Вчера затягивали пояса, сегодня — петли на шеях?

№16v(744) 1 — 7 мая 2015 г. 30 Апреля 2015 4.7
Письмо Читателя

С 1 апреля 2015-го народные депутаты Украины, они же «слуги народа», обязали свой народ жить по-новому. Отныне для населения цены на газ, электроэнергию, услуги ЖКХ стали европейскими, при этом «голые» зарплаты и пенсии — ниже прошлогодних украинских.

Премьер Яценюк оправдывает этот очередной (к сожалению, не последний) рост цен всевозможными «объективными» причинами, в том числе и АТО на Донбассе. Уговаривает немного потерпеть и советует потуже затянуть пояса. Однако как долго терпеть и как туго их следует затягивать, почему-то не говорит.

Народ же уверен, что скоро придется затягивать не только пояса, но и петли на шеях.

Как при замораживании роста зарплат и пенсий и повышении цен на энергоносители, услуги ЖКХ, транспорта, связи, продукты питания, одежду, обувь, образование и т. д. можно выжить рядовой украинской семье? На этот вопрос ни у премьера, ни у «слуг» народа, имеющих солидные сбережения в банках и заботящихся о народе с трибуны ВР и экранов TV, вразумительного ответа нет.

Рассмотрим пример. Семья Петренко — он, она и двое детей-школьников проживают в двухкомнатной квартире одной из запорожских пятиэтажек.

Муж и жена работают на госпредприятии. Чистый заработок у главы семьи 3500 грн. в месяц, у супруги — 3000 грн. Доход семьи — 6500 грн. Родителям на работу, детям в школу приходится ездить транспортом. В марте стоимость проезда в запорожских маршрутках повысилась до 4,5 грн.

В марте же семья Петренко смогла выделить: на оплату услуг — ЖКХ 600 грн.; на проезд — 792 грн. (36 грн. в день «туда и обратно», 22 рабочих дня).

Около 1400 грн. супруги потратили на оплату занятий в художественной школе дочери, на приобретение ей новой куртки, на посещение спортивной секции сыном. Однако в поездке на экскурсию в Киев с одноклассниками ему пришлось отказать — бюджета семьи не хватило.

Одна из главных составляющих семейного бюджета — питание. На нее в марте пришлось чуть больше 3700 грн. Это приблизительно 30 грн. в день на трехразовое питание одного члена семьи, на четверых — около 120 грн.

Уложится ли в этот семейный бюджет в 6500 грн. семья в апреле, если за апрель должна будет выложить за подорожавшие коммунальные и другие услуги, (а также продукты и товары первой необходимости) вдвое больше? На чем должны сэкономить супруги Петренко? Г-н Яценюк бросает им соломинку — пользуйтесь субсидией.

Но спасет ли их субсидия, если ее назначат? Ведь подорожание газа, электроэнергии, стоимости коммунальных услуг субсидия в полном объеме не компенсирует, а бюджет семьи не увеличится. Значит, придется по-прежнему на чем-то экономить. То ли отказать детям в посещении внешкольных учреждений, то ли сократить расходы на питание с 10 до 5 грн. за обед. Другими словами, семья Петренко должна решить — жить ли ей, выживать или существовать.

Если же внимательно вчитаться в действующий порядок предоставления субсидий, за который проголосовали «слуги народа», то можно сделать вывод, что субсидия — очередное надувательство народа его «слугами» и популистами-чиновниками Кабмина.

Для назначения жилищной субсидии в расчет среднего совокупного дохода семьи будет браться доход за предыдущие 12 месяцев без учета оплаченных налогов.

Т. е. будет учитываться прошлогоднее (за 12 месяцев) материально-финансовое состояние гражданина, его тогдашняя покупательная способность и возможность ежемесячно оплачивать коммунальные услуги.

Но в прошлом году работающие пенсионеры могли получать пенсию и зарплату в полном объеме, граждане — вносить деньги на депозит и иметь проценты от вкладов тоже в полном объеме; зарплата, пенсии не сокращались, не облагались всевозможными налогами, а наоборот, индексировались и как-то повышались.

После принятия в этом году ряда драконовских законов доходы рядовых украинцев значительно снизились. Чему способствовали сокращение зарплат, пенсий, упразднение надбавок, пособий, обложение различных доходов граждан новыми налогами, а также подрыв банковской системы и отток депозитов. И как следствие снизилась, по сравнению с предыдущими 12 месяцами, и покупательная способность людей, и их финансовая возможность оплачивать услуги ЖКХ.

На доходы прошлого года большинство украинцев еще как-то жили, на доходы нынешнего — вряд ли смогут просуществовать.

Вот примеры. В 2014 г. среднестатистическое предприятие выплачивало рабочим зарплату, надбавки к ней, премии. Средний заработок рабочих составлял 5000 грн. В этом году на предприятии «порезали» все надбавки к зарплате, упразднили премии — заработок сократился до 2500 грн. Правомерен вопрос: почему рабочим, заработок которых в нынешнем году сократился вдвое, на 2015 год субсидия должна начисляться из расчета прошлых 5000 грн., а не нынешних 2500 грн.?

В прошлом году (зарплата 1800 грн. плюс пенсия 1400 грн.) совокупный доход работающего пенсионера составлял в месяц 3200 грн. В этом году, при новых правилах, получается, что выгоднее не работать и жить только на 1400 грн. пенсии. Почему для назначения субсидии в этом году уже не работающему пенсионеру должна учитываться сумма прошлого периода в 3200 грн., а не нынешнего — 1400 грн.?

Многие граждане хранили деньги на депозитах в банках, получая процент от вклада. Ныне же количество вкладчиков сократилось — семейные бюджеты лишились дополнительного дохода. Справедливо ли, что для начисления субсидии на этот год граждане обязаны предоставлять данные о доходах от депозитов прошлого года?

Похоже, подобная схема расчета жилищных субсидий принята для того, чтобы эти подачки от власти получили максимум 5% нуждающихся. Подменять нынешние реальные финансовые возможности граждан их прошлыми денежно-материальными ресурсами просто нелогично. Так думает народ.

Однако для Кабмина, очевидно, такая подмена выгодна. На субсидии из бюджета выделено более 24 млрд. грн. Но «благодаря» такой «прозрачной схеме» назначения субсидий количество нуждающихся в финансовой поддержке государства граждан сегодня может быть отфильтровано до минимума. Т. е. есть шанс сэкономить на нынешних обнищавших львиную часть бюджетных средств.

Система субсидий может быть более справедливой.

Если бы народные избранники и чиновники из Кабмина хотели бы действительно помочь малообеспеченным, система субсидирования работала бы в реальном режиме времени. И для расчета субсидии за апрель 2015 г. учитывались бы доходы граждан именно за апрель 2015-го, субсидии за май — доходы за май и т. д. При этом возможен сдвиг сроков сбора и проверки данных о человеке на один, максимум два месяца, но не на целых 12.

Сегодня действующий порядок назначения субсидий предусматривает проверку органами соцзащиты данных деклараций граждан за прошлый период (12 месяцев) путем запросов к соответствующим госорганам, предприятиям и другим структурам. В таком случае нужны ли декларации граждан для предоставления субсидий?

Если органам соцзащиты доступна информация о материальном состоянии и доходах граждан за 12 прошедших месяцев, то почему она не может быть доступна им за один или два минувших месяца?

Такая система расчета субсидий была бы более достоверной и, главное, справедливой. Ибо отражала бы реальные, сегодняшние доходы граждан.

Пока же нынешняя система субсидирования поистине напоминает наперсточное шулерство.

Юрий ДВОРНИЧЕНКО, Запорожье, djufert@ukr.net

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка