Ренийские мученики

№42 (434) 17 - 23 октября 2008 г. 17 Октября 2008 0

На трассе Бухарест—Одесса в Одесской области 25 сентября в паре километров один от другого обозначились два по-своему интернациональных конфликта. В первом — возле международного автомобильного пункта пропуска «Рени» водители большегрузных автомобилей TIR разных стран блокировали пост, поставленный местными властями.

Во втором — на улице Интернациональной города Рени группа жителей грозила перекрыть движение автотранспорта, живописуя корреспондентам центральных телеканалов мытарства своей жизни «на вулкане» и равнодушие к этому властей.

Для разъяснения причин возмущения горожан их представитель даже съездил к дальнобойщикам, блокирующим пост, и в очном обмене мнений выяснилось, что у обеих сторон есть общий противник: украинские чиновники...

«Это — узаконенный рэкет»

Остановленных местным постом возмутило препятствие, не предусмотренное правилами международных перевозок: помеха в виде перекрывшего проезжую часть шлагбаума, металлической будки и троицы «бойцов», избегавших каких-либо пояснений...

Пост возник 18 сентября. Оказывается, горисполком Рени принял решение устроить тут контроль веса проезжающих автомобилей TIR и взымать сбор: с каждого — по 50 грн.! Затею мэр Рени Евгений Маципудра назвал экспериментом, полагая, что международные перевозчики от умеренного побора не обеднеют. Но незатейливый по замыслу бизнес-план на практике сгубили, как водится, «детали»:

— на посту нет весовой и иных устройств для заявленного «контроля веса» автомобилей;

— в качестве «квитанции» вручают сомнительные бумажки без печатей;

— а главное — плату за пропуск водители вынуждены выкладывать из собственных кошельков.

Самовольный сбор Ренийской мэрии не был даже рассмотрен горсоветом и не попадает в перечень затрат перевозчиков. «Попадают» при его уплате водители лично. И они (независимо от государственной принадлежности) дружно ополчились против «художеств» в духе описанного Ильфом и Петровым побора «на ремонт Провала»...

Оставив автомобили — по обе стороны от шлагбаума — дальнобойщики окружили новоявленный пост, требуя освободить проезд и оспаривая правомерность почина мэрии.

— Что это за сбор? — негодовал Владимир Каш, солидных лет водитель из Молдовы. — Это — узаконенный рэкет! Так и скажите, что мы узаконили рэкет, ребята: платите и все...

Его бурно поддержали коллеги из России и осторожно — болгарин и турок. Однако все эти товарищи по несчастью подписали составленное тут же коллективное заявление в Службу безопасности Украины.

Водители автомобилей TIR обратились с коллективным заявлением в СБУ

Свою «ноту протеста» водители вручили (для передачи в СБУ) главе Ренийской районной госадминистрации Андрею Булгарову. Тот прибыл в сопровождении двух депутатов горсовета, узнав о появлении на месте событий съемочных групп телеканалов «Интер» и «1+1». После недолгого обмена мнениями и созвона по телефону Булгаков, учтя настрой «транзитеров», дал вахте «контрольно-весового поста» команду убрать шлагбаум.

Раздраженные многочасовым простоем дальнобойщики пяти стран, разойдясь по своим машинам, поехали дальше: выезжающие из Украины — к легальному таможенному посту на границе с Молдовой, въехавшие — на Рени, где против их проезда зрел другой заговор.

«Будем выходить, пока нас не услышат»

Конфликт на посту «контроля веса» уладили без потасовки и за пару часов. Иное дело — с протестами горожан против проезда по их улицам большегрузного автотранспорта. Для ренийцев поток таких фур вблизи домов стал техногенным бедствием, и чужаков-транзитеров многие считают вражьей силой. Причины — сугубо бытовые.

Во-первых, проезд этой тяжелой (хоть и не военной) техники вызывает сотрясение прилегающей территории — как при землетрясении силой в 3—4 балла по шкале Рихтера. Это официально зафиксировано в акте городской комиссии. И таких толчков в этой зоне искусственной сейсмичности жители испытывают более ста в сутки: ежедневно, без выходных, и утром, и ночью, причем в последние три года интенсивность перевозок росла, и эта тенденция пока не меняется...

Естественно, что сейсмоактивность создает психологический дискомфорт, вызывая стрессы и обострения хронических заболеваний. Особенно страдают от «трясучей» жизни пожилые люди и маленькие дети. В одной из семей трехлетняя девочка буквально дрожит от страха и прячется в угол, когда рядом с грохотом проезжает очередная фура: ребенок практически лишен возможности радоваться жизни...

Вторая опасность — ДТП. При проезде грузовиков по узким улочкам застроенного частными домами (усадебного типа) микрорайона Магала пешеходам мало места: фуры, разъезжаясь при встрече, нередко выезжают на тротуары. И жители стараются на улицу не выходить. Особенно боятся за детей и подростков, моля Бога, чтоб те не пострадали по дороге в школу и обратно.

Человеческих жертв пока удалось избежать, но неуклонно растет материальный ущерб. Кроме разрушения грузовиками дорожного полотна улиц, от тряски повреждаются частные домовладения: растрескиваются и рушатся жилые и хозяйственные постройки, включая бассейны для хранения привозной питьевой воды (водопровода здесь нет). Беспрерывные ремонты требуют дополнительных средств. Вредны и облака пыли от проезда фур: засоряют дворы, сады, огороды. И у терпящих беды от такой организации автомобильного движения горожан вызрел закономерный вопрос: почему они должны страдать, расплачиваясь за «побочный эффект» чужого бизнеса?

Как законопослушные граждане жители сотрясаемых фурами улиц обращались за помощью в горисполком, горсовет и «выше» — вплоть до Секретариата Президента. Но за год подобных исканий «по инстанциям» убедились: чиновникам мало дела до их бед, и прав классик: спасение — дело их самих...

Вот и сочли лучшим средством популярное ныне пикетирование дорог: дешево и сердито, в чем убедились в начале сентября, в День города. Стоило тогда на несколько часов перекрыть проезд автотранспорту TIR, как конфликт получил огласку: о пикете сообщили даже в официальном печатном органе ВР. Проявили интерес и тележурналисты...

И представителям власти пришлось волей-неволей вспоминать о жалобах ренийских мучеников. Ведь пикетчики упорно твердят: «Мы боимся за жизнь своих детей», «Будем выходить, пока нас не услышат»...

«Буксование» автодора в трансграничном коридоре

Вереница остановленных автомобилей TIR на автостраде А-290a

Первопричина конфликта — перемены маршрутов движения автотранспорта TIR. До 1991 г. он проезжал мимо Рени по специальной автостраде А-290. От международного пункта пропуска она подходит к городу с запада и, обходя его северную окраину, сворачивает на северо-восток: на г. Вулканешты в Молдове. Оттуда снова возвращается на территорию Украины через Болград — на Одессу. Но с появлением на украинско-молдавской границе таможенных постов дальнобойщики не хотят пересекать границу лишний раз (в этом случае — 2 раза) и едут через Рени до автострады Болград — Одесса окольными путями: по местным автодорогам, не готовым к подобным нагрузкам.

Вместо вулканештского участка автострады Одесский облавтодор планирует соорудить новый участок: от автострады у Рени — на юго-восток и по мостовому переходу через озеро Кагул — на Болград. План такой есть, в 2007 г. разрабатывалась проектно-сметная документация на строительство. Но в этом году работы не начали: объект не включен в проект Госбюджета на 2008 г. На 2009-й — «перспектива» та же...

Ведь в указе президента «О неотложных мерах по развитию юго-западной части Одесской области» (от 15 января с. г.) срок окончания реконструкции дороги Одесса— Рени приурочен к проведению «финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу». А это — отступление от ранее принятой (Кабмином в 2004 г.) «Программы комплексного развития Украинского Придунавья на 2004 — 2010 годы»: там «объездной участок дороги г. Одесса — г. Рени» планировали соорудить до 2010-го...

В последние годы не раз Кабмин и Минтранс принимали решения о развитии сети дорог между Одессой и Рени. Но объявленное не выполнялось и вскоре забывалось. В области по этому поводу грустно шутят, что есть такая примета: если очередное правительство Украины заявит намерение обустроить «коридор» Одесса—Рени, значит, скоро его отправят в отставку. Словно некий рок мешает наладить сообщение между основной территорией («телом») Украины и ее юго-западным выступом (югом Бессарабии).

Местная дорога после недавнего ремонта ужe изрядно «убита» сверхэксплуатацией из-за отсутствия недостающего объездного участка. И эта проблема мешает, как в сердцах заметил глава Ренийского райсовета Владимир Чумаченко, будто «проклятие всего нашего государства».

У чиновников «хата — с краю»

От «железного потока» с автострады А-290 местные жители ищут помощи у местных органов власти. Тщетно: чиновникам важней, чтоб фуры не мешали лично им. Выяснилось, что для международной трассы горсовет Рени передал облавтодору дороги не Магалы, а центральных улиц, включая Комсомольскую. Но там стоит здание райгосадминистрации. И чиновники перенаправили транспорт от себя подальше.

Чиновничьи отписки заставили горожан пойти на крайние меры — перекрывать дороги. Об этом они в мае с. г. письменно предупреждали глав РГА, райсовета и мэра: «... обращаемся с жалобой и требованием о прекращении езды тяжелогрузных машин, а именно фур, которые днем и ночью проезжают по нашей улице... В случае непринятия мер мы примем... меры по перекрытию дороги ул. Интернациональной. Очень просим разобраться здесь на месте, дабы не пришлось обращаться к губернатору области или министру транспорта Украины».

«Разбор на месте» выявил бессилие городских властей. Горсовет 28 мая принял решение ограничить скорость движения по ул. Интернациональной до 20 км/час, а 30 июля — «О запрете проезда транзитного грузового транспорта по коммунальным дорогам города Рени, общий вес которых превышает 8 тонн». Но на практике это не выполняется, как и абсурдное распоряжение мэрии «О запрещении проведения несанкционированного перекрытия дорог жителям г. Рени», где требующим исправить маршрут движения транспорта горисполком рекомендовал... обратиться в горисполком: «для решения указанных вопросов (перекрытие дорог. — Авт.) в соответствии с законодательством».

Районные власти отсылают горожан искать решение проблемы в мэрии, хотя глава РГА обмолвился: после ремонта дорог на улицах Болградской, Пролетарской, Комсомольской «мы надеемся... пустить по этому маршруту автотранспорт». А пока — не пускают: мол, по причине отсутствия средств госбюджета на ремонт дороги (впрочем, и на Магале дороги не ремонтируют).

Областные власти от этой проблемы отстранились. А нынешний губернатор ни разу даже не посетил район: «автобан»-то не построен, а на полеты вертолетом тоже нет бюджетных средств.

Зато проблему брал «на контроль» (по жалобе жителя Рени) сам Секретариат Президента! И чиновников понудили явить 23 июля с. г. невиданную прыть: в течение дня исполком горсовета издал распоряжение о создании комиссии по обследованию домовладений в зоне проезда транспорта TIR. Комиссия собралась и подписала акт обследования, а глава Ренийской РГА г-н Булгаров отписал ответ с уведомлением о том. Но тем и кончилась помощь бедствующим магалянам. Поэтому они думают о новых протестных акциях. Международные инциденты не исключены.

В этом конфликте речь идет не только о судьбах мучимых искусственными землетрясениями малой мощности «маленьких украинцев», но и о имидже страны: юго-запад Одесчины граничит со страной Евросоюза. И каким «лицом» там предстает Украина? Не наведя в приграничье порядок, стыдно разглагольствовать о подготовке к Евро-2012 и тем более про «евроинтеграцию»...

Когда верстался номер:

На внеочередной сессии Ренийского горсовета был рассмотрен вопрос о строительстве объездной дороги вокруг райцентра. Депутаты решили обратиться к Президенту Украины Виктору Ющенко, премьер-министру Юлии Тимошенко, министру транспорта и связи Иосифу Винскому, руководству облсовета и облгосадминистрации с требованием начать строительство полноценной объездной дороги. В случае отказа сессия оставляет за собой право с 9 ноября текущего года запретить движение большегрузного автотранспорта.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Обувательские настроения

Одна за другой Украину покидают сети по продаже недорогой обуви

Как искали и ищут золото в Украине

Нет, наверное, более убыточного бизнеса в Украине, чем добыча золота: еще ни одной...

Позволит ли Запад доминировать России на ядерном...

Уже этой осенью в Нью-Йорке одному из американских федеральных судей,...

Westinghouse — спасти нельзя банкротить

Наше правительство неустанно твердит о важности диверсификации поставок...

Рокировка монополистов

В Украине в ядерной энергетике происходит замена российского монополиста...

Евроинтеграция с секонд-хендом

Государство развернуло борьбу с подержанными иномарками

Загрузка...

Колумбия хочет взимать налоги с пользователей...

Правительство хочет “приложить” свою руку к биткоинам, смотря на то как сильно...

Страсти по кластерам

Традиционными украинскими кластерами являются села, жители которых заняты...

Олигархи как тормоз реиндустриализации

Во многих селах Закарпатья, куда четверть века не заезжал общественный транспорт,...

Закон уменьшения энергии

Эпоха гигантомании закончилась. Если вы считаете, что крупную индустрию УССР...

Очередная революция в энергетике: плюсы и минусы...

Новые технологии хранения избыточной энергии стимулируют появление «наносетей»

Травить — и никаких снастей!

В последнее издание Красной книги Украины выпуска 2009 г. вошло 70 видов отечественной...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка