Пугающие килокалории и ошеломительные киловатты

№3–4(730) 10 — 16 июля 2015 г. 08 Июля 2015 5

Окончание. Начало, пожалуйста, см. в предыдущем номере

Рисунок Игоря КОНДЕНКО
Рисунок Игоря КОНДЕНКО

Всеобщий шок

По предложению ряда депутатов создана Специальная парламентская рабочая группа по обоснованности повышения цен на энергоносители и коммунальные услуги, которая пришла к заключению, что тарифы на услуги ЖКХ для населения завышены. Рабочая группа также выявила непрозрачность в формировании цены на природный газ. В отчете группы, в частности, говорится: «...информация о необходимости использования объемов импортируемого газа для нужд населения не имеет подтверждения в связи с изменениями данных по закачке и отбору газа государственной добычи в актах и причин принятия таких решений, несоответствием данных по остаткам в подземных хранилищах НАК «Нафтогаз Украины» и данных баланса поступления/распределения объемов природного газа в Украине за 2013, 2014 и 2015 годы. Поэтому ее нельзя считать достоверной, она подлежит более детальному анализу и проверке».

Кроме того, в отчете указано, что информация о производственных показателях формирования тарифов такова, что дает основания считать ее недостоверной, а установление тарифов на энергоносители и коммунальные услуги произошло без должного обоснования и, соответственно, требует проведения дополнительных расчетов для их корректировки.

В целом о предварительных итогах работы рабочей группы рассказала 26 мая на пресс-конференции в Житомире заместитель председателя ВР Оксана Сыроед. В частности, она сообщила: «Установлено следующее — нельзя точно сказать, насколько тарифы являются обоснованными, поскольку правительство не предоставило информацию, которая могла бы доказать обоснованность этих тарифов. И, безусловно, есть основания утверждать, что тарифы можно и нужно пересматривать».

По ее мнению, особого внимания требуют тарифы на газ для населения: «Новые тарифы на коммунальные услуги и газ для населения, введенные в апреле этого года, стали чрезвычайно тяжелым бременем для украинцев, поэтому рабочая группа предложит Верховной Раде принять законопроект, который изменит политику формирования тарифов для населения на энергоносители».

Однако в правительстве придерживаются другого мнения.

А руководитель «Нафтогаза» А. Коболев заявил: «Многие депутаты решили воспользоваться остротой тарифной проблемы, чтобы заработать политические бонусы перед очередными выборами. Сейчас тарифы не покрывают затрат даже на покупку газа для нужд населения, не говоря уж о других расходах «Нафтогаза».

Новоназначенный же глава НКРЭКУ сообщил, что Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, не намерена пересматривать тарифы на газ и электроэнергию для населения.

«По теплу, по централизованному отоплению есть некоторые инициативы, которые помогут населению платить более адекватную цену, оптимизировать немного. Но по газу со стороны НКРЭКУ никаких источников, как оптимизировать, мы пока что не видим», — сказал Д. Вовк 27 мая перед заседанием Кабмина. Отметив, что увеличение тарифов является обоснованным ввиду размера закупочных цен и курса доллара: «Если вы возьмете цену газа, умножите ее на текущий курс и добавите все обязательные налоги и платежи, вы увидите, что эта цена существенно больше, чем даже высокая цена, установленная для населения».

Примечательно, что Д. Вовк в точности повторяет принципы формирования цен на газ для населения А. Яценюка, которые последний озвучил 28 июня в программе «10 минут с премьер-министром» (а до этого повторял неоднократно): «240 долларов множим на курс гривни к доллару — на 21, добавляем 4% специального сбора, добавляем 20% налога на добавленную стоимость и добавляем с вами 900 гривен расходов на транспортировку этого газа к вашему жилищу. У нас выходит цена 7188 гривен — это цена, которая сейчас установлена для населения».

Арифметика Васи Пупкина

Приведем некоторые выводы рабочей группы по раскрытию информации о методологии формирования и проведению обзора расчета розничных цен на природный газ для нужд населения, созданной приказом НКРЭКУ №178 от 02.06.2015 г. (в нее вошли представители НКРЭКУ и ведущих международных аудиторских компаний Deloitte, PwC, EY и KPMG).

Рабочая группа обнародовала результаты аудита тарифов на газ для населения 23 июня, и ее отчет размещен на официальном сайте НКРЭКУ.

Аудиторы подтвердили корректность формулы расчета тарифов, т. е. что цена 7188 грн. за тыс. куб. м включает стоимость газа как товара, его транспортировки магистральными и распределительными газопроводами, тариф на поставки, а также налоги (НДС), однако проверка предоставленных НКРЭКУ, «Нафтогазом Украины» и «Укргаздобычей» данных ими не проводилась. Ничего в отчете не сказано и о корректности включения в формулу расчета «сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ».

В этой связи, с учетом общественного интереса, для дополнительного подтверждения данных, которые использовались для расчета, рабочая группа предлагает НКРЭКУ сформировать подробное техническое задание и провести дополнительную комплексную специализированную проверку с привлечением независимых специалистов.

В соответствии со ст.10 закона «Об основах функционирования рынка природного газа» предприятия, доля государства в уставном фонде которых составляет 50 и более процентов, хозяйственные общества, где 50 и более процентов акций (частей, паев) находятся в уставном фонде других хозяйственных обществ, контрольным пакетом акций которых владеет государство, должны осуществлять продажу всего товарного природного газа для формирования ресурса природного газа, используемого для нужд населения.

Эта же норма закреплена и в законе о госбюджете: населению должен поставляться газ исключительно собственной добычи. Она гласит, что все компании, государственная доля в уставном капитале которых составляет или превышает 50%, реализуют весь добытый на территории страны газ непосредственно субъекту, уполномоченному правительством формировать ресурс для газоснабжения населения (НАК «Нафтогаз Украины». — Авт.).

Более того, в Указе Президента №876 от 14.11.14 г. «О решении СНБО Украины от 4.11.14 г. «О состоянии обеспечения энергетической безопасности государства и неотложных мерах по стабильному проведению отопительного сезона 2014—2015 гг.» в пункте 1.1 записано: «...правительству обеспечить использование газа для нужд населения, для обеспечения жилищно-коммунальных услуг исключительно украинской добычи».

К указанным в этих нормативных актах предприятиям относятся ПАО «Укргаздобыча» и ПАО «Укрнафта».

В 2014 г. объем добычи в Украине (без учета объемов «Черноморнефтегаза») составил 20,1 млрд. куб. м газа, в т. ч. «Укргаздобычей» добыто за год 15,1 млрд. куб. м газа, «Укрнафтой» — 1,7 млрд. куб. м. Кроме того, объем добычи частных газодобывающих компаний за год — 3,3 млрд. куб. м.

Примерно такой же объем добычи прогнозируется и в году текущем.

При этом население в прошлом году использовало для приготовления пищи и индивидуального отопления 15,0 млрд. куб. м газа.

Таким образом, газа отечественной добычи с лихвой хватает для обеспечения нужд населения (16,8 и 15,0 млрд. куб. м соответственно). Об объемах же частных газодобытчиков поговорим отдельно.

В этой связи интересно выглядит предложение — при расчетах тарифов на газ для населения брать за основу цену на импортируемый газ, не поставляемый для нужд граждан страны. Это, кстати, подчеркнула и парламентская рабочая группа: «информация о необходимости использования объемов импортируемого газа для нужд населения не имеет подтверждения».

Теперь выясним, что же входит в структуру розничных цен на отечественный природный газ, используемый для нужд населения. Согласимся с аудиторами о корректности формулы расчета тарифов, однако с некоторыми оговорками.


Итак, НКРЭКУ включила в структуру: цену природного газа (товарная продукция) с учетом затрат НАК «Нафтогаз Украины», целевую надбавку, тариф на транспортировку магистральными трубопроводами, тариф на транспортировку распределительными трубопроводами, тариф на поставки и НДС (см. графики и табл. 7).

Структура розничных цен на природный газ, используемый для нужд населения

Подвергнем анализу самые коррупционные, по нашему мнению, составляющие — первые две колонки, а тарифы на транспортировку и поставки оставим на потом. При этом мы их также проанализируем — по мере возможности — как и структуру производственной себестоимости добычи отечественного газа: уже не раз мы ловили госструктуры на том, что они включают в себестоимость более 50% т. н. «других затрат» без их расшифровки.

Целевую надбавку Кабмина к цене закупок импортируемого газа при его поставках промышленным потребителям ввело правительство Тимошенко в 2009 г. В разные годы надбавка колебалась в размере от 2 до 12%, и на какие цели направлялась, никто ни разу не объяснил. Нынешнее правительство решило распространить эту порочную практику и при поставках газа населению. В этой связи включение сбора в виде целевой надбавки в структуру розничных цен на газ для населения без конкретного указания целей ее использования (геологоразведка, энергосберегающие технологии и т. п.) является неоправданным и носит коррупционный оттенок.

Население полностью обеспечивается газом, добываемым «Укргаздобычей». Это крупнейшая газодобывающая компания страны.

В прошлом году «Нафтогаз Украины» закупал у нее газ для поставок населению по цене 349 грн. за тыс. куб. м (без НДС), а с 1 апреля т. г. НКРЭКУ повысила цену закупок до 1590 грн. за тыс. куб. м. Повышение цены произошло из-за увеличения налоговой нагрузки на газодобывающую компанию законом «О внесении изменений в ст. 165 и 252 Налогового кодекса Украины» (по предложению правительства) — рентные ставки за пользование недрами при добыче газа увеличены с 20 до 70%.

Теперь акцентируем внимание на первой колонке табл. 7 «Расчетная цена природного газа как товара с учетом затрат НАК «Нафтогаз Украины». Ее размер составляет 5041,8 грн. за тыс. куб. м, из которых 1590 грн. — цена газа и 3451,8 грн. за тыс. куб. м — т. н. затраты «Нафтогаза Украины» на его поставки населению.

В то же время, по мнению А. Коболева, «сейчас тарифы не покрывают затрат даже на покупку газа для нужд населения». Т. е. 5041,8 грн. за тыс. куб. м недостаточно, чтобы закупить газ по 1590 грн. за ту же тыс. куб. м. Какой удивительный парадокс!

Не дурите народ

Правительство уверяет, что это МВФ принуждает резко повысить тарифы на газ для населения, и многие все еще верят этому. Однако по сути это обман или манипуляции. В действительности МВФ требует ликвидировать дефицит отечественного нефтегазового монстра — НАК «Нафтогаз Украины». Общеизвестно, что данная компания — синоним непрозрачности и коррупции. За все время ее существования чиновники высших эшелонов власти и приближенные к ним олигархи выкачивали и продолжают выкачивать через эту «черную дыру» миллиарды госсредств.

Так, несмотря на значительное прошлогоднее повышение тарифов на газ для населения дефицит НАК увеличился в 2014 г. до 110 млрд. грн. с 18 млрд. грн. в 2013 г. При этом Кабмин внес в уставной капитал государственного монстра около 105 млрд. грн. за счет выпуска облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ).

В настоящее время вокруг компании продолжаются какие-то манипуляции, идет перераспределение, механика которых скрыта от посторонних глаз. Свидетельство этого — «смешивание в одном стакане» в структуре розничных цен на газ для населения собственно цены газа и идущих неизвестно на какие цели затрат НАК. А ведь 3451,8 грн. за тыс. куб. м т. н. затрат — это более 50 млрд. грн. в год.

Нынешняя власть, будучи в оппозиции, обвиняла правительство Азарова и руководство НАК в использовании преступной схемы, заявляя, что огромная разница (порядка 11 млрд. грн. в 2013 г.) между ценой продажи и закупки газа для нужд населения (1098 грн. и 419 грн. за тыс. куб. м х 16 млрд. куб. м) шла на нужды «семьи» Януковича. Говорили, что наличка из офисов НАК вывозится мешками.

Однако придя к власти, правительство «камикадзе» оставило в неприкосновенности коррупционную схему, одновременно приняв решение о резком поднятии тарифов. При этом НАК «Нафтогаз Украины» в 2014 г. закупал газ в ПАО «Укргаздобыча» по той же цене, что и в 2013 г., — по 419 грн. за 1 тыс. куб. м (с НДС). Однако теперь в «закромах» НАК осела практически в два раза большая разница (порядка 22 млрд. грн.) между ценой закупки (419 грн. за 1 тыс. куб. м) и ценой поставок (в среднем 1788 грн.).

Ну а после многократного повышения тарифов, в году текущем эта сумма возрастет как минимум до 50 млрд. грн.

Мы уже неоднократно писали, что для поддержания стабильных приемлемых тарифов на природный газ для населения необходимо ликвидировать «кормушку» — посредника между газодобывающей компанией и населением — НАК «Нафтогаз Украины».

На этом, кстати, также неоднократно настаивало и руководство ПАО «Укргаздобыча». В начале апреля с. г. начальник планово-экономического управления ПАО заявил, в частности: «Единственная компания, которая поставляет газ для населения, — это «Укргаздобыча». Здесь было бы не все так плохо, если бы между нами и населением не стоял «Нафтогаз».

Напомним, что до 1 апреля текущего года компания продавала газ по цене 349 грн. за тыс. куб. м (без НДС). При этом даже при такой низкой цене по итогам 2014 г. «Укргаздобыча» задекларировала 1,4 млрд. грн. чистой прибыли, а «Нафтогаз Украины» нарастил долг перед компанией на 2,2 млрд. грн.

А теперь представим, что президент с премьером не на словах, а на деле начинают бороться с коррупцией и по мановению волшебной палочки определяют «Укргаздобычу» поставщиком газа для населения вместо «Нафтогаза Украины».

В этом случае структура розничных цен примет следующий вид (табл. 8).

Структура розничных цен на природный газ, используемый для нужд населения

Примечательно, что вышеприведенный тариф практически соответствует его уровню, рассчитанному специалистами ликвидированного президентом НКРЭ и приведенному в табл. 2.

А теперь прочувствуйте разницу между ценой 7188 грн. за тыс. куб. м и 2908,7 грн. при ликвидации только одного (главного) коррупционного элемента.

И вы еще верите лицемерным заявлениям о скачке тарифов во благо граждан и всей страны?

P.S. Недавно в СМИ появилось интервью А. Яценюка, в котором он заявил, что госкомпании — основной источник коррупции в стране.

«Причем это такая специфическая коррупция. Это политическая коррупция — сидеть на потоках. Правительство у нас коалиционное? Коалиционное. Под министерством — десятки, сотни компаний. Обязательно появляются политические партии, которые ставят туда своих людей. Воруют», — сказал он.

Премьер считает, что госкомпании следует приватизировать, а в тех, что имеют стратегическое значение для безопасности государства, — нужно сменить управленцев.

«Но для того, чтобы туда пришел правильный менеджмент, нужно дать правильную оплату. Потому что на 10 тыс. грн. никакой CЕO (генеральный директор. — Авт.) туда не придет работать. И тут популисты в парламенте, если помните, в начале этого года ограничили размер зарплат в госкомпаниях. Это означает только одно: будут воровать в десять раз больше», — прогнозирует премьер.

А в прошлом году, как известно, он провозгласил всеобщее «затягивание поясов», заверив, что руководители исполнительной власти и госструктур будут получать только должностной оклад.

Находим декларацию о доходах за 2014 г. одного из главных помощников Яценюка в вопросе тарифов на газ — А. Коболева. Оказывается, председатель НАК «Нафтогаз Украины» при должностном окладе 26 025 грн. задекларировал в прошлом году 769,5 тыс. грн., из которых заработная плата составила 763,2 тыс. грн.

Т. е. одновременно с «рисовкой» тарифов, поставивших большую часть граждан страны за грань выживания, А. Коболев «нарисовал» себе надбавок и премий на сумму более 450 тыс. грн. И это в компании-банкроте с дефицитом 110 млрд. грн.

Службы, помогающие жить энергоэффективно

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка