Санкции посылают в космос?

17 Сентября 2015 5

Atlas-5 совершила 55 успешных выводов космических аппаратов на околоземную орбиту. Пока без нас // dsnews.ua
Atlas-5 совершила 55 успешных выводов космических аппаратов на околоземную орбиту. Пока без нас // dsnews.ua

Передел рынка пусковых космических услуг США, оплачиваемый из щедрого кармана американских налогоплательщиков, дает надежду на восстановление ракетно-космической отрасли Украины.

В августе стало известно о денонсации Бразилией межгосударственного соглашения с Украиной о создании поблизости от экватора космодрома Alcantara для запусков украинских носителей «Циклон-4».

Роберто Амарал, бывший министр науки и технологий Бразилии

Об этом в интервью бразильскому изданию Carta Capital заявил бывший министр науки и технологий южноамериканской страны — Роберто Амарал.

Эдуард Кузнецов, первый вице-президент Аэрокосмического общества УкраиныЭту информацию подтвердил и первый вице-президент Аэрокосмического общества Украины Эдуард Кузнецов. По его данным, Бразилия предпочла Украину России, поскольку та обещала разместить в Alcantara стартовый комплекс для запусков более мощной, чем «Циклон-4», ракеты «Ангара».

В свою очередь г-н Амарал в провале украинско-бразильского проекта винит США и считает, что вскоре в бразильских тропиках появится космодром под управлением американских специалистов.

Тем временем в некоторых стратегических областях военно-техническое сотрудничество между США и Россией продолжается даже несмотря на испорченные украинским вопросом отношения. Свидетельством тому стал запуск 2 сентября с космодрома ВВС США на мысе Канаверал во Флориде тяжелого американского носителя Atlas-5, который вывел на орбиту спутник MUOS-4. С учетом уже имеющихся на орбите аппаратов этот спутник обеспечивает мобильную связь пользователей ВМС США в любой точке земного шара

Запуск MUOS-4 был проведен в рамках программы развития и расширения стартовых возможностей ВВС США — Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV), действующей до 2030 г.

Основным реципиентом средств, выделяемых на нужды этой программы, является консорциум United Launch Alliance (ULA), составленный аэрокосмическими гигантами Boeing и Lockheed Martin. Один из заметных пунктов EELV — поставка для ракет-носителей Atlas-5 российских ракетных двигателей первой ступени РД-180 производства химкинского НПО «Энергомаш».

Atlas-5 уже совершила 55 успешных выводов космических аппаратов на околоземную орбиту при 56 запусках и приобрела славу самого надежного носителя в арсенале NASA. C его помощью альянс ULA обеспечил запуск «флагманских миссий» NASA: научно-исследовательских межпланетных станций Mars Reconnaissance Orbiter — для изучения Марса (2005 г.), New Horizons — Плутона (2006 г.), авангардной миссии по возвращению на Луну — Lunar Reconnaissance Orbiter (2009 г.), обсерватории для изучения Солнца — Solar Dynamics Observatory (2010 г.), аппарата Juno (Юнона) для изучения Юпитера (2011 г.), миссии «Марсианская научная лаборатория» (Mars Science Laboratory), частью которой стала высадка на поверхность Красной планеты, — марсохода Curiosity (2011 г.), искусственного спутника для изучения атмосферы Марса — MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile Evolution, 2013 г.) и многих других.

И это не говоря уже о том, что при помощи российских двигателей ВВС США запустили на орбиту множество военных спутников, обеспечивающих защиту от ракетного нападения, спутников-шпионов, аппаратов связи, и отработали единственный в мире на сегодняшний день беспилотный орбитальный самолет Boeing X-37.

Украинская делегация на космодроме Уоллопс (США) // ГКАУ
Украинская делегация на космодроме Уоллопс (США) // ГКАУ

Если принять во внимание, что общая стоимость программы EELV, начатой в 1995 г., оценивается в $70 млрд., а освоить подрядчики ВВС США сумели около половины, то на прекращении сотрудничества с ВВС США Boeing и Lockheed Martin автоматически теряют десятки миллиардов долларов. Само собой, Пентагону также придется корректировать планы своего космического присутствия.

Нужна сенсация

Это вступление — необходимое предисловие к завершившемуся в конце прошлой недели визиту в США делегации Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) во главе с экс-главой харьковского объединения «Коммунар» Любомиром Сабадошем.

Любомир Сабадош в студии «Голоса Америки»
Любомир Сабадош в студии «Голоса Америки»

К обязанностям председателя ГКАУ г-н Сабадош приступил 26 августа т. г., и уже 1 сентября, как значится на сайте ГКАУ, отправился в поездку по Соединенным Штатам.

Привести из США сенсационно крупный контракт для Украины лишь за две недели работы было бы удачей для руководителя любого ведомства.

Наверное, поэтому с прошлой недели интернет-ресурсы, в том числе такие авторитетные среди поклонников ракетно-космической отрасли, как space.com.ua, пестрят новостями о достигнутом ГКАУ соглашении с компанией Boeing о покупке украинских двигателей и ракетоносителей от КБ «Южное» и завода «Южмаш» (space.com.ua).

Первоисточником информации называют телесюжет в программе «ТСН.Ранок». В нем со ссылкой на руководителя ГКАУ говорится о том, что КБ «Южное» будет поставлять ракетоносители для запуска ракет «Зенит» и «Антарес». Меморандум о сотрудничестве об этом между Boeing и ГКАУ должен быть подписан до конца октября—начала ноября, к визиту делегации НАСА в Украину.

Кроме того, по словам г-на Сабадоша, Boeing интересуется продолжением сотрудничества с Украиной в направлении «морского старта» и проектом по созданию нового сателлита, который помог бы Украине реализовать телекоммуникационные задачи.

Действительно, днепропетровское ПО «Южное» является производителем ракетоносителей «Зенит», основные двигатели которого — поставляемые с того же химкинского «Энергомаша» российские РД-170. Это предшественники РД-180 для американских Atlas-5. Кроме того, в сотрудничестве с КБ «Южное» и «Южмашем» американская частная компания Orbital Sciences Corporation изготавливает ракету Antares, которая доставляет грузы к международной космической станции.

Украинские специалисты сначала адаптировали для первой ступени Antares двигатели НК-33 из советской лунной программы, закупленные в России в середине 90-х гг. по беспрецедентно низкой цене — $1 млн. за единицу. А в конце прошлого года, после аварии Antares, стороны договорились о поставках для грузовика на МКС двигателей РД-181 — облегченный вариант РД-191, изготавливаемого для новейшего российского носителя «Ангара».

Первая ступень «Антареса» — наша
Первая ступень «Антареса» — наша

Но, похоже, Любомир Юрьевич либо вовсе не говорил ТСН о Boeing, либо пожалел о сказанном и попросил снять сюжет с эфира.

Ведь, например, в интервью г-на Сабадоша, данном по приезду в США украинской редакции новостей «Голоса Америки», информация о переговорах, а главное — договоренностях, ГКАУ с их американскими коллегами содержится весьма скудная (www.youtube.com).

Ведущий «Голоса Америки» представляет главу ГКАУ как бывшего главу харьковской фирмы «Коммунар», сотрудничество которого с Россией всегда было важным аспектом его работы, и задает вопрос, как решить дилемму — расширять сотрудничество и покарать агрессора?

Американский журналист возмущается, что одной из отраслей РФ, не пострадавших от международных санкций, оказалась космическая. Как пример он приводит состоявшийся 2 сентября запуск ракеты «Союз», отправивший на межднародную космическую станцию россиянина Сергея Волкова, казаха Айдына Аимбетова и датчанина Андреаса Могенсена. О состоявшемся в тот же день запуске ракеты Atlas-5 с российскими двигателями он, наверное, не знал или же не упомянул намеренно.

Любомир Сабадош в корректной форме отвечает на вопрос о сотрудничестве с Россией в космической сфере, поясняя его тем, что Украина имеет обязательства в рамках международной космической программы, а участие украинских специалистов в последнем старте «Союза», состоявшемся на космодроме «Байконур», как раз и было доказательством их выполнения.

По конкретике переговоров в США он говорит: «Сегодняшний наш визит и встречи с представителями американского бизнеса позволяют сказать, что мы можем вместе создавать ракеты-носители, которые могут взять на себя функцию по полету человека на орбитальную станцию. И тому есть пример — участие украинских компаний в создании ракеты-носителя Antares, которая в первую очередь будет доставлять грузы на орбитальную станцию, а затем, может, быть и по доставке пилотированного экипажа».

Говорится, заметьте, не о самостоятельном, а о совместном проекте с компанией из США, т. к. «самостоятельный цикл производства ракетоносителя мы обеспечить не сможем, поскольку это очень дорого. В то время, когда у нас трудности в экономике, инвестировать средства непосредственно только в космическую отрасль было бы неправильно».

Всю прошлую неделю руководство и пресс-служба КБ «Южное» были недоступны или отказывались для комментариев. Но по информации «2000», на переговорах в США все же было получено устное согласие на изготовление за счет американской стороны образцов двигателей, способных заменить российские РД-180 и РД-181 на ракетах Atlas-5 и Antares. При этом принципиальным условием США был отказ от закупок комплектующих для этих двигателей в России.

Рэкето-носитель

С начала украинского кризиса и введения санкций в отношении РФ программа EELV испытывает огромное давление со стороны американского частного аэрокосмического бизнеса, желающего приобщиться к контрактам на запуск военных спутников.

В минувшем году компания SpaseX Илона Маска безуспешно оспаривала в Федеральном претензионном суде (United States Court of Federal Claims) закупку у альянса Boeing и Lockheed Martin 36 ракет, поскольку при этом был нарушен закон о конкуренции. Торги проводились с одним участником.

В декабре 2014 г. Барак Обама утвердил бюджет оборонного ведомства без учета будущих закупок российских ракетных двигателей. При этом ULA в январе т. г. все же сумел договориться о поставках на будущее еще 60 двигателей.

Затем в мае комитет по вооруженным силам палаты представителей конгресса США обсуждал проблему использования российских двигателей в свете антироссийских санкций. Основные участники дискуссии — ULA, SpaceХ Илона Маска, Blue Origin, принадлежащая оcнователю Amazon.Com, энтузиасту космического туризма Джеффри Безосу, и один из ведущих в США производителей жидкостных ракетных двигателей — Aerojet Rocketdyne.

Как и следовало ожидать, частные аэрокосмические компании критиковали зависимость Пентагона от иностранных субподрядчиков и дороговизну услуг ULA. Согласно действующему до 2030 г. контракту, ВВС США приходится ежегодно платить ULA по $1 млрд. за поддержание в готовности к запускам носителей Atlas-5 и Delta-4 и дополнительно $400 млн. за каждый старт ракеты.

Новые участники рынка вместо «очень сложных и дорогих» российских ракетных двигателей обещают создать более дешевые. Как утверждает Илон Маск, если бы контракт был заключен со SpaceX, каждый пуск его ракет Falcon-9 и Falcon Heavy обошелся бы в $100 млн. вместо $400 млн. На последнем контракте Пентагон сэкономил бы $11,6 млрд.

Александр Дегтярев, генконструктор КБ «Южное»Так что уже в конце июня т. г. специалисты ракетно-космической отрасли заговорили о конкурсе ВВС США на создание новых ракетных двигателей для Atlas-5 и Antares вместо российских РД-180 и РД-181. В частности, генконструктор КБ «Южное» Александр Дегтярев заявил ИА «Интерфакс», что предприятие будет участвовать в конкурсе в связке с кем-то из американских подрядчиков4.

Как отметил г-н Дегтярев, на протяжении последних пяти лет КБ «Южное» занималось разработкой перспективного семейства жидкостных ракетных двигателей первых ступеней ракет-носителей, которые могли бы эффективно использоваться на американском рынке.

По его словам, «углубленные целевые исследования рынка США показали, что целесообразно создание нового мощного двигателя тягой 250 тонн и связки этих двигателей тягой 500 тонн и выше», в том числе для замены ими российских ракетных двигателей. Изготовить же и испытать новый двигатель украинские ракетчики планируют уже к 2019 г.

Собственно, теперь уже не секрет Полишинеля, что именно подготовка к участию в конкурсе на замену российских РД-180 и РД-181 была основной целью поездки в США делегации ГКАУ и встреч с менеджерами Совета национальной безопасности США, Пентагона и своими партнерами, главный из которых в настоящее время — производитель «грузовика» для международной комической станции Antares корпорация Orbital ATK.

При этом и Orbital ATK, и Lockheed Martin планируют подготовку пилотируемых пусков, которые были приостановлены в 2011 г. после снятия с эксплуатации последнего американского многоразового челнока Space Shuttle — Atlantis.

Таким образом, за счет настойчивого желания частных аэрокосмических компаний переделить бюджетный рынок космических стартовых услуг украинские предприятия ракетно-космического комплекса, вполне может быть, получат возможность внедрить в жизнь собственные разработки, получить гарантированный рынок их сбыта и закрепиться на американских космодромах.

Вопрос только в том, достаточно ли щедрым окажется американский инвестор и насколько конкурентоспособными выйдут новые украинские двигатели по сравнению с продукцией тех же SpaceX, Aerojet Rocketdyne или Blue Origin. Ведь за последних 25 лет основное производство «Южмаша» было почти полностью разрушено, технологическая база устарела, а талантливые конструкторы вынуждены были уйти из ракетостроения из-за нищенских зарплат и отсутствия долговременных перспектив.

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Лунная деревня. Марс мне — дом родной

В Днепре стараются не отставать от последних тенденций освоения космоса

Дурная кровь

ВОЗ настаивает, чтобы к 2020 г. все доноры были добровольными и безоплатными.У нас таких...

Киевское водохранилище: Лучше зарыблять, чем...

21 ноября в Киевское водохранилище было выпущено более 100 тыс. мальков растительноядных...

Клубника, пчелы и кролики

«Иностранные специалисты постоянно пытаются уйти от ответственности. То у нас...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка