Поступь постача

№5–6(731) 17 — 23 июля 2015 г. 15 Июля 2015 0

Укрзалізничпостач» вынужден маневрировать и покупать российскую продукцию через посредников
Укрзалізничпостач» вынужден маневрировать и покупать российскую продукцию через посредников

Госпредприятие «Укрзалізничпостач»* лихорадит — его традиционно обвиняют в непрозрачности проведения тендеров, закупках по завышенным ценам и прочих коррупционных действиях. В ответ руководство УЗП провело 8 июля пресс-конференцию, где рассказало о своих достижениях в хорошем смысле этого слова.

_________________________
*Государственное предприятие материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта Украины «Укрзалізничпостач» (УЗП) создано 13 апреля 1992 г. для централизованного обеспечения предприятий железнодорожной отрасли необходимыми материально-техническими ресурсами — запасными частями, оборудованием, топливом и смазочными материалами. Кроме того, компания занимается накоплением, хранением и продажей металлолома.

Надо отметить, что за государственным предприятием материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта страны шлейф компании с не слишком, скажем так, хорошей репутацией тянется давно. Удивительного тут мало — все-таки крупнейший распорядитель средств «Укрзалізниці», соблазнов распорядиться ими с максимальной выгодой не только для государства — масса...

Долгое время «Укрзалізничпостач» возглавлял Александр Лозинский (многолетний соратник бывшего гендиректора «Укрзалізниці» Бориса Остапюка). Он был руководителем УЗП в 2005—2007 гг., затем работал два года начальником главка материально-технического обеспечения Государственной администрации железнодорожного транспорта, в самом начале 2010 г. перешел работать на Донецкую железную дорогу, которую на короткое время возглавил Остапюк.

Тогда обоих обвинили в хищениях и объявили в розыск, но в итоге для Александра Лозинского (как и для Бориса Остапюка) все сошло с рук, он опять возглавил «Укрзалізничпостач». Но 21 января 2015 г. исполняющим обязанности генерального директора УЗП был назначен Евгений Хорощак, до этого трудившийся в Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине и отвечавший там за закупки.

Новенькие грабли

Евгений Хорощак хочет улучшить имидж вверенного ему предприятия, добившись максимальной прозрачностиБольшой опыт Евгения Хорощака отмечали многие эксперты — он единственный в стране специалист, имеющий английский сертификат CIPS по управлению закупками и поставками. Но данный факт, к сожалению, не спас «Укрзалізничпостач» от новых коррупционных скандалов. Вот, к примеру, самые свежие из них.

16 июня в распоряжении всех шести железных дорог страны вместо плановых 18 тыс. т дизельного топлива осталось всего 1,2 тыс. т — только на 35 часов работы.

Тогдашний руководитель «Укрзалізниці» Максим Бланк сказал, что дефицит топлива возник из-за временных недостатков в работе «Укрзалізничпостача» а виновные будут привлечены к ответственности. «То, что там очень странно проходили топливные тендеры, это факт», — признал в свою очередь заместитель директора научно-технического центра «Психея»** Геннадий Рябцев.

______________________________
**Предприятие «Научно-технический центр «Психея» специализируется на аналитике отечественной нефтегазовой отрасли

— Срыв поставок топлива на железную дорогу в середине прошлого месяца связан с тем, что его закупки были проведены с нарушениями, — заявил 2 июля вице-премьер-министр Валерий Вощевский.

По словам бывшего замминистра инфраструктуры Александра Кавы, проблемы в сфере закупок для железной дороги не ограничиваются только топливом. «Сейчас на железной дороге возникла проблема со всеми закупками, которые производятся. В том числе и запчастей для ремонта подвижного состава», — сказал он.

30 июня УЗП по результатам тендера заключил соглашение с ООО «Инком» на поставку болтов и шайб на сумму 72,5 млн. грн. При этом компания «Аконит-ДС», подавшая заявку с ценой 47 млн. грн., на 25 млн. дешевле, чем у победителя, к участию в торгах допущена не была.

Никаких оргвыводов в отношении Евгения Хорощака пока не сделано. Многие эксперты, политологи и журналисты уверены, что это объясняется просто: нынешний руководитель «Укрзалізничпостача» — человек Михаила Бейлина, советника главы Администрации Президента.

Восстановление репутации

Пресс-конференцию «Первые шаги к эффективной и прозрачной системе закупок для «Укрзалізниці» и. о. гендиректора УЗП начал с озвучивания цифр. Так, общий объем годовых закупок предприятия составляет 9,8 млрд. грн. Из них 7,5 млрд. приходятся на топливо, 1,7 млрд. грн. — на материалы верхнего строения пути (рельсы и шпалы), 500 тыс. грн. — на запчасти.

— Теперь о проблемах, — сказал Евгений Хорощак. — Не буду скрывать, они есть. Низкий уровень логистических процессов и конкуренции — мало поставщиков. Плохая репутация предприятия. Непрозрачность тендерных процедур.

Впрочем, руководитель «Укрзалізничпостача» сразу дал понять, что непрозрачность — это в прошлом.

— Мы начали проводить online-трансляции тендеров и акцепта — процедуры оглашения победителя. Новый подход ломает старые коррупционные схемы. На сайте нашего предприятия мы поместили архив торгов, которые проводились с февраля. Для восстановления деловой репутации ввели финансовое планирование, все платежи выполняются в срок. Для расширения конкурентной среды начали процесс упрощения квалификационной и технической части тендерной документации.

Чтобы не быть голословным, г-н Хорощак тут же озвучил данные по последнему тендеру на дизельное топливо, в котором победила компания «ОККО». Так, если раньше цена была на уровне 22 тыс. грн. за тонну солярки, то сейчас победитель предложил 19 тыс. грн. Экономия получается 2,9 млн. грн. в день, на общем объеме (100 тыс. т) — 297 млн. грн.

— В 2016 г. предполагаем внедрить заправку подвижного состава по системе «до пистолета». То есть заправщик будет подъезжать прямо к локомотиву, чтобы избежать хищения топлива, — заявил и. о. гендиректора УЗП и принялся рассказывать об экономии, полученной в ходе других тендерных закупок.

Так, у компании «Интерпайп» в этом году были закуплены колеса и бандажи для «Укрзалізниці» соответственно на 23,5% и 27,4% дешевле, чем в 2014-м. Экономия — около $5 млн. государственных средств.

Или вот металлолом, объем продаж которого — порядка 600 млн. грн. ежегодно. Средняя стоимость данного товара составляла около 3,5 тыс. грн. за тонну, но тот же «Интерпайп» предложил цену 4426 грн./т. До конца текущего года «Укрзалізничпостач» по плану намерен продать 160 тыс. т, что позволит дополнительно заработать 119 млн. грн. и направить эти средства на закупку колес и бандажей.

Кроме того, г-н Хорощак сообщил, что по поручению министра инфраструктуры на предприятии будет создан наблюдательный совет, цель которого — контроль за соблюдением условий проведения торгов. В него войдут пять человек: представитель СМИ, общественной организации (желательно борющейся с коррупцией), эксперт в сфере госзакупок, представитель бизнес-кругов (возможно, Европейской бизнес ассоциации) и представитель ЕБРР.

— Мы готовы разработать механизм работы наблюдательного совета и предоставить ему доступ к оценке любого тендера, дадим любую информацию. Также будем благодарны, если члены совета будут участвовать в анализе и разработке внедряемых на предприятии процедур, — резюмировал руководитель УЗП.

Работа с дилерами

— Насколько работу «Укрзалізничпостача» осложнила аннексия Крыма и оккупация части территории Донбасса? — Евгению Хорощаку пришло время отвечать на вопросы.

— «Укрзалізниця», — выходец из советской системы железнодорожного транспорта, и, естественно, очень многое было завязано на заводы, разбросанные по всему Советскому Союзу. Производство локомотивов, стрелочных переводов, рельс находится в Крыму, России, в Донецкой и Луганской областях, и мы ощущаем значительную нехватку продукции этих предприятий. Стрелочные переводы, например, производились в Керчи, Днепропетровске и Муроме.

— Значит, вы все-таки вынуждены покупать запчасти в Российской Федерации?

— В этом году напрямую не покупаем, работаем через дилеров, представителей российских предприятий.

— Как объясните, что болты и шайбы куплены почти на 30 млн. грн. дороже, нежели это могло произойти, выбери вы другого поставщика?

— Там действительно странная ситуация. Фирма предложила хорошую цену, но они не донесли все необходимые документы, хотя на подготовку дается 30 дней. Не знаю, как это объяснить.

— Что насчет истории, когда украинские железные дороги чуть было не лишились топлива?

— Ведется расследование, пока сложно комментировать.

— Это правда, что вы возглавили «Укрзалізничпостач» благодаря советнику главы Администрации Президента Михаилу Бейлину?

— Да, я знаю его. Он сам нашел меня и порекомендовал на работу там, где я сейчас работаю.

— Вы поддерживаете с ним связь?

— Что значит поддерживать связь? Можно встречаться каждый день, можно созваниваться каждый день. Но лично последний раз мы виделись еще тогда, в январе. Поверьте, у меня сейчас столько работы, вот это все, что я только что озвучил.

— Какие задачи ставил Михаил Бейлин, когда вы говорили с ним о вашем трудоустройстве?

— Я рассказал ему о своем трудовом опыте. Передо мной была поставлена задача реформировать «Укрзалізничпостач» коренным образом.

Справка «2000»

Государственное предприятие материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта Украины «Укрзалізничпостач». 03049, Киев, просп. Воздухофлотский, 11/15. Тел.: (044) 465-0890, 245-4709. www.uzp.kiev.ua

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Безрыбье

Пока уровень жизни населения будет оставаться низким, потребитель продолжит искать...

Две руки одного фонда

Те, кому осталось год-два до пенсии, читают сообщения чиновников, как сводки с фронта, и...

Солнечная энергетика не для бедных

Пока комплект крышных панелей и сопутствующего оборудования для производства...

Батареи: огонь по карманам

Тепловики обманывают население: в хрущевках можно установить недорогие...

Гадание об огурцах по металлу

Чтобы понять, почему не стоит верить депрессивным стонам агрохолдингов-миллиардеров,...

Фосфорная бескормица

Импортная рыбная продукция — иногда откровенный суррогат

В море за яйцами и червячками

«Азоврыбоохрана» сообщила, что в 2016 г. в Азовском море было выловлено рекордное...

Год газа

2017-й будет годом стабилизации цен на черное золото

Мокрое дело

Площадь орошаемых земель в Украине за годы независимости упала более чем в 5,5 раза

Степное кораблестроение

Херсон страдает от безработицы, но найти в нем сотню рабочих невозможно

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка