ТеплоМанипуляции

№9–10(733) 31 июля — 6 августа 2015 г. 29 Июля 2015 1 5

ТеплоМанипуляции

Используя несколько типов манипуляций, государство в лице правительства и Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), а также владельцы теплоснабжающих предприятий поставили рядовых граждан за грань выживания.

Через несколько месяцев, с началом отопительного сезона (с 15 октября) граждане страны получат платежки за коммунальные услуги с одной из самых разрушительных для семейного бюджета графой — значительно возросшей платой за централизованное отопление.

Это произошло в результате того, что НКРЭКУ по указке правительства в очередной раз резко повысила тарифы на теплоэнергию.

При этом если в случае с многократным повышением тарифов на газ для населения «черная дыра» НАК «Нафтогаз Украины» используется в основном на «нужды» высших эшелонов власти (см. «Пугающие килокалории и ошеломляющие киловатты», «2000», №3—4 от 10—16.07.2015), то в цепочке производство — поставки — потребление теплоэнергии осуществляется несколько стадий манипуляций (воровства) уже на государственно-частном уровне. Ведь предприятия теплокоммунэнерго массово переданы в управление «дружеским» как Киеву, так и местным властям «рукам». И эти «дружеские руки» продолжают использовать серые схемы, опустошая кошельки простых граждан.

Манипуляции с единицами энергетических величин...

Постановлением НКРЭКУ №584 от 03.03.15 г. предельный уровень цены на природный газ для предприятий теплокоммунэнерго, который используется для производства и предоставления услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению (с учетом НДС, сбора в виде целевой надбавки, тарифов на транспортировку, распределение и поставки), установлен с 1 апреля т. г. в размере 2994,30 грн. за 1 тыс. куб. м. Ранее НАК «Нафтогаз Украины» поставлял газ для предприятий теплокоммунэнерго по цене 1309,20 грн. за 1 тыс. куб. м.

В связи с повышением стоимости газа НКРЭКУ постановлением №1171 от 31.03.15 г. установила с 1 мая с. г. новые, резко повышенные тарифы 170 субьектам хозяйствования, являющимся производителями теплоэнергии и исполнителями по предоставлению населению услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению.

Из этого массива данных для анализа мы отобрали тарифы, установленные для жителей областных центров и Киева, и для большей наглядности «отфильтровали» их по мере возрастания (табл. 1, 2).

Даже беглого взгляда на таблицы достаточно, чтобы вызвать удивление и возмущение некомпетентностью НКРЭКУ. И, возможно, коррупционными действиями. Ведь не может 1 Гкал теплоэнергии стоить 499,35 грн. в Ивано-Франковске и более чем в полтора раза больше в Сумах (772,80 грн.) при одинаковой стоимости газа, который в структуре производственной себестоимости теплоэнергии занимает, по данным Государственной инспекции контроля за ценами, порядка 75—80%.

Определим, какова же истинная, экономически обоснованная стоимость 1 Гкал теплоэнергии при централизованном отоплении (ЦО).

Согласно утвержденной НКРЭКУ структуре тарифа на ЦО затраты на топливную составляющую (газ) достигают 71,7% (рис. 1).

Теперь нам необходимо выяснить, какой объем газа требуется для производства 1 Гкал теплоэнергии. Для этого воспользуемся таблицей 3.

Далее простым арифметическим действием вычисляем себестоимость производства 1 Гкал теплоэнергии для обеспечения централизованным отоплением жителей многоэтажек: 2994,3 х 0,126 х 100 : 71,7 = 526,20 грн. К данной величине необходимо добавить затраты предприятий теплокоммунэнерго на транспортировку и поставки, которые в среднем составляют 32 грн./Гкал (при нормативных потерях теплоэнергии в сетях 13%) и 2 грн./Гкал соответственно.

Таким образом, экономически обоснованным тарифом на централизованное отопление при цене газа 2994,30 грн. за тыс. куб. м является 560,20 грн./Гкал.

Что касается тарифов на горячее водоснабжение (ГВС), то согласно утвержденной НКРЭКУ структуре тарифа затраты на топливную составляющую (газ) достигают 62,1% (рис. 2).

В этом случае стоимость 1 Гкал теплоэнергии будет составлять: 2994,3 х 0,126 х 100 : 62,1 = 607,54 грн.

Установлено, что для нагрева 1 куб. м холодной воды (15°С) до нормативной температуры горячей воды (60°С) необходимо 0,05278 Гкал. Следовательно, стоимость производства 1 куб. м горячей воды будет 607,54 х 0,05278 = 32,07 грн.

Прибавляем затраты предприятий теплокоммунэнерго на транспортировку и поставки горячей воды, которые в среднем составляют 2,0 грн./куб. м и 0,12 грн./куб. м соответственно, и выясняем, что экономически обоснованным тарифом на централизованное горячее водоснабжение при цене газа 2994,30 грн. за тыс. куб. м является 34,19 грн./куб. м.

А теперь посмотрим на таблицы 1, 2 и четко уясним, что все тарифы выше 560,20 грн./Гкал при централизованном отоплении и 34,19 грн./куб. м при централизованном горячем водоснабжении — это манипуляции НКРЭКУ под руководством Дмитрия Вовка.

...с газом

Одна из причин постоянного резкого роста тарифов на ЦО и ГВС —что предприятия теплокоммунэнерго при защите тарифов в НКРЭКУ манипулируют с газом, точнее, с его ценой.

Дело в том, что НАК «Нафтогаз Украины» в минувшем отопительном сезоне продавала газ для производства теплоэнергии для населения по 1309,2 грн. за 1 тыс. куб. м, а для других потребителей — по 3509 грн. В отопительном сезоне 2015/16 гг. разница будет еще больше — соответственно 2994,3 грн. и 6600 грн. за 1 тыс. куб. м.

Производители теплоэнергии, закупая газ по «низкой» цене, закладывают в себестоимость «высокую» цену газа, увеличивая таким образом размер тарифов и получая неоправданно громадные барыши. А в НКРЭКУ закрывают на эту манипуляцию глаза.

...и с учетом

Но самые масштабные и наглые манипуляции осуществляются на стадии учета теплоэнергии.

НКРЭКУ продолжает устанавливать тарифы на централизованное отопление в двух единицах — грн./Гкал и грн./кв. м квартиры. Причем размер второго явно берется с потолка. Об этом свидетельствует тот факт, что для жителей Херсона и Луганска первый тариф практически одинаковый — 720,11 и 720,16 грн./Гкал, однако размер второго уже разнится почти на 4 грн./кв. м (14,81 и 18,63). И таких несоответствий (несуразиц) — масса.

И вообще, измерение теплоэнергии в кв. м еще большая чепуха, чем покупка колбасы в супермаркете в тех же кв. м.

Очевидно, что при таком измерении теплоэнергии совершенно не имеет значение, какая в квартире температура теплоносителя (батарей) — 0 или +40°С. И в одном, и в другом случае оплата будет одинаковая — за кв. м жилья.

Оснащенность жилого фонда технологическими приборами учета теплоэнергии в Украине — около 35%. В результате предприятия теплокоммунэнерго 1/3 теплоэнергии отпускают по счетчикам, а остальную — «по бумажке». То есть сколько ее на самом деле отпущено, никто не знает. Вот это и есть настоящий грабеж. И никто за это не несет ответственности.

Выборочный анализ в прошлом отопительном сезоне показал, что в домах со счетчиками граждане платили 4—5 грн. за кв. м, а без счетчиков — 9,22 грн. Наши выводы подтвердил и депутат Киевсовета, председатель постоянной комиссии по вопросам ЖКХ Александр Клюс, который на брифинге в середине февраля т. г. заявил: «В Киеве только треть многоквартирных жилых домов оснащена приборами учета. Мы провели анализ и установили: средняя платежка в домах, где установлены счетчики, на треть меньше, чем в домах без счетчика. По моим подсчетам, стоимость отопления сейчас завышена в среднем на 3 грн. за кв. м в домах, где нет счетчика тепла. Мы предоставим Киевэнерго платежки со стоимостью отопления за квадратный метр в домах со счетчиком и будем требовать перечисления на основании этих платежек для домов, где нет приборов учета».

В начале апреля Кабмин поручил НКРЭКУ обязать теплогенерирующие компании установить счетчики на входе в дома с целью уменьшения затрат на коммунальные услуги для населения.

В этой связи потребители должны требовать у городских властей и поставщиков теплоэнергии к началу отопительного сезона оснастить дома средствами учета. В противном случае они имеют полное право приостанавливать платежи за теплоэнергию по квадратным метрам.

Относительно горячего водоснабжения (как, кстати, и холодного), мы рекомендуем гражданам поспешить с установкой приборов его учета. Ведь в Украине все потери воды списываются не на поставщиков услуг, а на население. Нормы потребления «рассчитаны» Министерством ЖКХ и утверждены Кабмином так, чтобы покрыть всевозможные утечки, усушки и утряски.

Например, месячная норма расхода холодной воды составляет 5,5 куб. м/чел. (тариф в Киеве — 51,60 грн.), горячей — 3,5 куб. м (91,75 грн.). Однако после установки счетчика оказывается, что расходуется в среднем 3 куб. м (тариф — 10,24 грн. за куб. м) и 1,5 куб. м (40,92 грн.). Месячная разница между нормой и фактическим потреблением — 20,88 грн./чел. и 30,37 грн./чел. соответственно.

Не установив счетчики, вы будете продолжать набивать карманы олигархов — владельцев теплоснабжающих предприятий и водоканалов. Ведь если посчитать вышеуказанную разницу в масштабах города со 100 тыс. населения, то получим 2,088 млн. и 3,038 млн. грн., а для города-миллионника этот показатель составит уже 20,880 млн. и 30,380 млн. грн.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
vladimir
30 Июля 2015, vladimir

И где тот Кармелюк, который возглавит акцию гражданского протеста "не платим". Когда вся страна юридически грамотно пошлёт НКРЭ, и правителей по известному адресу в пеший эротический тур.

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка