечении. Параллельно истекает срок контракта, и все эти обстоятельства не позволяют вплотную заниматься столь серьезными вопросами», — объяснял тогда журналистам кадровые перестановки на авиазаводе губернатор Арсен Аваков (http://www.new-day.com.ua/?id=1077). Причем сам г-н Науменко, находившийся на лечении, во время официального объявления кадровых перестановок сидел справа от главы области!

По данным губернатора, проверяющие ХАЗ на предмет махинаций нашли не серьезные нарушения, «а только слабые места и структурные ошибки всей отрасли». Уголовное дело, уверял Аваков, через несколько месяцев могут закрыть. Хотя, по словам Анатолия Головко, тогдашнего министра промполитики, решение об увольнении директора ХАЗа связано с невыполнением им условий трудового контракта. Кроме того, по словам г-на Головко, решение принято с учетом результатов проверки КРУ. Новым руководителем (правда, с приставкой «и. о.») стал Сергей Задорожный — ближайший сподвижник, зам по коммерческим вопросам, как говорят заводчане, «человек Науменко». Подчеркнуто мирная передача власти говорит о многом.

Имя Павла Науменко неразрывно связано с грандиозными РR-компаниями. В 2003 г. было заявлено о производстве 14 самолетов Ан-140, на 2005-й прогнозировался общий выпуск в 25—35 машин на заводах в Харькове, Самаре и Исфахане. Неоднократно декларировались планы «оттянуть» у иностранных производителей часть рынка региональных турбовинтовых самолетов.

Реально все обстояло с точностью до наоборот. В 2005 г. количество переданных заказчикам Ан-140 составило всего 2 единицы, а с 2006 г. и по нынешний день — ни одного контракта. За 2008-й ситуация значительно ухудшилась.

Сохранить бы кадры...

Долг по выплатам зарплаты на Харьковском авиационном заводе продолжает расти. По состоянию на 1 сентября 2008 г. сумма долга составила около 30 миллионов. Средняя зарплата на заводе — 1200 грн., однако есть и такие, кто получает 800 грн. Заработанных денег на ХАЗе не видят который месяц. Люди массово увольняются (около ста человек в месяц).

По словам Александра Кривошее, директора департамента по управлению кадрами Харьковского авиазавода, «такая тенденция по уменьшению численности может привести к разрыву технологической цепочки, когда самолет невозможно будет создать. Только по итогам 2007-го мы потеряли порядка 1000 человек».

Увольнение опытных авиастроителей — практически непоправимая потеря. Для того, чтобы научить молодого специалиста, необходимо минимум три года. Да и молодежь неохотно идет на завод. После увольнения Павла Науменко, на ХАЗ назначают только исполняющих обязанности. И это — одна из причин кризиса.

Кабинетная рокировка руководства Харьковского авиазавода, кроме стагнации положения и затягивания узла проблем, для предприятия ничего хорошего не принесла. Отношения с банками и поставщиками напрочь испорчены прежним руководством, к которому принадлежит и сам Задорожный, отвечавший при Науменко за решение коммерческих вопросов. С приходом г-на Задорожного на эту должность в 2005 г. остановились поставки комплектующих изделий и материалов. И все это на фоне действительно критического положения, в котором оказался авиазавод.

В этой непростой ситуации только приход на завод человека с богатейшим опытом руководства, каковым был прежний директор ХАЗа Анатолий Мялица, мог кардинально переломить состояние дел на производстве. Но этого так и не случилось.

В сентябре 2008-го прошло заседание суда по делу экс-директора ХАЗа Павла Науменко. Ему грозит 12 лет тюрьмы. Но сколько бы ни дали «менеджеру нового поколения», ХАЗ от финансового краха это не спасет.

Остается задаться вопросом: почему «оранжевая» команда тянула Павла Науменко за собой и постоянно его выставляла как образец руководителя госпредприятия нового типа? Не выполнял ли он в таком случае роль ширмы, которая стала не нужна, а реальные заказчики разрушения авиаконкурента находятся в другом месте? Возможно, даже в другой стране.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Пороги казнокрадства

Контроль целевого использования средств Пенсионного фонда Украины осуществляет сам...

Дотации «малой земле»

Если АФЗУ будет участвовать в распределении средств, то господдержка дойдет до тех,...

Фарватер на мели

Национальная программа оздоровления бассейна Днепра существует только на бумаге

Почем нынче украинский труд в Венгрии

Уже не знаем, чем заманить украинцев, сетует венгерское деловое издание Index и обиженно...

Нам нужен метановый Лос-Аламос

Газогидраты Черного моря смогут в перспективе обеспечить Украину природным газом...

Сухе червоне

Установи служби крові виготовляють тільки 4—5 найменувань компонентів крові з 18...

Загрузка...

В ожидании «Саши» и «Наташи»

Ежегодно из-за водяного ореха Киевское водохранилище недополучает 400 кг рыбы с гектара

Как обеспечить родных вкусным и полезным мясом

Даже начинающий птицевод способен быстро освоить главные премудрости индейководства

Рост без границ

 К началу сентября в Украине подешевели морковь (новая средняя цена — 7,9 грн./кг) и...

Какие сокращения ждут металлургию Украины

Украинские предприятия проигрывают европейцам в соотношении выпуска тонны продукции...

Полмиллиона тонн стали — достаточно 14 работников

На днях Bloomberg Businessweek — деловой журнал американского агентства Bloomberg (один из главных...

Обувательские настроения

Одна за другой Украину покидают сети по продаже недорогой обуви

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка