Поступь постача

№5–6(731) 17 — 23 июля 2015 г. 15 Июля 2015 0

Укрзалізничпостач» вынужден маневрировать и покупать российскую продукцию через посредников
Укрзалізничпостач» вынужден маневрировать и покупать российскую продукцию через посредников

Госпредприятие «Укрзалізничпостач»* лихорадит — его традиционно обвиняют в непрозрачности проведения тендеров, закупках по завышенным ценам и прочих коррупционных действиях. В ответ руководство УЗП провело 8 июля пресс-конференцию, где рассказало о своих достижениях в хорошем смысле этого слова.

_________________________
*Государственное предприятие материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта Украины «Укрзалізничпостач» (УЗП) создано 13 апреля 1992 г. для централизованного обеспечения предприятий железнодорожной отрасли необходимыми материально-техническими ресурсами — запасными частями, оборудованием, топливом и смазочными материалами. Кроме того, компания занимается накоплением, хранением и продажей металлолома.

Надо отметить, что за государственным предприятием материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта страны шлейф компании с не слишком, скажем так, хорошей репутацией тянется давно. Удивительного тут мало — все-таки крупнейший распорядитель средств «Укрзалізниці», соблазнов распорядиться ими с максимальной выгодой не только для государства — масса...

Долгое время «Укрзалізничпостач» возглавлял Александр Лозинский (многолетний соратник бывшего гендиректора «Укрзалізниці» Бориса Остапюка). Он был руководителем УЗП в 2005—2007 гг., затем работал два года начальником главка материально-технического обеспечения Государственной администрации железнодорожного транспорта, в самом начале 2010 г. перешел работать на Донецкую железную дорогу, которую на короткое время возглавил Остапюк.

Тогда обоих обвинили в хищениях и объявили в розыск, но в итоге для Александра Лозинского (как и для Бориса Остапюка) все сошло с рук, он опять возглавил «Укрзалізничпостач». Но 21 января 2015 г. исполняющим обязанности генерального директора УЗП был назначен Евгений Хорощак, до этого трудившийся в Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине и отвечавший там за закупки.

Новенькие грабли

Евгений Хорощак хочет улучшить имидж вверенного ему предприятия, добившись максимальной прозрачностиБольшой опыт Евгения Хорощака отмечали многие эксперты — он единственный в стране специалист, имеющий английский сертификат CIPS по управлению закупками и поставками. Но данный факт, к сожалению, не спас «Укрзалізничпостач» от новых коррупционных скандалов. Вот, к примеру, самые свежие из них.

16 июня в распоряжении всех шести железных дорог страны вместо плановых 18 тыс. т дизельного топлива осталось всего 1,2 тыс. т — только на 35 часов работы.

Тогдашний руководитель «Укрзалізниці» Максим Бланк сказал, что дефицит топлива возник из-за временных недостатков в работе «Укрзалізничпостача» а виновные будут привлечены к ответственности. «То, что там очень странно проходили топливные тендеры, это факт», — признал в свою очередь заместитель директора научно-технического центра «Психея»** Геннадий Рябцев.

______________________________
**Предприятие «Научно-технический центр «Психея» специализируется на аналитике отечественной нефтегазовой отрасли

— Срыв поставок топлива на железную дорогу в середине прошлого месяца связан с тем, что его закупки были проведены с нарушениями, — заявил 2 июля вице-премьер-министр Валерий Вощевский.

По словам бывшего замминистра инфраструктуры Александра Кавы, проблемы в сфере закупок для железной дороги не ограничиваются только топливом. «Сейчас на железной дороге возникла проблема со всеми закупками, которые производятся. В том числе и запчастей для ремонта подвижного состава», — сказал он.

30 июня УЗП по результатам тендера заключил соглашение с ООО «Инком» на поставку болтов и шайб на сумму 72,5 млн. грн. При этом компания «Аконит-ДС», подавшая заявку с ценой 47 млн. грн., на 25 млн. дешевле, чем у победителя, к участию в торгах допущена не была.

Никаких оргвыводов в отношении Евгения Хорощака пока не сделано. Многие эксперты, политологи и журналисты уверены, что это объясняется просто: нынешний руководитель «Укрзалізничпостача» — человек Михаила Бейлина, советника главы Администрации Президента.

Восстановление репутации

Пресс-конференцию «Первые шаги к эффективной и прозрачной системе закупок для «Укрзалізниці» и. о. гендиректора УЗП начал с озвучивания цифр. Так, общий объем годовых закупок предприятия составляет 9,8 млрд. грн. Из них 7,5 млрд. приходятся на топливо, 1,7 млрд. грн. — на материалы верхнего строения пути (рельсы и шпалы), 500 тыс. грн. — на запчасти.

— Теперь о проблемах, — сказал Евгений Хорощак. — Не буду скрывать, они есть. Низкий уровень логистических процессов и конкуренции — мало поставщиков. Плохая репутация предприятия. Непрозрачность тендерных процедур.

Впрочем, руководитель «Укрзалізничпостача» сразу дал понять, что непрозрачность — это в прошлом.

— Мы начали проводить online-трансляции тендеров и акцепта — процедуры оглашения победителя. Новый подход ломает старые коррупционные схемы. На сайте нашего предприятия мы поместили архив торгов, которые проводились с февраля. Для восстановления деловой репутации ввели финансовое планирование, все платежи выполняются в срок. Для расширения конкурентной среды начали процесс упрощения квалификационной и технической части тендерной документации.

Чтобы не быть голословным, г-н Хорощак тут же озвучил данные по последнему тендеру на дизельное топливо, в котором победила компания «ОККО». Так, если раньше цена была на уровне 22 тыс. грн. за тонну солярки, то сейчас победитель предложил 19 тыс. грн. Экономия получается 2,9 млн. грн. в день, на общем объеме (100 тыс. т) — 297 млн. грн.

— В 2016 г. предполагаем внедрить заправку подвижного состава по системе «до пистолета». То есть заправщик будет подъезжать прямо к локомотиву, чтобы избежать хищения топлива, — заявил и. о. гендиректора УЗП и принялся рассказывать об экономии, полученной в ходе других тендерных закупок.

Так, у компании «Интерпайп» в этом году были закуплены колеса и бандажи для «Укрзалізниці» соответственно на 23,5% и 27,4% дешевле, чем в 2014-м. Экономия — около $5 млн. государственных средств.

Или вот металлолом, объем продаж которого — порядка 600 млн. грн. ежегодно. Средняя стоимость данного товара составляла около 3,5 тыс. грн. за тонну, но тот же «Интерпайп» предложил цену 4426 грн./т. До конца текущего года «Укрзалізничпостач» по плану намерен продать 160 тыс. т, что позволит дополнительно заработать 119 млн. грн. и направить эти средства на закупку колес и бандажей.

Кроме того, г-н Хорощак сообщил, что по поручению министра инфраструктуры на предприятии будет создан наблюдательный совет, цель которого — контроль за соблюдением условий проведения торгов. В него войдут пять человек: представитель СМИ, общественной организации (желательно борющейся с коррупцией), эксперт в сфере госзакупок, представитель бизнес-кругов (возможно, Европейской бизнес ассоциации) и представитель ЕБРР.

— Мы готовы разработать механизм работы наблюдательного совета и предоставить ему доступ к оценке любого тендера, дадим любую информацию. Также будем благодарны, если члены совета будут участвовать в анализе и разработке внедряемых на предприятии процедур, — резюмировал руководитель УЗП.

Работа с дилерами

— Насколько работу «Укрзалізничпостача» осложнила аннексия Крыма и оккупация части территории Донбасса? — Евгению Хорощаку пришло время отвечать на вопросы.

— «Укрзалізниця», — выходец из советской системы железнодорожного транспорта, и, естественно, очень многое было завязано на заводы, разбросанные по всему Советскому Союзу. Производство локомотивов, стрелочных переводов, рельс находится в Крыму, России, в Донецкой и Луганской областях, и мы ощущаем значительную нехватку продукции этих предприятий. Стрелочные переводы, например, производились в Керчи, Днепропетровске и Муроме.

— Значит, вы все-таки вынуждены покупать запчасти в Российской Федерации?

— В этом году напрямую не покупаем, работаем через дилеров, представителей российских предприятий.

— Как объясните, что болты и шайбы куплены почти на 30 млн. грн. дороже, нежели это могло произойти, выбери вы другого поставщика?

— Там действительно странная ситуация. Фирма предложила хорошую цену, но они не донесли все необходимые документы, хотя на подготовку дается 30 дней. Не знаю, как это объяснить.

— Что насчет истории, когда украинские железные дороги чуть было не лишились топлива?

— Ведется расследование, пока сложно комментировать.

— Это правда, что вы возглавили «Укрзалізничпостач» благодаря советнику главы Администрации Президента Михаилу Бейлину?

— Да, я знаю его. Он сам нашел меня и порекомендовал на работу там, где я сейчас работаю.

— Вы поддерживаете с ним связь?

— Что значит поддерживать связь? Можно встречаться каждый день, можно созваниваться каждый день. Но лично последний раз мы виделись еще тогда, в январе. Поверьте, у меня сейчас столько работы, вот это все, что я только что озвучил.

— Какие задачи ставил Михаил Бейлин, когда вы говорили с ним о вашем трудоустройстве?

— Я рассказал ему о своем трудовом опыте. Передо мной была поставлена задача реформировать «Укрзалізничпостач» коренным образом.

Справка «2000»

Государственное предприятие материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта Украины «Укрзалізничпостач». 03049, Киев, просп. Воздухофлотский, 11/15. Тел.: (044) 465-0890, 245-4709. www.uzp.kiev.ua

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Лунная деревня. Марс мне — дом родной

В Днепре стараются не отставать от последних тенденций освоения космоса

Дурная кровь

ВОЗ настаивает, чтобы к 2020 г. все доноры были добровольными и безоплатными.У нас таких...

Киевское водохранилище: Лучше зарыблять, чем...

21 ноября в Киевское водохранилище было выпущено более 100 тыс. мальков растительноядных...

Клубника, пчелы и кролики

«Иностранные специалисты постоянно пытаются уйти от ответственности. То у нас...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка