В Брюссель? Только не со своей капустой!

№21v(749) 5 — 11 июня 2015 г. 05 Июня 2015 4.7

Крупный промышленный форум, который объединил в себе традиционную выставку «Машиностроение. Металлургия» и еще две выставки-конференции, состоялся в Запорожье 26 — 28 мая в выставочном центре «Козак-Палац» с участием представителей более 120 украинских и зарубежных предприятий и компаний, а также запорожского малого и среднего бизнеса. Красной нитью здесь проходила тема выведения украинской продукции на европейские рынки сбыта.

Так, экспоненты и гости проявили немалый интерес к выступлению руководителя Ассоциации содействия бизнес-сотрудничеству Украины и ЕС Юрия КОГУТА на тематическом «круглом столе». Судя по озвученной докладчиком информации, путь отечественных производителей в западном направлении устлан розами не будет. И как бы заманчиво ни звучало словосочетание «европейский рынок», без тщательной подготовки и профессионального поиска своего места на нем закрепиться там нереально.

В кулуарах форума Когут презентовал корреспонденту «2000» печатное пособие «Технологии выхода украинских компаний на рынки Евросоюза» с оформительским грифом Top secret, подготовленное экспертами ассоциации, и открыл дополнительные подробности экономических взаимоотношений со странами Европы. Предлагаем читателям главное из услышанного.

С индивидуальным подходом

Юрий Когут: «У каждой компании есть ряд задач, которые придется решать самостоятельно и изобретательно»
Юрий Когут: «У каждой компании есть ряд задач, которые придется решать самостоятельно и изобретательно»

— Юрий Иванович, сейчас модно говорить о выходе на «европейский рынок». Но вы только что акцентировали внимание украинских бизнесменов на том, что такого понятия не существует, а есть «рынки» во множественном числе.

— Повторюсь, у каждого из 28 государств ЕС рынок свой, он имеет специфику и параметры, которые необходимо учитывать украинцам. Есть свои писаные и неписаные законы, менталитет местного населения, присущая данному народу культура делового общения и т. д. Например, в Испании наметилась тенденция, сдерживающая покупку крупных предприятий иностранным капиталом. Тут через несколько лет после покупки могут объявить, что сделка была произведена с нарушениями и теперь государство вынуждено национализировать этот объект собственности.

В целом же, по официальному заявлению главы представительства Евросоюза в Украине Яна Томбинского, ситуация в Европе характеризуется очень жесткой конкуренцией и перенасыщенностью тамошних рынков.

— И все же, на что нам стоит рассчитывать? Существуют ли, скажем так, очевидные рыночные ниши, потенциально открытые для украинских компаний?

— Нет очевидных ниш. Говорить о том, что кто-то освободит нам место, тоже невозможно в принципе. Нельзя стремиться кого-то жестко подвигать с рынка, потому что в конкурентной борьбе нас «пригнут». Мы должны четко нащупать спрос в каждой отдельно взятой стране. Например, пару недель назад, находясь в Словакии, я поинтересовался, какие предложения есть в этой маленькой стране для украинского бизнеса. Оказалось, что, во-первых, — разработка IT-технологий.

Во-вторых, популярными стали наши фирмы, помогающие устраивать корпоративные праздники. На удивление, в Словакии такой вид услуг не развит.

В-третьих, строительство небольших предприятий в приграничной зоне. Их строят наши предприниматели при финансовой поддержке словацкого государства. Ему это выгодно, поскольку создаются новые рабочие места, а получаемая продукция продается в Украину либо в другие сопредельные страны.

А в Польше, думаю, приспособиться будет значительно сложнее. Здесь так хорошо развиты технологии, не только производственные, но и встроенные в повседневную жизнь, что предложить полякам нечто лучшее — задача не из простых. Переезжаешь украинско-польскую границу — и сразу окунаешься в сферу других технологий. Например, автодороги. Это не просто участок асфальта с ямами, как зачастую у нас. В Польше едешь по автобану, огороженному сеткой, которая предотвращает попадание диких животных на проезжую часть. В инфраструктуру дороги вложены деньги, и все работает.

Или другая житейская ситуация: как у нас школьники переходят дорогу? Не переходят, а перебегают. А в Польше на переходе становится человек, одетый в светоотражающий костюм, поднимает жезл. На запретительный сигнал автомобили останавливаются; дети, направляющиеся в школу, без риска пересекают трассу. Это часть технологии обеспечения безопасности на магистралях в населенных пунктах.

В Европе еда есть

— В массовом сознании украинцев присутствует тезис о том, что наша страна способна конкурировать за границей в поставках аграрной продукции, что наши производители могут «накормить всю Европу», а то и мир...

— Судите сами: в ЕС одна из острейших проблем — перепроизводство собственной сельхозпродукции. Поэтому чтобы выйти со своими товарами на западный рынок, украинцам придется сильно потрудиться.

Несколько лет назад наши бизнесмены пытались продать в одну из западных стран подсолнечное масло, но в нем почему-то была обнаружена синильная кислота. Понятно почему — там своего растительного масла хватает. Во-вторых, промоактивность украинских аграриев оставляет желать лучшего.

Как можно завоевать рынок, если тебя мало кто знает? Так, на недавней выставке «Зеленая неделя» в Берлине — крупнейшем событии в аграрном секторе экономики Европы — кого только не было! Я видел стенды монголов, казахов, японцев и так далее, не говоря уж о представителях Европейского континента. Не видел только экспозиции украинцев!

Немецкий винодел, участвующий в выставке, угощает посетителей своим вином, дает постоянным клиентам отсрочку платежа на 90 суток, а украинских виноделов здесь нет вообще. Так кто будет востребован? В Украине производят хорошее вино, но цепочку от производителя к рынку надо еще создать. Сейчас подобная выставка проходит в Милане, и наших там тоже нет.

— Какие-либо государственные институты содействуют в выходе на еврорынки?

— Руководителям компаний не нужно строить иллюзий о том, что свое государство сильно поможет им в налаживании торговых контактов с западными партнерами. Государство делает то, что ему положено: подписывает международные соглашения, участвует в международных форумах...

Но у каждой компании есть ряд задач, которые придется решать самостоятельно и изобретательно. Если раньше за границей наряду с посольствами Украины существовали торговые представительства, содействующие нашим фирмам, то сейчас этот институт по каким-то политическим причинам ликвидировали.

Поэтому для эффективного продвижения нужно отправлять своего сотрудника в интересующую вас страну, предварительно посчитав, в какую сумму обойдется его пребывание там. Вообще существует стойкое заблуждение, что можно выйти на новый рынок, не потратив при этом ни копейки.

Развивайся или умри!

— Неужели для украинских производителей и предпринимателей все так мрачно и безнадежно?

— Все будет гораздо лучше, если люди станут учиться продвигать свой товар или услугу и предлагать необычные идеи в уже имеющихся рыночных нишах. Для примера возьмем популярный товар — резиновые сапоги. Когда-то они считались исключительно рабочей обувью, были только черного цвета и не имели подкладки. Но кому-то пришла в голову мысль сделать их модным предметом гардероба: выпускать голубого, красного, белого цвета, с узорами, на каблучке... И сейчас покупательницы разметают их с прилавков.

Но самих идей недостаточно. Прежде чем выходить на не известный для себя рынок определенной страны, нужно его исследовать. А именно досконально изучить ситуацию на рынке (объем, покупательную способность), изменения в последние годы и возможные изменения в перспективе, состояние конкурентов, формальные и неформальные условия доступа к рынку; ценовую политику; нормы, которым должен соответствовать товар.

Мониторинг рынков и разработку концепции выхода конкретной компании на конкретный европейский рынок есть смысл поручить специалистам. Так, профессиональную информационную поддержку по данным направлениям оказывают эксперты нашей ассоциации.

Например, к нам обращались руководители компании, работающей в сфере химического производства. Название не могу раскрыть — коммерческая тайна. Нам заказали сделать прогноз тенденций украинской экономики в ближайшие два-три года и подготовить рекомендации по целесообразности переноса производства в соседнее государство. И эксперты спрогнозировали, что интересующие заказчика экономические показатели будут ухудшаться, равно как и конъюнктура рынка.

С учетом этих данных заказчик задолго до войны передислоцировал часть производства в Словакию. Как оказалось, вовремя, потому что предприятие находилось в Донецком регионе.

— Исходя из опыта вашего общения с предпринимателями и производителями, как они воспринимают курс на евроинтеграцию — как инициативу, поступившую «сверху», или как неизбежный исторический вызов, требующий адекватного ответа?

— Дело не в инициативах, а в жесткости системы рыночных отношений. Есть девиз «Развивайся или умри!», сформулированный американцами. Либо ты настраиваешься на производство товаров, которые будут востребованы, ищешь новые рынки сбыта, либо прекращаешь существование как рыночная организация.

Год назад я общался с представителем Стахановского вагоностроительного завода, что в Луганской области. По словам специалиста, продажи у них шли тяжело, и вот почему. Завод традиционно был ориентирован на рынок Российской Федерации, но в 2012 году в городе Тихвин Ленинградской области открыли новейший вагоностроительный завод. Кроме того, в России давно работает второе профильное предприятие — «Уралвагонзавод». Теперь российский рынок обеспечен отечественными вагонами «с головой», а что делать нашим вагоностроителям?

Выше я не зря упомянул о том, что компания для успешного развития должна иметь информацию о перспективах развития своей отрасли в стране, на чей рынок она собирается зайти. Если ты знаешь, что через год там построят предприятие, с появлением которого у тебя пропадет шанс продать свой товар, то целесообразно рассмотреть другие варианты.

Справка «2000»

Ассоциация содействия бизнес-сотрудничеству Украины и ЕС: Киев, просп. Победы, 121б, тел. (044) 220-2982.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лампочку можно не менять 10 лет

Светодиодные системы позволяют делать то, что не могут другие технологии, —...

Кругляк преткновения

Сколько стоит мораторий на вывоз необработанной древесины

Градусы против киловатт-чаcов

Платежки за услуги ЖКХ — сколько остается на другие нужды

Возмущению действиями власти нет предела

Я получил платежку за отопление (за половину октября) на 1428 грн. 64 коп.

Газовая и очень калорийная реформа

НАК «Нафтогаз Украины» объявила о намерении со следующего года начать реформу...

Лунная деревня. Марс мне — дом родной

В Днепре стараются не отставать от последних тенденций освоения космоса

Дурная кровь

ВОЗ настаивает, чтобы к 2020 г. все доноры были добровольными и безоплатными.У нас таких...

Киевское водохранилище: Лучше зарыблять, чем...

21 ноября в Киевское водохранилище было выпущено более 100 тыс. мальков растительноядных...

Клубника, пчелы и кролики

«Иностранные специалисты постоянно пытаются уйти от ответственности. То у нас...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка