Санкции посылают в космос?

17 Сентября 2015 5

Atlas-5 совершила 55 успешных выводов космических аппаратов на околоземную орбиту. Пока без нас // dsnews.ua
Atlas-5 совершила 55 успешных выводов космических аппаратов на околоземную орбиту. Пока без нас // dsnews.ua

Передел рынка пусковых космических услуг США, оплачиваемый из щедрого кармана американских налогоплательщиков, дает надежду на восстановление ракетно-космической отрасли Украины.

В августе стало известно о денонсации Бразилией межгосударственного соглашения с Украиной о создании поблизости от экватора космодрома Alcantara для запусков украинских носителей «Циклон-4».

Роберто Амарал, бывший министр науки и технологий Бразилии

Об этом в интервью бразильскому изданию Carta Capital заявил бывший министр науки и технологий южноамериканской страны — Роберто Амарал.

Эдуард Кузнецов, первый вице-президент Аэрокосмического общества УкраиныЭту информацию подтвердил и первый вице-президент Аэрокосмического общества Украины Эдуард Кузнецов. По его данным, Бразилия предпочла Украину России, поскольку та обещала разместить в Alcantara стартовый комплекс для запусков более мощной, чем «Циклон-4», ракеты «Ангара».

В свою очередь г-н Амарал в провале украинско-бразильского проекта винит США и считает, что вскоре в бразильских тропиках появится космодром под управлением американских специалистов.

Тем временем в некоторых стратегических областях военно-техническое сотрудничество между США и Россией продолжается даже несмотря на испорченные украинским вопросом отношения. Свидетельством тому стал запуск 2 сентября с космодрома ВВС США на мысе Канаверал во Флориде тяжелого американского носителя Atlas-5, который вывел на орбиту спутник MUOS-4. С учетом уже имеющихся на орбите аппаратов этот спутник обеспечивает мобильную связь пользователей ВМС США в любой точке земного шара

Запуск MUOS-4 был проведен в рамках программы развития и расширения стартовых возможностей ВВС США — Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV), действующей до 2030 г.

Основным реципиентом средств, выделяемых на нужды этой программы, является консорциум United Launch Alliance (ULA), составленный аэрокосмическими гигантами Boeing и Lockheed Martin. Один из заметных пунктов EELV — поставка для ракет-носителей Atlas-5 российских ракетных двигателей первой ступени РД-180 производства химкинского НПО «Энергомаш».

Atlas-5 уже совершила 55 успешных выводов космических аппаратов на околоземную орбиту при 56 запусках и приобрела славу самого надежного носителя в арсенале NASA. C его помощью альянс ULA обеспечил запуск «флагманских миссий» NASA: научно-исследовательских межпланетных станций Mars Reconnaissance Orbiter — для изучения Марса (2005 г.), New Horizons — Плутона (2006 г.), авангардной миссии по возвращению на Луну — Lunar Reconnaissance Orbiter (2009 г.), обсерватории для изучения Солнца — Solar Dynamics Observatory (2010 г.), аппарата Juno (Юнона) для изучения Юпитера (2011 г.), миссии «Марсианская научная лаборатория» (Mars Science Laboratory), частью которой стала высадка на поверхность Красной планеты, — марсохода Curiosity (2011 г.), искусственного спутника для изучения атмосферы Марса — MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile Evolution, 2013 г.) и многих других.

И это не говоря уже о том, что при помощи российских двигателей ВВС США запустили на орбиту множество военных спутников, обеспечивающих защиту от ракетного нападения, спутников-шпионов, аппаратов связи, и отработали единственный в мире на сегодняшний день беспилотный орбитальный самолет Boeing X-37.

Украинская делегация на космодроме Уоллопс (США) // ГКАУ
Украинская делегация на космодроме Уоллопс (США) // ГКАУ

Если принять во внимание, что общая стоимость программы EELV, начатой в 1995 г., оценивается в $70 млрд., а освоить подрядчики ВВС США сумели около половины, то на прекращении сотрудничества с ВВС США Boeing и Lockheed Martin автоматически теряют десятки миллиардов долларов. Само собой, Пентагону также придется корректировать планы своего космического присутствия.

Нужна сенсация

Это вступление — необходимое предисловие к завершившемуся в конце прошлой недели визиту в США делегации Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) во главе с экс-главой харьковского объединения «Коммунар» Любомиром Сабадошем.

Любомир Сабадош в студии «Голоса Америки»
Любомир Сабадош в студии «Голоса Америки»

К обязанностям председателя ГКАУ г-н Сабадош приступил 26 августа т. г., и уже 1 сентября, как значится на сайте ГКАУ, отправился в поездку по Соединенным Штатам.

Привести из США сенсационно крупный контракт для Украины лишь за две недели работы было бы удачей для руководителя любого ведомства.

Наверное, поэтому с прошлой недели интернет-ресурсы, в том числе такие авторитетные среди поклонников ракетно-космической отрасли, как space.com.ua, пестрят новостями о достигнутом ГКАУ соглашении с компанией Boeing о покупке украинских двигателей и ракетоносителей от КБ «Южное» и завода «Южмаш» (space.com.ua).

Первоисточником информации называют телесюжет в программе «ТСН.Ранок». В нем со ссылкой на руководителя ГКАУ говорится о том, что КБ «Южное» будет поставлять ракетоносители для запуска ракет «Зенит» и «Антарес». Меморандум о сотрудничестве об этом между Boeing и ГКАУ должен быть подписан до конца октября—начала ноября, к визиту делегации НАСА в Украину.

Кроме того, по словам г-на Сабадоша, Boeing интересуется продолжением сотрудничества с Украиной в направлении «морского старта» и проектом по созданию нового сателлита, который помог бы Украине реализовать телекоммуникационные задачи.

Действительно, днепропетровское ПО «Южное» является производителем ракетоносителей «Зенит», основные двигатели которого — поставляемые с того же химкинского «Энергомаша» российские РД-170. Это предшественники РД-180 для американских Atlas-5. Кроме того, в сотрудничестве с КБ «Южное» и «Южмашем» американская частная компания Orbital Sciences Corporation изготавливает ракету Antares, которая доставляет грузы к международной космической станции.

Украинские специалисты сначала адаптировали для первой ступени Antares двигатели НК-33 из советской лунной программы, закупленные в России в середине 90-х гг. по беспрецедентно низкой цене — $1 млн. за единицу. А в конце прошлого года, после аварии Antares, стороны договорились о поставках для грузовика на МКС двигателей РД-181 — облегченный вариант РД-191, изготавливаемого для новейшего российского носителя «Ангара».

Первая ступень «Антареса» — наша
Первая ступень «Антареса» — наша

Но, похоже, Любомир Юрьевич либо вовсе не говорил ТСН о Boeing, либо пожалел о сказанном и попросил снять сюжет с эфира.

Ведь, например, в интервью г-на Сабадоша, данном по приезду в США украинской редакции новостей «Голоса Америки», информация о переговорах, а главное — договоренностях, ГКАУ с их американскими коллегами содержится весьма скудная (www.youtube.com).

Ведущий «Голоса Америки» представляет главу ГКАУ как бывшего главу харьковской фирмы «Коммунар», сотрудничество которого с Россией всегда было важным аспектом его работы, и задает вопрос, как решить дилемму — расширять сотрудничество и покарать агрессора?

Американский журналист возмущается, что одной из отраслей РФ, не пострадавших от международных санкций, оказалась космическая. Как пример он приводит состоявшийся 2 сентября запуск ракеты «Союз», отправивший на межднародную космическую станцию россиянина Сергея Волкова, казаха Айдына Аимбетова и датчанина Андреаса Могенсена. О состоявшемся в тот же день запуске ракеты Atlas-5 с российскими двигателями он, наверное, не знал или же не упомянул намеренно.

Любомир Сабадош в корректной форме отвечает на вопрос о сотрудничестве с Россией в космической сфере, поясняя его тем, что Украина имеет обязательства в рамках международной космической программы, а участие украинских специалистов в последнем старте «Союза», состоявшемся на космодроме «Байконур», как раз и было доказательством их выполнения.

По конкретике переговоров в США он говорит: «Сегодняшний наш визит и встречи с представителями американского бизнеса позволяют сказать, что мы можем вместе создавать ракеты-носители, которые могут взять на себя функцию по полету человека на орбитальную станцию. И тому есть пример — участие украинских компаний в создании ракеты-носителя Antares, которая в первую очередь будет доставлять грузы на орбитальную станцию, а затем, может, быть и по доставке пилотированного экипажа».

Говорится, заметьте, не о самостоятельном, а о совместном проекте с компанией из США, т. к. «самостоятельный цикл производства ракетоносителя мы обеспечить не сможем, поскольку это очень дорого. В то время, когда у нас трудности в экономике, инвестировать средства непосредственно только в космическую отрасль было бы неправильно».

Всю прошлую неделю руководство и пресс-служба КБ «Южное» были недоступны или отказывались для комментариев. Но по информации «2000», на переговорах в США все же было получено устное согласие на изготовление за счет американской стороны образцов двигателей, способных заменить российские РД-180 и РД-181 на ракетах Atlas-5 и Antares. При этом принципиальным условием США был отказ от закупок комплектующих для этих двигателей в России.

Рэкето-носитель

С начала украинского кризиса и введения санкций в отношении РФ программа EELV испытывает огромное давление со стороны американского частного аэрокосмического бизнеса, желающего приобщиться к контрактам на запуск военных спутников.

В минувшем году компания SpaseX Илона Маска безуспешно оспаривала в Федеральном претензионном суде (United States Court of Federal Claims) закупку у альянса Boeing и Lockheed Martin 36 ракет, поскольку при этом был нарушен закон о конкуренции. Торги проводились с одним участником.

В декабре 2014 г. Барак Обама утвердил бюджет оборонного ведомства без учета будущих закупок российских ракетных двигателей. При этом ULA в январе т. г. все же сумел договориться о поставках на будущее еще 60 двигателей.

Затем в мае комитет по вооруженным силам палаты представителей конгресса США обсуждал проблему использования российских двигателей в свете антироссийских санкций. Основные участники дискуссии — ULA, SpaceХ Илона Маска, Blue Origin, принадлежащая оcнователю Amazon.Com, энтузиасту космического туризма Джеффри Безосу, и один из ведущих в США производителей жидкостных ракетных двигателей — Aerojet Rocketdyne.

Как и следовало ожидать, частные аэрокосмические компании критиковали зависимость Пентагона от иностранных субподрядчиков и дороговизну услуг ULA. Согласно действующему до 2030 г. контракту, ВВС США приходится ежегодно платить ULA по $1 млрд. за поддержание в готовности к запускам носителей Atlas-5 и Delta-4 и дополнительно $400 млн. за каждый старт ракеты.

Новые участники рынка вместо «очень сложных и дорогих» российских ракетных двигателей обещают создать более дешевые. Как утверждает Илон Маск, если бы контракт был заключен со SpaceX, каждый пуск его ракет Falcon-9 и Falcon Heavy обошелся бы в $100 млн. вместо $400 млн. На последнем контракте Пентагон сэкономил бы $11,6 млрд.

Александр Дегтярев, генконструктор КБ «Южное»Так что уже в конце июня т. г. специалисты ракетно-космической отрасли заговорили о конкурсе ВВС США на создание новых ракетных двигателей для Atlas-5 и Antares вместо российских РД-180 и РД-181. В частности, генконструктор КБ «Южное» Александр Дегтярев заявил ИА «Интерфакс», что предприятие будет участвовать в конкурсе в связке с кем-то из американских подрядчиков4.

Как отметил г-н Дегтярев, на протяжении последних пяти лет КБ «Южное» занималось разработкой перспективного семейства жидкостных ракетных двигателей первых ступеней ракет-носителей, которые могли бы эффективно использоваться на американском рынке.

По его словам, «углубленные целевые исследования рынка США показали, что целесообразно создание нового мощного двигателя тягой 250 тонн и связки этих двигателей тягой 500 тонн и выше», в том числе для замены ими российских ракетных двигателей. Изготовить же и испытать новый двигатель украинские ракетчики планируют уже к 2019 г.

Собственно, теперь уже не секрет Полишинеля, что именно подготовка к участию в конкурсе на замену российских РД-180 и РД-181 была основной целью поездки в США делегации ГКАУ и встреч с менеджерами Совета национальной безопасности США, Пентагона и своими партнерами, главный из которых в настоящее время — производитель «грузовика» для международной комической станции Antares корпорация Orbital ATK.

При этом и Orbital ATK, и Lockheed Martin планируют подготовку пилотируемых пусков, которые были приостановлены в 2011 г. после снятия с эксплуатации последнего американского многоразового челнока Space Shuttle — Atlantis.

Таким образом, за счет настойчивого желания частных аэрокосмических компаний переделить бюджетный рынок космических стартовых услуг украинские предприятия ракетно-космического комплекса, вполне может быть, получат возможность внедрить в жизнь собственные разработки, получить гарантированный рынок их сбыта и закрепиться на американских космодромах.

Вопрос только в том, достаточно ли щедрым окажется американский инвестор и насколько конкурентоспособными выйдут новые украинские двигатели по сравнению с продукцией тех же SpaceX, Aerojet Rocketdyne или Blue Origin. Ведь за последних 25 лет основное производство «Южмаша» было почти полностью разрушено, технологическая база устарела, а талантливые конструкторы вынуждены были уйти из ракетостроения из-за нищенских зарплат и отсутствия долговременных перспектив.

Травить — и никаких снастей!

В последнее издание Красной книги Украины выпуска 2009 г. вошло 70 видов отечественной...

Украина становится газовым хабом

Со 2 июня глобальные торговцы природным газом получили возможность использовать...

Излучая обеспокоенность

Первые партии радиоактивных отходов должны вернуться из РФ в Украину в 2018 г.

Маленький Пекин в спальном районе столицы

Метро на Троещину — не роскошь. В районе уже проживает 450 тыс. киевлян. И...

И далеко, и дорого

Эксперты проанализировали ценовые предложения первичной недвижимости в столичном...

Загрузка...
Загрузка...

Вначале было семя

В Украине большинство семян овощных культур сомнительного происхождения

Цифровая глобализация: защита потоков данных

Потребность в принятии четких новых правил трансграничного обмена данными обретает...

Хотите в RABство?

К розетке не дотянуться: в 2017 г. в международном рейтинге Doing Business по показателю...

За маяки не заплывать

После 2015 г., когда Украина получила от международных доноров в общей сложности $11 млрд....

Свинская жизнь без сала

В 2017-м совокупная численность свиней в стране составила 6,7 млн. — более чем на...

Трудовое болото

На рынке труда слишком мало соискателей, готовых не только получать деньги, но и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка